Рабочие программы по географии
календарно-тематическое планирование (география, 7 класс) на тему

Задорожный Александр Иванович

Рабочие программы по географии 6-11 классы включают пояснительную записку, календарно тематическое планирование, содержание программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klasse.docx58.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

___________

Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ «Великомихайловская СОШ»

 ___________ Ткаченко Н. И.

«____»____________2011 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Великомихайловская СОШ»

_____________Прядченко Л. А.

Приказ № ___ от «___»______________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ»  В 7а КЛАССЕ

Разработал: Задорожный Александр Иванович

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании: Название программы  «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, И. В. Душина

 Сборник программы для общеобразовательных учреждений,  Дрофа, 2010

Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану ,  рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Основные цели и задачи курса:

– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

- раскрыть закономерности землеведческого характера;

-  воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

Планируемые результаты обучения.

  1. Оценивать и прогнозировать:

- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

2. Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

 - особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

 - особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

 - основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

 - применять в процессе учебного познания основные географические понятия

3. Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

 - по схемам круговороты вещества и энергий;

 - компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

 - объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

 - особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

4. Определять (измерять):

- географическую информацию по картам различного содержания;

 - вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

5. Называть и показывать:

- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки. Критерии оценивания различных видов работ

Оценка знаний учащихся

Отметка 5

  1. полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:
  2. четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;
  3. для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:
  4. ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  1. раскрыто основное содержание материала;
  2. в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  3. ответ самостоятельный;
  4. определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов

Отметка «3»:

  1. усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
  2. определения понятий недостаточно четкие;
  3. не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий

Отметка «2»:

  1. Основное содержание учебного материала не раскрыто;
  2. не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
  3. допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Критерии оценки устного ответа:

«5» - 1. Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

  1. Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.
  1. Приведены самостоятельно примеры.
  2. Ответ содержит логику изложения.
  3. Ответ полностью самостоятельный.

«4» - 1. Конкретный ответ на поставленный вопрос.

  1. Приведены самостоятельно примеры.
  2. Ответ содержит логику изложения.
  3. Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.

«3» - 1. Ответ неконкретный, излишне пространный.

2. Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить  на    наводящие вопросы учителя.
        3. Допущены две существенные ошибки.

«2» - 1. Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.

2. Допущены существенные множественные ошибки.

Номенклатура

Материки, части света, крупные острова, архипелаги

Маршруты важнейших путешествий

Материки, океаны

Самые крупные литосферные плиты

Влк. : Килиманджэаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Фудзияма

Равнины: Великие, Восточно-Европейская, Амазонская, Гоби, Горные системы: Аппалачи, Гималаи, Скалистые, Кордильеры, Анды

Океаны, течения: Перуанское, Северо-Атлантическое, Западно-Австралийское, Канарское, Куросио, Бенгельское, Западных ветров, Южное и Северное Пассатное.

Океаны, материки

Крупнейшие страны мира (площадь и кол-во населения.

Крупные порты, районы добычи.

Крупные порты, районы добычи.

- моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

М. Игольный

М. Альмади

М.Рас-Хафун

М. Рас-Энгела

Средиземное море, Красное море

Персидский залив  Гвинейский залив

Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, п-ов Сомали,

О. Мадагаскар

Канарское течение, Гвинейское течение, Течение Западных ветров

Восточно-Африканское плоскогорье

Ливийская пустыня

Калахари, Сахара, Килиманджаро, Кения

Горы Атлас

Драконовы горы, Камерун

П-ов Сомали

О. Мадагаскар

 Эфиопское нагорье

Реки: Нил,  Конго

Озера: Чад, Таганьика, Виктория

Водопад Виктория

 

Природные зоны

Алжир, Каир, Египет. Судан,  Эфиопия, Аддис-Абеба, Кения, Найроби.

Нигерия, Абуджа, Лагос, Гвинея. ЮАР, Претория, Кейптаун.

М. Байрон, м. Йорк, М. Юго-Восточный, м. Стип-Пойнт

Большой Австралийский залив, Большой Барьерный риф, Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр.

Австралийский Союз, Канберра, Сидней, Мельбурн.

Новая Зеландия, о-ва Микронезии, о-ва Полинезии, Новая Гвинея, Гавайские о-ва, Новая Каледония, о-ва Меланезии.

Панамский перешеек, Карибское море, Огненная земля, о-ва Галапагос

Плоскогорья: Бразильское, Гвианское.

Низменности: Амазонская, Ла-Платская, Оринокская.

Анды.

Реки: Парана, Ориноко, Амазонка.

Озера: Титикака, Маракайбо.

Бразилия, Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Аргентина, Буэнос-Айрес.

Перу, Лима, Колумбия, Богота, Чили, Сантьяго

Антарктический полуостров, море Беллинсгаузена, море Амундсена, море Росса.

Полярные станции.

П-ова: Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор.

З-вы: Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский

О-ва: КанадскийАрктический архипелаг, Большие Антильские, Бермудские, Багамские, Алеутские

Кордильеры, Аппалачи, равнины Канады, Центральные и Великие равнины, Миссисипская низменность, влк. Орисаба.

Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое озеро

Канада, Оттава, Мрнреаль, США, Чикаго, Мехико, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Вашингтон, Куба, Гавана

Мысы: Челюскин, Дежнева.

П-ва: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Аравийский, Корея.

Моря: Баренцево, Белое, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское, Средиземное.

Заливы: Финский, Ботнический, Персидский.

Проливы: Карские Ворота, Босфор, Дарданеллы, Гибралтарский, Малаккский.

О-ва: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Большие Зондские, Филиппинские.

Равнины: Западно-Сибирская, Русская, Великая Китайская.

Плоскогорья: Среднесибирское, Декан.

Горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи. Тибетское, Чукотское, Колымское нагорья.

Гоби, Кракатау, Фудзияма, Гекла, Этна, Ключевская Сопка.

Реки: Обь, Иртыш, Лена, Рейн, Эльба, Одра, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг.

Озера: Онежское, Женевское, Байкал, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.

Основные страны материка, их столицы.

Страны, столицы и крупные города.

Календарно-тематическое планирование по географии 7 класс

Подготовка к ГИА

Дата

№ урока

Тема урока

Практическая работа

планируемая

фактическая

п/п

в теме

1

2

3

4

5

6

             

Введение

1

1

Представление о мире в древности. Эпоха великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и мире. Современные космические исследования космического пространства.

№1.

 (Обучающая) Составление характеристики карты

Современный облик планеты Земля.

2

1

Образование и развитие Земли как планеты.

3

2

Геологическая история Земли. Современные методы определения возраста слагающих земную кору горных пород. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты.

Современный облик планеты Земля. Происхождение

материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана

на Земле.

4

3

Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил земли и внешних процессов. Развитие рельефа на материках и в океане. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане.

№2.

(Тренировочная) Нанесение на контурную карту географических объектов: равнин, гор

5

4

Территориальные сочетания минеральных ресурсов. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа.

№3.

(Обучающая) Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц «Формы рельефа, их строение и возраст»

Пространственные различия процессов формирования климата.

6

1

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли, атмосферного давления и осадков.

7

2

Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам.

8

3

Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.

№4.

(Итоговая) Определение типа климата по картографическим и статистическим материалам.

Гидросфера.

9

1

Мировой океан. Температура и солёность воды. Движение воды.

10

2

Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Органические ресурсы океана.

Географическая оболочка Земли.

11

1

Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность- важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

12

2

Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Географическая оболочка Земли, её составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане.

13

1

Особенности распространения живых организмов на суше и в мировом океане. Лесные ресурсы.

14

2

Антропогенные изменения природных ландшафтов.

Население Земли.

15

1

Появление человека на Земле. Древняя родина человека, пути его расселения по материкам. Первые цивилизации и государства. Памятники древней культуры. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Самые многочисленные народы. Географии языков и религий. Региональные различия в плотности населения материков, регионов и стран.

№5.

(Обучающая) Анализ карты «Народы и плотность населения мира»

Население Земли. Численность населения Земли.

Человеческие расы, этносы

16

2

Культура материальная и духовная, их взаимосвязи. Влияние окружающей природной среды на формирование типов жилища, одежду, питание, религиозные верования, фольклор, традиции и обычаи, семейный уклад, занятия. Взаимопроникновение культурных традиций разных народов. Элементы материальной и духовной культуры как результат жизнедеятельности человека, его адаптация к окружающей среде.

17

3

Многообразие стран современного мира. Их основные типы. Наиболее крупные страны по площади, численности населения, их столицы и крупные города.

№6.

(Обучающая) Изучение политической карты мира.

Материки и страны. Африка.

18

1

Особенности географического положения Африки. Открытие и освоение территории.

№7.

 (Обучающая) Составление картосхемы географического положения Африки.

19

2

Основные черты природы. Рельеф, строение и полезные ископаемые.

3.3 Основные черты природы

20

3

Климат Африки.

№8.

 (Обучающая) Анализ климатической диаграммы.

21

4

Внутренние воды.

22

5

Природные регионы (зоны). Особенности почвообразования в различных природных условиях.

23

6

Природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Агроклиматические ресурсы. Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Основные объекты природного наследия.

24

7

Население. Различия в плотности населения, распространение рас, народов и религий. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). География основных типов хозяйственной деятельности. Крупнейшие города как центры культурного наследия человечества.

25

8

Влияние природно-исторических условий на формирование хозяйственной специализации различных территорий. Географические различия в хозяйственном освоении. Политическая карта Африки. Краткая характеристика стран Северной Африки (Египет).

26

9

Краткая характеристика стран( Эфиопия, ЮАР)

№9.

( Обучающая) Описание по картам одной из стран.

27

10

Индийский океан

Австралия и Океания.

28

1

Особенности Географического положения. Открытие и освоение. Основные черты природы . рельеф, строение, полезные ископаемые.

№10.

(Обучающая) Сравнение географического положения Австралии и Африки.

3.3 Основные черты природы

29

2

Климат, внутренние воды.

30

3

Природные Зоны.

31

4

Население. Австралийский Союз

32

5

Океания.

33

6

Тихий океан

Южная Америка

34

1

Особенности географического положения. Открытие, освоение.

35

2

Основные черты природы. Рельеф, строение, полезные ископаемые

№11.

 (Обучающая) Определение сходств и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

3.3 Основные черты природы

36

3

Климат Южной Америки.

37

4

Внутренние воды

38

5

Природные зоны

39

6

Население, страны.

40

7

Страны Востока материка. Бразилия.

№12.

 (Тренировочная) Составление характеристики одной из стран.

41

8

Страны Запада. Чили.

3.3 Основные черты природы

42

9

Атлантический океан.

Антарктида.

43

1

Географическое положение. Открытие, исследования.

44

2

Основные черты природы. Рельеф, строение, климат.

45

3

Природные зоны

Северная Америка.

46

1

Особенности ГП. Открытие, исследования.

47

2

Основные черты природы. Рельеф, строение, полезные ископаемые.

48

3

Климат Северной Америки.

№13.

 (Обучающая) Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.

49

4

Внутренние воды.

50

5

Природные зоны

51

6

Население, страны.

52

7

Политическая карта (США)

53

8

Политическая карта (Канада)

                                           №14   (Итоговая) Составление характеристики одной из стран

54

9

Северный Ледовитый океан

Евразия.

55

1

Особенности географического положения. Исследования.

56

2

Основные черты природы. Рельеф, строение, полезные ископаемые.

3.3 Основные черты природы

57

3

Климат Евразии.

№15.

(Итоговая) Сравнение климата Северной Америки и Евразии.

58

4

Внутренние воды.

59

5

Природные зоны.

60

6

Природные зоны.

61

7

Население и страны.

62

8

Политическая карта. Страны Северной Европы.

№16.

 (Тренировочная) Составление характеристики страны.

63

9

Страны западной Европы. ( Германия).

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и

высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов.

Территориальные комплексы: природные, природно-

хозяйственные.

64

10

Страны Восточной и Южной Европы.

65

11

Страны Юго-Западной Азии.

66

12

Китай, Япония.

67

13

Индия.

Географическая оболочка.

68

1

Географическая оболочка. Закономерности.

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.

69

2

Взаимодействие природы и человека.

70

3

Географическая оболочка. Обобщение по теме.

Содержание программы

 ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятель ности человека. Практическое значение географиче ских знаний. Многообразие источников географиче ской информации.

Раздел 1 Как открывали мир (2 ч) «Открытие Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире. Первые путешест вия, расширяющие представления европейцев о Ста ром Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройст ве поверхности Земли. Современные географические исследования: Меж дународный геофизический год, исследования Миро вого океана, изучение Земли из космоса. Междуна родное сотрудничество в изучении Земли. Практическая работа. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (карта ми, дневниками путешествий, справочниками, словарями и др.).

Раздел II Географическая карта - величайшее творение человечества (2 ч) Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использо ванием карты. Практическая работа. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах.

Раздел III Земля - уникальная планета (8 ч) Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, ги потезы происхождения.

Tема 1 ЛИТОСфЕРА И РЕЛЬЕф ЗЕМЛИ Гипотезы происхождения и теории эволюции ли тосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры. Рельеф земной поверхности. Закономерности раз мещения крупных форм рельефа. При родные катаст рофы, происходящие в литосфере. Практическая работа. Определение по карте направле ний передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

Tема 2 АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса осве щенности и тепловые пояса. Распределение темпера туры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. От крытие общей циркуляции атмосферы Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в ат мосфере.

Тема 3 ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН Мировой океан - главная часть гидросферы. Ги потезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Воды суши: поверхностные (великие речные систе мы мира, ледники на Земле, многообразие озер); под земные воды. Практическая работа. Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.

Тема 4 БИОСФЕРА Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.

Тема 5 ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплек сы, их строение и разнообразие. Природная зона. Гео графическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон. Практическая работа. Анализ схем

круговоротов ве ществ и энергии.

Тема 6 ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Мигра ции населения. Основные этносы. Основные религии. Основные виды хозяйственной деятельности. Стра ны мира, их группировка по различным признакам. Практическая работа. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений мигра ций людей в прошлом и современные перемещения.

Раздел IV Материки и океаны (50 ч)

Тема 1 АФРИКА Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История ис следования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение место рождений полезных ископаемых. Факторы формиро вания климата материка. Климатические пояса и ти пичные для них погоды. Внутренние воды, их зави симость от рельефа и климата, природные зоны. Ха рактерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки. Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления. Практически е работы. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севе ра на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Оценивание климатических усло вий жизни одного из африканских народов на основе сопо ставления ареала его распространения с данными клима тограмм и описанием климата этого района, составленным по плану. 4. Определение причин разнообразия природных зон материка. Народы и страны. Гипотеза об африканском проис хождении человека. Разнообразие расового и этниче ского состава населения материка. Размещение насе ления в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Совре менная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Ал жир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточ ная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населе ния: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыс лы; религия. Основные виды хозяйственной деятельности по ис пользованию природных богатств суши и прилегаю щих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под вли янием человека. Крупные города, столицы, культурно-историче ские центры стран региона. Практическая работа. Описание природных условий, на селения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

Тема 2 АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии. Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их раз мещение в зависимости от климата. Природные бо гатства. Изменения природы человеком и современ ные ландшафты. Меры по охране природы на конти ненте. Население Австралии. Особенности духовной и ма териальной культуры аборигенов и англоавстралий цев. Австралия - страна, занимающая весь конти нент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.Практические работы. 1. Сравнение географического по ложения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континен тов, а также степени природных и антропогенных измене ний ландшафтов каждого из материков. 2. Обоснование причин современного распространения коренного населе ния Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка.Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности при роды в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании че ловеком и изменение им природы островов. Совре менные народы и страны Океании.

Тема 3  ЮЖНАЯ АМЕРИКАГеографическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История от крытия и исследования материка.Особенности природы: строение поверхности, зако номерности размещения крупных форм рельефа в за висимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Про явление на материке широтной зональности. Природ ные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы че ловеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богат ства и их использование в хозяйственной деятельнос ти населения.

Практические работы. 1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. 2. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). Оценивание воз можностей и трудностей хозяйственного освоения бассей нов этих рек.

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнооб разие расового и этнического состава населения кон тинента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая кар та. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Ко лумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры насе ления стран, основных видов хозяйственной деятель ности. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-историче ские центры стран Южной Америки.

Практическая работа. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воз действия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

Тема  4 ОКЕАНЫ

Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Гео графическое положение. Краткая история исследова ния каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Практическая работа. Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельнос ти на них, а также маршрутов научных, производствен ных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору).

Тема 5 ПОЛЯРНЫЕ ОБЛАСТИ ЗЕМЛИ

Особенности природы полярных областей. Человек в Арктике и Антарктике.

Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континен та. Современные исследования материка.

Северный Ледовитый океан. Географическое поло жение. Основные этапы исследования природы оке ана. Особенности природы океана, природные богат ства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.

Практическая работа. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использова ния Антарктиды или Северного Ледовитого океана в раз личных областях человеческой деятельности.

Тема 6 СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследо вание материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности разме щения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйст венной деятельности.

Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяй ственной деятельности населения.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависи-

мости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Север ной Америки.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столи цы.

Практическая работа. Составление проекта возможного путешествия по странам континента с обоснованием его це лей, оформлением картосхемы маршрута, описанием совре менных ландшафтов и различий в характере освоения тер ритории по линии следования.

Тема 7 ЕВРАЗИЯ

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Оте чественные имена на карте Евразии.

Особенности природы: этапы формирования релье фа; горы, нагорья, равнины, размещение месторожде ний полезных ископаемых; климатообразующие фак торы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по тер ритории материка в зависимости от рельефа и клима та.

Проявление на материке широтной и высотной зо нальности. Особенности природы континента. Изме нение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупней шие заповедники.

Практические работы. 1. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельнос ти. 2. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расо-

вый и этнический состав населения. Крупнейшие эт носы Евразии. Неравномерность размещения населе ния: исторические и природные причины, обуслов ливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта ма терика.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, на циональная одежда, пища, традиции народов, обы чаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по ис пользованию природных богатств суши и прилегаю щих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние живот ные.

Крупные города, их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Харак теристика одной из стран. Западная Европа. Ве ликобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Бе лоруссия, Молдавия.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны ре гиона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия. Китай, Япония.

Южная Азия. Индия.

Юго-Восточная Азия. Индонезия.

Практические работы. 1. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. 2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии. 3. Составление простейших картосхем размещения

культурно-исторических центров зарубежной Евразии или картосхем крупнейших городов и разработка заданий для ориентирования по ним.

Раздел V Земля — наш дом (3 ч)

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль жи вых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных бо гатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйствен ной деятельности людей. Необходимость междуна родного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Современная география. Роль географии в раци ональном использовании природы.

Экскурсия и практическая работа. 1. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, обра зование которых обусловлено различиями в получении теп ла и влаги, а также степени антропогенного воздействия. 2. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

ВАРИАНТЫ

ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

ВАРИАНТ 1

1. Какова средняя глубина Мирового океана?

1) 2000 м         2) 4000 м         3) 6000 м

2. Как называется географическая наука, изучающая океаны

  1. океанология
  2. гидрология
  3. лимнология
  4. 3. Какую часть поверхности Земли занимает Мировой жеан?

        1) 51%         2) 61%         3) 71%

4. Как называется водное пространство моря, залива, пролива?

  1. акватория
  2. аквальная зона
  3. акванавтика

5. Какую часть площади мирового океана занимает Ти хий океан?

1) 30%    2) 40%    3) 50%

6. Риф кольцевой Формы это:

  1. гайот
  1. атолл
  2. польдер

7. Большой Барьерный риф на 1200 км тянется вдоль побережья:

  1. Азии
  2. Австралии
  3. Южной Америки

8. Крупнейший моллюск Земли весом до 200 - 250 кг  обитает в районе коралловых островов и назьвается:

  1. дакна
  2. дидакна
  3. тридакна

9. В этой части Мирового океана самая высокая соленость воды - до 42 %0. как эта часть назьвается?

  1. Черное море
  2. Желтое Море
  3. Красное море

10. Самые высокие морские приливы (до 18 м) зафиксированы в:

  1. заливе Фанди
  2. Ла-Платском заливе
  3. Хардангер-фьорде

 ВАРИАНТ 2

1. Какое морское течение способствует тому, что грен ландские айсберги существуют 3-4 года, в то время как ан тарктические - 6-12 лет?

  1. Севера-Атлантическое
  2. Северное Пассатное
  3. Течение Западных ветров

2. За сколько лет происходит полный обмен вод Атлан тического океана?

1) за 23 года  2) за 46 лет  3) за 69 лет

3. На берегах какой страны находится самая восточная точка Атлантического океана?

        1) Норвегии         2) Грузии         3) Ливана

4. Какая котловина Северного Ледовитого океана самая обширная?

  1. Макарова
  2. Амундсена
  3. Канадская

5. Нагромождение ледяных глыб, образующихся при столкновении льдин друг с другом, это:

        1) припай         2) торос         3) пак

6. Через какое море Индийского океана прибыл в Индию в 1469 г. Афанасий Никитин?

  1. Аравийское
  2. Красное
  3. Андаманское

7. Северная часть Индийского океана менее соленая чем южная. Почему?         .

  1. Сюда впадают полноводные реки.
  2. Здесь постоянно идут дожди.
  3. Здесь тают антарктические айсберги.

8. Как называются разрушительные тропические ураганы в западной части Тихого океана?

  1. цунами
  2. тайфуны
  3. муссоны

9. Самая южная точка Северного Ледовитого океана, оконечность залива Джеймса, расположена на широте го рода:

  1. Воронежа
  2. Махачкалы
  3. Казани

10. Самый широкий в мире пролив разделяет:

  1. Южную Америку и Антарктиду
  2. Африку и Антарктиду
  3. Австралию и Антарктиду

ВАРИАНТЗ

1. Назовите крупнейшую реку Евразии.

  1. Янцзы
  2. Хуанхз
  3. Ганг

2. Территория какой из названных стран не охватывается областью распространения многолетнемерзлых пород?

  1. Россия
  2. Монголия
  3. Узбекистан

3. Какая порода деревьев образует скудные естествен ные леса в Исландии?

        1) осина         2) береза         3) ясень

4. Отложения горных пород, накопленные при движе нии ледников, называются:

        1) шхеры         2) фьельд         3) морена

5. Самый высокий активный вулкан Европы (3290 м)  это:

        1) Везувий         2) Гекла         3) Этна

6. Oткyдa берет влагу для существования саксаул?

  1. из глубины через длинные корни
  2. запасает в стволе во время дождей
  3. конденсирует из воздуха

7. Сколько землетрясений ежегодно фиксируется в Японии?

1) 15   3) 1500   2) 150

8. В Евразии самое большое количество лесов на душу

населения (9 га) приходится в:

  1. Индонезии
  2. Монголии
  3. Швеции

 9. какую горную систему мира перелетные птицы не перелетают, а огибают при переlIетах?

        1) Анды         2) Гималаи         3) Тянь-Шань

10. Высшая точка Северной Америки, г. Мак-Кинли, расположена в горах, названных в честь русского морепла вателя. Как именно?

  1. горы Коцебу
  2. горы Врангеля
  3. горы Литке

ВАРИАНТ 4

1. Самая низкая точка Северной Америки ( - 86 м) носит название:

  1. Долина Мрака
  2. Долина Смерти
  3. Долина Ужаса

2. Какое озеро, названное здесь, не входит в состав Великих Американских озер?

  1. Верхнее
  2. Онтарио
  3. Атабаска

3. Почему летом лисы из американской тайги приходят в тундру?

1) в расчете на добычу птицы, прилетающей летом в тундру

  1. спасаясь от лесных пожаров
  2. выводить потомство.

ВАРИАНТ 5

1. Как называется наука, изучающая вымершие (ископаемые) организмы и развитие органического мира Земли?

  1. палеогеография
  1. палеонтология
  2. З) энтомология

2. Какая великая река дала название двум государствам?

  1. Ганг
  1. Конго
  2.  З) Евфрат

3. Какова толщина литосферы в океанической части Земли?

        1) 5 км         2) 15 км         З) 50 км

4. Каким было первоначальное название материка Австралия?         .

  1. Новая Голландия
  2. Новая Бавария

З) Новая Португалия

5. Назовите самый большой остров Южного полушария.

  1. Мадагаскар
  1. Новая Гвинея З) Тасмания

6. Сколько суток длится полярный день на Северном полюсе?

1) 86,5 106

2) 186,5

З) 286,6

7. Каково правилъное написание полуострова, на котором расположено государство Италия?

  1. Апенинский         .
  1. Аппенински
  2. Апеннинский

8. Какая часть чая мира производится на острове Шри  Ланка?

        1) 1/10         2) 1П         З) 1/5

9. Среднестатистический житель индии потребляет в

год всего 1,5-2,0 кг мяса. Это объясняется:

  1. религиозными воззрениями индусов
  1. традиционным потреблением морепродуктов З) бедностью населения

10. Какое из перечисленных животных водится только

на одном материке?

  1. медведь
  1. жираф
  2.  З) пингвин

Используемый УМК:

1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.

3. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

1. И.В.Душина. География материков и океанов. Рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2001.

2. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.

  1. Мультимедийная обучающая программа: География 7 класс. География материков и океанов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...