Урок для 6 класса по теме: "Определение географических координат"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Кириенко Валентина Петровна

Методическая разработка урока по теме "Определение географических координат "

для решения задачи по формированию  умения определять географических координат на глобусе и карте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме:

«Определение географических координат»

                                                                                          Учитель географии

                                                                                        МБОУ СОШ №96

                                                                                     Кириенко В.П.

г. Краснодар

Тема: Определение географических координат.

Цель урока: Сформировать умения определять географические

                        координаты на глобусе и карте.  

Тип урока: Комбинированный.

Ведущие понятия: параллели, меридианы, градусная сетка, географические координаты, экватор, начальный меридиан.

Ход урока:  

I. Оргмомент.

Сегодня мы с вами узнаем о том,

  Что каждая точка имеет свой дом,

 Чтобы ее отыскать в целом мире,

 Ей указали «этаж» и «квартиру».

        II. Изучение нового материала

        1. Рассказ учителя.

        

        На глобусе и карте нанесена градусная сетка, состоящая из параллелей и меридианов.

        Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору.

                                       Уменьшаясь к северу и югу,

Форму круга сохранить сумели.

   Параллельны все они друг другу,

                                        Потому зовутся параллелями.

 Самую большую звать экватор,

Маленькая – это точка полюс,

  Все с востока  тянутся на запад,

    И по ним к широтам ведут поиск.

        Длина 1 параллели – подписана на карте.

        Меридианом называют кратчайшую линию, условно проведенную на поверхности от одного полюса к другому.

 От Северного полюса до Южного

                  Проходят линии все равные – окружности.

   Меридианы прочертили этот круг

    И направление указали: север – юг.

        Длина меридиана длинной в 1O равна 111 км.

        

2. Беседа с классом.

  1. Какое направление на земной поверхности показывают меридианы?
  2. В переводе на русский язык слово «меридиан» означает «полуденная линия». Как можно объяснить такое название?
  3. Можно ли провести меридиан в классе?
  4. Через сколько градусов проведены меридианы на глобусе, на карте?
  5. Через сколько градусов проведены параллели на глобусе?
  6. Какое направление на земной поверхности показывают параллели?
  7. Как изменяются параллели при удалении от экватора?

3. Рассказ учителя.

1. Географическая широта – это величина дуги меридиана в градусах (от 0O до 90O ) от экватора до заданного пункта.

          Северная  (с.ш.)                                                 Южная (ю.ш.) 

        Все точки на экваторе имеют широту 0O.

Как определить географическую широту?:

  1. Определить широту ближайшей к пункту параллели (со стороны экватора).
  2. К этой широте прибавить число градусов дуги меридиана от параллели до пункта.

2. Географическая долгота – это величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданного пункта.

           Западная (з.д.)                                               восточная (в.д.)

Все точки на начальном меридиане имеют долготу 0O.

Как определить географическую долготу?:

  1. Узнать долготу ближайшего к пункту меридиана (со стороны начального).
  2. К ней прибавляют число градусов дуги параллели между этим меридианом и самим пунктом.

4. Беседа учителя.

Работа с заданием №1:

  1. Определить географическую широту городов: Каира, Мехико, Пекина, Москвы.
  2. Какие города расположены на 50O с.ш., на 60O с.ш.
  3. Два путешественника, находящиеся один на Северном полюсе, другой  - на Южном, одновременно и с одинаковой скоростью двинулись навстречу друг другу. Где они должны встретиться?
  4. Определить географическую долготу городов: Лондона, Якутска, Москвы, Мехико.
  5. Какие города расположены на 30O в.д., 75O з.д., 135O з.д.
  6. Через какие материки и какие океаны проходит начальный меридиан и его продолжение 180 меридиан?

Работа с заданием №2,№3.

5. Игра.

Класс делится на 3 команды (3ряда) на полу проводится «экватор». Стульями отмечается Северный и Южный полюса. Задается вопрос на определение географической широты и долготы и по одному представителю от команды, кто быстрее ответит, попадает в Северное или Южное полушарие.

6. Рассказ.

        Чтобы установить точное положение любой точки земной поверхности необходимо определить географическую широту и долготу данного пункта, т.е. определить географические координаты.

III. Первичное закрепление новых знаний и умений.

  1. Зачем нам нужна градусная сетка на глобусе и карте?
  2. Чему параллельны параллели?
  3. Какие две точки соединят меридианы?
  4. Как определить географическую широту?
  5. как определить географическую долготу?

IV. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по географии в 6 классе "Градусная сетка и географические координаты"

Презентация предназначена для изучения и закрепления материала по данной теме. Урок по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 6 классе на тему: «Определение координат на плоскости»

Урок выполнен с применением специализированного программного обеспечения для интерактивных досок (наглядная  презентация, выполненная в программе elitePanaboardbook; презентация «Гимнастика для г...

Конспект урока английского языка по теме "Определенный артикль THE с географическими названиями". 5 класс.

Конспект урока английского языка "Определнный артикль THE  с географическими названиями" составлен с учетом требований ФГОС к уроку иностранного языка.УМК "Raibow English", 5 ...

Тест физика 9 класс по темам "Определение координаты тела. Перемещение при равномерном прямолинейном, равноускоренном движении. Скорость"

Вопросы теста взяты из ФГОС УМК О.И.Громцева Тесты по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 9 класс"...

Урок по географии 5 класс по теме "Определение географических координат"

5 классТема урока: Определение географических координатЦели урока:- формирование умений по определению географических координат объекта;- продолжить развивать познавательный интерес обучающихся, творч...

Презентация к уроку по географии 5 класс по теме "Определение географических координат"

Презентация к уроку по географии 5 класс по теме "Определение географических координат"...