Использование ИКТ на уроках географии
статья по географии по теме

Щирова Нина Александровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_obuchenii_gegrafii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       МОУ«Средняя  общеобразовательная школа им.М.М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области», учитель географии Щирова Н.А.

 Использование ИКТ в обучении  географии.

     В постиндустриальном, информационном обществе образование является фундаментом экономики, основанной на знаниях. Оно не просто готовит специалистов под конкретные  рабочие места, а становится важнейшим средством и ресурсом становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции.

     Современное общество неразрывно  связано с процессом информатизации. Внедрение средств новых информационных технологий в систему образования соответствует целям среднего образования. Овладение умением использования ИТ для поиска, интерпретации знаний- одна из задач компетентностного подхода к обучению.

    Одним из направлений модернизации географического образования в школе является внедрение ИКТ в школе, которые,  на мой взгляд,  1) повышают интерес, и усиливает мотивацию обучения 2) расширяют возможность представления учебной информации 3) позволяют управлять познавательным процессом 4) создают возможность доступа к современной информации,5) осуществляют  «диалог»   с источником знаний в ходе урока. Дидактические возможности ИКТ позволяют мне не только активизировать процесс восприятия, мышления, воображения и памяти, но и мобилизовать внимание, включить в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами, моделями явлений.

   Каковы основные направления моей деятельности на уроке и во внеурочной деятельности по данному направлению?

        1) Первое направление  - это демонстрация учебных материалов для формирования понятий, представлений, образов;  для сравнения,  показа процессов. Для этого я использую «Библиотеку электронных пособий, 6-10 класс», мультимедийные  учебники 7, 10 класс., ресурсы Интернета «Атлас – фото», видеофрагменты, диски  « Золотой глобус», Единую коллекцию ЦОР, в частности инновационные учебные материалы « Географические обучающие  модели»,  с помощью которых можно опуститься на дно Марианской впадины, увидеть вращение Земли вокруг Солнца, более четко представить, что такое географическая широта и долгота.

 2) Второе направление - использование интерактивных карт и установление с их  помощью  причинно-следственных связей способом   «наложения» друг на друга. Например, при изучении темы «Литосфера», я использую карту «Строение земной коры».  Задав вопрос: «Как структуры земной коры выражены в рельефе?», я включаю лист «Рельеф» и на карте появляются  надписи форм рельефа. Учащиеся самостоятельно делают вывод, что  платформы в рельефе выражены – равнинами, а  складчатые пояса - горами. При закреплении я убираю слои  карты «Границы литосферных плит» и « Области вулканизма и землетрясений»- и прошу одного  ученика  надписать названия плит, другого - подписать границы, третьего - нанести области вулканизма и землетрясений. Затем, включив соответствующие слои карты, легко можно осуществить проверку. Все это экономит время и позволяет спросить большее количество учащихся на уроке. На интерактивной карте можно выделить одну природную зону или маршрут путешественника, что способствует концентрации внимания  на том элементе, который предлагает учитель

    3)  Третье направление - отработка практических умений, особенно в 6 классе, где одной из самых трудных  является тема «План и карта», а при тотальном сокращении часов ее изучение и вовсе становится  проблематичным. И здесь учителя опять выручит Единая коллекция ЦОР. В разделе  «Картографическая лаборатория» с помощью упражнений можно, не выходя из класса, определить азимут, измерить высоту холма и построить профиль.

    4) Неоценимую помощь компьютерные технологии оказывают при проверке   знаний. Это использование тестов и заданий из практики в мультимедийных учебниках, серии «Готовимся к ЕГЭ»; использование специализированных образовательных  серверов (ФИПИ, ЕГЭ) в Интернете, которые содержат различные интерактивные тесты.

К заданиям творческого характера можно отнести составление ребятами собственных тестов с помощью программы « Мy Test». При этом создается банк тестов, а ученик выступает в ипостаси учителя. Разнообразить работу позволяет использование карт GOOGL . Например, открыв  критерий «создать карту»,  выбрав метки, прошу ребят  обозначить на карте Европы страны-монархии, страны НАТО и т.д.

 Не секрет, что география – это большой объем номенклатуры и применение компьютера позволяет ускорить процесс проверки, сделать его более динамичным. Так, на интерактивную политическую карту, убрав слой с названиями государств, наношу цифры и прошу их расшифровать. Ученик, подписав страны,  включает слой с названиями и проводит самопроверку. Для  класса можно усложнить задания: расположить страны в порядке уменьшения численности населения, или выписать в два столбика страны унитарные и федеративные.  Номенклатуру я проверяю и  с помощью программ – тренажеров « Атлас», « Географикс»,  совместно с учителем информатики (в ее кабинете). Их применение я осуществляю в 7-ом и  в 11 классах. Предполагается, что теоретический материал уже усвоен. На мониторе высвечивается одна из стран и учащимся предлагается  из трех перечисленных  государств выбрать одно. Они выполняют работу  по параметру «трудно» и по параметру « легко», что позволяет дифференцировать работу. Аналогично проверяются  столицы.

5) Пятое направление- это использование ИКТ для самостоятельной работы, для  проектной деятельности учащихся. Так, в этом году мы с шестиклассниками работали над проектом « Охраняемые территории Саратовской области», с восьмиклассниками - «Загрязнение космоса». Результатом явились доклады и  презентации о Хвалынском национальном парке, Дьяковском лесе, о загрязнении космоса. С ними  мы выступили на школьной экологической конференции.

Презентацию,  как самостоятельную работу, я прошу сделать при изучении стран в 11 классе. Но подготовка к ней начинается еще летом, когда 10 классы получают задание на лето - собрать теоретический, иллюстративный, статистический  материал по выбранной стране из разных источников. По мере прохождения материала происходит представление страны в виде реферата или в виде презентации. Так в 11 «А» классе из 15 человек  10 написали рефераты, 5 ребят представили презентации. Очень помог мне и ребятам  в работе элективный курс, который я вела в прошлом году в этих классах «  Исследовательская деятельность».

В настоящее время мы с ребятами участвуем в Дистанционной открытой обучающей олимпиаде (ДООГ- 2009)  от Московского института открытого образования. В чем ее отличие от других, чем она привлекательна? Первый конкурс «Приветствие», когда команда должна представить себя и свой край и команду кратко, но емко.  Второй конкурс так и называется - обучающий. Получив вопросы, ребята должны не только ответить на них, а и привлечь к этому других школьников, обсудить с ними найденные ответы, организовав круглый стол, конференцию, что мы и сделали. А отчет написать лаконично, грамотно, аргументировано, т.к. за лишнюю «воду» начисляются штрафные баллы. В процессе  участия нами был создан сайт команды, где помещается вся дополнительная информация к ответам. Таким образом, ребята  обогащаются новыми знаниями, отрабатывают механизм поиска и обработки информации, отметая все лишнее, учатся оценивать себя и других.

Следует отметить, что представление о современных технологиях нельзя свести только к применению компьютера, средств мультимедиа и внедрению электронных учебников. Максимальный педагогический  эффект достигается лишь в условиях разумного включения средств ИКТ в сложившуюся методическую систему работы учителя, создание особой увлекательной среды учебного познания, изменив при этом не только характер работы ученика, но и позицию и характер деятельности учителя,  как организатора индивидуального обучения каждого школьника.

На пути к этому,  учителю необходимо пройти ступеньки от ИКТ – грамотности (умение «нажимать на кнопки», знания о том, что из себя представляет современный компьютер, программные продуты, компьютерные сети, каковы их функции и возможности, а также ограничения) к ИКТ – компетентности (не только использование различных информационных инструментов, но и их эффективное применение в педагогической деятельности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках географии

В презентации показаны методы использования ИКТ на уроках географии....

Методы и приемы использования СОТ на уроках географии

Конспект урока по теме: «Строение электронной оболочки атомов»....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.     Применение информационных компьютерных технологий н...

Использование ИКТ на уроках географии, химии, биологии

Мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками. Компьютер в учебном процессе-не механический педагог, не аналог преподавателя, а средство  развития детей....

Использование ЭОР на уроках географии

Применение электронных образовательных ресурсов на уроке географии...

Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"

Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...

Нетрадиционный урок Использование игры на уроках географии.

При проведении нетрадиционнных уроков географии с использовании элементов игры учащиеся  вовлекаются в процес обучения с удовольствием и непринужденно,что в итоге вызывает заинтересованность в из...