Обучение элементам волейбола в начальной школе.
методическая разработка по физкультуре

Бондарева Анна Витальевна

Занятия физической культурой – это эффективное средство укрепления здоровья и физического развития учащихся, воспитания в себе смелости, настойчивости, решительности, инициативы, а также дисциплинированности, коллективизма и взаимопомощи. Все это позволяет использовать волейбол в начальной школе как составную часть программы по физической культуре, являющуюся одним из средств решения основных задач физического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuch-nie_voleybolu.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ «ШКОЛА ГРАН»

ОБЛАСТЬ: «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Методическая разработка

«ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ВОЛЕЙБОЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

                                                                               Учитель физической культуры

                                                                                ЧОУ «ШКОЛА ГРАН»:

                                                                             Бондарева Анна Витальевна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2020г


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

Значение обучения элементам волейбола на уроках физической культуры в начальной школе        3

Особенности организации уроков физической культуры при обучении элементам волейбола в начальной школе        4

Особенности методики обучения элементам волейбола на уроках физической культуры в начальной школе        5

ТЕХНИКА ВОЛЕЙБОЛА        7

Исходные положения и перемещения        7

Верхняя передача        9

Нижняя передача (прием мяча снизу)        11

Нижняя прямая подача        13

Выводы        16

Список литературы        17

 

  1. Введение

Вся система образования в настоящее время строиться так, чтобы способствовать гармоническому развитию личности. Не исключением является и система физического воспитания в школе, способствующая развитию в каждом человеке потребности в своем физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни, а также оздоровлению своего организма средствами физической культуры. Одним из таких средств физической культуры и спорта являются занятия волейболом. Программа физической культуры в школе включает изучение волейбола (в средней школе) в разделе освоения двигательных действий и навыков, которыми должен овладеть учащийся по окончанию определенной ступени школьного образования. Но часто, особенно в начальной школе, учебная программа видоизменяется. На это влияет ряд факторов (материальная база, оснащенность зала, уровень подготовленности учащихся, мастерство учителя, его знания в этой области), что может вести за собой исключение из программы волейбола.

Мы пришли к выводу, что, создавая начальные представления об основных видах спорта (гимнастике, волейболе, баскетболе, легкой атлетике, футболе и др.) в начальной школе, мы изначально формируем гармонично и всесторонне развивающуюся личность ребенка, как в области физической культуры и спорта, так и в целом.

  1.  Значение обучения элементам волейбола на уроках физической культуры в начальной школе

Занятия физической культурой – это эффективное средство укрепления здоровья и физического развития учащихся, воспитания в себе смелости, настойчивости, решительности, инициативы, а также дисциплинированности, коллективизма и взаимопомощи. Все это позволяет использовать волейбол в начальной школе как составную часть  программы по физической культуре, являющуюся одним из средств решения основных задач физического воспитания. Такими задачами являются:

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию, способствовать созданию устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
  • овладение школой движений;
  • создание представлений об основных видах спорта, снарядах, инвентаре, о соблюдении правил безопасности во время занятий;
  •  развитие координационных и кондиционных качеств занимающихся;
  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности  к тем или иным видам спорта;
  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов

  Применение в процессе обучения, в младших классах волейбола, способствует решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания в школе.

Достоинством обучения волейболу в школе является его применение как средство пропаганды физической культуры и спорта. Ученик, заинтересовавшись  волейболом и познав горечь первых поражений, убеждается в том, что для успешной игры ему не хватает умения высоко прыгать, выносливости, точности передачи. Осознав это, он начинает заниматься прыжками, бегом, метаниями, общеразвивающими упражнениями и другими видами физических упражнений.

Многообразие движений при игре в волейбол является эффективным средством для устранения недостатков в физическом развитии школьников и способствует повышению их двигательной активности на протяжении всего обучения в школе.

  1.  Особенности организации уроков физической культуры при обучении элементам волейбола в начальной школе

Проведение уроков по волейболу в начальной школе имеет свои особенности. При проведении уроков необходимо учитывать физиологические, психические и физические особенности учащихся данного возраста. Для данного этапа обучения чаще всего применяются игры с элементами волейбола, упражнения, имитирующие игровые приемы (или близкие к ним), учебные игры с упрощенными правилами. При организации уроков необходимо помнить, что в этом возрасте детскому организму свойственно не только быстрое утомление, но и быстрое восстановление работоспособности, поэтому при обучении необходимо использовать комплексы разнообразных упражнений, разной интенсивности  и направленности.

Использование на уроках различных методов организации (фронтального, группового и д.р.) позволяет повысить уровень усвоения учебного материала. Как и любой урок, урок по изучению элементов волейбола у младших школьников состоит из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть урока включает в себя: установку на изучение учебного материала (задачи урока); повторение раннее изученного материала из раздела «стойки и перемещения»; упражнения имитационного характера (приставной шаг, стойка, имитация передачи, повороты, перемещения вдоль сетки). Учебный материал  в подготовительной части урока должен быть неразрывно связан с материалом основной части и содержать упражнения на внимание, осанку, строевые упражнения, различные виды прыжков и бега, общеразвивающие  и специальные упражнения, а также подвижные игры. В этой части урока нужно проводить комплекс упражнений для пальцев и кистей рук, плечевых, голеностопных и коленных суставов.

В основной части урока решаются общие и частные задачи, такие как: повышение физической подготовленности, развитие физических качеств, изучение игровых приемов волейбола. Так же в основной части урока используются специальные упражнения имитационного характера, упражнения для овладения техникой и тактикой игровых приемов, подвижные игры и эстафеты. На каждом уроке решаются 2-3 учебно-воспитательные задачи, одна из которых является ведущей, основной. Это либо обучение приему игры или тактическому действию, в зависимости от этого подбираются средства, и распределяется время на отдельные упражнения. Здесь как раз применительно разделение класса по группам.

В заключительной части урока решаются следующие задачи: постепенное снижение эмоционально-физической нагрузки, концентрация внимания на результатах своего труда, определение заданий для самостоятельного выполнения.

От правильной организации урока зависит, насколько успешно будут решаться поставленные учебно-воспитательные задачи и каков будет уровень усвоения как теоретических, так и практических умений.  

  1.  Особенности методики обучения элементам волейбола на уроках физической культуры в начальной школе

На начальном этапе обучения элементам волейбола преимущественно используются задания общефизической и специальной физической подготовки (в игровой форме) на основе знакомых и доступных для учащихся упражнений, а также, включаются подвижные игры и элементы волейбола для развития физических качеств. Необходимым атрибутом уроков физической культуры по изучению элементов волейбола являются подготовительные упражнения для обучения передачам и подачам мяча, поскольку обучение технике начинается именно с этих приемов.

Существует взаимная зависимость и неразрывная связь между физической подготовкой и обучением технике и тактике игры, между физической подготовкой и формированием тактических умений. Взаимосвязь этих сторон основана на закономерностях формирования двигательного навыка, на взаимосвязи овладения навыками и развитием физических качеств. В процессе овладения двигательными действиями при обучении волейболу используются элементы технологии развивающего обучения, которые направлены на развитие познавательных способностей, формирование приемов познавательной деятельности, повышая тем самым уровень усвоения двигательного действия. Можно выделить отдельные этапы в освоении двигательного действия (Шаулин В.Н.,1985):

  • создать представление о том, что нужно делать на уровне цели;
  • описать двигательное действие (словесно, графически), чтобы выделить главное, существенное в изучаемом явлении;
  • представить изучаемое действие, создавая его зрительный, логический и двигательный образ на основе объяснения, показа на личном примере;
  • сопоставить собственный двигательный опыт с опытом и умениями необходимым для разучиваемого двигательного действия;
  • поставить себе задачу;
  • спланировать учебные действия (выделить структуру движения, его опорные пункты);
  • воспроизвести двигательное действие в соответствии с планом его усвоения;
  • оценить освоенное двигательное действие, сравнить его с образом.

