Описание педагогического опыта
методическая разработка по географии по теме

Тюрина Юлия Анатольевна

Описание педагогического опыта по теме самообразования: "Практическая направленность на уроках географии как средство реализации компетентностного подхода в обучении учащихся "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya_tyurina_yu.a.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тюрина Ю.А.,

учитель географии высшей квалификационной категории МОАУ«Гимназия№8» г.Оренбурга

Практическая направленность на уроках географии как средство реализации компетентностного подхода в обучении учащихся.

Актуальность. Преобразования в жизни современного общества связаны с особым периодом его развития – эпохой информатизации и глобализации. Возрастающий быстрыми темпами объём информации, появление новых технологий в науке и на производстве, увеличение роли всемирных экономических, политических, социокультурных и других форм отношений проникают во все сферы деятельности, в том числе в географическую науку. Жизненные ориентиры предопределяют её развитие, масштабность и тщательность географических исследований, своевременность использования данных, особенно в решении современных глобальных проблем.

Наряду с формированием системы прочных знаний у обучающихся в настоящее время становится важным оказать помощь в овладении определёнными комплектами умений и способов действий. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными. Одна из важнейших задач – реализовывать на практике компетентностный подход. Одним из путей достижения перспектив является усиление практической направленности географии. Практическая направленность географии – это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, ёмкое понятие, включающее овладение умениями и применение географических знаний и умений в повседневной жизни.

Теоретическая интерпретация опыта. Были изучены мнения многих специалистов (Е.В. Бондаревская, А.В. Петровский, В.В. Сериков, А.В. Хуторский, И.С. Якиманская), которые считают, что новые образовательные результаты могут быть достигнуты лишь в рамках лично-ориентрованного обучения и деятельностного подхода к его организации.

Беловолова Е.А.изучила формирование ключевых компетенций на уроках географии  и  усиление практической направленности  школьной географии в соответствии с современными требованиями к результатам обучения. Каменская И.В. представила реализацию системы поисково-исследовательской деятельности обучающихся. Разноуровневые практические работы по географии России разработала Лесенкова Г.Я.  Сухов В.П. описал системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников.

Сущность реализации компетентностного подхода в обучении учащихся через практическую направленность на уроках географии заключается в создании методических разработок в системе практических работ и практико-ориентированных заданий в курсе географии, направленных на формирование ключевых компетенций учащихся:

мотивационной (стимулирую личностный рост и повышаю личную значимость ученика);

ценностно-нормативной (помогаю осознавать себя членом общества, жителем своего региона, гражданином РФ, жителем планеты Земля);

информационно-познавательной (формирую умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование и анализ);

коммуникативной (развиваю умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей);

практико-созидательной (готовлю к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями).

Новизна педагогического опыта заключается в расширении границ изучаемого предмета, выполнение новых ролей учащимися при создании проектов, развитие чувства ответственности за выполняемую работу.

Реализация концепции педагогического опыта на практике происходит повседневно на уроках, внеклассных мероприятиях, при выполнении практических работ, на научно-практических конференциях через:

 1. Проектную деятельность.

В проектную деятельность вовлечены учащиеся параллелей 7-11-х классов, в ходе которой они используют различные информационные источники, включая глобальную сеть Интернет.

Научно-практические конференции.

Новую парадигму образования, заключающуюся в том, чтобы научить учащихся ориентироваться в разноречивом потоке информации, вовлечь их в проблемно-ориентированную исследовательскую познавательную деятельность и придать процессу обучения практическую направленность, я  реализую на научно-практических конференциях, где учащиеся защищают свои проекты. Подготовка и  защита проекта формируют у учащихся умения самостоятельно добывать знания, корректно отстаивать свою точку зрения, формируют навыки публичных выступлений.

Тематическая проектная деятельность.

Ежегодно в конце года учащиеся 10-х и 11-х классов защищают проекты по географии по выбранной теме. В ходе работы они более глубоко изучают предмет в результате самостоятельной работы с использованием современных информационных источников, вовлекаются в исследовательскую работу, которая реализуется в ходе выполнения географического эксперимента, результаты которого они отображают в своем проекте. Проектную деятельность можно отнести к проблемно- ориентированной исследовательской познавательной деятельности. Учитель выступает при этом в роли координатора и консультанта, учит поддерживать инициативу, обосновывать, и прогнозировать.

2. Вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность, создание мотивации.

Основным резервом формирования всех видов учебно-познавательных мотивов и мотивов самообразования является активизация учебной деятельности школьников. Эта активизация  осуществляется в разных формах учебной работы:

Учебная деятельность под руководством учителя, когда все компоненты учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки) выполняются и осознаются с помощью учителя. Постепенно учитель передает все компоненты учебной деятельности для самостоятельного выполнения школьникам. Психологи считают, что самостоятельное выполнение должно начинаться с самоконтроля и с самооценки. Это подводит к самостоятельной учебной деятельности.

Самостоятельная учебная деятельность осуществляется тогда, когда один или несколько ее компонентов выполняются школьником без помощи учителя.

3. Практические работы.

   Работая в 5-11 классах, постоянно сталкиваюсь с такими проблемами, что большинство учащихся практически не умеют выделять, описывать и объяснять; находить и анализировать; приводить примеры; испытывают затруднения при работе с текстом. Не справляются с такими заданиями, как перевод одной информации в другую, например картографическую и графическую в текстовую. Обучение станет более эффективным, индивидуализированным, функциональным, если на уроках и во внеклассной работе будут созданы условия для реализации учащимися своих интересов, способностей и дальнейшей социальной адаптации и мобильности. Один из вариантов решения – усиление внимания с моей стороны к организации деятельности учащихся по формированию географических умений. Ведь знания остаются мертвым грузом, если они не находят практического применения. Именно поэтому в учебном процессе постоянно применяю способы практического обучения учащихся по анализу различных источников географической информации (планов, схем местности, карт, статистических материалов, геоинформационных ресурсов), что и составляет специфику методической системы учителя географии. Практическая деятельность учащихся по формированию умений сложна по своей психологической сути. В ее процессе происходит тесное взаимодействие знаниевого компонента с операциональным, проявляющееся в сочетании наглядно-чувственной, наглядно-действенной и эмоциональной сфер учащихся. Именно поэтому практическая работа как форма организации учебной деятельности выступает необходимым средством географического познания и определенным этапом формирования географического мышления учащихся

Практические работы на уроках выполняются на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления. По уровню усвоения учащимися умений, применяю обучающие работы, тренировочные, итоговые и творческие. При подготовке к урокам я определяю, какие ключевые компетенции можно формировать при изучении данной темы, на каком этапе можно предложить задание, направленное на формирование той или иной компетенции, на каком предметном содержании учащимся можно предложить подобное задание. При разработке практико-ориентированного задания учитываю, что оно должно содержать: стимул, который погружает ученика в контекст задания и мотивирует его на выполнение; задачную формулировку, которая указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания; источник информации; бланк для выполнения задания; инструмент проверки.

4. Создание мотивации к изучению предмета.

География – достаточно трудный предмет, но существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей. Наиболее успешно применяются иллюстративный и поисковый методы. Их значение ни в коем случае нельзя умалять, нельзя от них отказываться. Но существует и другой путь, позволяющий формировать положительную мотивацию обучения. Он основан на изменении подхода к отбору содержания учебного материала.

В своей педагогической деятельности я стремлюсь подавать учащимся фактический материал, отвечающий стандартам общеобразовательного минимума, в красочном обрамлении из легенд, сказок, описаний, увлекательных историй. Например, пересказ легенды об Икаре и Дедале помогает учащимся 5 и 6 класса запомнить, что температура Солнца очень высока и составляет 6 млн. градусов на поверхности. Прочтение сказки Андрея Усачева «На чем держится Земля» улучшает усвоение материала о форме Земли и строении Солнечной системы в 6 классе. Огромный интерес вызывает у шестиклассников описание землетрясения в Андах, данное Жюлем Верном в книге «Дети капитана Гранта». Яркие образы Африки, запечатленные публицистом В.Корчанцевым, облегчат запоминание основного материала учащимися 7 класса по данной теме. Эффективно в 9 классе при изучении задач географии как науки процитировать небольшой отрывок из повести К.Паустовского «Мещера», в качестве иллюстрации географического описания. Даже в 10 классе оправданно чтение шуточных стихотворений А.Усачева из книги «Веселая география», посвященных разным странам. Это позволяет учащимся расслабиться, переключиться со сложного материала на более простой и при этом облегчает запоминание характерных черт модельных стран, формируя наряду с фотографиями и иллюстрациями яркие образы.

