Коррекция походки и развитие функции рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
статья по физкультуре

Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича – от 2 до 6 больных на 1000 детского населения. У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы и манипуляторной деятельности. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Нарушения равновесия проявляются при открытых и закрытых глазах. Нарушения локомоции проявляются в виде неустойчивости походки: дети ходят, пошатываясь, отклоняясь в сторону; для компенсации дефекта ходят на широко расставленных ногах. При ДЦП отмечается запаздывание в угасании врожденных двигательных рефлексов. Их выраженность препятствует последовательному развитию реакций выпрямления и равновесия, которые являются основой для развития произвольных двигательных навыков и умений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция походки и развитие функции рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича – от 2 до 6 больных на 1000 детского населения. У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы и манипуляторной деятельности. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Нарушения равновесия проявляются при открытых и закрытых глазах. Нарушения локомоции проявляются в виде неустойчивости походки: дети ходят, пошатываясь, отклоняясь в сторону; для компенсации дефекта ходят на широко расставленных ногах. При ДЦП отмечается запаздывание в угасании врожденных двигательных рефлексов. Их выраженность препятствует последовательному развитию реакций выпрямления и равновесия, которые являются основой для развития произвольных двигательных навыков и умений. Вопрос, о влияние врожденных рефлексов на структуру двигательных нарушений у детей с церебральным параличом, рассмотрен в специальной медицинской литературе (Л.  О.  Бадалян, Л. Т. Журба, Н. М.  Всеволожская, 1980; К. А. Семенова, Н. М. Махмудова   1979;  Л. Т. Журба, Е. М.   Мастюкова,  1981). Физическое воспитание детей с церебральным параличом отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей, однако специфические особенности развития моторики детей с ДЦП требуют применения особых методов и приемов. Одним из традиционных методов реабилитации детей с ДЦП является лечебная гимнастика (физкультура). На уроках лечебной физкультуры (ЛФК) использовались здоровьесберегающие технологии.                                                                                                                                           Технология обеспечения гигиенических оптимальных условий применялась педагогом на всех проводимых уроках. Соблюдался температурный режим в проводимом помещении, и в зависимости от температуры помещения соблюдалась и спортивная форма учащихся. После каждого занятия проветривалось помещение. Коврики, на которых занимались учащиеся, в конце дня обрабатывались специальным раствором.                                                                                                         Технология уровневой дифференциации и индивидуального обучения. На занятия использовался индивидуальный подход к детям. Учитывалась не только тяжесть заболевания ребенка, но и его способность выполнять то или иное задание, и общее самочувствие школьника на данном уроке.                                                                                         Для повышения моторной плотности урока использовалась групповая технология. Эту технологию можно применять только тогда, когда учащимся хорошо известны все упражнения, и они не требуют помощи со стороны учителя.                                         Адаптивная лечебная физкультура (АФК) решает ряд задач перед учителем ЛФК:                1. Развитие реакций выпрямления и равновесия.

2. Развитие функции руки в предметно-манипуляторной деятельности.                                    3. Торможение и преодоление неправильных поз и положений                        

  Освоение ребенком с церебральным параличом каждого нового этапа двигательного режима должно сопровождаться тренировкой вестибулярного аппарата. Тренировка системы равновесия проводится во всех возрастных группах и при всех видах двигательных нарушений. Использование нестабильной (неустойчивой) опоры - ходьба на степпере, повышения опоры над поверхностью пола (ходьба по гимнастической скамейке, лазание по лестнице), уменьшение площади опоры (ходьба по кирпичикам) все эти задания способствуют развитию равновесия. Учащийся 5 класса Сергей после месяца занятий в кабинете ЛФК и, работая над развитием равновесия – ходьба по кирпичикам,  стал делать меньше ошибок при прохождении дорожки из кирпичиков и время прохождение этой же дистанции уменьшилось. И как это принято в лечебной физкультуре, занятие дозируются продолжительностью, темпом выполнения и количеством повторений. Реакция равновесия тренируется во всех разучиваемых исходных положениях - сидя, стоя на четвереньках, стоя. Поэтому необходимо проводить большую работу по устойчивости тела. Тренировку по устойчивости провожу различными способами:

1. Перемещением положения тела.

2. Выполнением упражнений на определенное количество счета.

3. Увеличение скорости выполнения упражнений.

4. Уменьшение площади опоры и высоты подъема от уровня пола.

Если 1 и 2 способы можно выполнять как в подготовительной части урока, так и в основной, то 3 и 4 способы только в основной части. Ученик 2 г класса Р., в начале первого месяца не cмог самостоятельно лежа на животе держать голову, через 6 месяцев занятий ребенок научился не только держать голову, но и   сидеть по-турецки в течение            5 секунд.

Сохранение правильной осанки с симметричной постановкой головы плеч и таза – является основной задачей для правильного обучения сидения. Каждое достижение должно систематически тренироваться с применением различных условий. Применяются толчки в разных направлениях для тренировки реакции равновесия, сед по-турецки с грузом, положенным на колени, и сохранять правильную осанку (груз нужен для тех детей, которые не смогут из-за сильной  спастики  удержать ноги врозь). Ученик 3 а класса С., после года занятий на уроках Л Ф К научился самостоятельно не только сидеть без поддержки, но и выполнять О. Р. У. с небольшими предметами. Переходить к обучению нового положениям тела не нужно, пока предыдущее положение  хорошо не усвоено. После освоения позы сидения, можно переходить к следующей позе – стоя на коленках. (Изучение новой позы провожу в основной части урока). В освоение позы, стоя на коленках - упражнение дается с опорой руками и с поддержкой, причем по мере освоения учебного материала изменяются условия опоры и степень страховки, но постепенно переходим к самостоятельной стойке без всяких поддержек.                                           В начале обучение стоянию производиться у опоры. Это может быть шведская стенка или параллельные брусья, или поручни – но обязательно жесткая фиксированная опора. Затем опора заменяется поддержкой за две руки, потом за одну и на последнем этапе, самом сложном, без помощи поддержки – ребенок стоит самостоятельно. Процесс освоения ребёнком вертикального положения может быть затруднён по следующим причинам:                                                                                                                                                                                            1. Отсутствие способности мышц длительно находиться в напряжённом  состоянии.                                                                              2. Наличие деформаций в суставах туловища или конечностей, чаще всего нижних – стоп, коленных или тазобедренных, не позволяющих выпрямлять полностью ноги или спину.                         3. Расстройства деятельности чувствительной сферы, то есть анализаторных систем, к которым, прежде всего, относятся вестибулярная и зрительная системы.                          Диагноз ДЦП у детей – это обширное поражение двигательных зон головного мозга и проводящих путей. Нарушения координации проявляются в неточности, несоразмерности движений (прежде всего рук). Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук тесно связано с развитием мелкой моторики.  Ребенок не может точно захватить предмет и поместить его в заданное место; при выполнении этих движений он промахивается, у него наблюдается тремор (мелкое дрожание пальцев рук).  Способность к захвату предметов, манипуляциям и предметным действиям оказывает влияние на правильное восприятие окружающего мира и развитие познавательной деятельности. С учащимися  следует проводить работу по развитию мелкой моторики рук регулярно, выделяя на это 3-5 минут (минимум) на каждом уроке.  Иногда развитию мелкой моторики посвящается целый урок. Если ребенку сложно выполнять движения пальцами, то с таким ребенком следует заниматься индивидуально, когда сначала упражнение выполняется пассивно с помощью учителя.  Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.  Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук начинается с элементов массажа кисти и пальцев рук.  Начинается и заканчивается массаж с расслабления кистей рук, а именно, поглаживанием тыльной стороны кистей                                                                                                  

 -  Массаж ладоней.                                                                                                                                                                  -  Массаж пальцев рук.                                                                                                                                         И только после массажа можно приступать к физическим упражнениям.          Формирование захвата, то есть умения дотягиваться до предмета, брать и удерживать его, а также умения им манипулировать, брать, класть в определенное место. Формирование захвата проходит следующие стадии:                                                                            

Сначала формируется ладонный захват (ладонно-пальцевой). Развитие ладонного захвата происходит в два этапа:

1.Сначала ребенок держит мелок, фломастер или толстый карандаш в кулаке, наискосок ладони.                                                                                                                                                                2. На второй ступени формирования ладонного захвата ребенок захватывает мел, противопоставляя большой палец («грабельки»)

Захват щепотью подразумевает способность брать и удерживать предмет большим, средним и указательным пальцами.                                                                                                  

Весь комплекс упражнений можно разделить на:        

1. Пальчиковую гимнастику (используется опыт  таких авторов, как Крупенчук О.И.,Са-вина Л.П.)

