Послушаев ДА_Методика и организация учебно-тренировочного процесса с юными фехтовальщиками
методическая разработка по физкультуре

Григорьева Наталия Игоревна

Послушаев ДА_Методика и организация учебно-тренировочного процесса с юными фехтовальщиками

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение г.о. Самара

«Спортивная школа олимпийского резерва №17»

Отделение фехтование

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Методика и организация учебно-тренировочного процесса с юными фехтовальщиками

Составитель:

Послушаев Д.А. - тренер

Самара

Ноябрь 2019

Оглавление

Введение

1. Этапы подготовки юного фехтовальщика.

2. Методы, используемые в тренировке фехтовальщиков.

3. Особенности физического развития юных фехтовальщиков.

Список литературы


Введение

Система многолетней тренировки фехтовальщиков предусматривает, как известно, последовательное освоение и совершенствование техники и тактики фехтования на избранном виде оружия, начиная с возрастного этапа начальной специализации. Вместе с тем имеет место и более раннее приобщение к занятиям фехтованием.

Интерес к фехтованию у занимающихся сводится к желанию проявить свои силы в спортивной борьбе, к стремлению совершенствоваться в широком плане - физическом, моральном, интеллектуальном.

Процесс совершенствования мастерства фехтовальщика сводится к регулярности, систематичности, круглодичности занятий, соблюдению спортивного режима, сознательному преодолению трудностей, стремлению к обогащению специальными знаниями.

Боевая деятельность в фехтовании, характерная быстротой разнообразных движений и их внезапной сменой, предъявляет большие требования к опорно-двигательному аппарату спортсмена. Для развития у фехтовальщиков необходимых двигательных качеств с первых шагов их подготовки в учебно-тренировочном процессе систематически используется широкий комплекс общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений.

Тренировка фехтовальщиков на возрастных этапах должна строиться на основе знаний о закономерностях развития организма подростков, сенситивных периодах развития двигательных и психофизиологических качеств. Объективные данные о возрастной динамике упомянутых свойств фехтовальщиков наряду с достоверными показателями применения действий в поединках должны составлять основу проведения учебно-тренировочного процесса.

1. Этапы подготовки юного фехтовальщика

Дальнейшее развитие фехтования в стране и повышение уровня спортивного мастерства в значительной степени зависят от качества подготовки резервов. Перед тренерами, работающими с юными фехтовальщиками, стоит важная задача - готовить мастеров фехтования, способных добиваться высоких результатов в обстановке обостряющейся конкуренции на всесоюзных и международных соревнованиях. Одно из необходимых условий успешного решения этой задачи - рациональное построение всей системы многолетней подготовки и правильное сочетание всех ее компонентов с учетом возрастных особенностей юных фехтовальщиков.

В связи с неуклонным снижением возраста спортсменов, составляющих в настоящее время сборные команды страны, перед методикой юношеского фехтовального спорта возникает ряд проблем - с какого возраста следует начать вести специализированную подготовку и как ее осуществлять, по каким этапам, с преимущественным использованием каких средств и методов. Опыт работы с юными фехтовальщиками показывает, что относительно стабильные успехи на уровне мастера спорта фехтовальщики начинают показывать в 18 - 20 лет. Возраст же мальчиков и девочек для поступления в группы начальной подготовки специализированных образовательных организациях или отделений фехтования комплексных СШОР составляет 10-12 лет. Как же должен быть построен учебно-тренировочный процесс с этими мальчиками и девочками, чтобы из перспективных юных спортсменов к 18-20 годам подготовить и воспитать мастеров спорта.

В теории и методике юношеского спорта в соответствии с возрастными особенностями физического развития установлены и научно обоснованы следующие этапы подготовки юных спортсменов:

1-й этап - предварительной подготовки;

2-й этап - начальной спортивной специализации;

3-й этап - углубленной специализации;

4-й этап - спортивного совершенствования.

В соответствии с указанной периодизацией строится многолетняя подготовка юных спортсменов и в фехтовании.

Этап предварительной подготовки юного фехтовальщика начинается с 9-10 лет и продолжается до поступления ребят в группы СШОР.

Основная задача этого этапа - укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, овладение двигательными навыками, воспитание основных двигательных качеств, привитие интереса к физическим упражнениям и к занятиям фехтованием.

Непосредственные занятия физическими упражнениями на этом этапе проводятся на уроках физической культуры в школе. Тренер по фехтованию, которому предстоит делать набор в группы начальной спортивной специализации, в контакте с учителем физической культуры школы ведет необходимые наблюдения на уроках за мальчиками и девочками, выявляет у них двигательные способности, необходимые для успешного овладения фехтованием, и прививает таким ребятам интерес к занятиям этим видом спорта.

Последующие этапы подготовки - начальной спортивной специализации, углубленной специализации и спортивного совершенствования осуществляются в системе специализированных СШОР, отделений фехтования комплексных СШОР, спортивных школ молодежи, школ высшего спортивного мастерства и групп олимпийского резерва.

2. Методы, используемые в тренировке фехтовальщиков

        Для решения задач физической, технической, тактической и психологической подготовки в фехтовании используется широкий круг общепедагогических и специальных методов, которые можно свести к словесным, наглядным и практическим методам.

Методика преподавания фехтования как одного из видов спортивных единоборств имеет особенности применения словесных, наглядных и особенно практических методов во всех формах учебно-тренировочной работы.

Словесные методы.

При подготовке фехтовальщиков практическая деятельность тренера и занимающихся широко сочетается с систематическими объяснениями, анализом, разбором техники и тактики применения действий в разнообразных ситуациях. В связи с этим тренер по фехтованию должен владеть словесными методами обучения. К словесным методам, имеющим широкое использование в фехтовании, относятся: лекции, беседы, объяснения, разбор и анализ, методические указания и рекомендации.

Лекция представляет собой специально подготовленное устное сообщение по одному из вопросов технической, тактической и психологической подготовки фехтовальщика, методики тренировки.

Лекции обычно читаются квалифицированным спортсменам на тренировочных сборах в соответствии с планами подготовки сборных команд.

Лекция должна содержать краткое изложение основных положений по намеченной теме на основе современных научных знаний и практического опыта. Лекция строится по определенному плану, материал в ней излагается в определенной последовательности.

В подготовку к лекции входят уяснение основных задач и содержания лекции, подбор и изучение соответствующих литературных и методических материалов, разработка плана лекции, непосредственное письменное изложение материала в виде конспекта, тезисов, выписок, подбор необходимых иллюстративных или вспомогательных материалов (схем, таблиц и др.).

Беседа - это свободная форма устного сообщения или передачи знаний. В отличие от лекции в содержание беседы обычно включаются более конкретные и узкие вопросы. Рассказ или сообщение тренера могут сопровождаться разбором отдельных положений, ответами на вопросы, обменом мнений. Беседа, так же как и лекция, должна иметь определенные задачи и вестись тренером целенаправленно. Конкретное содержание каждой беседы определяется рабочими планами соответствующих учебных групп на этап (месяц) подготовки или учебными планами тренировочных сборов.

Объяснение - одна из наиболее распространенных форм передачи информации тренером при проведении занятий по фехтованию. Объяснение применяется при разучивании каждого приема (действия), для уяснения занимающимися тактического назначения действий, условий их применения в различных боевых ситуациях.

Объяснения, как правило, непосредственно сочетаются с практическими действиями или чередуются с их выполнением, а потому они должны быть по возможности краткими. На первых порах при разучивании приемов (действий) необходимо объяснять основные элементы и фазы движений. Умелое использование образных сравнений, ясность речи повышают эффективность и доходчивость объяснений.

Разбор и анализ. При разборе и анализе тренер совместно с занимающимися разбирает и оценивает выполнение ими назначенных технических или тактических упражнений, а также ведение отдельных боев или выступления в соревнованиях. В соответствии с этим разбор может носить технический, тактический или методический характер, а также решать задачи психологической подготовки.

Для большей доходчивости разбор может сопровождаться воспроизведением некоторых элементов анализируемой деятельности отдельных спортсменов или команд. Активное привлечение самих спортсменов к разбору и анализу своих действий - одно из необходимых условий повышения эффективности тренировочной и воспитательной работы.

Указания и рекомендации обычно являются завершающей частью разборов, а также подведения итогов отдельных занятий, групповых и индивидуальных тренировок и выступлений спортсменов в соревнованиях. При этом важно сосредоточить внимание фехтовальщиков на главных вопросах их подготовки. Указания и рекомендации должны быть конкретными, убедительными, основанными на тщательных наблюдениях за действиями спортсменов на занятиях и соревнованиях, а также на знании индивидуальных особенностей их физической, технической, тактической и психологической подготовки.

Приведенную систематизацию словесных методов при обучении фехтованию следует рассматривать как примерную. В условиях проведения учебно-тренировочного процесса с фехтовальщиками разного уровня подготовленности могут иметь место и другие формы словесных методов, сочетающие элементы и беседы, и объяснения, и указаний.

Каждый тренер по фехтованию должен систематически работать над повышением своей общетеоретической и специальной подготовки, совершенствовать методическое мастерство, улучшать свою речь. Умение полноценно пользоваться всем богатством словесных методов - одно из важных условий успешной работы тренера па подготовке высококвалифицированных фехтовальщиков, их идейно-политическому воспитанию.

Наглядные методы.

К наглядным методам, имеющим широкое использование при обучении фехтованию, относятся: показ, иллюстрирование, демонстрация наглядных средств, просмотр боев и соревнований.

Показ - наиболее распространенный наглядный метод при обучении фехтованию, поскольку, как правило, с него начинается разучивание каждого нового приема (действия). Различные формы показа часто используют и при совершенствовании средств ведения боя (для акцентирования внимания на их отдельные элементы или особенности тактического применения).

К показу в фехтовании предъявляются высокие требования - он должен быть образцовым по технике выполнения, координированности и точности движений. У занимающихся должен оставаться впечатляющий зрительный образ совершенного движения.

Нередко возникает необходимость показывать прием (действие) не только в целом, слитном исполнении, но и по элементам и фазам движения с остановками в отдельных положениях. Тренер должен уметь продемонстрировать двигательные и тактические особенности выполнения и боевого применения изучаемых средств.

Все это предъявляет высокие требования к физической и технической подготовленности тренера. Если он сам не в состоянии образцово показать приемы, в необходимых случаях он может привлекать для показа наиболее подготовленных спортсменов.

Иллюстрирование включает использование различных графиков, таблиц, слайдов при чтении лекций, проведении бесед, разборов. Так, при анализе техники приемов используются графики, отражающие пути движения общего центра тяжести отдельных звеньев тела, вооруженной руки, изменение показателей скорости и ритма, а также характер развития динамических усилий при выполнении действий в различных условиях, показатели изменений параметров движений и др.

При изучении вопросов подготовки могут использоваться схемы и таблицы, отражающие систематизацию средств и методов специальной и физической подготовки фехтовальщика, графические планы тренировочных циклов отдельных спортсменов.

Демонстрация наглядных средств - это специально организованный просмотр подобранных по определенной теме иллюстрированных литературно-методических или научных материалов, а также приборов, приспособлений или устройств, необходимых для улучшения учебно-тренировочного процесса и проведения соревнований. Типичными примерами демонстрации наглядных средств являются просмотры слайдов и учебных фильмов.

Просмотр боев и соревнований. Мастерство фехтовальщика наиболее полно проявляется при ведении им соревновательных боев. Ведение каждого боя - это активный и сложный творческий процесс, в основе которого лежит большой труд спортсмена в предшествующем учебно-тренировочном процессе. Именно в соревновательных боях можно часто увидеть яркие примеры как блестящего, так и посредственного применения действий, удачного или неудачного создания и использования определенных тактических ситуаций, проявления тонкой тактической игры или, наоборот, примитивного ведения боя. Все это может быть весьма поучительно для дальнейшей подготовки каждого спортсмена, если под руководством тренера будут проводиться специально организованные просмотры соревновательных боев.

Одним из необходимых условий эффективного просмотра боев является четкая постановка задач и соответствующая организация просмотра. Задачами просмотра могут быть наблюдения за техникой движений оружием и характером передвижений фехтовальщиков, подготавливающими действиями, сохранением дистанции, результативностью применяемых приемов и тактических действий и т. п.

Просмотры боев могут быть групповыми и индивидуальными. При групповом просмотре тренер может ставить перед всей группой одну общую задачу или распределять конкретные задачи между отдельными спортсменами. Затем тренер дает указания по методике наблюдений и способам их регистрации. Для этого он может рекомендовать использовать опробованную в настоящее время систему условных знаков для нотационной записи действий фехтовальщиков в боях.

После просмотра тренер организует обсуждение результатов наблюдений. В заключение он подводит итоги наблюдений и обосновывает рекомендации по использованию результатов просмотра для совершенствования дальнейшей подготовки с учетом индивидуальных особенностей отдельных спортсменов.

Практические (специальные) методы.

Изложенные выше словесные и наглядные методы, имея довольна широкое использование в различных формах учебно-тренировочного процесса, представляют собой вспомогательные методы. Основными же методами обучения и тренировки в фехтовании, как и в других видах спорта, являются практические (специальные) методы.

В методике обучения фехтованию сложилось много разнообразных методов и организационно-методических форм проведения практических упражнений, позволяющих наиболее успешно решать задачи технического и тактического совершенствования на различных этапах подготовки.

Специальными методами, широко используемыми в тренировке фехтовальщиков, являются: упражнения без противника, упражнения на подсобных снарядах, упражнения с партнером, индивидуальные уроки, учебные, тренировочные и соревновательные бои.

Упражнения без противника - это выполнение всей группой одновременно или отдельными занимающимися технических приемов без взаимодействия с партнером. В таких упражнениях отрабатываются боевая стойка, позиции, передвижения в боевой стойке, выпады, "стрела", используются средства физической подготовки.

Упражнения без противника представляют собой своеобразную гимнастику фехтовальщика и применяются как при разучивании приемов, так и на всех последующих занятиях для совершенствования техники передвижений и развития специальных двигательных качеств.

При разучивании приемов упражнения вначале выполняются по командам тренера, а затем самостоятельно по его заданиям и под его контролем. Приемы целесообразно повторять сериями по 8- 10 раз. После каждой серии тренер делает необходимые замечания, указывает на ошибки и дает задание на дальнейшую отработку приема.

В подготовке квалифицированных фехтовальщиков упражнения без противника представляют собой тренировку шагов и скачков вместе с выпадом и "стрелой" в различных сочетаниях и чередованиях. Упражнения выполняются спортсменами в основном самостоятельно по заданию тренера. Тренер должен разнообразить задания различными вариантами сочетаний шагов, скачков, выпадов, «стрелы», изменением быстроты, ритма и глубины движений, использованием "игры оружием". Тренер также может давать задания на непрерывное выполнение передвижений с переменами позиций, ложно-разведывательными движениями вооруженной рукой и проведением время от времени атакующих действий. Такая тренировка типа боксерских упражнений «бой с тенью» - прекрасное, средство совершенствования мастерства фехтовальщика.

Упражнения на подсобных снарядах - это выполнение уколов (ударов) на специальных фехтовальных мишенях и манекенах. Такие упражнения широко используются как при начальном разучивании приемов, так и в процессе дальнейшей подготовки фехтовальщика для совершенствования точности и координации движений в уколах (ударах) с различных дистанций.

Упражнения на подсобных снарядах отличаются большим разнообразием и позволяют успешно осваивать координацию движений при выполнении уколов с различных дистанций целой группой занимающихся одновременно.

Ценным методическим приемом совершенствования уколов (ударов) на мишенях и манекенах является выполнение нападений в процессе маневрирования по внезапным командам или сигналам тренера (партнера). Команда («Коли!», «Руби!») или сигнал (хлопок ладонями, свисток) должны заставать маневрирующего перед мишенью или манекеном фехтовальщика на различных дистанциях от условного противника. В соответствии с этим фехтовальщик должен выполнять укол (удар) или одной рукой, или с выпадом, или с шагом вперед и выпадом, или «стрелой». В зависимости от дистанции он должен изменять и длину выпада, шага вперед и всю глубину посыла оружия, сохраняя необходимое согласование движений вооруженной руки, туловища и ног. Во всех случаях фехтовальщик должен стремиться к точному нанесению укола (удара) в назначенный сектор.

Эффективность подобных упражнений значительно возрастает, если мишени и манекены оборудовать дополнительным устройством в виде руки с оружием, позволяющим отрабатывать приемы выполнения атаки с переводом, переносом, финтами, захватами, батманами. Подобные упражнения могут с большой пользой применяться на всех этапах подготовки фехтовальщиков.

Упражнения с партнером - один из основных методов проведения групповых занятий. Сущность их состоит в том, что занимающиеся распределяются по парам и по указанию тренера выполняют назначенные приемы (действия) в определенном взаимодействии друг с другом.

Упражнения с партнером отличаются большим разнообразием. В зависимости от конкретных условий, содержания занятий и уровня подготовленности занимающихся тренер выбирает тот вид парных упражнений, с помощью которого можно наиболее успешно решить поставленные задачи.

К основным видам упражнений с партнером относятся: упражнения в передвижениях, переменах позиций и соединений; упражнения в совершенствовании атак, защит и ответов; упражнения во взаимоуроках; игровые упражнения в защитах и ответах; упражнения в «контрах».

Упражнения в передвижениях, переменах позиций и соединений. В данных упражнениях продолжается совершенствование фехтовальщиков в передвижениях во взаимодействии с партнером. При выполнении заданий на сохранение дистанции один партнер назначается ведущим, другой - ведомым. Ведущий инициативно совершает передвижения вперед, назад равномерными и спокойными шагами (или меняя их ритм и глубину), а ведомый, стараясь сохранить установленную дистанцию, выполняет соответственно шаги вперед и назад. Партнеры периодически (по указанию тренера или самостоятельно) меняются ролями. Упражнения могут проводиться с оружием и без него.

От ведомого партнера в таких упражнениях требуется повышенное внимание, способность своевременно улавливать все маневры "противника" и соответственно отвечать на них своими передвижениями, стараясь сохранить заданную дистанцию, и не убирать свою руку назад при атаках «противника».

Интерес к подобным упражнениям у фехтовальщиков еще больше возрастает, если оба партнера получают право действовать инициативно.

Упражнения в переменах позиций и соединений выполняются с оружием и в масках. Один партнер пытается завладеть соединением путем нажима своим оружием на оружие "противника", отведения или перемены соединения. Другой партнер на эти действия сам меняет соединение, не позволяя «противнику» завладеть оружием. Возможны также неглубокие угрозы уколом (ударом) в различные секторы, против которых "противник" принимает соответствующие защиты с шагом назад. Подобные упражнения могут выполняться стоя на месте и в процессе маневрирования. В них все в большей степени включаются игровые действия в форме разнообразных сочетаний реальных и ложных попыток сближений и угроз уколов (ударов).

Упражнения в выполнении атак, защит и ответов. Эти упражнения являются основным содержанием групповых занятий с юными фехтовальщиками. Один партнер получает задание на отработку определенного приема (действия), а другой - на обслуживание, т. е. создание необходимой ситуации. Например, обслуживающий партнер производит захват в 4-ю позицию, на который спортсмен атакует с переводом кнаружи (ударом по правому боку). Аналогично строятся упражнения на совершенствование защит и ответов и других приемов и действий.

Вначале занимающимся даются простые задания типа указанных выше. С ростом подготовленности фехтовальщиков условия взаимодействий партнеров усложняют. Обслуживающему партнеру могут давать задания чередовать действия в различном порядке (проводить захват, вызов, перемену соединения, угрозу укола), сочетая их с маневрированием. Партнер, тренирующийся в выполнении приемов (действий), должен сохранять необходимую дистанцию, безошибочно выбирать и применять требуемые средства, согласуя глубину своих движений с расстоянием до «противника».

Игровые упражнения в защитах и ответах. Сущность этих упражнений в том, что партнеры поочередно и непрерывно на протяжении определенной серии движений выполняют защиты от угроз нанесения укола (удара) и ответы. Вначале обычно даются задания на выполнение обусловленных нападений, защит и ответов. Каждая серия защит и ответов в таких упражнениях может и не заканчиваться нанесением укола.

Игровой элемент возникает тогда, когда одному из партнеров, а тем более обоим, дается право в один из моментов внезапно ускорить посыл оружия на ответ с таким расчетом, чтобы «противник» не успел защититься. Если нападение предпринимается неожиданно, то возникает определенная борьба, в которой фехтовальщики стремятся переиграть друг друга и нанести ответный укол (удар) с внезапным ускорением в неожиданный момент, не выдав своего намерения заметным предварительным движением оружия, туловища, ног. Подобные упражнения могут усложняться включением заданий на выполнение ответов с финтами, ремизов, превращающих их в подобие учебного боя.

Упражнения во взаимоуроках. При этом методе один из занимающихся получает задание тренировать своего партнера в индивидуальном уроке. Дав задание, тренер объясняет и показывает, как нужно действовать оружием при совершенствовании приемов (действий), какие подавать команды и распоряжения, как маневрировать и т. п.

Партнер, выступающий в роли тренера, применяет разнообразные действия оружием, создавая обстановку для проведения различных приемов. Через определенное время партнеры меняются ролями.

Упражнения в «контрах» представляют собой тренировку в боевом применении изученных действий в парах по заданию тренера. В данных упражнениях перед обучаемыми ставятся противоположные задачи: один должен атаковать партнера, другой отразить атаку и нанести ответный укол. Вначале упражнения выполняются без продолжения действий, а затем с продолжением и развитием их в боевую схватку.

Упражнения в «контрах» бывают обусловленные, с выбором и необусловленные.

Обусловленные «контры» - наиболее простой вариант упражнений этого рода. В них заранее обусловливают атакующие, защитные и ответные действия. Например, перед атакующим ставится задача - со средней дистанции из 6-го соединения атаковать уколом с переводом, а перед защищающимся - не отходя назад, взять 4-ю защиту и нанести ответный укол прямо.

В таких упражнениях спортсмены учатся скрывать начало атаки, начинать ее глубоким посылом оружия и овладевать тем ритмом ее выполнения, который обеспечивает высокую результативность в бою. Защищающийся должен быть максимально внимательным, стремиться своевременно обнаружить начало атаки, чтобы надежно и точно применить соответствующую защиту.

Подобные упражнения могут выполняться из неподвижных положений, в сочетании с передвижениями и ложными нападениями. Усложнение упражнений достигается также заданиями на продолжение действий и развитие их в боевые схватки, в которых разрешается наносить ответы (контрответы) в разные секторы.

«Контры» с выбором состоят в том, что атакующему дается право выполнять по своему усмотрению из двух-трех возможных атак какую-либо одну. Например, чередовать применение: атаки с переводом и атаки с двойным переводом; атаки с батманом в 4-ю позицию и уколом прямо и атаки с батманом в 4-ю позицию и уколом с переводом кнаружи и т. п. В этом случае защищающемуся становится труднее применить нужную защиту, что заставляет его концентрировать свое внимание и убыстрять реагирования.

Необусловленные «контры» - это упражнения, в которых атакующему разрешается применять любые атаки: прямо, с переводами, переносами, с действием на оружие, с финтами. Защищающийся также не ограничивается в применении различных защит и ответов. У занимающихся создаются широкие возможности для разнообразия и усложнения действий, а, следовательно, для широкого технико-тактического совершенствования.

Индивидуальные уроки - наиболее распространенный и эффективный метод тренировки фехтовальщиков, особенно фехтовальщиков высокой квалификации. Сущность его состоит в том, что тренер поочередно обучает отдельных спортсменов, непосредственно взаимодействуя с ними своим оружием.

Тренер выступает одновременно и в роли учителя, и в роли противника, создающего различные тактические ситуации. В этом случае тренер получает возможность сосредоточить внимание на действиях одного обучаемого и тщательно заниматься его техническим и тактическим совершенствованием.

С помощью многократного повторения упражнений и постепенного убыстрения действий оружием, облегчения и усложнения ситуаций тренер добивается от учеников необходимой быстроты, точности и легкости движений.

В зависимости от конкретных задач, этапа подготовки и контингента занимающихся индивидуальные уроки могут быть уроками обучения, тренировки и уроками боя.

Уроки обучения направлены на освоение отдельных технических приемов, атак, встречных нападений, защит и ответов в относительно простых условиях.

Уроки тренировки направлены на совершенствование двигательных навыков и тактических способностей, а также развитие физических и психических качеств, необходимых для успешных действий в фехтовальных боях.

В индивидуальных уроках тренировки внимание акцентируется на отработке как техники отдельных приемов, так и тактики их применения. Поэтому индивидуальные уроки тренировки могут иметь техническую или тактическую направленность.

В уроках технической направленности многократно повторяются разнообразные приемы, их сочетания на различные, преимущественно обусловленные, действия тренера.

В уроках тактической направленности главное внимание уделяет развитию тактического мышления и способностей в обыгрывании противника. Поэтому в содержание этих уроков входит выполнение действий в сочетании с разведкой и вызовами, созданием и выбором момента для их применения и т. п.

Перечисленное деление индивидуальных уроков в значительной степени условно и определяет лишь их направленность. Чистых технических или тактических уроков не бывает, так как совершенствование технических приемов является лишь частью тренировочной работы, после которой оно продолжается на фоне решения тактических задач, требующих проявления широкого круга качеств и способностей.

Уроки боя направлены на развитие у занимающихся тактического мышления, способности быстро оценивать возникшую обстановку, создавать выгодные тактические ситуации и использовать их, применяя соответствующие действия. Для решения этих задач тренер дает ученику определенные установки, а затем выполняет роль противника.

В уроках боя тренер не должен полностью брать на себя инициативу. Важно, чтобы спортсмен выступал зачинателем действий и тактических комбинаций. Наряду с активностью и инициативой тренер должен воспитывать у фехтовальщиков постоянную настороженность и готовность к своевременному переключению от атак к защитам, контратакам или повторным атакам. С этой целью на разведки и вызовы ученика тренер должен реагировать по-разному: в одних случаях создавать обстановку для применения атаки, в других - защиты, в третьих - контратаки.

Естественно, что конкретное содержание уроков боя и сложность создаваемых в них ситуаций зависят от задач подготовки и уровня мастерства фехтовальщика и тренера.

Учебные бои. Специальными заданиями в учебных боях совершенствуются техника определенных приемов и тактические умения в условиях единоборства с «противником».

В упрощенной форме учебные бои являются непосредственным продолжением упражнений в "контрах". В них, как и в "контрах", одного партнера назначают атакующим и он получает задание применять определенный круг атак, а в случае неудачи быть готовым к отражению ответов и продолжению действий. Другой партнер защищается от атак и наносит ответы, а в случае отражения ответа должен быть готов к продолжению действий. Партнеры периодически меняются ролями.

В отличие от упражнений в «контрах» в учебных боях по заданию партнеры получают право произвольно маневрировать, меняя и выбирая дистанцию, применять действия разведки и вызовы для обыгрывания соперника и созданния наиболее выгодной ситуации.

Усложнение учебных боев осуществляется предоставлением партнерам равного права атаковать или защищаться, но действия их по-прежнему определены заданиями тренера. В одних случаях ограничиваются действия или время ведения боя, в других - намечаются тактические задачи создания определенных ситуаций путем маневрирования, применения подготавливающих действий, определенного чередования средств нападения и защиты, ведения схваток у задней границы поля боя и т. п.

Тренировочные и соревновательные бои. В этих боях спортсменам предоставляется полная свобода в выборе средств и форм ведения боя. Основная задача такого "вольного" боя - тактически переиграть противника, создать выгодные моменты и умело использовать их для нанесения уколов (ударов).

В тренировочных боях фехтовальщик не должен бояться получить укол (удар). Спортсмен обязан анализировать каждый случай получения укола (удара), находить причины своей неудачи и, повторяя ситуацию, пытаться исправить свою техническую или тактическую ошибку. Тренировочные бои принесут значительно большую пользу, если в них будут решаться специальные тактико-технические задачи. Для приобретения опыта ведения боев с разными противниками необходимо чаще менять партнеров.

По мере приобретения опыта ведения учебных и тренировочных боев в тренировки все больше следует включать соревновательные бои. В этих боях оттачиваются тактические способности, развиваются боевые качества и приобретается специальная выносливость к перенесению интенсивных и длительных нервных напряжений. Соревновательные бои с разными противниками являются неотъемлемой частью подготовки фехтовальщиков. Соревновательные бои должны быть разнообразными: личными и командными, с выбыванием после одного (двух) поражений, с задачей дольше продержаться на дорожке в качестве победителя, с ведением боев на различное количество уколов (ударов), с гандикапом (форой) и т. п.

После соревновательных боев тренер анализирует технику и так тику каждого спортсмена и дает необходимые указания по исправлению отмеченных недостатков.

3. Особенности физического развития юных фехтовальщиков

        При проведении учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности юных фехтовальщиков разного возраста.

Одной из характерных особенностей физического развития подростков 10-13 лет является усиленный рост, вследствие чего появляется определенное несоответствие между активным ростом и замедленным развитием сердечно-сосудистой системы. Это отставание сердечно-сосудистой системы может приводить к неадекватным ее реакциям на различные нагрузки, особенно с быстрыми переключениями от одних интенсивных действий к другим. Телосложение мальчиков и девочек в этом возрасте в большинстве случаев отличается непропорциональностью. Движения характерны некоторой скованностью, а иногда и неуклюжестью.

В функциональной деятельности центральной нервной системы также проявляются характерные особенности. Процессы возбуждения в коре больших полушарий заметно превалируют над процессами торможения, вследствие чего поведение занимающихся часто бывает неровным, психические процессы, особенно внимание, отличаются недостаточной устойчивостью. Поэтому многократное повторение в процессе занятий однообразных упражнений вызывает быстрое утомление, снижение к ним интереса, медленное освоение боевых средств и недостаточный перенос их в условия соревновательного боя.

У юношей и девушек 14-16 лет продолжается усиленный рост тела и развитие всех органов и систем. В этот период отмечается заметное увеличение силы, улучшение координации движений и значительное повышение показателей скоростно-силовых качеств. Все это позволяет увеличивать объем и интенсивность нагрузок. Юные фехтовальщики в этом возрасте успешно осваивают сложно-координационные упражнения.

Однако сердечно-сосудистая система продолжает отставать в своем развитии от других систем организма, вследствие чего юноши и девушки в этом возрасте обладают недостаточной выносливостью к длительным напряжениям. Поэтому на занятиях наряду с общим повышением нагрузок необходимо избегать длительной однообразной работы, предусматривать отдых и переключения.

В функциях высшей нервной деятельности в этом возрасте усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения. Становится более выраженной регулирующая роль коры больших полушарий. Занимающиеся начинают проявлять способность довольно четко анализировать и осваивать сложно координационные приемы и действия. Растет увлеченность фехтованием, стремление к достижению спортивного мастерства. Поощряя возрастающий интерес к спортивному мастерству, тренер в то же время должен умело предотвращать попытки скорее добиться результата в основном при помощи большого объема боев. Для роста мастерства следует широко использовать разнообразные упражнения с партнером, индивидуальные уроки, учебные бои по заданию, а также тренировочные бои и соревнования. Одной из важнейших педагогических задач занятий на этом этапе является привитие юным фехтовальщикам интереса к парным упражнениям. Постепенно усложняя их и вводя все в большей степени элементы тактической борьбы, тренер должен формировать творческое отношение ребят к занятиям, что является одним из необходимых условий успешного овладения техникой и тактикой фехтования.

Юноши и девушки 17-19 лет, входящие в группы спортивного совершенствования, по своему физическому развитию приближаются к взрослым спортсменам. В основном в занятиях с ними можно применять большие и максимальные нагрузки. Однако нередко в физическом и психическом развитии у юношей и девушек этого возраста наблюдаются различные отклонения от средней нормы. Это необходимо учитывать при проведении занятий, использовании средств и методов тренировки и, планируя в целом высокие нагрузки, вносить в них необходимые коррективы с учетом индивидуальных особенностей.

В этом возрасте фехтовальщики способны добиваться уже высоких результатов на различных соревнованиях не только среди участников своего возраста, но и среди взрослых спортсменов. В то же время юноши и девушки все еще отличаются недостаточной уравновешенностью нервных процессов, поэтому их спортивные результаты часто бывают неустойчивыми. За отдельными большими успехами могут следовать провалы. Нередко в таких случаях фехтовальщики теряют веру в свою перспективность. Тренер должен вовремя прийти на помощь. Лучший способ заставить спортсмена снова поверить в себя - это тщательный анализ проведенных боев, выявление имеющихся достоинств и недостатков в физической, технической, тактической, психологической подготовке и мобилизация на активные тренировки по дальнейшему совершенствованию своего спортивного мастерства.

Особенности использования средств и методов тренировки.

Физическая подготовка. Необходимость предварительной общей физической подготовки приобретает особое значение в работе с юными фехтовальщиками. С первых занятий следует использовать широкий комплекс общеразвивающих упражнений, отличающихся естественностью координации движений и не требующих специального разучивания. Это простейшие гимнастические упражнения, выполняемые стоя, лежа, на гимнастической скамейке, шведской стенке, во время ходьбы, бега, укрепляющие мышцы и связки и развивающие координацию движений. При подборе средств физической подготовки необходимо учитывать динамику физического развития занимающихся для воспитания отдельных двигательных качеств.

В возрасте 10-13 лет хорошо развивается гибкость, так как суставы детей и подростков обладают хорошей подвижностью, а мышцы - эластичностью. Для развития гибкости следует систематически включать в занятия разнообразные упражнения с широкими маховыми движениями. Для укрепления мышц плечевого пояса, живота, спины полезны упражнения с набивными мячами. Однако при подборе средств физического развития для фехтовальщиков групп начальной подготовки предпочтение следует отдавать игровым формам проведения занятий - эстафетам, подвижным и спортивным играм, являющимся прекрасным средством развития ловкости и координации движений.

В физической подготовке юных фехтовальщиков 14-16 лет увеличиваются объем и интенсивность упражнений. Более широкое применение должны получать скоростно-силовые упражнения: прыжковые и беговые упражнения легкоатлетического и специализированного характера, с набивными мячами, кроссы, а в зимнее время занятия коньками, лыжами. Кроме подвижных используются спортивные игры (баскетбол, футбол, гандбол, хоккей).

Спортивные и подвижные игры, эстафеты и различные соревновательные упражнения кроме всестороннего положительного воздействия на занимающихся способствуют воспитанию ряда ценных качеств, необходимых фехтовальщику, прежде всего ловкости, быстроты простой и сложной двигательной реакции, находчивости, инициативности, решительности.

Физическую подготовку следует широко использовать для укрепления здоровья ребят. В этих целях летом, весной и осенью необходимо часть занятий проводить на стадионах и открытых площадках.

Техническая подготовка. Эта часть педагогического процесса в фехтовании является наиболее трудоемкой. Обучение технике - ответственный этап в создании базы для последующего овладения спортивным мастерством.

Одно из важных условий технической подготовки - соблюдение обходимой последовательности в прохождении программного материала и в изучении отдельного приема (действия). В этом отношении тренеры должны руководствоваться известными дидактическими принципами: от простого - к сложному, от легкого - к трудному, от известного - к неизвестному.

Другое не менее важное требование - тщательность обучения. Прочное усвоение боевой стойки, передвижений, выпада, позиций, уколов (ударов), простых атак, защит и ответов является необходимой базой для дальнейшего совершенствования технического мастерства. Тренеру следует помнить, что двигательные восприятия, возникающие при разучивании приемов (действий), впоследствии с трудом поддаются изменениям и исправлениям. Известно, что легче научить занимающегося новому приему (действию), чем исправить у него верно заученное движение.

Важно также уделять необходимое внимание выработке правильной осанки при выполнении основных приемов фехтования. Хорошая осанка создает рациональное положение тела, его отдельных звеньев и наиболее оптимальный мышечный тонус. Все это помимо эстетической значимости является условием свободного, непринужденного и наиболее эффективного выполнения приемов (действий), а, следовательно, и достижения технического совершенства в фехтовальных движениях.

Для соблюдения указанных методических положений необходимо всю систему обучения строить на широком использовании специальных подводящих и подготовительных упражнений.

Например, ребятам при изучении боевой стойки бывает трудно сразу освоить многочисленные требования к ее выполнению. Опыт показывает, что юные фехтовальщики более успешно овладевают боевой стойкой, если изучают ее при помощи ряда подводящих упражнений для правильной постановки ступней, туловища, таза, плеч, определения уровня сгибания ног, положения коленей, постановки вооруженной и невооруженной руки.

Тщательность освоения изучаемых приемов неизбежно требует многократного повторения их отдельных элементов и частей, что утомительно для ребят 11 - 13 лет. При длительном повторении однообразных движений у них начинает снижаться интерес к продолжению таких упражнений. Чтобы избежать этого, необходимо упражнения в освоении основных положений, передвижений, уколов (ударов) и другие проводить в отрезки времени не более 10 - 0 мин. и чередовать их с другими, преимущественно динамическими, упражнениями.

Особенно важны в технической подготовке юных фехтовальщиков эмоциональные, и прежде всего игровые, формы проведения специальных упражнений. На этапе начальной специализации наиболее целесообразны четыре типа упражнений:

1. Выполнение приемов и действий с оценкой. Система оценок, особенно при выполнении физических упражнений, где проявляются двигательные качества и способности подростков, - действенный стимул к достижению лучших результатов, а потому хорошее средство активизации ребят в усвоении материала.

2. Выполнение приемов без противника перед зеркалом с самооценкой и в парах с взаимооценкой и взаимоконтролем. Правильное использование взаимоконтроля и взаимопомощи оживляет занятия, вызывает у ребят желание показать товарищу, как надо выполнять прием, и исправить ошибку у своего партнера.

3. Соревновательное выполнение парных упражнений в передвижениях на сохранение и изменение дистанции. Совершенствование передвижений усложняется подбором соответствующей дистанции в процессе маневрирования, заданиями коснуться партнера рукой за руку, плечо в "стреле" или выпаде. Необходимо к таким заданиям подводить последовательно и давать их только тогда, когда ребята научатся маневрировать с партнером без искажения боевой стойки и техники передвижений.

4. Игровые парные упражнения в переменах позиций и соединений. В них один из партнеров (ведущий) принимает соответствующие позиции или соединения, второй партнер, стоя против первого на средней дистанции, повторяет все его действия. Ведущий партнер по заданию тренера изменяет ритм перемены позиций и соединений и сочетает их с неожиданными передвижениями.

В занятиях с учебно-тренировочными группами репертуар игровых и соревновательных форм проведения специальных упражнений значительно расширяется, так как ребята на втором и третьем году обучения уже способны выполнять многие приемы без искажения техники. Поэтому помимо игровых упражнений, предложенных для этапа начальной специализации, можно рекомендовать еще следующие:

1. Игровые формы проведения упражнений с уколами (ударами) в мишень.

2. Игровые парные упражнения при выполнении защит и ответов.

3. Игровые парные упражнения при выполнении атак, защит и ответов, контрзащит и контрответов.

Использование игровых форм упражнений значительно повышает эмоциональный фон занятий и позволяет увлечь ребят на активную работу по совершенствованию многообразных фехтовальных приемов и действий. При этом необходимо ясно ставить перед занимающимися задачу и нацеливать их на то, чтобы в ходе игровых действий они стремились проводить приемы правильно, контролировать технику. Следует также следить, чтобы занимающиеся не отвлекались на посторонние дела, что всегда возможно при отсутствии контроля и должного педагогического руководства при проведении занятий.

Тактическая подготовка. Тренировка фехтовальщика представляет единый процесс, направленный на совершенствование разнообразных средств, освоение умений выбора и создания соответствующих ситуаций для их применения в условиях взаимодействия с партнером, тренером, противником.

Однако удельный вес средств технической и тактической направленности на различных этапах подготовки юного фехтовальщика неодинаков. На этапе начальной спортивной специализации основным содержанием занятий, безусловно, являются упражнения для овладения техникой основных приемов фехтования и развития физических качеств. Однако из объяснений тренера занимающиеся должны усваивать тактическое назначение изучаемых средств, получать сведения о том, где, когда, для чего, в каких условиях применяется каждое действие. По мере освоения структуры приема в стандартных условиях занимающиеся переходят к совершенствованию приема в парных упражнениях и индивидуальных уроках с тренером в различных ситуациях. В этих упражнениях действия, занимающихся совершаются уже на определенном тактическом фоне. Вместе с совершенствованием техники приемов и координации движений начинают формироваться и первичные тактические навыки: чувство дистанции, умение выбрать момент для выполнения действия, а в дальнейшем и действие в зависимости от возникающей ситуации.

Однако упражнения в совершенствовании изучаемых приемов (действий) при взаимодействиях с партнером (тренером) носят учебный характер, ибо занимающиеся в них действуют в условиях, при которых партнер (тренер) выступает в роли обслуживающего, создающего определенные ситуации. Необходимо, чтобы постепенно упражнения приобретали боевой характер, а партнер (тренер) превращался в активно действующего противника.

Последовательное переключение от выполнения приемов в учебных условиях к применению в постепенно усложняющихся боевых взаимодействиях является генеральной линией в методике тактической подготовки юных фехтовальщиков. Основные формы ее практического осуществления - упражнения с тактическими задачами и учебные бои.

Каждый тренер, работающий с юными фехтовальщиками, должен постоянно искать методы, убыстряющие освоение средств фехтования, и разрабатывать все новые упражнения, которые вызывали бы интерес у занимающихся и побуждали их к активной деятельности по совершенствованию своих тактических способностей.

Упражнения с тактическими задачами отличаются большим разнообразием, но схематически их можно объединить в несколько основных групп. Приводим примерные тактические задачи для освоения в парных упражнениях группового урока.

Выбор момента для применения атаки в зависимости от дистанции. Первоначально ставится задача, чтобы атакующий партнер, находясь в определенной позиции (на дальней или несколько большей, чем средняя, дистанции) и слегка маневрируя, выбирал необходимый момент и выполнял назначенную тренером атаку с выпадом или с шагом и выпадом. Атака начинается при возникновении определенной дистанции. Исходная позиция может произвольно меняться.

Усложнению задач служит введение в упражнения следующих игровых моментов:

защищающийся чередует получение укола (удара) с выполнением защиты и нанесением ответного укола (удара);

атакующий чередует получение ответного укола (удара) с выполнением контрзащиты и нанесением контрответа, в результате чего время от времени возникают фехтовальные схватки, являющиеся ценным средством для совершенствования быстроты реакции и точности уколов (ударов);

атакующий чередует действительные атаки с дальней дистанции с ложными нападениями и сближениями, усиливая этим неопределенность схватки перед началом атаки и затрудняя принятие своевременной защиты;

атакующий произвольно выбирает атаку из двух (трех) назначенных тренером, что повышает эффективность таких упражнений, особенно в тех случаях, когда атаки аналогичны по своему началу (например, атаки уколом с переводом или двойным переводом; захват в 6-ю позицию и укол прямо или с переводом).

Выбор момента для применения атаки при движении партнера оружием. В наиболее простых упражнениях защищающийся, находясь в боевой стойке, производит медленно и четко перемены позиций, соединений, вызовы открытием сектора, вытягиванием вооруженной руки. Атакующий, находясь на средней или дальней дистанции неподвижно или слегка маневрируя, наблюдает за игрой партнера оружием, выбирает момент и выполняет заданную атаку с учетом действий защищающегося партнера.

Вначале для атаки назначается один прием, например, укол с переводом внутрь в момент возникновения 6-го соединения. Затем тренер может предложить две или три атаки, например, из 6-го соединения - укол с переводом во внутренний сектор; из 4-го соединения - укол с переводом в верхний наружный сектор; на вытягивание оружия вперед - захват в 6-ю (4-ю) позицию и укол прямо. Во всех случаях атакующий выбирает момент для нападения по своему усмотрению. Для этого он, изучая игру партнера, назначает соответствующий момент для начала атаки, пропуская в ряде случаев другие не менее выгодные моменты. Но к выжидаемому действию он должен готовиться так, чтобы начать атаку в точном соответствии с движениями оружием партнера.

Для усложнения взаимодействий в упражнения могут вводиться различные игровые ситуации, например: защищающийся чередует получение укола (удара) и выполнение защиты с ответным уколом (ударом); атакующий чередует получение ответного укола (удара) и выполнение контрзащиты с контр ответом; атакующий включается в игру оружием с партнером (вслед за переменами позиций и соединений партнером тоже производит перемены позиций и соединений) и в один из моментов взаимодействия клинками выполняет заданную или произвольно выбранную атаку; атакующий берет на себя инициативу в перемене позиций и соединений и, когда партнер начинает перемещать свое оружие, выбирает момент и выполняет соответствующую атаку.

Выбор момента для применения атаки в зависимости от дистанции и взаимодействия с оружием партнера. Упражнения имеют следующие примерные варианты: инициатива в передвижениях и игре оружием у защищающегося партнера; инициатива в действиях у атакующего партнера; произвольное маневрирование и игра оружием обоих партнеров.

Данные упражнения по сравнению с предыдущими требуют от спортсменов более высокой технико-тактической подготовленности. Если упражнения в раздельном выборе моментов для атак в зависимости от возникающей дистанции и положения оружия противника вполне по силам фехтовальщикам II юношеского разряда, то сочетание обеих тактических задач в одном упражнении подходит лишь для фехтовальщиков I юношеского разряда и выше. На этом уровне подготовки юных фехтовальщиков упражнения с выбором момента для атак (особенно в условиях произвольного маневрирования и игры оружием) могут выступать в качестве одного из эффективных средств воспитания боевой ориентировки, способностей точно действовать в схватках в соответствии с возникающей ситуацией.

Выбор момента для применения защиты или контратаки, выбор противодействий атакам на основе сложных реагирований. В упражнениях перед одним из партнеров ставится задача применять различные атаки, а перед другим - внимательно наблюдать, своевременно защищаться и наносить ответные уколы (удары). Первоначально схватки выполняются из неподвижно заданных положений оружия, а затем в процессе свободного маневрирования и игры оружием.

Упражнения могут усложняться выполнением тактических задач на применение следующих действий: защит от простых атак; защит от атак с финтами; защит от простых атак и атак с финтами; контратак от атак с финтами; защит или контратак на атаки с финтами; защит или контратак на атаки с действием на оружие; защит или контратак, реагируя на произвольно чередуемые противником атаки всех разновидностей.

Систематическая тренировка в выполнении подобных упражнений способствует совершенствованию специализированного внимания. Они развивают также быстроту и точность восприятий начала действий противника, их характера и ответных дифференцировочных двигательных реакций, являющихся важным моментом в формировании "чувства боя".

Применение атак, защит и контратак при внезапных взаимодействиях с партнером. Атакующий выбирает момент начала действия в зависимости от дистанции и движений партнера оружием. Защищающийся отступает шагом назад, пытается отразить атаку и нанести ответ или получает укол. Наряду с этими действиями защищающийся партнер время от времени сам выбирает момент и по возможности неожиданно атакует на подготовку. Следовательно, готовность к отражению внезапных атак и нанесению ответных уколов у партнеров должна быть обоюдной.

Вначале для проведения подобных упражнений тренер может назначать определенные атаки для применения как с одной, так и, с другой стороны. В последующем партнерам предоставляется право применять по своему усмотрению любую атаку из двух-трех заданных тренером.

Особенность подобных упражнений состоит в том, что в них занимающиеся тренируются в своевременном применении атакующих действий на фоне распределенного внимания. Развитие способностей быть готовым одновременно к атакующим и защитно-ответным действиям является одним из необходимых условий для успешного ведения фехтовального боя.

Распознавание реакций партнера на действия разведки. Разведывание защитных намерений выполняется угрозами оружием, ложными нападениями и другими действиями, составляющими игру оружием. Защищающийся партнер на угрозы оружием, захваты и попытки нападений реагирует защитой, контратакой, отступает назад или защищается с одновременным сближением и т. п. Спортсмен, выяснив реакцию "противника" и учтя его будущие действия (партнер должен оба раза реагировать одинаково), атакует или применяет какое-либо другое действие в зависимости от реакции партнера. Например, атакующий выполняет угрозу нападения уколом (ударом) прямо (защищающийся на это движение реагирует 4-й защитой) и, выяснив реакцию партнера, в следующей попытке совершает действительную атаку - финт прямо и укол (удар) с переводом (переносом) кнаружи.

Подобные упражнения вырабатывают умение создавать необходимые ситуации для эффективного применения атак, контратак, защит и ответов, так как в практике ведения боев часто наблюдаются случаи реагирования фехтовальщиков на внезапные угрозы оружием, батманы, захваты и другие подготавливающие действия. Умение различать характер экспромтного действия является одним из важных тактических качеств фехтовальщика.

Для развития у юных фехтовальщиков умения использовать средства разведки тренер должен подбирать соответствующие упражнения, наполняя их конкретным содержанием в зависимости от подготовки занимающихся.

Вызов партнера на определенные действия и создание ситуаций для применения соответствующих средств. Содержание упражнений при выполнении данной тактической задачи состоит в том, что один партнер своими подготавливающими действиями вызывает у другого определенные намерения и создает ситуацию для применения соответствующих средств и успешного завершения возникающих боевых схваток.

Например, партнер, совершающий вызов с дальней дистанции, производит захват в 4-ю позицию, чем дает "противнику" повод для применения контратаки с переводом кнаружи. Выполняя это действие один или несколько раз и как бы подготавливая атаку, фехтовальщик старается вызвать своего партнера на применение контратаки. Начиная атаку захватом и ожидая контратаку "противника", инициатор схватки отражает ее 6-й защитой и наносит ответ. Однако противодействующий вызову партнер может совершить не только контратаку переводом, но и другое действие, например контратаку двумя переводами, выполнить круговой батман в 6-ю позицию и укол прямо или применить нападение последующего намерения, чтобы отразить ответный укол и завершить схватку контрответом. Во всех случаях противодействующий вызову партнер своими неожиданными действиями, в свою очередь, может создавать для инициатора схватки тактические ловушки. В результате между партнерами завязывается тактическая борьба, в которой одному из них удается переиграть другого и опередить в схватке.

Такого рода упражнения содействуют формированию тактического мышления на основе непосредственного общения с "противником", обогащают представления юного фехтовальщика об особенностях боевых ситуаций и возможностях их преднамеренного воспроизведения для применения действий.

Непосредственным продолжением упражнений с тактическими задачами, но с относительно большей свободой действий партнеров являются учебные бои. В них можно произвольно маневрировать по всей фехтовальной дорожке, применять различные подготавливающие действия и т. п. Однако все эти действия совершаются в рамках определенных заданий, даваемых тренером.

Задания носят различный характер и преследуют отработку определенных технических намерений и действий. Могут ставиться задачи на выбор дистанции для применения определенных или произвольно выбранных атак, создание благоприятных ситуаций для выполнения определенных действий, ведение боя с преимущественным использованием контратак или защит и ответов и др.

Задания для учебных боев необходимо подбирать с учетом уровня подготовленности юных фехтовальщиков, а в группах спортивного совершенствования и с учетом индивидуальных особенностей и складывающейся манеры боя. Учебные бои по заданию являются одним из ценных средств совершенствования тактического мышления и боевого мастерства. В практике работы с юными фехтовальщиками они должны широко использоваться в качестве переходной ступени к свободным тренировочным и соревновательным боям.

Список литературы

1. Аркадьев В. А. Фехтование. Учебное пособие для секций и коллективов физической культуры. М., ФиС, 2005.

2. Аркадьев В. А. Тактика в фехтовании. М., ФиС, 2005.

4. Базаревич В., Гансон В., Голяницкий А. Судейство соревнований по фехтованию. М., ФиС, 2003.

5. Голяницкий А. Судейство соревнований по фехтованию. М., ФиС, 2006.

6. Келлер В. С., Тышлер Д. А. Тренировка фехтовальщиков. М., ФиС, 2009.

7. Лейтман Л. Г., Пономарева А. М., Родионов А. В. Фехтование юным. М., ФиС, 2007.

9. Мидлер М. П., Тышлер Д. А. Психологическая подготовка фехтовальщиков. М., ФиС, 2003.

10. Пономарев А. Н. Парные упражнения в подготовке фехтовальщика. М., ФиС, 2008.

11. Пономарев А. Н., Сайчук Л. В. Фехтование на шпагах. М., ФиС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

В статье представлена методика организации учебно-тренировочных занятий, основанная на принципах индивидуализации и последовательности....

Методические рекомендации по построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса спортсменов-гиревиков.

Пособие включает учебный и методический материалы и со­держит рекомендации по построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса на различных этапах многолет­ней подготовки спортсмено...

ПМ 03. ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

-Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта....

ПМ 3 ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно- тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

Конспекты учебно-тренировочных занятийпредставлены в ПМ.01. Организация и проведениеучебно-тренировочных занятий, и руководствосоревновательной деятельностью спортсменов визбранном виде спорта ПК 1.1....

ПМ 03. ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

Конспекты учебно-тренировочных занятий представлены в ПМ.01. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий, и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта ПК ...

ПМ 03. ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

-Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта....