Экологическое состояние и влияние парка на микроклимат железнодорожного района
творческая работа учащихся по географии по теме

Татаркина Татьяна Викторовна

      Формирование умений обучающихся дать оценку экологического состояния ближайшего окружения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ВЛИЯНИЕ ПАРКА НА МИКРОКЛИМАТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА

План исследования парка:

Общие сведения о парке

Оценка экологического состояния ж/д  парка

Экологический мониторинг. Комплексное  исследование парка

Определение класса загрязнения по лишайникам

Вклад школьников в развитие парка

 

      Парк был создан в 60-х годах, по инициативе бывшего начальника Локомотивного депо Беляева Виктора Николаевича. В благоустройстве парка участвовали все железнодорожники Старооскольского узла и, конечно же, учащиеся школы №100, теперь школа №36.

      Учащиеся 9 класса этой школы посадили аллею из берез.

       В парке были установлены качели, карусели, горки и танцплощадки. Центр украшал необыкновенный фонтан, вокруг которого стояли скамейки.

       Вокруг парка размещалась беговая дорожка, по которой каждое утро охотно бегали спортсмены.

       Панораму парка культуры и отдыха работников железнодорожного транспорта хорошо подчеркивает паровоз, стоящий на рельсах. Это один из первых железных коней, который напоминает нам о том, что когда-то наши прадеды работали на таких паровозах.

       В первое воскресенье августа в парке отмечается День железнодорожника, где поощряют лучших по профессии.

1.  Общие сведения о парке

     Пример обследования территории городского парка:

 

Название растений

Число особей (ni)

липа мелколистная.

клен.

тополь.

акация желтая.

береза.

30

45

130

60

45

5 видов

Число особей № =310

2. Оценка экологического состояния Ж/Д парка

     Изучение экологического состояния парка проводится по двум направлениям.

        I.    Знакомство с планировкой парка – включает следующие исследования: определение

общей площади парка; описание ГП парка.

Изучение экологического состояния парка – включает следующие исследования:

проведение анализа положения парка в районе; изучение степени запыленности воздуха на территории парка; изучение видового состава растительности и ее состояния; изучение роли растений парка в улучшении микроклимата района.

     Цель работы: формирование умений и навыков исследования экологического состояния ближайшего окружения.

     Оборудование: термометр, рулетка, нивелир, дневник исследования.

     I.  знакомство с планировкой парка.

   а.) Определение площади парка.

Площадь парка определяли с помощью рулетки. Площадь парка =4 га.

   б.) Описание ГП парка.

В описании следует отметить:

   1.) Положение парка относительно сторон горизонта.

   2.) Общий характер рельефа

Парк находится к юго-западу от школы №36, общий характер рельефа – равнинный.

2. Определение степени запыленности воздуха.

Изучите степень запыленности воздуха в различных местах.

    а.) со стороны жилых домов

    б.) со стороны предприятий

    в.) со стороны дорог

    г.) в глубине зеленной зоны парка

      Для этого соберите в указанных местах листья растений и приложите их к поверхности клеящую прозрачную пленку. Затем снимите пленку и той стороной, где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли, прикрепите ее  на лист белой бумаги.

      Сравните степень запыленности листьев из разных мест, сделайте соответствующие выводы.

Вывод: самые запыленные листья у растений, растущих ближе к автодороге.

изучение  экологического состояния парка.

                         Порядок работы

1.Расположение парка в микрорайоне. Определите, на каком расстоянии от территории парка располагаются:

   а.) Коммунальные предприятия ( магазины, пекарня, коптильная, вагонное депо ).

   б.) Жилые дома, детские дошкольные учреждения.

   в.) Автодороги

Составьте полученные результаты с санитарно – гигиеническими нормам: коммунальные предприятия должны отстоять от границ парка не менее чем на 50 метров, жилые дома и другие образовательные учреждения – не менее 10 метров, автодороги – не менее чем 25 метров.

До магазина расстояние – 108м

До коптильни – 162м

До Вагонного депо – 330м  

До жилого дома – 300м

До детского садика – 120м

До автодорог – 150м

Сопоставив результаты, мы видим, что расположение парка в микрорайоне соответствует санитарно- гигиеническим нормам.

2. Исследование роли растения в очистке воздуха.

Зеленные насаждения имеют большое значение для очистки воздуха района. Так, дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек.

 Запыленность жилого района на озелененных участках на 40% ниже, чем на открытых площадях. Зеленные массивы улавливают 70-80% аэрозолей и пыли.

     Определите, какое количество пыли способны задержать зеленные насаждения нашего парка. Для этого подсчитайте видовой состав деревьев и кустарников. Используя таблицу, определите примерное количество пыли, которое способны задержать зеленные насаждения.

Сделайте вывод о роли зеленных насаждений в улучшении микроклимата района.

Количество пыли, осажденной листовой поверхностью деревьев различных пород за один вегетативный сезон.

Наименование растений

Суммарная площадь кв. м, листовой поверхности

Общее количество осажденной пыли, кг.

Вяз шершавый

233

23

Вяз перистоветвистый

66

18

Ива

157

38

Клен

224

33

Тополь

267

34

Ясень

195

30

Акация желтая

3

0,2

Сирень

11

1,6

Бузина

8

0,4

В парке растет 45 кленов, в таблице видно, что клен поглощает 33 кг пыли, все деревья – 1485 кг, тополь поглощает 34 кг, всего 130 штук, общее количество пыли – 4420 кг, акация желтая поглощает 0,2 кг, акаций в парке – 60 штук, значит общее количество пыли – 12 кг.

Таким образом роль зеленых насаждений в улучшении микроклимата очень велика.

3. Экологический мониторинг. Комплексное исследование парка

     1.Определите видовой состав растительности:

- деревья (5 видов);

- кустарники (0 вид);

- травянистые растения (5 видов);

     2. Выявите признаки загрязнений и отметьте их в таблице, поставив соответствующее количество баллов.

     Степень загрязнения определяется по следующим критериям:

I – очень слабая: 1-5% от общего количества объектов (1 балл)

II – слабая: 6-20% (2 балла)

III – средняя: 21-30% (3 балла)

IV – сильная: 31-50% (4 балла)

V – очень сильная: более 50% (5  видов)

     3. Сделайте общий вывод о состоянии исследуемой территории на основании подсчета общего количества баллов.

     Очень сильная загрязненность – 27-36 баллов; сильная – 18-27 баллов; средняя – 9-17 баллов; слабая – менее 9 баллов.

 

Признаки загрязнения и разрушения

Степень загрязнения

поломанные деревья.

поломанные кустарники.

сухие деревья.

сухие кустарники.

суховершинные деревья.

трутовики на стволах.

гниль на древесной растительности (а так же дупла, расщепление ствола).

виды не свойственные данному сообществу.

отсутствие растительности на почве, вытапливание.

1 балл

0 баллов

2 балла

0 баллов

2 балла

1 балл

1 балл



-


1 балл

     Вывод: общее количество – 8 баллов, значит, исследуемая территория имеет слабую степень загрязненности.

4. Определение класса загрязнения по лишайникам

Число видов

Цвет и характер роста

класс

Характер загрязненности

6

4 серых (2 кустарных, 1 накипной, 1 листовой)

1

Идеально чистый воздух

3

2-накипной, листовой, 1 желтый или 3 серых

2

Чистый воздух

2

2 серых, накипной и листовой

3

Относительно чистый воздух

1

Лишайников на стволе нет, может быть зеленый налет водорослей

4

Загрязненный –

«тревога»

-

-

5-6

Грязный воздух

     Вывод: в ж/д. парке встречается 2 вида лишайников: 2 серых, накипной и листовой. Значит в парке – относительно чистый воздух.

5.  Вклад школьников в развитие парка

     Большую работу проводят ученики школы №36: в течение нескольких лет учащиеся ухаживают за узловым парком площадью  в 4 га., проводят обрезку, окопку и побелку деревьев. Убирают прошлогоднюю листву. Расположенную рядом Индустриальную улицу и школьный двор, оборудовали спортивными и игровыми площадками, разбили цветники и произвели посадку цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА КАЙБИЦКОГО РАЙОНА

В районе в основном произрастает широколиственные (дубравные) и мягколиственные (осинники и березняки). В лесохозяйственную деятельность на территории района осуществляет Кайбицкий спецсемлесхоз...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРЫ, ВЛИЯНИЕ КОМПРЕССОРНОЙ СТАНЦИИ СЕЛА СОХРАНОВКА НА ЭКОЛОГИЮ

Экологическое состояние атмосферы, влияние компрессорной станции села Сохрановка на экологию...

Методическое пособие для проведения экспедиции по изучению экологического состояния государственного природного заказника «Гусевской» в г. Гусь-Хрустальном и Гусь-Хрустальном районе Владимирской области.

В ходе экспедиции организовано практическое обучение школьников основным методам ведения гидрологических, гидробиологических и экологических исследований.1.      Изучени...

Культурно-исторические особенности и экологическое состояние реки Черная Калитва в пределах Россошанского района

Выбранная тема исследования является актуальной для современного общества. Ее практическая значимость состоит в том,т.к. судьба моих земляков во многом связана с рекой Черная Калитва. Но к сожалению, ...

Конкурс «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра» Тема работы: «Влияние деятельности человека на экологическое состояние живой и неживой природы г.Краснодона и Краснодонского района»

Эта конкурсная работа раскрывает основные источники загрязнения природы  и влияние деятельности человека на экологическое состояние живой и неживой природы г.Краснодона и Краснодонского райо...

Оценка экологического состояния искусственного биогеоценоза парка им. Горького г. Ленинска-Кузнецкого

Комплексное изучение экологического состояния биогеоценоза парка им. Горького г. Ленинска-Кузнецкого....