2. Пальчиковые игры активизируют моторику рук. Сначала даю детям несложные статические позы кистям и пальцам. Затем позы постепенно усложняются. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе, при этом необходимо следить за правильностью позы кисти и точностью перехода с одного движения на другое.                                                                                                                                                                  3.Очень эффективны упражнения для пальцев и кистей рук с использованием предметов:                                                                                                                                                        - собирание пирамидок.                                                                                                      - шнуровка на специальных рамках, ботинок.                                                                                               - нанизывание на леску колец.

-работа с пособиями: выключатель света, дверные замки, крючки, телефонный аппарат с круглым диском.                                                                                

 Все движения тренируются сначала пассивно, затем пассивно-активные и, наконец, активные. Выполняя на своих уроках все вышеуказанные рекомендации по развитию мелкой моторики, учащиеся моей группы достигли неплохих результатов. Так, например, ученик 2 класса Р. научился тянуться за игрушкой и удерживать игрушку  в руке. На это ему потребовалось почти два года. Ученица 1 класса О.  научилась удерживать предмет за год. Результаты освоения того или иного двигательного зависит от степени повреждения головного мозга. Тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Чем сильнее повреждение, тем дольше времени надо для получения положительного результата.                                                                                    При ДЦП затруднен не только захват предмета, но и его высвобождение (отпускание). Разжимание кисти облегчается потряхиванием ее в сторону мизинца, поворотом руки ладонью вверх, а также проведением рукой по шероховатой поверхности. Далее ребенка обучают перекладыванию предмета из одной руки в другую. Для изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на издающие звук предметы, выключатели, клавиши клавиатуры, игры с куклами, надевающимися на пальцы.

Для тренировки противопоставления и отведения—приведения большого пальца используют следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами, раздвигание ножниц игры с куклами, надевающимися на пальцы. Для тренировки захвата предметов двумя пальцами - собирание предметов различной величины (сначала крупных, затем мелких).

4. Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Она разработана Южно-корейским ученым, профессором Пак Чжэ Ву. Су – кисть. Джок – стопа. При контрактурах суставов ног (на стопу) для массажа можно брать 3-й и 4-й палец руки зоны 1-2-3-4 по тормозному методу (1-2 минуты). Мелкая моторика рук положительно влияет на развитие речи и формирование коммуникативных навыков.

Вывод: тренировка системы равновесия проводится на всем протяжении занятий во всех возрастных группах и различных нарушений движений, с учетом состояния вестибулярного аппарата. Одна из особенностей ДЦП -  нарушение моторики рук. При определенном коррекционном и педагогическом воздействии на эти нарушения результаты могут быть положительными. Мелкая моторика рук оказывает непосредственное влияние на развитие речи и формирование коммуникативных навыков. Учащиеся нашей школы, у которых степень нарушения мелкой моторики незначительна, занимаются паралимпийским  видом спорта -  стрельбой из лука. Среди их есть победители и призеры чемпионатов России.

     Итогом ОЭР стал открытый урок по развитию мелкой моторики у учащихся начальной школа на городском семинаре «Использование здоровьесберегающих технологий в высокотехнической среде образовательного учреждения, который проводился в нашей школе.

Представленный комплекс упражнений оказывает положительное влияние на развитие двигательных способностей детей с ДЦП (равновесие, ориентация в пространстве, быстрота реагирования).

I. Упражнения для удержания в вертикальном положении голову.

И. п. лежа на животе: пассивные повороты головы ребенка в обе стороны.                                   И. п. лежа на животе, голова повернута в одну из сторон: но подъем и повороты головы достигаются за счет привлечения внимания ребенка к звукам (голоса, погремушки) или яркой игрушке.

II. Упражнения для контроля над положением головы, развития реакций опоры и равновесия:                                                                                                                                                                         И. п. лежа на животе:

пассивное подкладывание под грудь согнутых в локтевых суставах рук ребенка – формируется ощущение опоры.

И. п. лежа на спине: педагог опускает на грудь ребенка подвесную игрушку, вызывая у него защитно-отталкивающие движения руками.

III. Упражнения для преодоления сгибательно-приводящих установок верхних конечностей.                                                                                                                                                                     И. п.  лежа на спине: учитель вкладывает в кисть ребенка игрушку, дожидается ее захвата и выполняет отведение прямых рук ребенка назад – вверх (вплоть до касания пола).

IV. Упражнения для формирования поворотов туловища в положении лежа                                                             И. п. лежа на спине (или животе) у верхнего края наклонной поверхности: педагог поворачивает плечи ребенка, ожидая его дальнейшего активного включения в поворот (помощь учителя сохраняется, но степень ее варьируется).                                                                     И. п. лежа на спине: Учитель берет ребенка за согнутые в коленных суставах ноги и выполняет поворот – предполагается дальнейший поворот таза и туловища.

V. Упражнения для формирования положения на четвереньках                                                                     И. п. лежа на животе: учитель выполняет пассивное выпрямление рук ребенка вдоль тела вверх, что приводит к подъему головы и сгибанию ног – происходит переход ребенка в положение на четвереньках (на основе симметричного тонического шейного рефлекса).                         И. п. лежа животом на валике: педагог пассивно разгибает голову ребенка, сгибает – разводит ноги – тяжесть тела переносится на тазовый пояс, руки при этом выполняют поддерживающую функцию.

VI. Упражнения для преодоления сгибательно-приводящих установок нижних конечностей.

И.П. лежа на спине.                                                                                                                      

 - Потряхивание ног ребенка вверх-вниз, удерживая их за лодыжки

 - Одновременное сгибание ног к животу с последующим их разгибанием.

VII. Упражнения для формирования умения ползать на четвереньках                                                            И. п. лежа на животе: учитель приподнимает несколько вверх таз ребенка, чем вызывает у него «реакцию лягушки» со сгибанием и выносом вперед одной из ног.                                             И. п. лежа животом на валике: учитель удерживает ребенка за ноги и проталкивает вперед, вызывая у него шаговые движения вперед руками; то же выполняется в обратную сторону.

VIII. Упражнения для формирования функции сидения:

 - И. п. – ребенок сидит с разведенными бедрами на валике или на ногах учителя, лицом к нему: педагог удерживает ребенка под локти за выпрямленные и развернутые руки, выполняя покачивания в различных направлениях

  -И. п. сидя, прижимаясь спиной к опоре (стене, щиту, спинке кресла и т.д.), ноги согнуты, располагаются подошвами стоп на опоре: руки разогнуты и отведены назад.

IX. Упражнения для формирования умения самостоятельно садиться                                                                      И. п. сидя верхом на валике ноги врозь (как на лошадке): доставание руками игрушек (кубиков, шариков, камешков и др.), лежащих на полу с одной стороны от валика и перекладывание их на другую сторону.

Х. Упражнения для формирования умения вставать на колени                                                                    И. п. стоя на коленях, учителем отведение - прямых рук назад – вверх.                                              И. п. сидя на коленях: хват руками за перекладину подняться на колени, потянуться вверх.

XI. Упражнения для формирования умения самостоятельно стоять                                                     И. п. стоя у гимнастической стенки. Поочередное касание рукой стенки или картинки на стене.                                                                                                                                                                          И. п. стоя у гимнастической стенки, руки на опоре: на столе расставлены игрушки, ребенок пытается достать игрушку, отрывая одну руку от опоры, переставляя игрушки с одного места на другое.