При этом эффективность  обучения зависит от правильного выбора и умелого применения методов обучения. Методы обучения должны обеспечивать воспитывающий характер обучения и соответствовать дидактическим принципам и специфичным особенностям волейбола. Выбор методов и эффективность их применения в обучении обуславливается целями и задачами воспитания, содержанием учебной работы, уровнем общего развития и индивидуальными особенностями занимающихся, наличием условий работы и педагогическим мастерством учителя.

На начальном этапе обучения элементам волейбола успех освоения двигательного действия также зависит от правильного подбора подводящих упражнений. По своей структуре подводящие упражнения должны быть близки к техническому приему, а по степени упрощения соответствовать силам и возможностям учащихся.

Правильное обучение техническим приемам на основе применения специальных упражнений во многом предупреждает возникновение ошибок у учащихся при выполнении двигательного действия. Надо создавать такие условия, которые заведомо бы исключали возможность появления ошибок. Если же ошибки возникают, их нужно исправлять, не акцентируя постоянного внимания на ошибке. С возрастом и овладением игровыми приемами легче исправить ошибку, чем психическую травму, полученную в результате постоянного фиксирования ошибок, внушений, свистков, которые снижают интерес к урокам физической культуры.

  1. ТЕХНИКА ВОЛЕЙБОЛА

 Включает комплекс приемов, с помощью которых ведется игра. К ним относятся: исходные положения, подачи, передачи, нападающие удары и блокирование. Между этими игровыми приемами существует определенная зависимость и последовательность выполнения того или иного игрового приема. В обособленном положении, как игровые приемы находятся исходные положения (стойки, перемещения), являющиеся основой для выполнения всех игровых действий с мячом.

  1. Исходные положения и перемещения

Обучение технике волейбола начинается с ознакомления занимающихся с исходными положениями (стойками) и перемещениями. Исходные положения представляют собой позы волейболиста, удобные для выполнения приемов и передвижений. Независимо от характера игрового приема исходные положения отличаются некоторой статичностью. Важно научить детей сочетать различные способы перемещения с последующей остановкой и принятием исходного положения, чередованием внезапного перемещения с положением ожидания последующим новым движением.

Изолированное изучение стоек малоинтересно для детей, поэтому их следует изучать в упражнениях, которые вынуждают занимающихся принять положение готовности для перемещения в любом направлении. Наилучшими упражнениями являются подвижные игры, в которых ожидание чередуется с перемещением.

«Вороны и воробьи»

Две команды играющихся расположены в колоннах по одному по обе стороны от средней линии на расстоянии 1,5 - 2 м одна от другой. Одна команда – «воробьи», другая «вороны». По сигналу учителя, произносящего название одной из команд, игроки названной команды догоняют (до раннее установленной границы)  и ловят игроков другой команды. Пойманных игроков подсчитывают, и игра продолжается. Через 5-6 минут игры, по наибольшему количеству пойманных определяют команду-победителя.

Положение у средней линии соответствует стойке волейболиста. Проводя эту игру, обращают внимание на положение игрока в ожидании и вносят коррективы.

«Зоркий глаз»

Во время ходьбы или бега обычным, приставным или скрестным шагом (смена видов движений проводиться по команде учителя голосом) по зрительному сигналу учащиеся выполняют заранее обусловленные действия. Например, рука, поднятая вверх - учащиеся делают скачок и принимают стойку волейболиста. Другой вариант: две руки, поднятые вверх – двойной шаг или скачок, поворот направо, налево, имитация стойки волейболиста. Отмечаются учащиеся, наиболее правильно выполнившие данное задание.

После того как учащиеся освоили стойки, специально изучают бег в различных направлениях в сочетании с остановками и исходными положениями (стойками). При изучении перемещений шагом и бегом применять подготовительные упражнения не целесообразно, достаточно показать и многократно повторить сами перемещения с необходимым уточнением в технике  их выполнения.

 При обучении сочетаниям стоек и перемещений применяют игровые задания или подвижные игры, в которых преобладают соответствующие действия.

«Падающая палка»

Учащиеся стоят в круг диаметром 6-7 человек, рассчитываются по порядку. В центре круга водящий, придерживающий за верхний конец палку (в вертикальном положении). Водящий называет номер кого-либо из игроков и отпускает палку. Вызванный игрок должен сделать скачок и подхватить палку (не дать ей упасть на пол). Если вызванный игрок успел выполнить задание, то он возвращается на свое место, если не успел, то заменяет водящего и игра продолжается.

В конце игры отмечаются лучшие игроки, которые не были водящими и игроков, чаще других исполнявших роль водящего.

Постепенно расстояние до палки увеличивается, а палку можно заменить мячом и проводить игру «Падающий мяч».

  1.  Верхняя передача

Передача – прием игры, с помощью которого создают условия для взаимодействия команды.

Решающим условием в овладении техникой верхней передачи является выход и правильное положение рук на мяче. При объяснении детям верхней передачи внимание сосредотачивают на правильной стойке волейболиста и положении рук для передачи.

Подводящие упражнения направляют на то, чтобы, учащиеся правильно располагали пальцы и кисти рук на мяче в положении, когда мяч находиться у лица. Это способствует созданию представления о положении рук во время передачи.

 Примерные упражнения:

  1. Подбросив мяч, учащийся ловит его, сопровождая вперед-вверх и имитируя передачу. При этом необходимо обращать внимание учащихся на правильное положение кистей и пальцев рук на мяче, положение ног и их работе при выполнении движений.
  2. Передача над собой на месте, в шаге, в ограниченном пространстве.
  3. В парах: упражнение 1, только с имитацией передачи с перебрасыванием мяча партнеру. Особое внимание обращают на руки, что во время броска руки в плечевых и локтевых суставах нужно разгибать полностью, пальцы и кисти рук должны как можно дольше сопровождать мяч, что после выполнения броска пальцы необходимо расслабить.
  4. В парах: один из учащихся набрасывает мяч партнеру в удобное для передачи положение, а тот выполняет верхнюю передачу. Учащийся ловит мяч, имитируя передачу, затем опять набрасывает мяч партнеру. Если мяч наброшен не точно, выполнять передачу не следует, так как движения при этом могут быть неверными (лучше поймать мяч). После освоения выхода под мяч и выполнения самой передачи упражнение выполняют оба партнера.
  5. В парах: один из учащихся с собственного набрасывания выполняет верхнюю передачу партнеру. Тот, поймав мяч, выполняет то же движение.
  6. В парах: партнеры выполняют верхнюю передачу, не ловя мяч.
  7. В парах: передача мяча через сетку

 Во всех упражнениях с собственным подбрасыванием мяча осваивается владение мячом левой рукой, что потребуется в дальнейшем при изучении подач.

После овладения учащимися верхней передачи с изменением направления и высоты траектории, нужно переходить к изучению передач с выходом в различных направлениях.

1. Передачи мяча в парах с перемещением одного из партнеров в правую и левую стороны.

2. Передача мяча в стену.

3. Чередование передач мяча в стену и над собой.

4. То же, но с перемещением вперед, назад и в стороны.

После освоения правильных выходов под мяч выполняют упражнения на точность.

Все последующие упражнения выполняют учащиеся в непосредственной близости от сетки. Это способствует ориентировке и вырабатывает умение увидеть сетку в момент выполнения передач в любом положении.

Игры и эстафеты при обучении верхней передаче:

 «Над собой и о стену»

Игра проводится в виде эстафеты, в которой игроки по очереди продвигаются вперед, выполняя передачи над собой двумя руками. В 2-3 шагах от стены каждый игрок делает три удара мячом о стену и принимает мяч после отскока, затем возвращается обратно, выполняя передачу над собой, и делает передачу второму номеру.

«Мяч в воздухе»

Игроки двух команд строятся в два круга, занимая разные половины зала, и передают мяч друг другу двумя руками сверху по ругу в любом направлении. Каждый игрок должен быть готовым принять и точно передать мяч. Разрешается в случае необходимости передача мяча одной рукой, но запрещаются захваты мяча и двойные удары над собой. За эти нарушения, а также за неточный пас игрок покидает круг. По истечении определенного времени игра останавливается и определяется команда победительница (сохранившая большее количество игроков).

