Использование методов саморазвития, самовоспитания, развития творческого потенциала обучающихся воспитанников на уроках географии.
методическая разработка по географии по теме

КАРТАШОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

Использование методов саморазвития, самовоспитания, развития творческого потенциала обучающихся воспитанников на уроках географии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование методов саморазвития, самовоспитания, развития творческого потенциала обучающихся воспитанников на уроках географии.

Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формированию такой зрелой личности в полной мере способствует повышение качества образования через совершенствование системы преподавания.

Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы "Активизация познавательной активности на уроках географии”. Причиной этого явилось и наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от преподавателя географии не столько "наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.

К сожалению, сегодня географическое образование не использует в полном объеме своего образовательного, развивающего и воспитательного потенциалов. Поэтому выпускники не готовы к быстрой адаптации, не способны самостоятельно принимать решения, активно и творчески использовать полученные знания. Из 40 минут урока — 20 отведено учителю, оставшееся время на учеников. Получается, что отвечать, рассуждать и доказывать ученик имеет возможность не большое время. Созерцательные процессы в его деятельности преобладают над деятельностью ученика. Это преобладание можно рассматривать как подавление реальной объективной активности учащегося.

Названные проблемы заставляют искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для саморазвития и адаптации школьников.

Я стараюсь моделировать свои уроки, применять групповую и парную работу, работу по опорным схемам, использовать технические средства. Создать условия для саморазвития школьников.

При этом следовать принципу: "Образование – есть способ развития личности, а не накачка информацией”. Как научить детей думать и действовать? Как спланировать и провести урок, чтобы каждый ребенок стал его участником: слабый и сильный, одаренный и не желающий учиться?

Обучение с помощью ИКТ — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы.

Получать необходимый опыт работы с ИКТ и возможность обмениваться и делиться им с коллегами мне удаётся благодаря следующим факторам:

1. Наличию современного компьютерного оборудования и интерактивной доски.

2. Применению мультимедийных разработок;

3. Изучению методической, педагогической литературы;

4. Наличию коллектива учащихся и учителей, способных работать в новых условиях;

Специфика географической информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе:

· скрыты от глаз наблюдателя;

· все процессы происходят в динамике.

Показать процессы в динамике, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа, Интернетресурсы. Проанализировав географические знания учащихся, я пришла к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной, особенно, если материал подобран самими учениками. Самостоятельность учащихся на уроке способствует развитию таких личностных качеств как самоопределение, самоактуализация и формирует адекватную самооценку.

Компьютерные программы в учебном процессе предполагают большие развивающие возможности. Включение таких источников в учебный процесс способствует:

· связи фактологии учебного предмета с реальностью и расширяет информационные интересы учащихся;

· дополняет предмет новыми сведениями;

· поддерживает актуальный уровень предмета;

· способствует развитию личности учащегося.

Электронные версии мультимедиа учебников не что иное, как новое слово в методической науке и практике обучения, рекомендованы Министерством Образования России и входят в Федеральный комплект учебников географии. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении курса географии:

  1. Текст учебников сопровождается большим количеством слайдов;
  2. Практикум активизирует познавательную деятельность учащихся;
  3. Игровые моменты пробуждают интерес к предмету;
  4. Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление;
  5. Мультимедиа курс построен не по принципу поурочного изучения, а даёт представление о теме в целом, расставляя акценты на основных элементах её содержания;
  6. Анимация позволяет смоделировать реальную географическую ситуацию;

Использование современных средств педагогических технологий, информационных компьютерных технологий даёт возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ. Можно создавать игровые моменты и использовать видеоматериал для познавательных задач. Можно использовать интерактивный тренинг – подготовка к итоговой государственной аттестации, даёт возможность получить подробный анализ результатов тестирования по географии и устранить пробелы в знаниях, психологически подготовиться к новым требованиям проведения выпускных школьных экзаменов.

ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы. Из этого следуют и поставленные мною задачи:

  1. Развитие навыков применения компьютерных технологий в работе учителя географии в условиях модернизации современной школы.
  2. Расширение арсенала форм, методов, приёмов работы на уроках географии.
  3. Повышение уровня познавательной мотивации к урокам географии и как следствие - повышение качества знаний.
  4. Подготовка к экзаменам с помощью интерактивных тренингов.

Результативность опыта использования ИКТ на уроках географии, можно проследить по следующим фактам:

  1. Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;
  2. Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает увеличение числа учащихся, выбирающих географию для сдачи выпускного экзамена.
  3. Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету

Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности. Я уверена, что переход к ИКТ создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов саморазвития, самовоспитания, развития творческого потенциала обучающихся воспитанников на уроках географии.

Использование методов саморазвития, самовоспитания, развития творческого потенциала обучающихся воспитанников на уроках географии....

Использование методов и приемов развития творческих способностей обучающихся на уроках проектирования.

Творческая деятельность предполагает высокую культуру труда и внутреннюю дисциплину. Быть творческим человеком - значит постоянно совершенствовать свои знания, быть любознательным....

Использование техники "Ниткография" для развития творческого потенциала у обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Всем давно хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики у ребенка, тем успешнее будет формироваться его речь. Развитая мелкая мо...

«Использование элементов модульной, проектной технологий и ИКТ для развития творческого потенциала обучающихся на уроках физики»

«Использование элементов модульной, проектной технологий и ИКТ для развития творческого потенциала обучающихся на уроках физики»...

Сообщение на методическом объединении МБОУ "Лицей №2" "Использование техники "Ниткография" для развития творческого потенциала у обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности."

В настоящее время  существует большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски), лепка, работа с ножницами, которая требует точност...

Доклад на тему: Педагогические технологии, методы и приёмы по развитию творческого потенциала обучающихся на уроках родного языка и литературы (из опыта работы)

Родной язык - это, пожалуй, один из тех предметов, который умеет передать ребёнку связь поколений, приобщить его к культуре своего края, к народным идеалам, нравственным ценностям, сохранить связь вре...