ГП Евразии. История открытия
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Засыпкина Марина Александровна

Разработка урока в 7 классе. Географическое положение материка Евразии. история открытия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – презентация: Географическое положение. История  исследования изучения материка Евразия.

(7 класс )

Тема урока: Географическое положение. История  исследования изучения материка Евразия.

Цели и задачи урока: 

  1. Формировать у учащихся представления о природе Евразии, рассмотреть особенности физико-географического положения материка;
  2. Познакомить учащихся с представлениями о Евразии в древности, познакомить с историей исследования материка; продолжить формирование умения самостоятельно работать с источниками дополнительной информации, формулировать вопросы.
  3. Развивать познавательный интерес к предмету.
  4. Воспитывать интерес к предмету.
  5. Способствовать развитию духовно-нравственных качеств у учащихся.

Оборудование:  физическая карта Евразии. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Актуализация и мотивация знаний.

Сегодня, мы отправимся в путешествие на материк Евразия. Константин Паустовский утверждал, что познания и странствия неотделимы друг от друга. Поэтому во время путешествия нам с вами необходимо будет познакомиться с историей открытия и исследования материка и дать описание географическому положению материка Евразии.

3. Новая тема.

План изучения нового материала:

  1. Географическое положение материка Евразия
  2. Природные особенности
  3. История заселения и исследование Евразии
  4. Ученые исследователи

Вот мы и подошли к открытию и исследованию последнего материка – Евразия. С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя этот материк. Узнаете о его природе, своеобразии органического мира, о странах и народах, населяющих Евразию.

Тема нашего урока «Географическое положение и история исследования Евразии».

Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Евразии.

Итак, пришло время открыть для себя Евразию.

  1. Географическое положение материка Евразия

Слайд №4

Евразия – крупнейший материк в мире. Его площадь вместе с островами составляет 53,3 млн. км², что соответствует 1/3 части суши. Кроме того, на этом гигантском материке проживает ¾ населения земного шара, т.е. свыше 4 млрд .человек.

       Слайд №5

Материк Евразия состоит из двух частей света - Европы и Азии. Условная граница проходит по восточной части Уральских гор, северному побережью Каспийского моря, реке Урал, Кумо - Манычской впадине, затем по Азовскому и Черному морям и проливам, соединяющим Черное море со Средиземным.

  1. Крайняя точка на севере Евразии – мыс Челюскин (77˚43΄с.ш.),
  2. Крайняя точка на юге – мыс Пиай (1˚16΄с.ш.),
  3. Крайняя точка на востоке – мыс Рока (9˚34΄з.д.),
  4. Крайняя точка на западе – мыс Дежнева (169˚40΄).

     Слайд №6

 Расстояние между северной и южной точкой 8000км.Если некоторые острова                                            расположены ближе к Северному полюсу, то острова Малайского архипелага тянутся от экватора к югу до 11˚ю.ш.

    Слайд №7

Расстояние между крайней точкой на востоке – мыс Рока (9˚34΄з.д.) – и крайней точкой на западе – мыс Дежнева (169˚40΄з.д.) – около 16000км.

    Слайд №8

Некоторые участки материка выходят за территорию восточного полушария и заходят на территорию западного полушария. Благодаря таким особенностям географического положения на материке встречаются все климатические пояса и природные комплексы, характерные для северного полушария.

Побережье материка Евразия омывают воды всех четырех океанов.

   Слайд №11

  1. Природные особенности

Евразия - материк, на котором мы живем. Это величайший материк Земли. От других континентов земного шара Евразия отличается особенно большим разнообразием природы. Ему вправе можно прикрепить и другие характеристики «Самый – самый…»(показ презентации слайд 12-26)

  1. Самый высокий горный пик в мире – Джомолунгма в Гималайских горах, его высота 8848 м.
  2. Самое низкое место земного шара, расположенное ниже уровня моря,- Мертвое море на северо – западе Аравийского полуострова, его уровень -403м.
  3. Самый большой полуостров земного шара – Аравийский ,его площадь – более 3 млн.км².
  4. Полюс холода в северном полушарии – поселок Оймякон в северо – восточной Сибири, где зарегистрирована температура -71˚С.
  5. Самая высокая зарегистрирована температура наблюдалась в жаркой и знойной пустыни Тар в Индии +53˚С.
  6. Район, где выпадает наибольшее годовое количество осадков на земном шаре, - населенный пункт Черапунджи на юго – восточном склоне Гималаев (12000мм).
  7. В сухой знойной Аравии годовое количество осадков менее 15мм.
  8. Самое большое озеро на земном шаре – Каспийское море – расположено между Европой и Азией, его площадь 390тыс.км.²
  9. Самое глубокое озеро на земном шаре – Байкал- расположено в азиатской части Евразии ,его глубина 1620м.

Работа с контурной картой .

                       Слайд№27-28

                    Практическая работа пo описанию ФГП Евразии

А сейчас давайте составим описания ФГП материка.

План описания ФГП материка

  1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
  2. Найдите координаты крайних точек материка в градусах.
  3. Определите какие океаны омывают материк?

 Один ученик работает у доски, а остальные выполняют практическую работу в контурных картах. Учитель оказывает помощь.    


Задания:

  1. Обведите красным цветом начальный и 180° меридиана, синим - линию экватора.
  2. Отметьте пунктиром границу между Европой и Азией.
  3. Подпишите названия крайних точек и их координаты.
  4. Подпишите названия океанов омывающие материк.

  1. История заселения и исследование Евразии.

Слайд№29

               (сообщение учащегося)

В поисках новых земель выходцы с побережий Средиземного моря начали заселять земли Евразии. Именно там стали формироваться географические понятия.

Первые географические сведения о Евразии были собраны древними египтянами,  финикийцами, греками.

Значительный вклад в расширение географических знаний о Евразии внес древний народ миной, населявший о. Крит в 2500годах до н.э. Минойцы установили торговые отношения с Кипром, Сицилией и нынешним Балканским полуостровом.

Жители государства Вавилон в целях ознакомления с окружающим их миром побывали в Персии и Индии. Вавилонцы, и письменность, впервые предположили, что планета Земля имеет форму шара и ее окружность равна 360˚.Первая географическая карта, начерченная вавилонцами на глиняной табличке, хранятся в Британском музее.

Финикийцы ,избороздив на кораблях в различных направлениях Средиземное море, открыли острова на Эгейском море, дошли до побережий Европы через Гибралтарский пролив. В этот период финикийцы назвали неизвестные им на западе земли «эреб»,а восточные «асу».Позже на основании этих понятий древни греки ввели термины «Европа» и «Азия».

В прежние времена народы, населявшие Древнюю Индию, вели торговлю с народами Юго-западной Азии по суше, и по воде.

В I веке нашей эры древние индейцы открыли острова Суматра и Ява и стали заселять Индонезию. А малайцы, проплыв вдоль всех островов Индонезии на легких судах, установили торговые отношения с населением этих островов. Позже они открыли остров Мадагаскар, часть переселенцев осталось там на постоянное местожительство.

Древние греки также внесли свой вклад в открытие новых земель Евразии. Они организовали экспедиции на запад и на север, плыли вдоль побережий Черного и Каспийского морей, по реке Дунай и Дон. А о том, как храбрые греческие мореплаватели – аргонавты отправились на Колхиду в поисках золотого руна, написано в легенде «Аргонавты».

  1. Ученые исследователи

Слайд№31-34.

  1. Н.П. Пржевальский (рассказ учащегося)

Открытия , сделанные экспедицией под руководством Н.М. Пржевальского, прославили на весь мир русскую географическую науку. Ученый за 15 лет пребывания в Центральной Азии прошел около 33 тыс. км. В результате четырех экспедиций Н.П. Пржевальский изучил несколько горных хребтов в Тибете и пустыни Гоби, исследовал верховья великих китайских рек Хуанхэ и Янцзы и описал природные условия «блуждающего» озера Лобнор, которое перемещается вместе с песками.  Н.П.Пржевальский во время путешествия наносил на карту маршрут пройденного пути, определял его координаты и высоты, проводил метеорологические наблюдения, собирал коллекции горных пород и растений.

Н.П.Пржевальский умер в начале своего пятого путешествия в Центральную Азию. Перед смертью он завещал похоронить себя на берегк Иссык – Куля в Тянь – Шаньских горах.

Слайд№35-36.

  1. П.П. Семенов – Тян – Шанский (рассказ учащегося)

Большой вклад в изучение природы Центральной Азии внес русский ученый П.П. Семенов. Этот ученый, дважды совершив экспедиции в Тянь – Шаньские горы, определил границы горной системы, открыл пик Хан – Тенгри, считавшийся длительное время самой высокой точкой этих гор. П.П. Семенов впервые описал высотные пояса Тянь – Шаня и установил, что их снеговая линия находится немного выше, чем в Альпах. Ученым доказана бессточность озера Иссык – Куль, а также его тектоническое происхождение. За большие научные заслуги к фамилии ученого добавлено название горной системы. А горный хребет, высокий пик в Центральной Азии названы его фамилией. Например, в Центральном Тянь – Шане есть ледник Семенова.

Слайд №37.

  1. Ш. Уалиханов (рассказ учащегося)

В 1856 – 1859 годы по поручению Российского Географического общества казахский ученый – просветитель Ш. Уалиханов совершил путешествие во внутренние районы Центральной Азии. Сначала ученый прошел части горной системы Тянь – Шань в Казахстане и Средней Азии, побывал на побережье Иссык – Куля и отправился далее в Кашгарию. Шокан прошел тайком под видом торговца шесть городов Кашгарии и вернулся, собрав множество старинных книг, этнографических ценных изделий, образцов горных пород. Казахский исследователь описал места своего пребывания, начертил карты пройденного им маршрута.

Работа с учебником.

Слайд №38.

 Заполните таблицу, используя текст учебника:

Исследователь

Исследуемая территория

Н. М.Пржевальский

Истоки рек Хуанхэ и Янцзы, пустыни горные хребты, установил местоположение блуждающего озера Лобнор, описал новые виды животных, в том числе дикая лошадь Пржевальского

Петр Петрович Семенов – Тянь-Шаньский

Горы Тянь-Шань, исследовал озеро Иссык-Куль, доказал, что оно бессточное

Ш.Уалиханов

Внутренние районы Центральной Азии, часть горной системы Тянь – Шаня в Казахстане и Средней Азии, побережье Иссык – Куля.

4. Закрепление изученного материала. (Ответить на вопросы)

Слайд №39.

1.Какова площадь материка Евразия?

(53,3 млн.км²)

2. Назовите самое жаркое место на материке Евразия?

(пустыня Тар)

 3.Сколько океанов омывает Евразию?

(4)

4.На каком полуострове расположено Мертвое море?

(на северо – западе Аравийского полуострова)

5.Самое большое озеро на материке?

(Каспийское море)

6.В каких горах расположен пик Хан – Тенгри?

(в Тянь – Шанских)

7.Где выпадает наибольшее годовое количество осадков на земном шаре?

(населенный пункт Черапунджи)

8.К фамилии какого ученого за большие научные заслуги добавлено название горной системы?

(П.П. Семенов)

9.Самый высокий горный пик в мире расположенный на материке Евразия?

(пик Джомалунгма)

10.Самая низкая зарегистрированная температура на материк?

(-71˚С)

5.Кроссворд.

 Слайд №40.

Вопросы для кроссворда

1.Крайняя точка на западе материка Евразия./ Дежнева

2. Где выпадает наибольшее годовое количество осадков земном шаре?/ Черапунджи

3.«Блуждающее озеро» природные условия, которого описал Н.М.Пржевальский./ Лобнор

4.Самое низкое место земного шара./ Мертвое

5.Крайняя точка материка на востоке / Рока

6.Самое глубокое озеро на земном шаре? / Байкал

7.Казахский ученый – просветитель совершивший путешествие во внутренние районы Центральной Азии? / Уалиханов

8.Крайняя точка на севере Евразии / м. Челюскин

9.В каких горах расположена самая высокая точка в мире? / Гималаи

10.Где зарегистрирована самая низкая температура на материке Евразия? / Оймякон

11.Как фамилия ученого, который 15 лет занимался исследованием Центральной Азии? / Пржевальский

6. Итоги урока

  1. Оглашение оценок

Оценки

Я знала, все у нас получится,

Географию  мы с вами будем знать.

Активным  путешественникам……..

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключении хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

  1. Поблагодарить за урок

            Урок окончен. Спасибо за работу.

Слайд№41.

7. Домашнее задание:

  1. параграф 14(читать, пересказывать)
  2.  ответить письменно на вопросы 1,2,3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История открытия и исследования Евразии (урок 7 класс)

Презентация PowerPoint.1. Исследования Евразии в Средние века. 2. Изучение Евразии в эпоху Великих географических открытий. 3. Вклад в изучение Евразии таких исследователей как: Марко Поло, Ибн Баттут...

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

конспект урока "Географическое положение Евразии.История исследования и открытия материка"

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознате...

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...