«Передачи по вызову»

Команды выстраиваются в колонны перед линией старта на одной стороне площадки. В 10-12 шагах перед ними лежит по мячу. Игроки рассчитываются по порядку. Преподаватель называет любой номер и игрок, имеющий его, бежит к мячу. Он берет его в уроки, делает длинную высокую передачу партнеру, стоящему во главе колонны, и получает от него пас обратно. Команда, игрок которой быстрее выполнил две передачи, получает одно очко. Затем вызываются другие игроки команды. Победитель определяется по лучшей сумме набранных очков.

«Перебрасывание мячей»

На каждую сторону кладут одинаковое количество мячей и произвольно размещаются игроки в командах. По свистку судьи каждая команда старается перебросить (сделав верхнюю передачу) все мячи на сторону соперника. Выигрывает команда, выполнившая это условие и имеющая на своей стороне меньше мячей к моменту окончания игры.

  1.  Нижняя передача (прием мяча снизу)

При изучении нижней передачи соблюдают ту же последовательность. В первую очередь надо научить правильному положению рук, кистей, которое  в дальнейшем желательно закрепить и не изменять, так как при смене положений малейшее превышение одного предплечья над другим изменяет направление мяча. В исходном положении ноги согнуты, одна нога немного впереди, руки подготовлены для приема мяча. Руки прямые, развернуты к наружи, предплечья максимально сближены. Прием мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий. В момент приема мяча руки выпрямлены. Грубой ошибкой считается сгибание их в локтевых суставах. Не должно быть сильного встречного движения рук, они приближаются к месту встречи с мячом за счет некоторого разгибания рук. Их подставляют под мяч, но не отбивают его. Существует выражение «прием осуществляется ногами», на чем нужно акцентировать внимание учащихся.

Вначале дают различные имитационные упражнения, в которых уточняют положение рук (накладывание одной ладони на другую), одновременное их движение в плечевых и локтевых суставах в сочетании с активной работой ног, а затем уже можно переходить к упражнениям с мячом.

Подводящие упражнения для освоения положения рук в момент приема мяча:

1. Подбивание волейбольного мяча, подвешенного на шнуре (на месте, после перемещения). Движение рук главным образом за счет разгибания ног. Движение плечевых суставов незначительное, в локтевых суставах отсутствует.

2. Прием мяча снизу, мяч подбрасывает партнер (расстояние 2-3 метра, которое постепенно увеличивается).

3. У стены, щита многократно отрабатывается отбивание мяча снизу, встречное движение незначительное и производиться преимущественно за счет разгибание ног.

4. То же, но мяч отбивается вверх-вперед, догнать его и выполнить прием снизу после его отскока от пола.

5. Прием мяча в зоне 1,5,6 с последующим направлением его к сетке. Мяч набрасывает партнер, стоящий спиной к сетке.

После того как учащиеся научатся выполнять нижнюю передачу, включают упражнения в сочетании верхних и нижних передач в парах или у стенки.

1. Учащийся посылает мяч верхней передачей. Партнер выполняет нижнюю передачу над собой, а затем верхней передачей возвращает мяч.

2. У стены. Верхней передачей учащийся посылает мяч в стену, а после отскока выполняет нижнюю передачу над собой.

3. Учащиеся в парах передают мяч нижней передачей.

4. В парах. Один из игроков стоит у сетки (зоны 2,3,4) и посылает мяч верхней передачей партнеру, стоящему в зоне 1,5,6 , тот в свою очередь возвращает мяч, выполняя нижнюю передачу.

«Только снизу»

Обычная игра в волейбол, но передачи и перебрасывание мяча на сторону противника разрешаются только ударами снизу. В противном случае мяч передается на противоположную сторону, (команда теряет подачу или приобретает очки). Подача осуществляется броском мяча через сетку  (после освоения подачи – нижней подачей)

 «Волейбол без подач»

Две команды,  по 4- 6 человек в каждой, становятся по обе стороны от сетки. Мяч выбрасывает на одну из сторон площадки, где его принимают, разыгрывают и посылают на другую сторону площадки, игроки которой поступают также. После потери мяча одной из команд на их сторону вбрасывают очередной мяч, а прежний убирают помощники. Выигрывает команда, которая делает меньше потерь мяча.

«Круговая лапта»

Игроки одной из команд размещаются за пределами круга (квадрата), а игроки второй команды занимают места внутри круга. Стоящие за кругом верхней передачей или обычным броском стараются выбить поочередно всех игроков соперника. Игроки, бегающие по кругу, могут отбивать мяч руками, выполняя соответствующий защитный прием (двумя руками сверху, снизу, одной рукой). В этом случае они остаются в кругу. Если же мяч попал в туловище игрока, ноги или руки, игрок покидает круг и становиться за его пределами (за спинами атакующих). Игрок может вернуться в круг, если ему удалось поймать мяч от своего игрока, отбившего мяч из круга.

Игра длится 3- 5 минут, после чего игроки меняются ролями. Выигрывает команда, сохранившая в кругу большее число игроков. Игра может закончиться досрочно, если все игроки выбиты из круга.

  1.  Нижняя прямая подача

Обучение всем игровым приемам, в том числе и подачам, начинают с показа, объяснения и опробования приема с целью создания правильного представления о характере движений. Далее прием разучивают в упрощенных, специально созданных условиях, где занимающиеся овладевают правильной структурой выполнения изучаемого способа подачи. В нашем случае это нижняя подача. Затем подачу разучивают в усложненных условиях, близких к игровым, где занимающиеся готовятся к свободному выполнению  подач в игре, и, наконец, изучаемый способ закрепляется в игре. Целесообразно обучение подачам сочетать с совершенствованием передач: после первых успехов овладении нижними подачами их совершенствуют, сочетая с верхними передачами.

При обучении подачам придерживаются такой последовательности в подборе упражнений: изучается исходное положение и подбрасывание мяча;

подача в стену, с расстояния 6- 9 метров, высота отметки 2м 20 см;

подача мяча с расстояния 4-6 метров от сетки;

подача в пределы площадки из-за лицевой линии;

подача на точность (очерченные зоны).

Подачам необходимо уделять внимание постоянно, полезно заканчивать основную часть урока серией подач.

Нижняя прямая подача – это основной способ подачи для начинающих, особенно для детей. Трудностей в обучении она не представляет, а польза от нее большая. В исходном положении игрок стоит лицом к сетке. Ноги согнуты в коленях, левая нога впереди и противоположна ударяющей руке. Туловище слегка наклонено вперед, мяч удерживается левой рукой, правая рука  опущена. Одновременно с подбрасыванием мяча правая рука отводиться вниз-назад на замах. Удар по мячу производить напряженной ладонью (или кистью руки с согнутыми пальцами) выпрямленной руки на уровне пояса. При этом тяжесть тела переноситься на левую ногу. После удара игрок делает правой ногой шаг вперед

Примерные упражнении:

  1. Имитация изучаемого способа подач на три счета. Занимающиеся строятся в две шеренги лицом друг к другу на боковых линиях площадки. Упражнение выполняется посменно. На счет «раз» - замах, «два» - подбрасывание, «три»- удар по мячу.
  2. Сочетание имитации подачи с подбрасыванием мяча. Ударное движение можно заменить ловлей мяча. Цель данного упражнения научить детей правильно подбрасывать мяч.
  3. Подача мяча в направлении своего партнера.
  4. Подача мяча в направлении своего партнера с низкой и высокой траекторией полета мяча.
  5. Подача мяча на сторону противника через сетку. Можно уменьшить расстояние до сетки если не получается, с тем чтобы желание во что бы то ни стало перебить мяч через сетку, не приводило к неверному навыку.
  6. Подача мяча через сетку в зону защиты противоположной площадки.

