Рабочая программа дополнительного образования Клуб «Интеллектуал» - подготовка к олимпиаде по физической культуре «Олимпийские вершины»
рабочая программа по физкультуре (9 класс)

Полянская Галина Викторовна

АННОТАЦИЯ: в связи с популяризацией Всероссийской олимпиады школьников по физкультуре возникла необходимость в написании курса для подготовки одарённых обучающихся. Новизна программы состоит в современных подходах, в особенностях организации познавательной деятельности обучающихся и создает необходимые условия для подготовки обучающихся.

В данном курсе особое внимание уделяется индивидуальному развитию ребенка, учитывается материально-техническое состояние гимназии и наличие спортивного инвентаря.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

На заседании ШМО

_____________

Протокол № 1

«30» августа 2020     г.

Согласовано

и.о. зам. директора по ВР

______________ Савинова Т.В.

«____» ____________ 2020      г.

Утверждено

Директор гимназии

______________ Тимошенко Н.А.

«____» ___________ 2020      г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ ИМ. Н.В.ПУШКОВА»

Рабочая программа дополнительного образования

Клуб «Интеллектуал» -

подготовка к олимпиаде по физической культуре «Олимпийские вершины» (34 ч.)

составитель: Полянская Г.В.

учитель физической культуры

г. Троицк г. Москва,

2020 год

АННОТАЦИЯ: в связи с популяризацией Всероссийской олимпиады школьников по физкультуре возникла необходимость в написании курса для подготовки одарённых обучающихся. Новизна программы состоит в современных подходах, в особенностях организации познавательной деятельности обучающихся и создает необходимые условия для подготовки обучающихся.

В данном курсе особое внимание уделяется индивидуальному развитию ребенка, учитывается материально-техническое состояние гимназии и наличие спортивного инвентаря.

Пояснительная записка

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Нормативно-правовой основой формирования плана внеурочной деятельности являются следующие нормативные документы:

  • Конституция Российской Федерации (ст.43);
  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря

2012г. 273 – ФЗ;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
  • Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. (Принят Государственной

Думой 21.05.1999г., в редакции Федерального закона от 13.01. 2001г. № 1-ФЗ);

  • Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки №03296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
  • СанПиН 2.4.4. 3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014 г. № 41, зарегистрированы в Минюсте России 20 августа 2014 г., регистрационный номер 33660);
  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.

        Олимпиады по физической культуре школьников являются одной из важных форм внеклассной работы по предмету «Физическая культура». Олимпиады не только помогают выявить наиболее способных обучающихся, но и стимулируют углубленное изучение предмета, служат развитию интереса к здоровому образу жизни человека. Кроме того, олимпиады способствуют созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей, привлечению наиболее способных из них в ведущие вузы страны. Наиболее существенный вклад в подготовку и проведение олимпиад вносят учителя физической культуры, которые организуют и проводят самый массовый школьный этап олимпиады, первыми отвечают на вопросы школьников, готовят их к следующим, все более сложным этапам. Это требует от учителя и глубокого знания своего предмета, и осведомленности в организационных вопросах проведения олимпиад, и владения методикой подготовки школьников к этой особой форме деятельности. Участие в олимпиадах активизирует творческие и познавательные способности учащихся, выявляют талантливых, ориентированных на изучение предмета учащихся, служат популяризации знаний о физической культуре. Как правило, школьная олимпиада — лишь начальное звено в цепи соревнований по физической культуре, подготовительный этап перед городскими, региональными и другими олимпиадами.

При подготовке учащихся к олимпиаде должны соблюдаться следующие принципы  

Максимальная самостоятельность учащихся: объективно оценивать свои способности. Эффективно управлять собственными чувствами и желаниями. Инновационно и критически мыслить. Применять умения и навыки саморегуляции в период подготовки к олимпиаде.

Анализ результатов прошедших олимпиад: развивать практические навыки и анализировать не только успехи, но и критику в свой адрес.

Психологический настрой: укреплять моральный дух, верить в свои силы и настраиваться на достижение цели.

