РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» для обучающихся 5-6 классов
рабочая программа по физкультуре

  • Настоящая программа включает два основных раздела:
  •  - Теоретические основы и правила шахматной игры
  •  - Практико-соревновательная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_shahmaty_5-6_klass.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Нижегородской области‌‌

Администрация Ковернинского муниципального округа‌

МОУ «Горевская средняя школа»

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

________________________

протокол №1от

 «29» августа2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

директор

________________________

Бурова Н.И.

приказ  № 232  

 от «30» августа2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 «ШАХМАТЫ»

для обучающихся 5-6 классов

с. Горево, 2023 г.

1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Данная Программа предусматривает достижение определённых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения Программы - отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
  • формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
  • формирование основ шахматной культуры;
  • понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
  • понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • уважительное отношение к иному мнению;
  • приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
  • этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
  • умение управлять своими эмоциями;
  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
  • оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

  • умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
  • овладение способом структурирования шахматных знаний;
  • овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
  • овладение способом поиска необходимой информации;
  • умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
  • овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
  • умение строить логические цепи рассуждений;
  • умение анализировать результат своих действий;
  • умение воспроизводить по память информацию;
  • умение устанавливать причинно - следственные связи;
  • умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

  • находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
  • умение донести свою позицию до других;
  • умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД:
  • умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения Программы - характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Шахматы».

Bрезультате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся должны приобрести:

  • знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
  • знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;
  • знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
  • умение участвовать в интеллектуально - физкультурной деятельности (интеллектуально
  • спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.

Планируемые предметные результаты.

К концу первого учебного года обучающиеся должны:

  • объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • знать правила хода и взятия каждой фигуры;
  • ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно располагать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
  • знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
  • знать «цену» каждой шахматной фигуры;
  • усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзём и королём;
  • овладеть способом «взятия на проходе»;
  • записывать шахматную партию;
  • уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника.

2.Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы»

  • Настоящая программа включает два основных раздела:
  •  - Теоретические основы и правила шахматной игры
  •  - Практико-соревновательная деятельность
  • Теоретические основы и правила шахматной игры (60 часов) История шахмат (2 ч)
  • История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
  • Базовые понятия шахматной игры (58 ч)
  • Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
  • Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии.

Практико-соревновательная деятельность (8 часа)

  • Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Шахматы»

Тема

Кол-во часов

Форма

ЭОР

1

Сведения из истории шахмат.

2

Беседа, видеоролик

chess-board.ru

2

Базовые понятия шахматной игры.

58

Беседа, видеоролик

chess-board.ru

3

Конкурсы решения позиций

-

упражнения

https://lichess.org/ru

4

Соревнования

6

соревнования

https://lichess.org/ru

5

Шахматные праздники

2

игра

https://lichess.org/ru

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)

В рабочей программе  курса «Наглядная геометрия»   учитываются основные идеи и положения Про­граммы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы"

Программа для младших школьников «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образоват...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Шахматы 8а, 8б, 8в классы

1. Планируемые результаты освоения  курса внеурочной деятельностиПредметные результаты- Познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом.- Научить играть разными фигурами в совокупности.- ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Футбол» для обучающихся 8 класса

По итогам освоения программы внеурочной деятельности «мини-футбол» обучающиеся должны достичь трёх уровней результатов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Волейбол» для обучающихся 9 класса

Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и  предметными результатами....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности « Баскетбол» для обучающихся 7 класса

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, л...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" для обучающихся 5-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности  курса «Шахматы» составлена в соответствии с ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации, на основе федерального госуда...