XII. Упражнения для формирования умения вставать на ноги.

И. п. сидя на корточках: учитель поддерживает ребенка под мышки –  пассивно - активный переход ученика из положения сидя   в положение стоя с поддержкой.                                               И. п. сидя на наклонной доске у гимнастической стенки педагог увеличивает угол наклона, стимулируя перенос тяжести тела на стопы с последующим вставанием (при этом выполняется хват руками за рейку стенки).

XIII. Упражнения для формирования шаговых движений:

И. п. на коленях, упор руками на расположенную перед ребенком или палку, удерживаемую педагогом, который перемещает ее вперед, стимулируя тем самым шаговые движения ногами.    

XIV. Упражнения для формирования самостоятельной ходьбы И. п. сидя на велотренажере, стопы фиксированы на педалях: учитель выполняет сначала пассивное вращение педалей, затем ребенок выполняет самостоятельные поочередные движения ногами.

 

Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает эмоциональный комфорт и сохранность здоровья ребенка.  Сохранение его физического, социального, психологического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия не может отходить на второй, третий план за идеи освоения им компонентов учебной и внеурочной деятельности. В современной реальности это не просто равнозначные задачи, это единственный путь, способный обеспечить долговременное сотрудничество школы и ребенка. На наши занятия дети всегда идут с удовольствием. На уроках царит благоприятная атмосфера. Учитель АФК включит любимую музыку, спокойным уравновешенным тоном расскажет, чем будет ребенок заниматься, если что-то не получается, то обязательно поможет. С учителем всегда можно поделиться чем- то сокровенным и секрет останется между педагогом и учащимся. При нарушении подобного баланса можно столкнуться со снижением познавательного интереса, нежеланием прикладывать усилия, повышенной утомляемостью и общим ослаблением психосоматического состояния школьника.  Возвращаясь к идее формирования психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса, стоит  обратить внимание на необходимость планомерной работы с родителями. Способы оказания родительской поддержки и помощи становятся порой более важными, нежели информирование об учебной успешности школьника. Педагоги ЛФК школы постоянно контактируют с родителями наших учеников. Учителя дают консультации по тем или иным вопросам. Где можно приобрести необходимый инвентарь для ребенка? Как подобрать подручные средства для передвижения? Педагоги составляют комплексы для самостоятельных занятий дома.                                                                                                           По словам школьников, учитель – это тот, кто «говорит добрые слова», «учит и сотрудничает со мной», «помогает узнать новое о мире и о себе», «помогает становиться взрослыми», «не бросает, если что-то не получается», «дает знания, а не забирает силы».

На Всемирном олимпийском конгрессе в 2009 году мировая спортивная общественность пришла к выводу, что два неразрывных понятия, которые должны стать приоритетами в развитии мировой системы -  это здоровье молодежи и цифровая революция. Дети не должны уйти со спортивных площадок в мир компьютеров, а значит, необходимо использовать популярность цифровой техники и через нее привлекать детей в спорт. Чтобы привить молодежи навыки здорового образа жизни, учитель ЛФК, должен быть и гимнастом, и лыжником, и баскетболистом, и легкоатлетом.  Педагог не всегда способен лично продемонстрировать все эти виды спорта, показать технику ходьбы, правильную постановку стопы при шаге вперед или назад и многое другое. Решить эту проблему можно с помощью электронного учебно-методического пособия. Засняв ученика, можно тут же через компьютер наглядно показать его ошибки.  В спортзале нашей школы есть компьютер. Это помогает учителю физкультуры и учителям ЛФК разнообразить свои уроки.  Видеофайлы с помощью компьютера и проектора транслируются на специальных экранах прямо в спортзале. На Паралимпийском и Олимпийском уроках была предоставлена информация об истории Игр, о видах спорта, о выдающихся спортсменах. Используя в своей работе видео картотеку, создается архив на каждого учащегося, и по окончанию учебного заведения ребенок может сравнить свои двигательные способности в первом классе и в выпускном. Это интересно не только детям, но и родителям. Это и итог деятельности педагога или группы педагогов за определенный временной период.

Можно проводить уроки с использованием средств информатизации полностью 45 мин, В нашей школе Олимпийский урок проводился на протяжении всего урока, а можно проводить конкретно какую-то часть урока. Например: при изучении нового материала, новой темы или нового движения можно показать слайд или небольшой фрагмент.

При совершенствовании движений можно показать учащимся способы, формы выполнения того или иного упражнения. В первом случае можно использовать в уроках обучения двигательному действию, во втором -  в уроках совершенствования.

При работе с детьми над коррекцией походки необходимо учитывать их реакцию равновесия. В зависимости от тяжести заболевания коррекцию походки следует начинать выполнять упражнения с опоры двумя или одной рукой о гимнастическую (шведскую) стенку.

Упражнения выполнять на полу, постепенно увеличивая высоту, на которой исполняется задание, и уменьшая площадь опоры.  Примеры заданий:

- перекаты с пятки на носок и обратно

- ходьба на носочках

- ходьба приставными шагами

- ходьба скрестным шагом

- ходьба левым (правым) боком

- ходьба по линии, начерченной на полу

- ходьба по канату, положенному на полу

- ходьба с закрытыми глазами.

   Все эти упражнения можно выполнять как в подготовительной, так и в основной части урока.  

 Функция рук. На уроках в ОУ следует давать упражнения не только на развитие двигательных качеств, но и на работу рук. Ведь от работы рук, а именно пальцев, зависит умственное развитие ребенка. На уроках физкультуры изучаются различные виды хватов (удержание гимнастической палки, теннисной ракетки, бадминтонной ракетки, захват каната руками, хват руками при подтягивании на перекладине). При хватах следует следить за тем, что большой палец обязательно должен быть противопоставлен всем остальным четырем пальцам.                                                                                                    Начинать нужно выполнять упражнения с большими предметами (мячами), постепенно уменьшать величину спортивного инвентаря – мяч для большого тенниса, мяч для настольного тенниса.

Развивать мелкую моторику можно не только на уроках физкультуры. Очень полезна и пальчиковая гимнастика, которую нужно включать в физкультминутки, физкультпаузы на всех уроках. Уроки технологии, на которых учащиеся учатся шить, вязать, работать ножом и ножницами, так же способствуют развитию мелкой моторики.

                                                Литература

1. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. Изд. «Медицина», 1971.

2. Гросс Н.А. «Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата». М.; «Советский спорт», 2000

3. Добрякова И.В., Щедрина Т.Г. « Восстановительное лечение детей с поражением центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Учебно-методическое пособие. СПБ; Издательский дом СПбМАПО, 2004

4. Епифанова В.А. Лечебная физическая культура. Справочник. М.; Медицина, 2004

5. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. М.: «Советский спорт», 1991.

6. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры» СПб; Издательский дом Литера, 2005

 7. Нэнси Р. Финни. Ребенок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Развитие. Книга для родителей. М.; «Теревинф», 2001.

 8. Пак ЧжэВу «Су Джоксемятарапия» . М; Су Джок Академия, 2007

 9. Потапчук А.А. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом).  СПбГАФТ им. П.Ф. Лесгафта, 2003

10. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. Издательство «Речь», Санкт-Петербург, 2007.

11. Рогачева Е.И., Лаврова М.С. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах (методические рекомендации для родителей), Л.: «Медицина», 1977

12. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...

Речевое развитие у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

При ДЦП нарушенными оказываются все стороны речи, что негативно влияет на психическое развитие ребенка в целом. Речевое развитие детей с ДЦП характеризуется количественными и качественными особенностя...

Влияние элементов арт-терапии на развитие чувства ритма и психоэмоциональное благополучие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья посвящена специфике применения арттерапевтических методиках при работе с детьми с ОВЗ, в ней раскрываются методы и приемы формирования музыкальной культуры у детей, развития личности....

Динамика развития движений детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Таблица динамики развития детей с нарушением ОПД (диагностика )...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

В  статье рассматриваются вопросы необходимости формирования и развития коммуникативных навыков у  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  и интеллектуальной недостаточностью...

Народно – прикладное искусство в коррекции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В статье говорится об опыте использования народно-прикладного искусства при работе с детьми ДЦП в группе продленного дня в коррекционной школе....

Коррекция походки и развитие функции рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ...