Урок Климат и человек. Климатические ресурсы
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Ольга Владимировна Лоскутова

Цели и задачи уроки:

Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйствен
ную деятельность человека.

Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.

Развивать навыки составления и использования ЦОР на уроке.

Воспитание креативности , толерантности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klimat_i_chelovek.doc973 КБ

Предварительный просмотр:

Урок
Климат и человек. Климатические ресурсы

Цели и задачи уроки:

Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйствен
ную деятельность человека.

Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.

Развивать навыки составления и использования ЦОР на уроке.

Воспитание креативности , толерантности.

Оборудование:

Физическая карта, климатическая карта, презентации « Климат и человек», « Метеочувствительные люди»,

« Влияние климата на здоровье» и др. карточки « Национальные костюмы» , фотографии домов.

1.  Интеллектуальная разминка: видеофрагмент « прохождение атмосферного фронта над поселком Калашниково 23.11.2008.г.»

На уроках географии мы с вами выясняли в каком климатическом поясе и климатической области проживаем.

-часто ли мы можем наблюдать такие явления погоды как видели в сюжете ?

-почему

-С чем они связаны?  (проходил теплый полярный атмосферный фронт. В умер.-континентальном климате такое бывает часто , т.к. в умер.широтах проходит планетарная дорога циклонов)

- На прошлом уроке мы изучали понятие комфортность климата . Что оно включает?

-Сравните карты « Комфортность климата» и  «Плотность населения». Какие выводы можно сделать?

2. Запись темы урока.

3. Изучение нового

   1.3-Вспомните, какие элементы климата влияют на жизнь человека? (температура, осадки, облачность, давление, направление и сила ветра)
-Почему составляется прогноз погоды?
-Представителям каких профессий это необходимо?

   Сегодня на уроке мы будем изучать влияние климата на жизнь человека. Как вы думаете, на что именно влияет климат говоря о человеке.

    2.3По мере ответов составляем схему:


                                 
климат

сельское хозяйство

здоровье людей                                                                     строительство

Транспорт                                       одежда                        

    энергетика

      3.3 влияние климата на сельское хозяйство

Агроклиматические ресурсы –свойства климата, позволяющие заниматься сельским хозяйством.

Показатели: 1) продолжительность периода  со среднесуточной температурой выше
+ 10°С (растения при такой температуре вегетируют);

  1. сумма температур за этот период;
  2. коэффициент увлажнения;
  3. снежный покров.

-   агроклиматические ресурсы России разнообразны. Рассмотрим карту
«Агроклиматические ресурсы» (Р.: рис. 40, с. 102).

Работа с картой

Задания:

-какие территории России наиболее благоприятны для с-х?

- определить агроклиматические ресурсы своей местности. Какие культуры они позволяют выращивать?

-какие неблагоприятные климатические явления затрудняют ведение с.х. в нашей местности?

-отметьте в опорном конспекте в каких районах России развито оленеводство, овцеводство, разведение КРС

Вид явления

Особенности

проявления

Районы проявления
в России

Засуха

Длительная сухая погода с высо-
кой температурой ноздуха и от-
сутствие осадков.

Степи и полупустыни
юго-восток Русской рав-
нины.

Пыльная
буря

Сильный и продолжительный
ветер выдувающий верхний слой
почвы.

Юг Русской равнины и
Урала, Алтай (степи)

Заморозки

Понижение температуры воздуха
ниже 0°С поздней весной и ранней
осенью

Повсеместно

   4.3 влияние климата на транспорт:   презентация

                - затраты на строительство и ремонт дорог ( особенно в условиях вечной мерзлоты)

                -короткий  ( 2-3 месяца) период навигации

                -  широкое использование воздушного транспорта

                - большие затраты на обогревание транспортных средств ( особ.пассажирских)

   5.3  влияние климата на энергетику:

              - необходимо много энергии для обогревания зданий в холодный период. На севере отопительный сезон  длится круглый год.

  6.3. влияние климата на строительство

    - особые требования к строительству зданий в неблагоприятных климатических условиях:

                         А) толщина стен

                         Б) выше норма жилой площади на человека

                         В) более частый ремонт

     - традиции в строительстве

 Задание : рассмотрите фотографии жилищ разных народов. Определите какому народу и почему могут принадлежать эти жилища.

      Презентация « Жилища народов России»

    - как при строительстве домов в нашей местности учитывался ветровой и световой режим

7.3климат и одежда .    Презентация.

Задание : Внимательно изучите презентацию и ответе на вопросы :

-определите , изображение какого национального костюма лежит перед вами ( перед каждым учеником своя индивидуальная карточка)

- влияние каких национальных костюмов прослеживается в современной зимней и летней одежде.  

8.3 климат и затраты населения

  - Везде ли в России одинаково стоит «потребительская корзина»?

Работа с картой.  

     9.3 климат и здоровье.

 Презентация .

Работа с таблицей

Климатические факторы влияющие на здоровье

Какие заболевания вызывают

Где распространены

Низкие температуры, сильные ветры, высокая влажность воздуха

Простудные заболевания органов дыхания, выделения суставов, ревматизм

Полярные районы

Высокая облачность

Расстройства психики

Северо-западные районы

Сухой воздух, большое количество прямой солнечной радиации, резкие перепады температур

Заболевания сердечно-сосудистой системы, рак кожи

Области континентального климата.

Высокие температуры и влажность воздуха

Инфекции системы пищеварения, мочеполовой системы, кожи, органов дыхания

Юг Европейской части России, Дальний Восток.

         8.3 Метеочувствительность .  презентация  

4.Ответьте на вопросы итогового тестирования

1/ найти соответствие:

1Понижения температуры воздуха ниже 0°С весной и осенью.

2Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного
покрова

3Осадки в виде частиц льда

4Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана
весной или осенью.

5Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы

6Жаркий, сухой, сильный ветер, длящийся несколько дней.
7
Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой.

8Длительный период длящаяся сухая погода с высокой температурой
воздуха.

А(Заморозок.)

Б(Сильныеморозы.)

В(Град.)

Г(Суховей.)

Д(Туман.)

Е(Гололед.)

Ж(Засуха.)

З(Ураган.)

2.        Установите соответствие:

  1. область высокого атмосферного давления;        а) атмосферный фронт;
  2. область низкого атмосферного давления;        б) трансформация;
  3. полоса столкновения двух воздушных масс;     в) циклон;
  1. изменение свойств воздушных масс при дви- г) антициклон,
    жении над той или иной территорией;

3. В каком регионе России развито оленеводство:

А- Поволжье

Б- Юг Западной Сибири

В- Побережье Северного Ледовитого океана

Г- Кавказ

4. В каком регионе России развито овцеводство:

А- Поволжье

Б- Юг Западной Сибири

В- Побережье Северного Ледовитого океана

Г- Кавказ

5. В каком регионе России нет ГЭС из-за непостоянства режима рек:

А- Поволжье

Б-  Западная Сибирь

В- Дальний Восток

6. В каких районах навигация длится 2-3 месяца:

А- Поволжье

Б-  Север Сибири

В- Дальний Восток

7. Во сколько раз стоимость строительства жилья в районах Крайнего Севера выше , чем на юге:

А- в 100

Б- в 50

В- в 10

8. По отдельным элементам зданий определи в каких районах они традиционно строились:

А                                     Б                                        В                                            1- Крайний Север

        2- Западные Районы

        3- Горные районы Кавказа

Климат и человек.

Климат.

  1. климат и с/х .                

 

Отметьте цифрами на карте районы

1.оленеводство

2.овцеводство

3.КРС.

2. Покажи штриховкой районы, где возможно земледелие.

3. Дорисуй жилые дома. Напиши в каких регионах их строили.

4.Нарисуй любые два элемента национальной одежды. Напиши, какому народу принадлежат.

5.Изображние национального костюма какого народа перед  вами. Где живут эти люди? Почему вы так решили?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обобщающего повторения "Климат и климатические ресурсы"

Урок "климат и климатические ресурсы" позволит повторить и обобщить полученные знания при изучении темы "Климат россии". Урок повторительно-обобщающего характера содержит значительный объем...

Разработка урока по теме: "Климат и климатические ресурсы", 8 класс

Разработка урока по теме: "Климат и климатические ресурсы", 8 класс.Учитель: Гончарова Людмила, АдамовнаМесто работы: МБОУ, Егорлыкская СОШ № 7 им. О.Казанского, Ростовская область, ст. Егорлыкская, у...

Методическая разработка. «Климат и человек. Климатические ресурсы»

Методическая разработка. «Климат и человек. Климатические ресурсы»...

Климат и климатические ресурсы

проверочная работа по теме "Климат"  для класса с небольшой наполняемостью...

Урок Климат и человек. Климатические ресурсы

Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...

Урок Климат и человек. Климатические ресурсы

Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...

Урок Климат и человек. Климатические ресурсы

Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...