Рабочие программы по географии
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) по теме

Задорожный Александр Иванович

Рабочие программы по географии 6-11 классы включают пояснительную записку, календарно тематическое планирование, содержание программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_aklass.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

___________

Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ «Великомихайловская СОШ»

 ___________ Ткаченко Н. И.

«____»____________2011 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Великомихайловская СОШ»

_____________Прядченко Л. А.

Приказ № ___ от «___»______________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ»  В 6а КЛАССЕ

Разработал: Задорожный Александр Иванович

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии. – Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д.Днепров и др. – М: Дрофа, 2007

Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе – 1 час в неделю учебного предмета «География». Курс «Краеведение» в объёме 0,5 часа в неделю в начальном курсе географии 6 класса как практический модуль.   Модуль «География» включает разнообразные практические работы по темам курса 6 класса с привлечением краеведческого материала и выполнением практических работ на местности.  

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общих учебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цель курса:

 заложить основы географического образования учащихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.

Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Количество часов. Всего 52 часа; в неделю 1,5 часа.

Календарно-тематическое планирование по географии 6а класс.

Дата

проведения

урока

№ урока

Тема урока

Практическая работа

Оборудование

Подготовка к ГИА

планир.

фактическая

п/п

в теме

1

2

3

4

5

6

7

8

 

1

1

ВВЕДЕНИЕ (1 час) 

Что изучает география. Планета 3емля как объект изучения различных наук. География - наука, изу чающая поверхность 3емли как среду, где возникло и развивается человечество.

Обучающая № 1

Организация наблюдений за

погодой.

Карты, атлас.

Земля во Вселенной(3 часа)

2

1

Земля и космос. Вселенная, галактики. Млечный Путь, его форма и размеры. Ближайшие к 3емле га лактики.  расстояние до них. Место и движение 3емли в нашей Галактике.

3

2

Земля - часть Солнечной системы. Состав Сол нечной системы: Солнце, планеты и их спутники, астероиды, кометы, межпланетное пространство. Чер ты сходства и различия планет.

4

3

Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и его географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца.

Географические модели Земли (10 часов)

5

1

План местности. Способы изображения земной поверхности. План местности. Условные знаки.

Топографические карты. Атлас.

Географические модели: глобус, географическая карта, план

местности; их основные параметры и элементы (масштаб,

условные знаки, способы картографического изображения,

градусная сеть).

6

2

Масштаб и его виды.

Обучающая. №2. 

Определение

расстояний на местности и плане.

Топографические карты. Атлас

7

3

Ориентирование и измерение расстояний  на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности.

Обучающая.№3. Определение

направлений на

местности по

компасу, местным

признакам, солнцу,

азимуту.

Топографические карты. Атлас

8

4

Определение высоты  точки  на местности. Изображение  холма с помощью горизонталей.

Обучающая.№4. Измерение

относительной высоты

точек местности.

Нивелир

9

5

Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.

10

6

Глобус - уменьшенная объемная модель Земли.

Сходства и различия глобуса и Земли.

Глобус

11

7

Градусная сетка. Параллели, меридианы.

Обучающая. №5. Определение элементов   градусной сетки на   глобусе.

12

8

Географическая широта и гео графическая долгота. Координаты.

Обучающая. №6. Определение географических координат на карте полушарий               и физической        карте.

13

9

Географическая карта. Легенда карты. Условные знаки, масштаб.

Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.

Глобус, карта полушарий и России.

Карта полушарий и России.

14

10

 Различия между планом и картой. Разнообразие карт

  по масштабу и содержанию. Использование плана  и карт.

Земная кора(11 часов)

15

1

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Ядро мантия, земная кора

16

2

Горные породы и минералы.

Разнообразие горных пород. Магматические, оса дочные, метаморфические породы.

Обучающая.№7. Изучение свойств

горных пород (состав,

цвет, твёрдость)

Коллекция горных пород.

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие.

Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового

океана.

17

3

Горные породы Белгородской области.

Обучающая № 8

Определение горных пород своей местности.

18

4

Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли. Различия в строении континентальной и океани ческой земной коры. Литосферные плиты.

19

5

Разнообразие форм рельефа. Крупнейшие, круп ные, средние и мелкие формы рельефа. Причины разнообразия рельефа, его зависимость от внутренних и внешних сил.

Тренировочная.№9. Описание по карте географического

положения гор и

равнин.

Физ. Карта России и полушарий.

20

6

Изображение рельефа на планах и картах. Отметки  высот и глубин. Горизонтали. Абсолютная и относительная высоты.

21

7

Движения земной коры. Медленные вертикальны е и горизонтальные движения. Движения земной коры и залегание горных пород.

22

8

Землетрясения. Очаг и эпицентр землетрясения. Изучение землетрясений.

 Вулканизм. Строение вулкана. Действующие и по тухшие вулканы.

23

9

 Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветрива ние. Физическое, химическое и биологическое вывет ривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Овраги, речные долины, барханы, дюны. Деятельность чело века и рельеф.

Обучающая № 10 Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

24

10

Главные формы рельефа суши. Горы и равнины, различия по высоте.

25

11

Рельеф дна океанов. Основные части рельефа дна ярового океана: срединно-океанические хребты, ложе, переходные зоны, глубоководные желоба.

Человек и земная кора. Взаимное влияние.

Атмосфера (10 часов)

26

1

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Границы, состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.

Таблица «Атмосфера»

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение

тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение

элементов погоды.

27

2

Нагревание воздуха и его температура. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Средние температуры, амплитуда температур.

28

3

Зависимость температуры воздуха от географиче ской широты. Географическое распределение темпе ратуры воздуха. Пояса освещенности.

Обучающая.№11. Построение

графика температуры.

29

4

Влага в атмосфере. Водяной пар. Абсолютная и от носительная влажность. Туман и облака.

Обучающая.№12. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков и описание наблюдаемой погоды.

30

5

Атмосферные осадки. Виды атмосферных осадков, их распределение на поверхности земного шара.

31

6

Давление атмосферы. Измерение атмосферного давления. Причины изменения атмосферного давле ния, его распределение на поверхности Земли.

Барометр-анероид.

32

7

Ветры. Причины возникновения ветра. Основные характеристики ветра. Разнообразие и значение вет ров.

Обучающая.№13. Построение розы

ветров.

Флюгер

33

8

Погода. Элементы погоды. Причины разнообразия и изменчивости погоды. Воздушная масса. Изучение и предсказание погоды.

34

9

Климат. Изображение климата на картах.

35

10

 Человек и атмосфера. Взаимное влияние.

Гидросфера(8 часов)

36

1

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Гид росфера, ее возникновение и состав, значение гидро сферы для природы и хозяйственной деятельности че ловека. Возрастающий дефицит пресной воды. Круго ворот воды в природе.

Обучающая№14

Описание «путешествия» капельки по большому круговороту из своего населенного пункта.

37

2

Мировой океан - основная часть гидросферы.

Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Изучение Мирового океана.

Обучающая №15.

Определение по картам глубин морей

и океанов.

Физ. Карта России и полушарий.

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его

части, взаимодействие с атмосферой и сушей.

Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и

многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

38

3

Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность, температура, солёность воды.

 

39

4

Движения воды в океане. Волны. Различия волн по глубине и причинам возникновения. Цунами.

приливы и отливы.

Течения. Различия течений по температуре, глубине, продолжительности существования. Причины возникновения течений. Влияние течений на природу Земли  

Обучающая №16.

Определение по

карте направлений

течений.

40

5

Реки. Части реки. Речная система и речной бассейн. Влияние земной коры на работу рек. Равнинн ые и горные реки. Роль климата в жизни рек.

Питание и режим реки.

        


41

6

Озера и болота. Зависимость размещения озер и болот от климата и рельефа. Различия озер по разме рам, глубине, форме, происхождению котловин, ха рактеру стока, солености. Болота. Подземные воды.

Ледники и

многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

42

7

Ледники. Многолетняя мерзлота. Причины возникновения ледников, их влияние на климат. Древ нее и современное оледенение. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.

Физ. Карта России и полушарий

43

8

Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере: наводнения, лавины. Водохранилища. Как человек воздействует на гидросферу.

Физ. Карта России и полушарий

Биосфера (7 часов)

44

1

Что такое биосфера и как она устроена. Био сфера- оболочка жизни. Вертикальные границы биосферы, их изменение во времени. Роль биосферы в природе.

45

2

Биологический круго ворот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение жи вого вещества в биосфере.

46

3

Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.

Распространение жизни в океане. Распростране ние организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов.

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами.

Разнообразие растений и животных, особенности их

распространения

47

4

Жизнь на поверхности суши. Особенности распро странения организмов на суше. Леса и основные ши ротные зоны их распространения: влажные экватори альные леса и леса умеренного пояса.

Почвенный покров. Почва как особое

природное образование. Условия образования почв разных

типов.

48

5

Жизнь в без лесных пространствах. Саванны, степи, пустыни и полупустыни, тундра.

49

6

Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. Строение почв. Плодородие.

Почвенная карта.

50

7

Человек и биосфера. Человек - часть биосферы.

Воздействие человека на биосферу.

Географическая оболочка (2 часа)

51

1

Из чего состоит географическая оболочка. Что та кое географическая оболочка. Границы географиче ской оболочки.

Особенности географической оболочки. Этапы раз вития географической оболочки. "Уникальность гео графической оболочки.

№17 Итоговая

Составление схемы «Взаимодействие оболочек Земли».

Характеристика компонентов природы своей местности.

52

2

Территориальные комплексы. Территория. При родные и природно-хозяйственные территориальные комплексы.


Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ  

Что изучает география. Планета 3емля как объект изучения различных наук. География - наука, изу чающая поверхность 3емли как среду, где возникло и развивается человечество. Многообразие земной по верхности. Элементы земной поверхности. Географи ческие объекты, их происхождение. Важнейшие ха рактеристики географических объектов: положение на земной поверхности, образы, количественные па раметры (площадь, высота, форма и др.). Изменения географических объектов и земной поверхности во времени. Процессы и явления, влияющие на геогра фические объекты.

Раздел 1

Земля во Вселенной  

Земля и космос. Вселенная, галактики. Млечный Путь, его форма и размеры. Ближайшие к 3емле га лактики,  расстояние до них. Место и движение 3емли в нашей Галактике. Ориентирование по звездам, на вигационные звезды.

Земля - часть Солнечной системы. Состав Сол нечной системы: Солнце, планеты и их спутники, астероиды, кометы, межпланетное пространство. Чер ты сходства и различия планет. Особенности планет земной группы и планет-гигантов. Земля - уникаль ная планета. Отличия Земли от других планет: три аг регатных состояния вещества и три внешние оболоч ки, соответствующие им (атмосфера, гидросфера и земная кора). Главное отличие Земли от других пла нет - наличие жизни, образующей ее четвертую обо лочку - биосферу. Деление земной поверхности на материки и океаны, их размеры. Мировой океан. Не равномерное распределение воды и суши по по верхности Земли. Материковое и океаническое по лушария.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Воз действие на Землю ближнего и дальнего космоса. Роль Солнца в жизни и хозяйственной деятельности людей.

Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и его географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца.

Форма и размеры Земли. Древние и современные доказательства шарообразности Земли. Размеры Зем ли, площадь земной поверхности. Экватор. Влияние формы и размеров Земли на жизнь планеты.

Раздел 11

Географические модели Земли

Глобус - уменьшенная объемная модель Земли.

Сходства и различия глобуса и Земли. Масштаб.

Градусная сеть. Географические координаты. Па раллели и меридианы. Географическая широта и гео графическая долгота.

Изображение земной поверхности на плоскости.

Аэрофотоснимки и космические снимки. Зачем нуж ны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки- самые точные изображения земной поверхности.

Географические планы и карты

Условные знаки. Различия между планом и картой. Разнообразие карт

  по масштабу и содержанию. Использование плана  и карт. Можно ли самому составить план мест ности?

Раздел III

Земная кора

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Ядро мантия, земная кора. Горные породы и минералы.

Разнообразие горных пород. Магматические, оса дочные, метаморфические породы.

Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли. Различия в строении континентальной и океани ческой земной коры.      Литосферные плиты. Разнообразие форм рельефа. Крупнейшие, круп ные, средние и мелкие формы рельефа. Причины разнообразия рельефа, его зависимость от внутренних и внешних сил. Влияние рельефа на природу и человека.

Изображение рельефа на планах и картах. Отметки  высот и глубин. Горизонтали. Абсолютная и относительная высоты.

Движения земной коры. Медленные вертикальны е и горизонтальные движения. Движения земной коры и залегание горных пород.

 Землетрясения. Очаг и эпицентр землетрясения. Изучение землетрясений.

 Вулканизм. Строение вулкана. Действующие и по тухшие вулканы.

 Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветрива ние. Физическое, химическое и биологическое вывет ривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Овраги, речные долины, барханы, дюны. Деятельность чело века и рельеф.

 Главные формы рельефа суши. Горы и равнины, различия по высоте.

Рельеф дна океанов. Основные части рельефа дна ярового океана: срединно-океанические хребты, ложе, переходные зоны, глубоководные желоба.

Человек и земная кора. Взаимное влияние.

Раздел IV Атмосфера  

Из чего состоит атмосфера и как она устроена.

Границы, состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.

Нагревание воздуха и его температура. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Средние температуры, амплитуда температур.

Зависимость температуры воздуха от географиче ской широты. Географическое распределение темпе ратуры воздуха. Пояса освещенности.

Влага в атмосфере. Водяной пар. Абсолютная и от носительная влажность. Туман и облака.
Атмосферные осадки. Виды атмосферных осадков, их распределение на поверхности земного шара.
Давление атмосферы. Измерение атмосферного давления. Причины изменения атмосферного давле ния, его распределение на поверхности Земли.
Ветры. Причины возникновения ветра. Основные характеристики ветра. Разнообразие и значение вет ров.
Погода. Элементы погоды. Причины разнообразия и изменчивости погоды. Воздушная масса. Изучение и предсказание погоды.
Климат. Изображение климата на картах. Человек и атмосфера. Взаимное влияние.
Раздел V Гидросфера 
Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Гид росфера, ее возникновение и состав, значение гидро сферы для природы и хозяйственной деятельности че ловека. Возрастающий дефицит пресной воды. Круго ворот воды в природе.
Мировой океан - основная часть гидросферы.
Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Изучение Мирового океана.
Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность, температура, солёность воды.
 Движения воды в океане. Волны. Различия волн по глубине и причинам возникновения. Цунами.
приливы и отливы.
Течения. Различия течений по температуре, глубине, продолжительности существования. Причины возникновения течений. Влияние течений на природу Земли  
 Реки. Части реки. Речная система и речной бассейн.

Влияние земной коры на работу рек. Равнинн ые и горные реки. Роль климата в жизни рек.

Питание и режим реки.
Озера и болота. Зависимость размещения озер и болот от климата и рельефа. Различия озер по разме рам, глубине, форме, происхождению котловин, ха рактеру стока, солености. Болота.
подземные воды. Как образуются подземные во ды. Грунтовые и межпластовые, пресные и минераль ные подземные воды. Карст.
Ледники. Многолетняя мерзлота. Причины возникновения ледников, их влияние на климат. Древ нее и современное оледенение. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.
Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере: наводнения, лавины. Водохранилища. Как человек воздействует на гидросферу.
Раздел VI Биосфера 
Что такое биосфера и как она устроена. Био сфера- оболочка жизни. Вертикальные границы биосферы, их изменение во времени. Роль биосферы в природе. Биологический круго ворот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение жи вого вещества в биосфере. 
Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.
Распространение жизни в океане. Распростране ние организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов.
 Жизнь на поверхности суши. Особенности распро странения организмов на суше. Леса и основные ши ротные зоны их распространения: влажные экватори альные леса и леса умеренного пояса. Жизнь в без лесных пространствах. Саванны, степи, пустыни и полупустыни, тундра.
Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. Строение почв. Плодородие.
Человек и биосфера. Человек - часть биосферы.
Воздействие человека на биосферу.
Раздел VII Географическая оболочка  
Из чего состоит географическая оболочка. Что та кое географическая оболочка. Границы географиче ской оболочки.
Особенности географической оболочки. Этапы раз вития географической оболочки. "Уникальность гео графической оболочки.
Территориальные комплексы. Территория. При родные и природно-хозяйственные территориальные комплексы. Разнообразие и взаимосвязи природных комплексов. Широтная зональность. Высотная пояс ность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
От географической оболочки к географической сре де. Глобальная экологическая проблема.
Примерная программа  географического модуля по курсу «Краеведение»
6 класс (17 час)
Тема 1. Введение (4 часа)
Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина. Границы края, их условность, подвижность.
Экскурсии, практические работы на местности:
1. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом, погодой; сезонные изменения состояния водоемов, растительности и животного мира.
2. Определение форм поверхности и характера залегания пород, особенностей вод, их использование и охрана.    
3.Выявление способов использования местных строительных материалов в хозяйственной деятельности.
Тема 2. План местности (4 часа).
План участка местности. Условные знаки плана местности. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут.
Практические работы:
1. Определение на местности направлений, азимутов, расстояний.
2. Построение плана школьного двора.
Топографический диктант.
Тема 3. Литосфера (4 часа).
Горные породы Белгородской области. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, ветра и деятельность человека.
Практические работы:
Определение горных пород своей местности по образцам.
Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Тема 4. Гидросфера (1 час)
Мировой круговорот воды.
Практическая работа:
Описание «путешествия» капельки по большому круговороту из своего населенного пункта.
Тема 5. Атмосфера (4 часа)
Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды, народные приметы. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
Практические работы:
Продолжение работы с календарем погоды.
Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков и описание наблюдаемой погоды.
                           

Проверочная работа.  Тема: «Гидросфера».

1 задание.

«Термины».

Распределите термины в два столбика по одному признаку. При ответе укажите, по какому признаку вы провели разделение.

Река, остров, озеро, океан, полуостров, айсберг, прилив, бассейн реки, водораздел, ледник, архипелаг.

2 задание.

«Сравнение».

Проведите сравнение реки и озера. Укажите не менее 5 черт сходств и различий.

3 задание.

«Цепочка».

Постройте цепочку их географических названий так, что бы они относились к одному материку.

Материк – равнина – горы – река – озеро – полуостров.

4 задание.

«Угадай-ка».

Задание начинает выполняться за 10 минут до конца урока, задается учителем устно. Отгадай, о каком географическом объекте идет речь.

«Он находится в северо-восточной части Евразии. В Российской Федерации, в Азиатской (восточной) части нашей страны. Он располагается на юге Среднесибирского плоскогорья. Одна из его точек имеет координаты 53 с.ш. и 108 в.д. Из него вытекает одна река, которая впадает в самую полноводную реку нашей страны. Что же это за объекты?»

5 задание.

«Соответствие».

Проведите стрелочками соответствия:

Течение                                         Ниагарский

Уступ                                             Залив Фанди

Холод                                              Гольфстрим

Волна                                               Волга

Ветер                                                      Айсберг

Контрольное тестирование по теме «Литосфера»

  1. Высокими можно считать горы:
  1. Уральские
  2. Кавказские
  3. Крымские
  1. Где на земле чаще сего случаются извержения вулканов, землетрясения, образуются горячие источники:
  1. На равнинах, сложенных осадочными породами
  1. В горнах районах на окраинах материков
  2. На островах в Индийском океане
  3. На коралловых островах
  1. Толщина земной коры наибольшая под:
  1. Океанами
  2. Равнинами
  3. Материками
  4. Горными массивами
  1. В районах вулканической деятельности на земле образуются:
  1. Уголь, нефть, газ
  2. Сланцы, торф
  3. Сера, пемза
  4. Железная руда
  1. Горы и равнины бывают:
  1. Только на суше
  2. На суше и на дне океане
  3. На суше и на шельфе
  4. В океане
  1. Температура горных пород с глубиной:
  1. Увеличивается
  2. Уменьшается
  3. Не меняется
  4. Зависит от времени года
  1. Средняя мощность земной коры составляет
  1. 50 км
  2. 10 км
  3. 35 км
  4. 200 км
  1. К осадочным горным породам относятся:
  1. Железная руда
  2. Ртуть
  3. Мрамор
  4. Известняк
  1. Определите горную систему, в пределах которой расположена вершина с наибольшей абсолютной высотой
  1. Тянь-Шань
  2. Гималаи
  3. Урал
  4. Анды
  1. К каким горам по возрасту относится Кавказ:
  1. Старые
  2. Молодые
  3. Средние
  4. Древние
  1. К каким породам по происхождению относится песок:
  1. Метаморфическая
  2. Обломочная
  3. Органическая
  4. Химическая
  1. Совокупность неровностей земной поверхности  это …
  2. Твердая оболочка земли – это…
  3. Какой объект является действующим вулканом:
  1. Мак-Кинли
  2. Пик Коммунизма
  3. Ключевская Сопка
  4. Джомолунгма
  1. Закончите название:
  1. Западно-Сибирская …
  2. Амазонская …
  3. Среднесибирское  …
  4. Валдайская …
  1. Если абсолютная высота географического объекта колеблется от 200 до 500 метров, то это:
  1. Низменность
  2. Высокие горы
  3. Возвышенность
  4. Плоскогорье
  1. В Австралии расположено:
  1. Пустыня Сахара
  2. Большой Водораздельный хребет
  3. Килиманджаро
  4. Аконкагуа
  1. В результате горизонтального движения земной горы образуются, как правило:
  1. Равнины
  2. Глыбовые горы
  3. Складчатые горы
  4. Впадины океанов

Ключ ответов:

1

2

3

4

5

6

Б

Б

Г

В

Б

А

7

8

9

10

11

12

В

Г

Б

Б

Б

Рельеф

13

14

15

16

17

18

Земная кора

В

Равнина

Низменность

Плоскогорье

Возвышенность

В

Б

В

Используемый УМК:

  1. В. П. Дронов, Л. Е. Савельева , География «Землеведение»6 класс – М.: Дрофа, 2009.
  2. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
  3. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

 

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

 

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...