РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
статья

Илона Валентиновна Высоцкая

В  статье рассматриваются вопросы необходимости формирования и развития коммуникативных навыков у  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  и интеллектуальной недостаточностью в процессе школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Высоцкая И.В.

 Россия, Санкт-Петербург, ГБОУ школа№ 584 «Озерки»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

Аннотация: В  статье рассматриваются вопросы необходимости формирования и развития коммуникативных навыков у  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  и интеллектуальной недостаточностью в процессе школьного обучения.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, школа.

Abstract: the article discusses the need for the formation and development of communication skills in children with disorders of the musculoskeletal system and intellectual disability in the process of school education.

Keywords: communication skills, children with musculoskeletal disorders, school.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Социализация - это процесс усвоения человеком социальных норм, ценностей, моделей поведения, принятых в обществе и формирование индивидуальности. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества с одной стороны, и социальным опытом ребенка с другой стороны.         Социальный опыт - это всегда результат действия ребенка, его активного взаимодействия с окружающим миром.

Коммуникативные навыки - это способность человека общаться, т.е.  взаимодействовать с окружающими, выражать свои мысли, интерпретировать полученную  информацию.[2]

Одна из первых социальных потребностей ребенка - это потребность в общении. Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Общение является важнейшей социальной потребностью, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ) подразумевает, что ребёнок с особыми потребностями, являясь полноправным членом общества, имеет право пользоваться всеми благами социума. Помогает в этом  детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА)  и интеллектуальной недостаточностью система социальной адаптации, которая способствует формированию и развитию коммуникативных навыков.[1]

В условиях школы № 584 «Озерки» сопровождение обучающихся с нарушениями ОДА и интеллектуальной недостаточностью представляет собой систему реабилитационных мероприятий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции ребенка, развитие интеллектуальных процессов, и, в первую очередь, коммуникативных навыков, которые соответствуют психическим и физическим возможностям учащихся, через различные виды деятельности - игру, общение, учение, труд, а так же через социальную адаптацию личности. У многих учащихся нашей школы диагностирован детский церебральный паралич (ДЦП) – сложное  неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего органического поражения центральной нервной системы. Поражение это носит мозаичный характер, что определяет сложную структуру нарушений: сочетание двигательных нарушений с нарушениями корковых функций. При ДЦП нарушается координированная деятельность различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства сказывается на восприятии в целом, ограничивает объём информации, затрудняет интеллектуальную деятельность.[5] Как показывает наш опыт работы, у большинства детей с ДЦП отмечается несформированность или недоразвитие коммуникативных навыков.

Практика показывает, что в повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии сталкиваются с множеством проблем, не имея опыта, специальных знаний в области дефектологии и психологии, испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств развития. К тому же, проблемы, обусловленные рождением «особенного» ребенка, часто не способствуют формированию оптимальных межличностных отношений в таких семьях. Как следствие, при поступлении в школу ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью, в большинстве случаев уже имеет ограниченные возможности адаптации в социуме, не умеет коммуницировать с окружающим миром, а, следовательно, нуждается в организованных, системных мероприятиях.

Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у детей с нарушениями ОДА и интеллектуальной недостаточностью.

Опыт показывает, что овладение техникой общения, как, впрочем, и многими другими умениями, у ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормотипично развивающегося ребёнка, а часто, без специального обучения, не происходит вообще.

Личностная сфера детей с нарушениями ОДА и интеллектуальной недостаточностью формируется с отклонениями и с опозданием. Наблюдаются отставания в развитии эмоционально-волевой сферы: дети эмоционально нестабильны, не могут дифференцировать свои эмоции и чувства другого человека, имеют ограниченный диапазон переживаний, крайне редко проявляют адекватные реакции радости или печали, что находит отражение в формировании и развитии коммуникативных навыков.

Дети зачастую импульсивны и не умеют регулировать свое поведение. Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке, затрудняют формирование коммуникативных навыков и, как следствие, социальное взаимодействие ребенка в стремительно изменяющихся условиях современного мира. Создание благоприятных условий обучения и воспитания для детей с нарушениями ОДА и интеллектуальной недостаточностью позволяет в процессе коррекционной работы научить школьников в некоторой степени контролировать свои эмоциональные проявления, такие как гнев, обида, радость и более успешно взаимодействовать с семьей.

При поступлении в школу ребенок с нормотипичным развитием имеет определенный уровень навыков общения. В состав предпосылок необходимых для начала обучения ребенка в школе,  по мнению исследователей, входят:

- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- приемлемое отношение к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению;

- умение слушать собеседника.[3]

Низкое развитие коммуникативных навыков детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью приводит к трудностям взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми.  

Коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков в условиях школы 584 «Озерки» строится в процессе более доступного для ребенка вида деятельности. Наиболее эффективным способом развития навыков коммуникативного общения младшего школьника с нарушениями ОДА и интеллектуальной недостаточностью является игра. Уроки в начальной школе для данной категории детей проводятся в игровой форме, с использованием различных пособий, дидактических и сюжетно-ролевых игр, предметов-заместителей. Данный вид деятельности основан на возможностях детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью проецировать в игру социальные связи и личностные отношения, в которых они не могут принять непосредственного участия в реальных ситуациях. В начале урока школьникам предлагаются игровые ситуации, затем под руководством педагога происходит распределение ролей между детьми и непосредственное проигрывание необходимых игровых действий. В процессе проведения игр, происходит закрепление определенных представлений, знаний и умений, а часто и их совокупности по нескольким темам, освоение определенных социальных ролей, накопление опыта социальных взаимоотношений, коммуникативных умений.  Занятие проводится в групповой форме с учетом индивидуальных особенностей учащихся начальной школы.

При работе с «безречевыми» детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью специалисты  оценивают перспективы речевого развития и распределяют акценты в формировании коммуникативных умений ребенка.  Общение всегда сопровождается четкой и эмоционально окрашенной речью взрослого, направлено на  формирование  возможности использования ребёнком средств альтернативной коммуникации -  знаков, символов, схем для выражения  своих потребностей.

В системе работы с детьми с нарушениями ОДА и интеллектуальной недостаточностью по формированию коммуникативных умений и навыков специалисты обучают адекватной реакции на речевые обращения,
учат использованию доступную ребёнку знаковую систему (речь, жест, пиктограмма) в играх и в быту для сообщения о своем состоянии, просьбы и других нуждах (систему альтернативной коммуникации).
Педагоги стремятся воспитывать на уроках  элементарные этикетные умения (приветствия, благодарности и т.п.). Общение детей организовывается таким образом, чтобы оно положительно влияло на их эмоциональное состояние. Формирование коммуникативных умений включается во все виды школьной деятельности  и  реализуется на материале игр и упражнений, предлагаемых всеми  направлениями коррекционной работы.[5]

Для успешного процесса адаптации человека, а особенно ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью, очень важно общение с другими людьми, умение поддержать беседу. Младшие школьники нашей школы часто неинициативны и немотивированы на общение. Дети зачастую не воспринимают информацию, не слышат, что им говорят.  Поэтому они или совсем не могут дать ответ на вопрос, или отвечают невпопад, или эхолалически повторяют вопрос.

В процессе коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у детей появляются возможности, владение которыми обеспечивает  включение ребенка в общение, как в процесс установления и развития контактов с людьми для совместной деятельности. Потребность в  совместной деятельности подталкивает ребенка к общению, стимулирует овладение коммуникативными умениями и дальнейшее их совершенствование.

Коммуникативные умения младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью понимаются как освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от характера их отношений к себе, к одноклассникам, от степени эмоционального состояния  каждого школьника в процессе общения.[4]

Создание и изучение системы работы по развитию навыков коммуникативного общения у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью в  рамках социальной адаптации обучающихся в условиях школы  привели  к следующим выводам:

- для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью усвоение основных коммуникативных компонентов является проблемой, которую ребенок зачастую не может решить самостоятельно.

-создание реальных условий для успешного формирования и развития навыков эффективного сотрудничества со взрослыми и сверстниками и, как следствие, выстраивание более ровных и эмоционально благоприятных отношений с ними, необходимо как школе, так и в семье ребенка.

-учет особенностей уровня умственного развития ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью при формировании ведущей для его возраста деятельности, послужит залогом более эффективного развития коммуникативных навыков и умений, что, в свою очередь, положительно повлияет на процесс социализации личности.

Реализуемая в школе №584 «Озерки» технология развития навыков коммуникативного общения у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью в  рамках социальной адаптации обучающихся - это продуманная система, которая выстраивается из планомерных и взаимосвязанных мероприятий, охватывающих весь период школьного обучения от простого и малого в начальной школе к более сложному в старшей школе.

Система работы по развитию коммуникативных умений имеет единую цель - создание условий для развития успешно интегрированного в общество человека, способного самостоятельно находить взаимопонимание с окружающими людьми, взаимодействовать с ними на нравственной и профессиональной основе, т.е. направлена на социализацию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью.

 Список источников:

1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М., Владос, 2003.

2.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., Академия, 2000.

3.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников М.: Педагогика, 1984. - 128 с.

4.Мардахаев Л.В. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП. – М., МГСУ, 2001.

5.Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. «Нарушения речи у детей с церебральными параличами» М., 1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...

Буклет «Рекомендации для родителей: использование средств логоритмики для развития коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта».

Логоритмика – это доступная и универсальная форма целенаправленной коррекции речевой и психомоторной функции детей, а также эффективное средство развития коммуникативных навыков у младших школьн...

Специфика формирования эффективных навыков общения у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью в условиях школы

Одна из первых социальных потребностей ребенка - это потребность в общении. Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Общение является важнейшей социальной потребностью, без реализации которой ...

Коррекция походки и развитие функции рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ...

Коррекция походки и развитие функции рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ...