Методическая разработка. «Климат и человек. Климатические ресурсы»
методическая разработка (география, 8 класс) на тему

Зиазетдинова Лилия Ильгизовна

Методическая разработка. «Климат и человек. Климатические ресурсы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimat_i_chelovek._8_kl.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Рятамак

Разработка урока по географии на тему:

«Климат и человек.

Климатические ресурсы»

Выполнила: учительница географии

Зиазетдинова Л.И.

с. Рятамак 2011 г.

Тема урока: Климат и человек. Климатические ресурсы.

Цели и задачи урока: расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Познакомить с неблагоприятными климатическими явлениями и причинами их возникновения. Показать причины экологических проблем. Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.

Оборудование: физическая карта, климатическая карта.

Ход урока

I. Организационный  момент.

II. Повторение. Проверка домашнего задания.

        На доске термины темы для закрепления фронтально или группах: умеренный пояс; умеренно-континентальный; континентальный; резкоконтинентальный;  муссонный; коэффициент увлажнения; циклоны; антициклоны; атмосферные фронты; изотерма; амплитуда.

Устные вопросы

        - Назовите климатические пояса России: основные, переходные.

        - Какой пояс занимает большую площадь?

        - Перечислите типы климата умеренного пояса.

        - Различие умеренно-климатического, континентального, резкоконтиненталь-ного типов климата?

- Расскажите по плану:

          1)зима;

2) лето;

3) количество осадков (за год);

4)амплитуда температур;

5)господство циклонов, антициклонов.

- Определите тип климата по данным: cредняя температура июля +17; осадков за год 600 мм; коэффициент увлажнения ≥ 1. ( Умеренно-континентальный климат.)

-Почему по количеству осадков нельзя судить об увлажнении территорий? (Полное представление об увлажнении даёт коэффициент увлажнения, т.к. он учитывает не только количество выпавших осадков, но и потери влаги  за счет испоряемости.)

-Определите коэффициент увлажнения и составьте прогноз о водах, растительности, почвах, животном мире:

а) Годовое количество осадков – 300 мм, испаряемость – 200 мм. (Избыточное увлажнение , k= 300200>1, характерно для тундры, где много болот и рек.)

б) Годовое количество осадков – 300 мм, испаряемость – 900 мм, (Скудное увлажнение, , k= 300900<1. Условия полупустыни на поверхности, редкая речная сеть, дефицит влаги, почвы засолены, редкий растительный покров.)

III. Изучение новой темы

        - Вспомните, какие элементы климата влияют на жизнь человека?

        - Почему составляется прогноз погоды?

        - Представителям каких профессий это необходимо?

- Определите, где в России климат благоприятный (средняя температура от           +25 до - 15), неблагоприятный, зимой экстремальный.

- Приведите примеры, соответствующие схемы:

  КЛИМАТ

  здоровье людей

   строительство

        

сельское хозяйство

    транспорт



        Особенно от климата зависит с/х. Свойства климата, позволяющие заниматься с/х, называются агроклимиатическими ресурсами, которые включфют:

1) продолжительность периода со среднесуточной температурой выше + 10 (растения при такой температуре вегетируют);

2) сумма температур за этот период;

3) коэффициент увлажнения;

4) снежный покров.

- Агроклиматические ресурсы России разнообразны. Рассмотрим карту «Агроклиматические ресурсы» (Р.: рис. 49, с. 102; Б.: рис. 33, с. 69).

Работа с картой

        Задание: определить агроклиматические ресурсы своей местности. Какие культуры они позволяют выращивать?

IV.Сообщения учащихся о неблагоприятных климатических условиях

         Учащиеся слушают своих товарищей и заносят основную информацию в таблицу.

Вид явления

Особенности проявления

Районы проявления в России

Засуха

Длительная сухая погода с высокой температурой воздуха и отсутствие осадков.

Степи и полупустыни юго-восток Русской равнины.

Пыльная буря

Сильный продолжительный ветер, выдувающий верхний слой почвы.

Юг Русской равнины и Урала, Алтай (степи)

Заморозки

Понижение температуры воздуха ниже 0 поздней весной и ранней осенью.

Повсеместно

V.Закрепление.

Географический диктант.

1. Понижения температуры воздуха ниже 0 весной и осенью. (Заморозок)

2. Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова. (Сильные морозы)

3. Осадки в виде частиц льда. (Град)

4. Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или осенью. (Гололед)

5. Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы. (Туман)

6. Жаркий, сухой, сильный ветер, длящийся несколько дней. (Суховей)

7. Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой.(Ураган).

8.Длительный период, длящаяся сухая погода с высокой температурой воздуха. (Засуха)

Домашнее задание.

Повторить термины по теме «Климат».

Описать климат Карелии, Сахалина, острова Врангеля (на выбор) по плану:

1) географическое положение;

2) количество суммарной радиации;

3) господствующие ветры;

4) средняя температура января, июля; амплитуда;

5) годовое количество осадков;

6) тип климата.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с использованием онлайн-ресурсов по теме "Школа" 4 класс

Методическая разработка урока по теме "Школа" к учебнику Биболетовой М.З. Enjoy English-4 с использованием онлайн-ресурсов...

Методическая разработка "Климат Южной Америки"

Данная презентация может быть использована при изучении темы климат Южной Америки....

Урок Климат и человек. Климатические ресурсы

Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...

Урок Климат и человек. Климатические ресурсы

Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...

Урок Климат и человек. Климатические ресурсы

Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...

Урок Климат и человек. Климатические ресурсы

Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...

методическая разработка ""Климат Южной Америки и факторы его формирования""

Данная разработка была состалена для проведения открытого урока на районном семинаре...