конспект комплексно-развивающего занятия с элементами викторины для начальной школы
план-конспект занятия на тему

Савинова Наталья Михайловна

Занятие в рамках Дня птиц   "Птицы - наши пернатые друзья, обижать их нельзя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_pro_ptits.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-развивающее занятие с элементами викторины «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя»

Цель: закрепить знание названий пернатых друзей, уметь различать их по внешнему виду, знать повадки и приспособленность их к среде обитания.

Задачи:

  1. Образовательные:

- вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе;

- расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания.

     2. Коррекционные:

- обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить давать полные ответы на вопросы;

- активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения).

    3. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к птицам и природе;

- создать атмосферу доброжелательности, формировать у учащихся умение слушать друг друга.

Ход занятия

  1. Вводная часть занятия

1. Вступительное слово педагога:

- Ребята, завтра будет отмечаться праздник «Международный день птиц». Прошла суровая, морозная зима. Наступила долгожданная и солнечная весна. Многие птицы снова прилетели в наши края. Птицы - вестники радости. Верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов, огородов. Жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! Как радует слух их чудесное пение, доставляя людям истинное наслаждение! Птицы дороги нам как часть чудесного мира.

2. Определение темы и целей занятия:

- Сегодня мы вспомним названия перелетных птиц и узнаем много нового о их жизни. Вы будете работать как самостоятельно, так  и группами. А еще мы проведем небольшую викторину.

   II.      Основная часть занятия

1. Конкурсная программа: (учащиеся делятся на две команды)

 А) Разминка «Бей ответом прямо в цель»

- А сейчас у нас небольшая разминка. Команды должны будут ответить на вопросы по очереди.

* Какая птица выше всех летает? (Орел)

* Птица – кашевар из детского стишка. (Сорока)

* Какая птица является ближайшей родственницей Снегурочки? (Снегирь)

* Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (Сова)

* Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубь)

* Что птицам страшнее – голод или холод? (Голод)

Б) Конкурс знатоков пословиц и поговорок:

- Я раздаю каждой команде конверт с пословицами, разрезанными на две части. Вы должны их соединить.

* Слово не воробей … (вылетит – не поймаешь)

* Лучше синица в руках, чем … (журавль в небе)

* Всякая птица свое … (гнездо любит)

* Мала синичка, да … (коготок острый)

* Сорока весть на хвосте … (принесла)

* Болтлива как … (сорока)

В) Конкурс загадок:

Кто летает, кто стрекочет,                            Кто присел на толстый сук

Рассказать нам новость хочет? (Сорока)    И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел)

Как лиса среди зверей,                             Угадай, какая птица,

Эта птица всех хитрей.                             Бойкая, задорная,

Прячется в зеленых кронах,                     Ловкая, проворная,

А зовут ее … (Ворона)                              Звонко тенькает: «Тень, тень!

                                                                     Как хорош весенний день!» (Синица)

2. Распределение карточек: методом жеребьевки между детьми распределяются названия птиц, информацию о которых они будут искать.

3. Самостоятельная работа учащихся.

На отдельных столах лежит информация о птицах. Учащиеся подходят к ним и выбирают то, что относится к птице, которая им досталась.

Первый стол – рисунки птиц

Второй стол – стихи и птицах

Третий стол – внешнее описание птиц

Четвертый стол – чем питаются птицы

Пятый стол – как и где устраивают гнезда

Шестой стол – другая общая информация

4. Рассказ-описание с опорой на план:

Каждый ученик выходит и рассказывает о своей птице с опорой на план (на доске):    1) Как называется птица? (рисунок)

                2) Внешний вид (клюв, хвост и т.д.)

                3) Чем питаются?

                4) Где и как устраивает гнездо?

                5) Дополнительные сведения + стихотворение про птицу.

    III.       Заключительная часть занятия

1. Подведение итогов викторины и занятия.

2. Рефлексия.

Слово не воробей         вылетит – не поймаешь

Лучше синица в руках, чем         журавль в небе

Всякая птица свое            гнездо любит

Мала синичка, да             коготок острый

Сорока весть на хвосте              принесла

Болтлива как                сорока

Внешний вид соловья

«У соловья волшебное пение, да скромное оперение». Сверху он окрашен в темно-каштановый цвет, с более темным оттенком на спине, снизу оперение светло-серое, грудка и горлышко белые, а хвост красновато-бурый. Ни одного яркого пятнышка нет в его оперении.

Внешний вид трясогузки

Забавно наблюдать, как по дорожке, весело потряхивая длинным хвостом, быстрыми шажками семенит веселая хорошенькая трясогузка. Трясогузка стройная и грациозная. Спинка и бока у нее серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные, блестящие, украшенные по бокам белыми перышками. Вот какая модница!

Внешний вид скворца

Скворец – крупная, красивая птица с блестящим черным оперением. У него прямой длинный клюв, черный у самочки и ярко-желтый у самца. Клюв помогает скворцу добывать из земли червяков.

Внешний вид кукушки

Кукушка очень похожа на ястреба, которого боятся лесные птицы. Кукушка почти такого же размера, что и ястреб, да и летает она похоже. Увидеть эту птицу с буровато-серым оперением доводилось далеко не каждому: ведь кукушки обычно прячутся на самой макушке высокого дерева, в густых зеленых ветвях.

Внешний вид лебедя

Лебедь – прекрасная, гордая птица, поэтому в сказках, песнях, стихах красивую девушку сравнивают с белой лебедушкой. Оперение у лебедей ослепительно-белое. Клюв у лебедя красный, на лапах – перепонки, чтобы легче было плавать.

Внешний вид журавля

Оперение у журавля серебристо-серое, на голове – темная шапочка, украшенная красным пятнышком. Крылья у этих птиц большие, сильные, окаймленные по краям толстыми перьями. Длинные ноги и клюв помогают журавлям приспособиться к жизни среди трясин и болотных кочек.

Внешний вид утки

Когда утка неподвижно сидит на кладке яиц, то заметить ее не так-то просто: скромное серо-коричневое оперение сливается с окружающей природой. Окраска селезня другая – яркая и нарядная. Сине-зеленая шея и кончики перьев переливаются, а хвост и крылья украшены белыми и коричневыми полосками.

 Утка

Ути-ути, кря-кря-кря!

Это звук знаком ведь вам?

Это - уточка, друзья,

По своим идет делам.

Журавли

Высоко в голубой дали

Над землей летят журавли.

Летят они, курлычут,

Нас за собою кличут.

Лебедь

Солнце озарило

Бледный небосвод,

Лебедь белокрылый

Медленно плывет.

Кукушка

На лесной опушке

Слышится: «Ку-ку!»

Кукует кукушка

Где-то наверху.

Скворцы

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Трясогузка

Трясогузка, трясогузка –

Полосатенькая блузка!

Я тебя всю зиму жду,

Поселись в моем саду

И за ставенкой резной

Свей гнездо свое весной.

Соловей

В зелени ветвей

Соловушка-соловей

Ночи напролет

Песни нам поет.

Льются песни без конца,

Лучше нет в лесу певца!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая викторина для начальной школы

математическую викторину подготовили учащиеся 7 класса под руководством учителя математики....

Конспект комплексно-развивающего занятия "Колоннада Аполлона"

Занятие по краеведению с элементами театрализации с использованием ИКТ....

Урок-викторина для начальной школы 1-2 класс, 3-4 класс

Викторина в основном по теме "Физические качетсва", рассчитана на работу в команде. В викторине 4 тура: загадки, ребусы, соответствие, кроссворд. В предварительном просмотре не отображается ...

Применение ОРУ (общеразвивающих упражнений) на уроках физической культуры в разделе «Гимнастика с элементами акробатики» в начальной школе с целью улучшения осанки.

Данные упражнения, применяемые с профилактической и коррекционной целью могут быть использованны для улучшения функциональных показателей у детей, а также оказывают положительное влияние на эмоциональ...

Обучение элементам волейбола в начальной школе.

Занятия физической культурой – это эффективное средство укрепления здоровья и физического развития учащихся, воспитания в себе смелости, настойчивости, решительности, инициативы, а также дисципл...