Применяю нетрадиционные формы и методы обучения. На уроках использую такие приёмы: опорные схемы, диалог, «мозговой штурм», постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты.

Для активизации познавательной деятельности, повышения интереса к изучению географии в учебном кабинете использую в качестве наглядности сменные выставки фотографий и иллюстраций «Природа Южных материков», «По Северным материкам», «Оренбургской области – 78 лет», «Россия – Родина моя» и др.

Особый восторг у ребят вызывает самостоятельное изготовление географических моделей (вулкан, флюгер, термометр и т.д.)

5. Работу с одаренными детьми, обучение решению олимпиадных заданий с целью развития компетенций.

Для меня главным при подготовке к олимпиаде является заинтересованность ребят этим соревнованием, включение  элементов подготовки в уроки, во внеурочную и внеклассную работу.

Я начинаю эту работу с ребятами шестых классов. Такой выбор представляется мне обоснованным, так как это тот возраст, когда склонности и способности к географии начинают достаточно ярко проявляться. Шестиклассников интересует всё загадочное, неведомое, труднообъяснимое. В этом возрасте они способны уже к самостоятельному поиску. Вот, поэтому, обычно серьёзных успехов достигают те ребята, которые начали тренироваться ещё при изучении начального курса географии.

Наибольшую помощь в подготовке к олимпиаде оказывают учащиеся 10 – 11 классов. Среди ребят всегда находятся такие, кто без промедления откликается на возможность самим организовать и провести интересные мероприятия, например викторину или конкурс с ИКТ - презентацией.

Такая совместная работа, имеет ряд явных преимуществ: экономия времени, развитие коммуникативных и организаторских навыков, возрастание объёма материала усваиваемого учащимися и глубина понимания.

Даже небольшие изменения в организации учебной деятельности – создание проблемных ситуаций, введение игровых моментов благотворно влияют на учеников. Главный стимул учиться – неизвестность. Неизвестность – это мотивировка движения. У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности.

Основными трудностями реализации педагогического опыта являются:

Координация работы по формированию и развитию умений школьников с учителями-предметниками (при формировании умения составлять топографический план или строить графики и диаграммы необходим контакт с учителями математики и информатики для выяснения подготовленности учащихся к вычислительным, измерительным и графическим работам).

2.  Техническая реализация (доступ к сети Интернет, категоризация Интернет-ресурсов, разграничение прав пользования ресурсами локальной сети).

Результатами педагогической деятельности является положительная динамика результатов обучения за четыре года работы.

Резюмируя, можно сделать вывод: практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного базового географического образования, при котором становление обучающегося должно происходить в качестве активного субъекта процесса познания. При этом важно, чтобы реализация практической направленности географии осуществлялась в единстве современных требований и опыта. Её усиление направлено не только на усвоение системы изучаемых географических знаний и увеличение прочности формируемых умений обучающихся, но и на повышение качества географического образования, и на увеличение его роли в формировании способностей обучающихся организовывать свою самостоятельную деятельность. А это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов учебной деятельности именно практическим работам придать большую весомость. В реальной практической деятельности это возможно осуществить двумя путями:

Первый путь: чётко формулировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач.

Второй путь: внедрение особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности, исходя из специфики изучаемого материала.

Применение практико-ориентированных, компетентностных заданий на уроке позволяют учителю решить несколько задач:

Выявить уровень развития предметных знаний и умений учащихся;

Оценить способность самостоятельно выбирать способы деятельности, необходимые для достижения поставленной цели в задании;

Формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.

Практические задания стимулируют самообразование и саморазвитие учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта учителя физкультуры Рассолова А.В.

Здесь описывается моя методичская тема, представлен опыт работы по данной теме и результаты...

Описание педагогического опыта

Описание педагогического опыта...

Описание педагогического опыта по использованию современных технологий в образовательном процессе

Описывается опыт применения системно - деятельностного подхода к обучению информатике. Информатика не может быть скучной! Эти слова наиболее полно выражают моё отношение к информатике как учебному пре...

Описание педагогического опыта классного руководителя

Представлен опыт работы с учащимися старших классов в малокомплектнойсельской школе....

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы Елдиной Юлии Николаевны

"Развитие творческих способностей на уроках литературы"Рассмотрение условий развития творческих способностей школьников позволило  выделить пути реализации их развития в процессе изучения литерат...

Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»

Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»...