Эстафета с подачами

Две команды выстраиваются на месте подачи в колонну по одному на противоположных площадках. У впередистоящих игроков в руках волейбольный мяч. По одному игроку из каждой команды идут на противоположную площадку и становятся лицом к своей команде в зоне 4. По свистку игроки, стоящие впереди подают мяч точно свому игроку и бегут на его место. Находящийся в зоне 4 игрок ловит мяч, и бегом несет в свою команду и отдает впередистоящему игроку, а сам становиться в конец своей колонны. Выигрывает команда, раньше закончившая эстафету с наименьшим количеством ошибок.

«Точная подача»

Перед игрой две команды строятся в шеренги на лицевых линиях волейбольной площадки, которая с обеих сторон разделена квадраты, как показано на рисунке 4.

4

7

9

8

5

игрок

2

6

10

10

6

2

игрок

5

8

9

7

4

В каждом квадрате – цифра, означающая число очков, начисляемое за падание после подачи в этот квадрат.

Первый игрок одной из команд берет мяч, называет цифру и посылает мяч через сетку подачей. Если мяч приземлился точно в указанной зоне, игрок получает соответствующее количество очков. Если мяч упал в другую зону, высчитывается из названного игроком числа 2 очка. Игрок, выполнив подачу, встает в конец своей колонны.

Подачи производятся поочередно то одной, то другой командой. Итоги подводятся, когда в роли подающего каждый игрок побудет два- три раза. Сумма очко определяет команду- победительницу.

«Лапта волейболистов»

Играют две команды, одна из которых подающая, а другая принимающая подачу. Расстановка игроков на площадке у обеих команд различная. Подающие игроки находятся за линией подачи, а принимающие как обычно, в зонах.

По сигналу первый игрок выполняет нижнюю подачу на сторону противника, а сам быстро бежит вокруг площадки (за линиями) и возвращается на свое место.

Игроки противоположной команды принимают мяч и разыгрывают его между собой, стараясь сделать как можно больше точных передач за т время, пока игрок, подавший мяч, бежит по кругу. Как только игрок вернется на место подачи, розыгрыш мяча прекращается.

Так игра продолжается до тех пор, пока все игроки подающей команды не выполнят пробежку. После этого подсчитывается общее количество передач мяча, которые сделала принимающая команда во время пробежек игроков подающей команды. Учащиеся меняются ролями, и игра повторяется. За каждую неудачно выполненную подачу (в сетку, за пределы площадки) команде противника начисляется 5 передач. Если бегущий игрок вошел на площадку, коснулся руками стенки сетки, противоположной команде начисляется 3 очка. Игрокам, перебрасывающим мяч, нельзя терять мяч, пользоваться повторными передачами между одними и теми же игроками. За нарушение этого правила снимается 3 очка.

  1. Выводы

Обучение элементам волейбола необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как данные занятия позволяют эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи физической культуры в школе.

Для обучения элементам волейбола нужно использовать комплекс методов и приемов обучения и организации занятий, учитывая психологические, физиологические и физические особенности занимающихся с учетом этапа обучения.

Большую часть занятия по изучению техническим приемам надо проводить в виде подвижных игр и эстафет, акцентируя внимание на изучаемом двигательном действии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

конспект комплексно-развивающего занятия с элементами викторины для начальной школы

Занятие в рамках Дня птиц   "Птицы - наши пернатые друзья, обижать их нельзя"...

Обучение элемента волейбола

Волейбол одна из сложных по координации спортивных игр. В образовательных учреждениях из-за ограниченного количества времени  урока, очень важно кратко и доступно объяснить материал. В данн...

Применение ОРУ (общеразвивающих упражнений) на уроках физической культуры в разделе «Гимнастика с элементами акробатики» в начальной школе с целью улучшения осанки.

Данные упражнения, применяемые с профилактической и коррекционной целью могут быть использованны для улучшения функциональных показателей у детей, а также оказывают положительное влияние на эмоциональ...

Методические приемы обучения элементам волейбола

Техника игры в волейбол довольна сложна. И в первую очередь, это связано с тем, что мяч летит с большой скоростью. Во-вторых, изучать волейбол учащиеся начинают с пятого класса, перед этим изучивуже в...

«Технологии развивающего обучения в преподавании в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ЗПР )»

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету....