Урок по теме"Природный комплекс"
план-конспект урока географии (6 класс) по теме

Рязанова Лариса Евгеньевна

Очень интересный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_otkrytogo_uroka_po_geografii_v_6_klasse.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого урока по географии в 6 классе.

Учитель МОУ Майорской СОШ Рязанова Л.Е.

Тема:  «Природный комплекс».

Учебно- воспитательные цели:

1. Сформировать понятие о ПК и его уровнях, понятие компонента, географической оболочки и биосферы.

2. Развивать умение логически мыслить, анализировать, делать выводы, умение получать и осмысливать информацию из различных источников.

3. Формируя знания о взаимосвязях в любом ПК, воспитывать бережное отношение к ПК.

Оборудование: схема масштабов ПК, картины о природе, мультимедийное оборудование, карта « Природные зоны».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

а) Эмоциональный настрой:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм…

Этот год в рамках ЮНЕСКО посвящен планете Земля. Это уникальная планета, неповторимая по красоте своей природы.

Есть мать одна по имени природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки

В душе ее прекрасные черты:

Поля, луга, леса, моря и реки.

Природа! Вода, воздух, яркий ковер лугов, тихий всплеск волны родной речки… Все это и есть природа.. « Кладовая солнца» - назвал ее М.Пришвин. Природа не только « колыбель» и поэтическая « школа» многих поэтов, писателей. Она душа стихов, без нее они не могут существовать, утрачивая всю свою неповторимость и очарование. Природа - источник, питающий и поэзию и лирические чувства поэта. Она рождает» песни дождей и черемух» и стихи « вишневым соком брызнувших в небо» и « чувственную вьюгу и « журавлиную тоску сентября».Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, оказывает благотворное влияние на его душу.

Лес: и он усталость снимет как рукой!

Когда не в силах совладеть с тоской

Побудь в лесу на солнечной поляне,-

И все печали снимет как рукой!

Когда мечтаешь о грядущем ты

И окрылит он все твои мечты.

Природа - это и арктические пустыни, леденящие душу, это и дремучие леса и бескрайние степи и раскаленные пески, это и голубые реки и огромные океаны, горы, водопады, балки, ручьи. Все это природа и человек часть ее.

3.Проверка раннее изученного материала.

Фронтальный опрос:

- Какая бывает природа?

- Чем отличается живая природа от неживой?

 - Взаимодействуют ли они? Стр. 154

- Везде ли природа может быть одинаковой? Почему?

-Перечислите оболочки Земли.

- Что называется атмосферой? Литосферой? Гидросферой?

- Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой оболочки или существуют обособленно?

4.Изучение нового материала.

? Какие фрагменты природы изображены.

Попробуем описать эти картины.

? По какому признаку вы определили, что это лес? Степь?

- Покажите на карте, где располагается зона лесов? Зона степей?

1.Для каждой территории земного шара можно указать, из каких присущих только ей « кирпичиков», т.е. компонентов она построена.  

- Работа с учебником, стр. 154.!

? Как  называется часть природы?  (компоненты).

- Перечислим компоненты природы.

? Могут ли компоненты находится изолированно или они взаимосвязаны?

! Все природные компоненты взаимосвязаны и образуют природный комплекс. Различия между ПК проше всего заметить, наблюдая за растительностью. Она создает внешний облик ПК. Часто, когда человек рассказывает свои впечатления от природы какой либо местности и говорит о ее пейзажах, он, сам не подозревая, описывает именно ПК.

2. Что такое природный комплекс.

- Попробуем разорвать взаимосвязанную цепочку, будет ли у нас ПК.

-( ответы уч-ся)

Как все взаимосвязано в природе,

Разумно и неразделимо.

Вот ландыши- они не в поле бродят,

А с тенью лип нерасторжимы

И с шелестом берез зеленодымным

И с колокольчиком лиловым

И с флейтой иволги, и свистом соловьиным,

И с влажным воздухом медовым.

- инсценирование сказки « Сова» В. Бианки

Мы еще раз подтверждаем, что все компоненты взаимосвязаны и при изменении 1 компонента ПК изменяется весь ПК.

ВЫВОД: В природе нет « вредных» и «полезных» организмов, каждый из них является необходимым компонентом ПК.

3. Схема масштабов ПК.

Природные комплексы отличаются по размеру: ( работа по схеме)

Метод ассоциации. ( матрешка, пирамида)

Физ. пауза.

4. Знакомство с географической оболочкой.

Крупнейшим ПК Земли является Г.О. ( слайд « Строение Г.О.»)

? Что является компонентами Г.О.

Три внешние оболочки Земли- литосфера, гидросфера и атмосфера- всегда были тесно взаимосвязаны. Теснее всего эти связи проявляются там, где существует жизнь. « Солнечная энергия» - основной « двигатель»процессов, происходящих в Г.О. В результате такого взаимодействия верхние слои литосферы, вся гидросфера и нижние слои атмосферы образовали единое целое- Г.О. Условия в г.о. оказались благоприятными для развития жизни.  Появившиеся в ней миллиарды лет назад организмы начали развиваться и быстро распространяться. Они воздействовали на все компоненты географической оболочки. Живые организмы сами стали важнейшим компонентом Г.О. Они создали  «живую» оболочку Земли- биосферу.

5. Биосфера ( понятие биосферы): растения, животные, человек.

-пример взаимодействия компонентов в Г.О.

Вывод: Природа очень сложный организм. Все ее элементы, живые и неживые, - одно целое, сложная система приспособленных друг к другу взаимодействующих и взаимосвязанных процессов. Они уравновешивают друг друга, пока эта система не нарушена.

6. « С появлением человека на Земле

Возникла сила, деятельность которой сравнима

По масштабам с естественным процессом.»

                         В. И. Вернадский

? Что подразумевал великий ученый.

Итак, человек является частью природы. Этот великий закон связи, дает широту действий человеку как +, так и -.

? В каком П.К. мы живем.( зона степей)

- просмотр видеосюжета « Естественная степь»

-пример измененной степи

В Орловском районе есть чудесный уголок природы, где человек учится ею управлять. Это « Ассоциация живой природы», она создана для сохранения участков, восстановления степных экосистем и животных в 2003 году.

- просмотр слайдов

7. Закрепление.

- практикум: составьте природный комплекс аквариума.

- вопросы ( слайд)

8. Правила поведения в природе ( презентация)

9. Домашнее задание: 

п.50, вопросы и задания на стр.155

Творческое задание:

Время и человек

          ПК

+                  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии в 8 классе по теме: «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»

Разработка урока в 8 классе по теме: "Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы". Рекомендации учителю географии по созданию творческого проекта  с целью закрепления знаний, получен...

Урок по теме "Природные комплексы Австралии", 7 класс

Представленный урок соответствует современным требованиям в свете перехода на новые ФГОС. Содержит описание ЭОР, которые используются на уроке....

Презентация к открытому уроку по теме "Природные комплексы земли"

Презентация подготовлена для интерактивной поддержки открытого заенятия по географии на тему "Природные комплексы Земли" в 7 классе...

Разработка открытого урока на тему "Природные комплексы Земли". 7 класс

Открытый урок проведен в рамках участимя в конкурсе педагогического мастерства...

Обобщающий урок по теме «Природные комплексы России

Тест на тему "Природные комплексы России" для учеников 8 класса....

Разработка урока на тему "Природный комплекс"

Дать понятие природного комплекса, выявить взаимосвясь ПК...