Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями аутистического спектра
статья по психологии на тему

статья по психологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями   аутистического спектра  

Алексеева Т.В.

Педагог - Психолог

ГБУРС (Я) РРЦ «Суваг»

г. Нерюнгри

В настоящее время ранний детский аутизм рассматривают как вариант тяжелого диссициированного дизонтогенеза. Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития.

Многие дети страдающие этим заболеванием, не говорят или они знают слова, но не понимают их значений. У них недостаточно развито желание общаться. Они не понимают целей коммуникации, некоторые не понимают даже значение объектов.

Для решения этой задачи был адаптирован цикл групповых коррекционных заданий по развитию коммуникативных навыков. Были подобраны специальные игры и упражнения.

 «Игра содержит в себе все тенденции развития, является источником развития и создает зоны ближайшего развития.  В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, он в игре как бы на голову выше самого себя.  Игра в конденсированном виде всегда содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего повседневного поведения.  По существу, через игровую деятельность и движется ребенок». (Л.С.Выготский)

Игра единодушно признается уникальным средством развития личности

Ребенка, источником усвоения самых разнообразных знаний и умений.

 Для психического развития и формирования личности детей с РДА, игротерапия имеет особое значение.  

Развитие эмоциональной сферы, формирование межличностных отношений имеет особую специфику.

Во-первых, следует выделить нарушение словесного общения, которое частично изолирует таких ребят от окружающих, что, безусловно, создает определенные трудности в усвоении социального опыта.  

Во-вторых, детям с такими нарушениями часто недоступно восприятие выразительной стороны устной речи.

В-третьих, сильное отставание эмоционально – волевой сферы приводят к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, что чревато упрощением межличностных отношений. Предметом коррекции могут быть бедность эмоционального мира детей, эмоциональная заторможенность, неотзывчивость, запаздывание высших социальных чувств, неадекватное эмоциональное реагирование, страхи. Одна и та же

Игра для одного ребенка может стать средством повышения заниженной

самооценки, для  другого  -  средством,  способствующим  растормаживанию

сдерживаемых эмоций, для третьего – школой межличностных отношений.  

В своей работе я использую сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры на развитие психических процессов (внимания, памяти, воображения, речи и мышления).  Игра должна строиться таким образом, чтобы каждый ребенок был активен, выполнял посильные игровые действия, не стеснялся того, что он не услышит, умел попросить, чтобы ему повторили инструкцию повторно.  При организации игр нужно ориентироваться на индивидуальные возможности каждого ребенка. Чем разнообразнее и адаптированные   игровые действия, тем интереснее и понятнее   для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Правила в игре содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей и направляют их внимание на выполнение конкретной задачи.  При подведении итогов необходимо отметить достижения каждого ребенка.  Важно подчеркивать достижения детей, чтобы поднять мотивацию каждого ребенка.

Для преодоления интеллектуальных трудностей я использую игры на развитее познавательных способностей

            1.Развитие свойств внимания.  

1.Устойчивость внимания.

-  Игра «Живая картинка».  Участники замирают в позе, которую выбрал

психолог.  Водящий 30 секунд рассматривает их, затем отворачивается, дети меняются местами. Задача водящего все восстановить.

Концентрация внимания.  

2. «Слова невидимки».  Психолог пишет на доске, в воздухе пальцем слово по одной букве. Дети записывают за ним на бумаге или пытаются их запомнить. Затем обсуждают, какое слово получилось у каждого.  

-  Корректурные пробы.  Вычеркивание определенной буквы (можно

использовать таблицы Шульте или текст журнала). Ошибка – пропущенная буква.

 «Построение».  Можно  строиться  по  росту,  по  первой  букве  имени  или

фамилии, по алфавиту, по цвету волос.

3. Распределение внимания.

Попросить ребенка посчитать в обратном порядке от 10 до 1, при этом

выполняя наклоны, приседания, повороты.

 Чтобы ребенок начал понимать инструкции к заданиям, должно пройти большое количество времени, для того чтобы он адаптировался в группе сверстников, научился за ними подражать, понял смысл происходящего. Такое непроизвольное подражание становится предпосылкой подражания произвольного, появилась потребность в общении с детьми.

                  2. Упражнения на развитие параметров памяти.

Объем памяти:

Запомнить 10 предметов или слов и через определенное количество времени их воспроизвести.

Точность памяти.

Составление историй: «Истории в картинках»

Детям раздается набор карточек и предлагается составить из них последовательную историю. После чего картинки убирают и предлагают пересказать увиденное.

             3. Развитие мыслительных способностей.

С детьми младшего школьного возраста необходимо работать по образцу,

отрабатывая этапность складывания серийных картинок (из 3, 4, 5).

   - развитие логического мышления (исключение «лишнего» 4, 5 предмета).

              4. Развитие воображения.

.  Психолог рассказывает начало истории, затем прерывает ее: (Вы идете на прогулку в лес. Светит солнце, дует легкий ветерок. Вы выходите на опушку леса и …).  Дети представляют свое продолжение истории.

Можно нарисовать все увиденное.  Упражнение используется в качестве

Аутотренинга при большом утомлении на занятии.

   - дорисовать каждую картину из геометрических фигур так, чтобы получился какой-то образ.  Важна степень оригинальности, отсутствие повторов, рисование настроения в цвете. Свободное использование штрихов и цвета.

  -  на что похоже (облака, морозные узоры на стекле, капля горящей свечи

упавшая в воду, капля чернил в свернутом листе бумаги).

Для восприятия ребенком самого себя, в первую очередь необходимо рассказы о нем самом. Этому способствует сюжетное рисование, где рисует то, о чем говорим, и ребенок подрисовывает или раскрашивает тогда, когда сам захочет. От историй о самом ребенке можно переходить к другим сюжетам: к сказкам, коротким рассказам _ так мы развиваем у ребенка способность понимать речь, т.е.  формируем его речевое мышление.

              5. Игры на развитие коммуникативных навыков.

«Ручеек», «Путаница», «Аплодисменты по кругу», «Подарок который нельзя

купить», «Совместный рисунок», «Зеркало», «Комплименты» («Мне нравится в тебе то, что ты …» с помощью мяча), «Колечко».

На своих занятиях я использую игры по интенсивному обучению.  

Цель: обучение обозначения предметов символами и значками, развитие

коммуникативных навыков и снятия напряжения.

- «Закорючка».  Каждый играющий рисует поочередно на общем листе бумаги закорючку, завиток. Получается образ.

- «Пиктография». Ребенок зашифровывает (зарисовывает) в символах, значках любую сказку, а затем рассказывает ее по своим записям.

- «Рисунок по кругу». Дети в кругу начинают рисовать каждый на своем листе.

Затем передают свой начатый рисунок соседу слева и продолжают рисовать. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картину, которую он начал рисовать.

Для успешной адаптации в социуме необходимо формировать произвольность психических процессов и познавательные интересы, самооценку, межличностные отношения.  Необходимо постепенно поощрять успехи детей.  Длительные игры не только развивают познавательный интерес, но воспитывают силу воли, самостоятельность, самоконтроль.  Сюжетно ролевые игры способствую развитию самостоятельности, творчества, инициативы. Короткие игры с быстрым результатом формируют умение подчинятся установленным правилам, снимают психическое напряжение («Замри», «Царевна Несмеяна», «Море волнуется раз»).

 Произвольное напряжение внимания в подвижных играх развивают способность к оценке собственных действий и действий других.  Эти игры развивают аналитическое мышление, самоорганизацию, самоконтроль. В коллективных играх формируется опыт ребенка, навыки общения, умение находить контакт с другими детьми.  

Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют

Деятельность ребенка, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти.  Дети непринужденно переживают радость от процесса игры.

Моей целью является научить детей с расстройствами аутистического спектра различным играм, так как личность такого ребенка формируется своеобразно, прежде всего из-за трудностей, которые испытывают в общении с окружающими детьми.

Общение является одним из важнейших факторов социализации.  Недостаточное удовлетворение потребности личности в общении ведет к серьезным деформациям личности, снижения уровня ее социальной адаптации. Игра стала мостиком общения между здоровыми детьми    и детьми с ограниченными возможностями, что актуально и привлекательно для обеих сторон, она учит партнерским отношениям и подлинному равноправию. В игре дети учатся общаться друг с другом, что ведет их к успешной социальной адаптации в макро- и в микросреде. На своем опыте я могу сказать, что различные игры и направленность ребенка на коммуникацию, общение в детьми ведет к успешной социализации ребенка. Дети освобождаются от внутреннего напряжения, избавляются от страхов, преодолевают стеснительность, усваивают адекватную выразительность речи других людей, а это – дорогого стоит.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра"

Педагоги-дефектологи в своей работе нередко встречаются с детьми с нарушением интеллекта, которые не пользуются активной речью как средством общения. В докладе представлена методика работы (начальные ...

Психокоррекционная помощь детям с нарушениями аутистического спектра

В презентации рассматриваются проявления РАС в детском коллективе, а также возможности коррекции эттих проявлений....

Статья "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра"/"Formation of communication skills in children with autism spectrum disorders"

Ключевые слова: ранний детский аутизм, дошкольный и младший школьный возраст, способы коммуникации, невербальная коммуникация, альтернативная коммуникация.Keywords: early childhood...

Буклет «Рекомендации для родителей: использование средств логоритмики для развития коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта».

Логоритмика – это доступная и универсальная форма целенаправленной коррекции речевой и психомоторной функции детей, а также эффективное средство развития коммуникативных навыков у младших школьн...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

В  статье рассматриваются вопросы необходимости формирования и развития коммуникативных навыков у  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  и интеллектуальной недостаточностью...

Статья "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с расстройством аутистического спектра на уроках по окружающему миру"

В статье отражены основные особенности коммуникативного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра, а также педагогические приёмы по формиованию и развитию коммуникативных навыков на ...