Нестандартные подходы к подготовке: использовать средства и методы, для выделения и активизации внутренних ресурсов и возможностей личности учащихся (дыхательная гимнастика, элементы хореографических упражнений упражнения самомассажа, силовая гимнастика, оздоровительная аэробика, стретчинг).

Курс предназначена для учеников 7-10 классов и рассчитана на 34 часа.

Цель программы развитие физических способностей одарённых детей, успешное участие во всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре.

Задачи:

*Ознакомить с основными принципами организации олимпиадного движения путем приобретения необходимых знаний в области физической культуры и спорта для участия во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре;

*Обучить физическим задачам повышенного уровня, в том числе с оригинальными методами решения олимпиадных задач, а также освоение этих методов;

        *Отработать двигательные умения и навыки опережающего уровня сложности;

Материально-техническое обеспечение: при подготовке учащихся к олимпиаде по физической культуре необходим спортивный зал, спортивный инвентарь, учебный кабинет, учебная, научная и методическая литература (словари, справочники, познавательная литература), персональный компьютер или компьютерный класс, возможность выхода в интернет, сборники тестов.

Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная. А также в теории и методике физического воспитания выделена и особая организационно-методическая форма проведения упражнений – круговая тренировка.

В результате изучения данного курса, обучающиеся

будут знать

будут уметь

- о необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

- о функциональных возможностях организма и способов профилактики заболеваний и перенапряжений;

- о физиологических основах деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках;

- об истории спорта;

- основные элементы лёгкой атлетики;

- основные элементы гимнастики с элементами акробатики;

- основные элементы спортивных игр;

- основные технические, тактические действия и приемы игры в баскетбол, волейбол, футбол в условиях учебной и игровой деятельности;

- объективно оценивать свои физические способности;

- высказывать оригинальные идеи, делать выводы, улавливать сложные идеи;

- взаимодействовать с одноклассниками, сверстниками в процессе занятий, находить компромисс и общие решения;

- характеризовать действия и поступки, их объективно оценивать;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности;

- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и организацию отдыха в процессе ее выполнения.

- бегать на короткие и длинные дистанции,

- прыгать в длину и в высоту с места и с разбега,

- метать в цель и на дальность,

- делать кувырок вперед-назад, стойку на лопатках, «мост»,           переворот правым (левым) боком,

- лазать по канату,

- прыгать со скакалкой,

- делать подъем из упора на руках, кувырок через препятствие;

Паспорт курса

Наименование

«Олимпийские вершины»

Сведения об авторе

Полянская Галина Викторовна

учитель физической культуры

Направленность

физическая культура

Возраст обучающихся

13-17 лет

Срок реализации

Учебный год

Год разработки

2019 г.

Цель

Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре

Задачи

  1. Обучить физическим упражнениям по таким видам спорта, как гимнастика, легкая атлетика.
  2. Овладеть техническим и тактическим действиями в таких в спортивных играх как волейбол, баскетбол и футбол.
  3. Развить основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость.

Актуальность

Данный курс развивает двигательные качества обучающихся, позволяющие легко переносить физические нагрузки; укрепляет здоровье школьников и формирует мотивацию к развитию физической культуры, участию в спортивных соревнованиях 

Новизна

Программа входит в обязательную программу подготовки любого спортсмена, а её элементы – в любую общую физическую подготовку.

Формы занятий (указать количество детей в группе)

10-12

Режим занятий

Суббота

Ожидаемые результаты

Результативное участие в различных соревнования, конкурсах, фестивалях ГТО;

Развитие личных физических показателей

Формы подведения итогов реализации

Призеры и победители олимпиад по ФК различного уровня

Тематическое планирование

№ п/п

Кол-во часов

Тема

Раздел. Легкая атлетика

1

1

Теория. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время проведения практической части олимпиады. Инструктаж по заполнению бланков теоретической части олимпиады

2

2

Практика. Развитие быстроты и координации: различные виды челночного бега, ускорения из разных стартовых положений, бег «ёлочкой». Бег 250 м. на результат.

3

1

Теория. Самоконтроль, виды самоконтроля, дневник самоконтроля, самоконтроль своих физических качеств. Осанка человека, определение, её формирование и профилактика нарушений: сколиозы, кифозы, лордозы, плоская спина, плоскостопие. Способы оценки осанки.

4

2

Практика. Специальные беговые упражнения. Старты из различных положений. Скоростной бег 60 м. на результат. Прыжок в длину с разбега. Бег 2000 м. на результат.

5

1

Теория: Режим дня – определение, учёт возрастных особенностей при составлении распорядка дня, последствия нарушений режима. Здоровое питание – сбалансированное питание, здоровая пища, калорийность.

6

2

Практика. Бег 100 м. на результат. Скоростной бег с преследованием. Эстафетный бег. Равномерный бег до 5000 м. Рекомендации по самостоятельным занятиям физической культурой. Комплекс дыхательная гимнастики.

7

1

Теория. Теория и методика физической культуры и спорта – решение

тестов с прошлых олимпиад, включающих вопросы теории и методики физической культуры и спорта, всех изученных видов спорта, режима дня, самоконтроля, правильного питания, сохранения и укрепления здоровья, формирования осанки, форм занятий и средств по самосовершенствованию и методов оценки своих физических кондиций.

8

3

Практика. Владение широким арсеналом упражнений для растягивания мышц, знания о их применении в тренировочном процессе, для восстановления работоспособности мышц и реабилитации. (стрейчинг)

Раздел. Гимнастика с элементами акробатики

9

1

Теория: Техника безопасности во время проведения занятий по гимнастике и соревнований, разминка, сенситивные периоды развития гибкости, способы развития подвижности в суставах, стретчинг, техника выполнения гимнастических упражнений.

10

2

Практика. Техника выполнения акробатических упражнений – требования к технике выполнения отдельных упражнений, разминка, выполнение упражнений со страховкой, совершенствование техники выполнения акробатических упражнений.

11

2

Практика. Полуприсед, руки назад («старт пловца») - прыжком кувырок вперед и прыжок вверх прогнувшись ноги врозь в стойку руки в стороны, упор присев - кувырок вперед и прыжок вверх в группировке. Силовая гимнастика.

12

1

Теория. Знания о рекреативных и реабилитационных средствах физической культуры, их использовании и применении в тренировочном процессе Знания о средствах, методах массажа и самомассажа и его воздействии на организм.

13

2

Практика. Сед с наклоном вперед (грудью коснуться колен), руки вверх (держать), кувырок назад - кувырок назад через упор стоя согнувшись в стойку руки в стороны.

Элементы хореографических упражнений.

14

2

Практика. Два переворота в сторону («колесо») (слитно). Приставляя ногу, поворот на 90ᵒ плечом назад и прыжок с поворотом на 360ᵒ

Оздоровительная аэробика.

15

1

Теория. Краткие исторические сведения. Основные средства гимнастики. Гигиеническая и оздоровительная гимнастика. Художественная гимнастика, спортивная, спортивная аэробика.

16

2

Практика. Силой, стойка на голове и руках (держать), опуститься (силой) прямым телом в упор лежа. Толчком ног, упор стоя согнувшись (обозначить), выпрямиться в стойку руки в стороны - шагом вперед, прыжок со сменой прямых ног - выпад руки в стороны, приставляя ногу вперед, поворот кругом на 180ᵒ плечом назад в стойку руки вверх.

17

2

Практика. Два переворота (колесо) в сторону (слитно) в стойку ноги врозь, руки в стороны. Приставляя ногу, поворот плечом назад на 90ᵒ в полуприсед, руки назад («старт пловца») – прыжком, кувырок вперед в упор присев и прыжок вверх с поворотом на 360ᵒ.

18

2

Практика. Шаг вперед и приставляя ногу, полуприсед, руки назад («старт пловца») – прыжком, кувырок вперед в упор присев - кувырком вперед сед углом (держать), руки в стороны. Сед с наклоном вперед, руки вверх (коснуться пола) и кувырок назад согнувшись в стойку ноги врозь с наклоном вперед прогнувшись, руки в стороны (обозначить).

Раздел. Спортивные игры

19

1

Теория: Баскетбол – техника безопасности во время проведения занятий по баскетболу и соревнований, правила игры, история развития баскетбола в мире и России, известные советские и российские баскетболисты и тренеры, техника и тактика игры.

20

1

Практика. перемещения в баскетбольной стойке; остановка на два шага и прыжком; дриблинг на месте; ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления движения; ведение мяча правой и левой рукой обегая фишек – ориентиров; ведения мяча правой и левой рукой по кругу и по дуге; ведение мяча в высокой и низкой стойке в движении по прямой и спиной вперед; передача мяча двумя руками от груди; передача мяча одной рукой от плеча; бросок от груди двумя руками с места; бросок одной рукой с места; бросок одной рукой после ведения; бросок одной рукой после ловли мяча; бросок после подбора мяча; штрафной бросок; бросок из-за трехочковой дуги.

21

1

Практика. Верхняя прямая подача; нижняя прямая подача; подача в прыжке; верхняя боковая подача; нижняя боковая подача; верхняя и нижняя передача; нападающий удар; одиночное блокирование; прием мяча после подачи; передача после приема мяча в зону №3.

22

1

Практика. Ведение мяча змейкой, восьмеркой, по кругу и дуге; ведение обегая фишки – ориентиров левой и правой ногой; ведение мяча удары по мячу (по неподвижному и катящемуся внутренней стороной стопы, внешней частью подъёма); ведение мяча правой и левой ногой поочередно внутренней и внешней частью подъёма стопы; ведение носком; жонглирование мяча головой, ногой; удары правой и левой ногой по  воротам.

Итоговый тест

 Задания с выбором одного правильного ответа.

1. В каком году состоялись первые Олимпийские игры современности?

а) в 1894 г.;

б) в 1896 г.;

в) в 1900 г.;

     г) в 1912 г.

 2. Кто был первым президентом Международного олимпийского комитета?

а) Деметриус Викелас;

б) Пьер де Кубертен;

в) Алексей Бутовский;

     г) Николай Панин-Коломенкин.

3. В каком из городов Олимпийские игры проводились только один раз?

а) Париж;

б) Лондон;

в) Афины;

     г) Москва.

4. Восьмикратный олимпийский чемпион, установивший восемь мировых рекордов, «самый быстрый человек на земле».

а) Валерий Борзов;

б) Усэйн Болт;

в) Карл Льюис;

     г) Джесси Оуэнс.

 5. Самый эффективный способ выполнения физических упражнений –

а) техника;

б) умение;

в) навык;

     г) результат.

 6. В каком виде спорта соревновательными упражнениями являются рывок и толчок?

а) лёгкая атлетика;

б) лыжное двоеборье;

в) бобслей;

     г) тяжёлая атлетика.

7. Что из перечисленного является физическими качествами человека?

а) сила, воля, интеллект, находчивость, память;

б) гибкость, ловкость, выносливость, сила, быстрота;

в) зрение, слух, вкус, осязание, обоняние;

г) смелость, решительность, инициативность, трудолюбие.

8. Соревнования обязательно должны присутствовать...

а) в физической культуре;

б) при обучении двигательным действиям;

в) в спорте;

        г) при воспитании физических качеств.

9. Принятие какого из перечисленных положений направлено на воспитание способности сохранять равновесие?

а) упор лёжа;

б) основная стойка;

в) стойка на одной ноге;

        г) упор присев.

10. Что является итогом успешного выполнения испытаний комплекса ГТО на каждой ступени?

а) золотой знак;

б) звание мастера спорта РФ;

в) золотая медаль;

        г) оценка «отлично» по предмету «Физическая культура» в учебном году.

11. Когда проводятся паралимпийские игры?

а) одновременно с олимпийскими играми;

б) через 12 дней после Олимпийских игр;

в) через один год после Олимпийских игр;

        г) за один год до Олимпийских игр.

12. Что является основным средством физической культуры?

а) физические упражнения;

б) спортивное оборудование;

в) спортивный инвентарь;

        г) закаливание.

13. Какова основная задача утренней гигиенической гимнастики?

а) обучение технике общеразвивающих упражнений;

б) воспитание целеустремлённости и трудолюбия;

в) оперативное повышение работоспособности для ускорения процесса перехода от состояния сна к бодрствованию;

        г) воспитание гибкости и силовых способностей.

14. Каковы рекомендации при проведении занятия бегом?

а) бег на стадионе можно проводить только по часовой стрелке;

б) бег на стадионе можно проводить только против часовой стрелки;

в) бег по прямой должен выполняться только с ускорением;

г) бег может выполняться только в группе.

15. Какие из перечисленных процедур являются закаливающими?

а) воздушные ванны;

б) обтирание;

в) солнечные ванны;

г) все перечисленные.

II. Задания, в которых необходимо вписать ответ.

Ответьте на вопрос, вписав соответствующий ответ в бланк.

16. Назовите имя греческого бога, в честь которого проводились античные Олимпийские игры.

17. Какая дистанция преодолевается спортсменами в соревнованиях по марафонскому бегу? Ответ запишите в метрах.

III. Задания на установление соответствия между понятиями.

18. Установите соответствие между спортсменом и видом спорта.

1. Алия Мустафина

А) хоккей

2. Юлия Ефимова

Б) фигурное катание

3. Игорь Акинфеев

В) плавание

4.Александр Овечкин

Г) спортивная гимнастика

5. Алина Загитова

Д) футбол

Учебно-методическое обеспечение

Для ученика:

1. Учебник «Физическая культура» для 5-11-х классов М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов Изд. «Просвещение», 2019г.

2. Демонстрационный материал по видам спорта.

3.Электронный ресурс. Режим доступа https://www.gto.ru/norms/

4. Веб-сайт «Олимпиады для школьников»: http://www.mccme.ru/olympiads/

Для учителя:

1.Библиотечка «Первого сентября» «Спорт в школе»; Москва «Чистые пруды», 2008, под общей редакцией О.М. Леонтьева

2. Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время. Методическое пособие/ П.А.Киселев,

 С.Б. Киселева.-М: Планета,2013 учение с увлечением)

3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М: Академия, 2004. 

4.Поурочные разработки по физической культуре 7-11 класс

5.Гимнастика. Учебник/ Журавин М.Л. и др. – М.: «Академия», 2001.

6. Нестеровский Д.И.. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2004.

Электронно-образовательные ресурсы:

7. Сайты: www.1september.ru 

Электронно-программное обеспечение:

1) Компьютер

2) Презентационное оборудование

3) Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)

3. Таблицы, схемы в соответствии с программой

4. Магнитофон

5. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

6. Видеофильмы, соответствующие тематике программы

Учебно-практическое оборудование

1. Стенка гимнастическая

2. Скамейка гимнастическая (2м, 4м)

3. Бревно гимнастическое

4. Мост гимнастический.

5. Кольца гимнастические

6. Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, баскетбольные щиты)

7. Мячи: набивной 3-5кг, мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные

8. Палка гимнастическая, скакалка детская, обруч пластиковый детский

9.  Маты, коврики, кегли, эстафетная палочка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»

Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....

Рабочая программа дополнительного образования по физической культуре "Подвижные игры" на 2013-14 уч.год (согласно ФГОС) для 1 класса

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.  В 1 классе ведётся 1 час в неделю, всего 33 часа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА«РУСИЧИ»

Программа военно-патриотического клуба «Русичи» является частью государственной программы « Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2017 год....

Рабочая программа дополнительного образования спортивно-оздоровительного направления «Кроссфит» для учащихся 5-11 классов. Спортивный клуб «Универсал»

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе программы «Физическая культура» ...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Экологический клуб Лотос"

Рабочая программа расчитана на 2 возрастные группы, продолжительность обучения 4 года. В программе наряду с теоретическими занятиями предусмотрена практическая работа....

Рабочая программа дополнительного образования «Общая физическая подготовка» Петрова Константина Сергеевича

Программа «физическая подготовка», разработана на основе Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кад...

Рабочая программа дополнительного образования «Общая физическая подготовка» с. Саврасово

Программа дополнительной общеразвивающей программы «Общая физическая подготовка» составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной шк...