Психокоррекционная помощь детям с нарушениями аутистического спектра
презентация к уроку на тему

Кованда Яна Борисовна

В презентации рассматриваются проявления РАС в детском коллективе, а также возможности коррекции эттих проявлений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на семинаре «Инклюзивное обучение: опыт и перспективы» Подготовила педагог-психолог Кованда Я.Б. Психокоррекционная помощь детям с нарушениями аутистического спектра

Слайд 2

В этом учебном году в МБОУ «Школа-лицей» в четвертом классе выявлены два ученика с РАС. Эти ученики со второго класса обучались инклюзивно, и только в четвертом классе им был поставлен диагноз. В следующем году они переходят в пятый класс, а значит, столкнутся с трудностями адаптации: смена преподавателей на каждом уроке, необходимость перехода из кабинета в кабинет и соответственно, более высокие сенсорные нагрузки, которые способствуют повышению тревожности и эмоциональной истощаемости у детей спектра, что часто приводит к ухудшению поведения и конфликтным ситуациям.

Слайд 3

Неправильная трактовка учителями поведения ребенка может стать причиной навешивания ярлыков, приписывание им таких диагнозов, как девиантное поведение, антисоциальность , проблемы овладением школьными навыками. С целью предотвращения этих проблем для учителей будет проведен семинар «Дети с РАС: проблемы обучения и пути их решения», к началу следующего учебного года все учителя, работающие с этими детьми, получат буклет-памятку для практического использования

Слайд 4

Социальное взаимодействие * Не отслеживают внимание взрослого и не понимают заинтересованности других людей * Трудности подражания, имитации препятствует полноценной работе на фронтальных занятиях *Неспособность поддерживать дружеские отношения в коллективе * Не реагируют на эмоциональные переживания других людей, не распознает эмоции, интонации, мимику * Зацикливание на своих темах, проговаривание их вслух Проявления РАС у детей в школе или другом детском коллективе

Слайд 5

Коммуникация Общение только при возникновении потребности у ученика, стереотипное использование речи Отсутствие реакции на речь других людей (так, ребенок может не реагировать на свое имя, плохо воспринимать информацию на слух ) Нарушения невербальной коммуникации. Дефицитарность использования жестов и мимики . Использование обычных слов в необычном значении Плохое понимание непрямых речевых оборотов, образов, метафор, игры слов и иронии Высказывания , не отвечающие ситуации Постоянное проговаривание, игнорирование ответов других людей Неспособность начать и поддерживать диалог ; Нарушения просодики (тон, ударения, интонация) Проявления РАС у детей в школе или другом детском коллективе

Слайд 6

Поведение, воображение и социальная практика Наивность мышления, непонимание процесса мышления других людей Неспособность интерпретировать их мысли, чувства и действия Ограниченные и повторяющиеся интересы, поведение Нарушение «исполнительной функции» Неспособность прогнозировать последствия своих действий, подготовиться к переменам или планировать действия Неспособность участвовать в играх и занятиях, требующих воображения. Присутствие игры у аутичного ребенка часто ограничивается многократным проигрыванием одной и той же сцены Низкая способность справляться с новыми или незнакомыми ситуациями, изменениями рутины . Проявления РАС у детей в школе или другом детском коллективе

Слайд 7

Упражнения взяты из сборника « Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей» авторы Эрик Шоплер , Маргарет Ланзинд , Лезли Ватерс .

Слайд 8

Авторы сборника рекомендуют: 1. Хвалите ребенка за сотрудничество и внимание, даже если задание ему не удалось . 2. Разъясняйте ребенку с помощью показа, жестами, изображая руками . 3. Следите, чтобы на рабочем месте не было беспорядка и шума . 4. Помните о том, что аутичные дети непостоянны. Неадекватное поведение может обозначать переутомление или замешательство. Будьте гибкими, умейте сократить или облегчить задание .

Слайд 9

Развитие тонкой моторики Упражнение «Прищепки для белья» Тонкая моторика: оперирование предметами, 2-3 года Учебная цель : улучшение тонкомоторного контроля и укрепление мышц рук Задание: закрепить 6 прищепок на краю коробки Материал: 6 легких прищепок, обувная коробка Упражнение «Закрепить бельевые прищепки» Координация глаз, рук: оперирование материалом, 2-3 года Тонкая моторика: оперирование материалом, 2-3 года Познавательная деятельность: сочетание, 3-4 года Учебная цель : выполнять целенаправленные движения, сочетать цвета; укрепление мускулатуры рук Задание: закрепить 6 прищепок на отмеченные места банки Материал : 6 пластмассовых прищепок (желательно различного цвета), банка

Слайд 10

Познавательная деятельность Упражнение «Предлоги» Познавательная деятельность: понимание речи, 5-6 лет Координация глаз, рук: рисование, 4-5 лет Учебная цель : понимать указание места на двух уровнях Задание: рисовать на листе бумаги по просьбам, которые содержат указание места Материал: карандаши, бумага

Слайд 11

Речь Упражнение «Понятие времени» Речь: речевые выразительные способности, 5-6 лет Познавательное развитие: понимание речи, 3-4 года Учебная цель: расширение словарного запаса, улучшение ориентации во времени Задание: правильно использовать слова "вчера", "сегодня", "завтра" Материал : большой лист бумаги или картона, фломастер и маленькие рисунки, изображающие фрагменты из повседневной жизни ребенка Упражнение «Дни недели» Речь: выразительные способности языка, 5-6 лет Познавательная деятельность: понимание речи, 3-4 года Учебная цель : расширение словарного запаса, улучшение ориентировки во времени Задание: перечислить дни недели Материал : расписание недели

Слайд 12

Особенности поведения Пять наиболее часто встречающиеся категорий особенного поведения аутичных детей и детей с другими подобными нарушениями развития: 1) поведение, приносящее вред самому себе: кусание собственных рук или удары по голове; 2) агрессивное поведение: биение или оплевывание ; 3) прекращение деятельности через бросание предметов, крик или уход из-за стола; 4) постоянное взятие в рот предметов или бесконечное повторение вопросов; 5) дефицит поведения: неконтролированное поведение, недостаток спонтанности, нежелание физического контакта, краткая продолжительность внимания и неспособность допускать изменения привычек.

Слайд 13

Прерывание деятельности Поведение : Дурачество Мероприятие: Игнорируйте нелепые выражения ребенка, его дурашливые жесты и гримасы. Делайте вид, что Вы их просто не воспринимаете. Продолжайте упражнение, но повторяйте свои указания в упрощенной форме. Используйте лишь одно или два слова, жестами делайте другие указания и направьте его движения в правильное направление, помогая ему рукой. Похвалите его, как только он начнет работать, но оставайтесь невозмутимыми. Причины успеха: Ребенок дурачится тогда, когда устает, или не знает, что делать дальше. Как только указания упростились и ему была оказана помощь, он почувствовал себя лучше и далее не волновался. Сохранение спокойствия и игнорирование дурачества лишили подкрепления это поведение.

Слайд 14

Систематические записи о занятиях и достигнутых учебных успехах ребенка нужно проводить по многим важным причинам: Они предоставляют гарантированную основу для оценки учебного прогресса ребенка и возникающих трудностей. Они предоставляют основу для решения отменить задание, оставить или заменить его другим. Они подходят как средство, для разъяснения учебной программы и темпа обучения ребенка учителям, воспитателям, родителям, практикантам и другим лицам, которые занимаются созданием индивидуальной программы совершенствования . Самостоя -тельные записи

Слайд 15

Психокоррекционная работа с детьми аутистического спектра развития может проводиться не только психологами, учителями, социальными педагогами, а и родителями. Дружественное окружение родителей, педагогов и психолога в состоянии предупредить возможные стрессовые и проблематичные ситуации в подростковом возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра с помощью социальных историй.

Один из симптомов аутизма - это дефицит в развитии социальных навыков. Так, ребенок с РАС может не знать, как здороваться, как делиться игрушкой, как начать разговор, как близко стоять к человеку, с к...

Культурно-просветительский проект для детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями "В гостях у музыки"

В 21 веке одной из задач социума является предоставление каждому ребенку права на образование, в том числе и детям, имеющим расстройства аутистического спектра и другие ментальные нарушения, что закре...

Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста

Аутизм – это первазивное нарушение, которое затрагивает все стороны жизни и развития ребенка. Поэтому и подход к работе с таким ребенком должен быть единым и комплексным со стороны разных специа...

Семинар-практикум "Межведомственное взаимодействие как эффективная практика помощи детям с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями"

Цель: согласование ресурсов и решений проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ участниками межведомственного взаимодействия; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей; с...

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...