Описание педагогического опыта
материал по теме

Описание педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_pedagogicheskogo_opyta_pautovoy.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта  Паутовой Гузель Габделнуровны, учителя биологии первой квалификационной категории.

     Тема  инновационного педагогического опыта: «Использование  информационных технологий  при  исследовательской деятельности по  биологии».

Цель: 

  1. оказать позитивное влияние на усвоение учащимися всех четырех компонентов содержания биологического образования: знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности через информационные технологии.

Задачи:    

  1. определение  сущности творческой активности  учащихся через информационные технологии;
  2. выявление педагогических возможностей и рамочных условий организации экологических проектов и исследовательских работ как средства развития творческой активности ;
  3. воспитание  творческой, образованной  личности.

Реализацию своей педагогической проблемы я осуществляю, используя технологию критического мышления, технологию исследовательской работы  и информационно-коммуникативную технологию. Уроки строятся на основе предупреждения утомления учащихся, исключения перегрузки, отрицательно влияющих на их здоровье. В связи с этим на уроке достаточно часто меняются виды деятельности.

        Основу моего педагогического опыта составляет исследовательский метод (метод-проектов). Такая деятельность позволила нам проявить себя на многочисленных  конкурсах и конференциях как районного, так и республиканского уровня, одержать победы на олимпиадах (см. представление). Исследовательская работа учащихся - неотъемлемая часть эффективного образования в области биологии и экологии.  При использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Он “открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода я, как педагог, направляю деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения учащимися. Ученик ставится в положении исследователя-творца. При составлении проектов выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. При этом  старшеклассники привлекают имеющие свои знания из курса математики, биологии, физики, истории. Учащиеся пользуются Интернетом, проявляя интерес к оформлению творческих проектов, которые стали более насыщенными, разнообразными;  делают презентации, используют и  ресурсы Единой цифровой коллекции Интернета. Качество творческих  проектов оценивается по этапам. Конечно, полностью, в соответствии с требованиями программы к творческому проекту, не все учащиеся могут справиться с работой хорошо. Тем не менее, метод проектов является одной из наиболее эффективных педагогических технологий развития творческой активности, поскольку позволяет подростку решать проблему признания собственной компетентности через самостоятельную постановку проблемы, определение средств и способов ее нестандартного решения, критическую оценку и ответственность за результаты деятельности. Именно проектная технология направлена на создание условий для проявления и развития творческого потенциала личности, ее способности быть субъектом своего познавательного, творческого и личностного развития. Информационно-коммуникативную технологию использую на вводных и обобщающих уроках, где учащиеся работают с электронными учебниками, представляют  презентации своих проектно - исследовательских работ. Положительная мотивация использования описанных технологий заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

   Выводы об эффективности  работы над темой и ее практической ценности:

1. Использование  информационных технологий  при  исследовательской деятельности  по биологии  способствует более тесному взаимодействию педагогов и детей между собой и  окружающей средой.

2. Представляет  учащимся возможность поэтапной практической деятельности по достижению намеченных  целей.

3.  Даёт возможность для ребенка предвидеть результат и планировать свои дальнейшие  шаги, проявить способности, самостоятельность, реализовать свои возможности  с использованием мультимедиасредств.

4. Предоставляет  учащимся различные виды действий на выбор по их собственному  усмотрению. 

      Данная форма организации деятельности школьников является практически

 ценной, т.к. участие в разнообразных видах экологически ориентированной и исследовательской деятельности представляет благоприятные условия для развития личности школьника.

 

                                             Учитель:       Паутова Г.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта

Описание педагогического опыта по теме самообразования: "Практическая направленность на уроках географии как средство реализации компетентностного подхода в обучении учащихся "...

Описание педагогического опыта учителя физкультуры Рассолова А.В.

Здесь описывается моя методичская тема, представлен опыт работы по данной теме и результаты...

Описание педагогического опыта по использованию современных технологий в образовательном процессе

Описывается опыт применения системно - деятельностного подхода к обучению информатике. Информатика не может быть скучной! Эти слова наиболее полно выражают моё отношение к информатике как учебному пре...

Описание педагогического опыта классного руководителя

Представлен опыт работы с учащимися старших классов в малокомплектнойсельской школе....

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы Елдиной Юлии Николаевны

"Развитие творческих способностей на уроках литературы"Рассмотрение условий развития творческих способностей школьников позволило  выделить пути реализации их развития в процессе изучения литерат...

Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»

Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»...