Урок географии по теме Движение земной коры. 6 класс.
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Чигарева Наталия Геннадьевна

ДВИЖЕНИЯ  ЗЕМНОЙ  КОРЫ.

6 класс.

Тема урока: «Движения земной коры»

Тип урока*: традиционный урок с использованием информационных технологий. (*по С.Г. Манвелову).

Цели урока: сформировать у учащихся представление о вертикальных и горизонтальных движениях земной коры, изучить новые понятия, формировать мировоззренческую идею о строении мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvizhenie_kory.doc57 КБ
Office presentation icon dvizheniya_z.k.2.ppt2.64 МБ

Предварительный просмотр:

ДВИЖЕНИЯ  ЗЕМНОЙ  КОРЫ.

6 класс.

Тема урока: «Движения земной коры»

Тип урока*: традиционный урок с использованием информационных технологий. (*по С.Г. Манвелову).

Цели урока: сформировать у учащихся представление о вертикальных и горизонтальных движениях земной коры, изучить новые понятия, формировать мировоззренческую идею о строении мира.

Оснащение урока: компьютер и интерактивная доска, электронный учебник (6 класс), атласы и учебники, Мета – план урока.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Учитель. Приготовили все необходимое для  успешной работы на уроке: учебники, тетради, атласы, линейки, простые карандаши, ручки.

      2. Постановка цели урока.

Число, тема урока ( появляются записи на  интерактивной доске).

Итак, тема урока «Движения земной коры». Учитель на магнитной доске прикрепляет Мета – план  работы на уроке.

(учащиеся знакомятся с ним и записывают в тетрадь)

- Что вы уже знаете по данной теме?

- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

- Чему научиться?

- А с помощью чего мы это можем сделать так, чтобы было интересно, наглядно и легко?

( Формулируем цели урока, исходя из  ответов учащихся).

               

  1. Проверка домашнего задания.
  1. 1. Фронтальный опрос:

- Что такое земная кора?

- Чем она сложена?

- Как образуются осадочные горные породы?

- Процесс образования магматических горных пород.

- Образование метаморфических горных пород.

                           

2.  Летом 2006 года ребята из нашего клуба «КАЮГ» (Калачинские юные геологи) участвовали в областной экспедиции по изучению и описанию геологических памятников природы Омской области.  Экспедиция проходила по берегу реки Иртвш.  Во время зачетной работы по описанию Крутого Лога ребята в овраге в слоях горных пород на глубине 21 метра, собрали большую палеонтологическую коллекцию: окаменевшие моллюски, отпечатки рыб и растений. (демонстрирую)  Объясните,  как эти находки оказались в обнажениях оврага?

  1. Изучение нового материала.

Мета – план: (учитель знакомит с ним учащихся, закрепляя его на магнитной доске магнитами)

- Землетрясения.

- Медленные вертикальные движения.

- Горизонтальные движения

- Залегание горных пород.

           Ребята, поднимите руки, кто был на берегу нашей реки Оми. Какими горными породами сложены берега? На что вы обратили внимание, рассматривая горные породы? Как идут слои горных пород?  Сегодня мы познакомимся с силами, которые двигают земную кору и даже способны смять их в складки.

А) Землетрясения.

        -Что вы знаете о землетрясениях из своего жизненного опыта?

          - Давайте посмотрим, как образуются землетрясения. ( электронный учебник – 6 класс «Землетрясения»). Передайте на словах, в виде мини – рассказика, что вы увидели и как это поняли?

        - Работа с учебником. Просмотреть раздел 1 параграфа 18, и рис. 28 на стр.46.

           Выписать новые понятия в тетради и их объяснение. ( после того, как все выписано, ребята вслух читают написанное). Ребята, эти понятия нужно знать наизусть.

         - В этом году наш геологический клуб побывал в областной экспедиции юных геологов на Алтае. Ребята посетили эпицентр Бельтирского землетрясения. Вот они и расскажут нам о нем и покажут слайд – фильм, сделанный в нашем клубе.

           (Село Бельтир было образовано в 1922 году. Оно находится на высоте 2000м над уровнем моря, западные отроги Северо – Чуйского хребта.  Село было раскинуто на террасе  реки Чаган – Узу. Жители занимались выращиванием овец, была животноводческая ферма. В селе имелась школа, магазин, почта, фельдшерский пункт. В долине реки имелись разработанные участки под сады и огороды.  Ночью с 22 на 23 сентября начала  трястись земля. Жители, выбежав их домов увидели, что на противоположном берегу реки вся гора в дыму. Они подумали, что упал самолет или еще что – то. Но это было землетрясение. И их село попало в самый эпицентр. В результате землетрясения село было полностью разрушено. Сейчас построено новое село, названо оно Новый Бельтир и жители переселены в него. Оно расположено в 50 км от старого в Чуйской долине. )

- Вы просмотрели слайды и послушали рассказ, скажите, к чему приводят землетрясения?

Б). Медленные вертикальные движения земной коры.

     Задание: прочитать раздел 2 и выписать в тетради районы, где происходит поднятие,

 а где опускание земной коры. Найдем эти места на географической карте и покажем.

     Задание: Рассмотрим рис. 30 (б). Объясните, как вы понимаете процесс образования горста и грабена?

В). Виды залегания горных пород.

          Итак, мы узнали, что благодаря движениям земной коры, происходят различные географические явления.  Одно из них – смятие горных пород в складки. Сейчас мы познакомимся с видами залегания горных пород.

          Вернемся с вами к разговору о берегах нашей реки Оми. Скажите, как залегают слои  осадочных горных пород в обнажениях реки Оми? (ровно, горизонтально). Верно. Давайте зарисуем схему этого залегания в тетради и подпишем.

          Посмотрим схемы в учебнике на стр.48., рис 30.  Нарисуйте в тетрадях  схемы наклонного залегания, смятого в складки. Постарайтесь объяснить это.

  1. Закрепление  полученных знаний.

           Итак, мы рассмотрели с вами все пункты нашего плана.  Давайте же кратко поговорим о том, что же мы узнали. Для этого мы ответим на следующие вопросы к параграфу: 1, 3, 6.(стр. 49)

  1. Итог урока. Рефлексия.

Подводим итоги урока.

- Поднимите руки, кому урок понравился, почему?

- Что вам особенно понравилось: слушать учителя, смотреть видеоматериалы и делать самостоятельные выводы, слушать рассказы своих одноклассников?

- Спасибо за урок.

- А какая тема нашего следующего урока? ( учитель объясняет, как подготовиться к следующему уроку – моделирования «вулканы, горячие источники, гейзеры».

  1. Домашнее задание.

Параграф 18, наизусть новые понятия, готовиться к уроку – моделирования.

Технологическая карта урока

по теме «Движения земной коры»  6 класс.

Цели сформировать у учащихся представление о вертикальных и горизонтальных движениях земной коры, изучить новые понятия, формировать мировоззренческую идею о строении мира.

Этапы занятия

Цель этапа

Время этапа

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности

ученика

Средства обучения

Формы деятельности учащихся

Методы обучения

Измерители

 Организационный

Организовать учащихся на деятельность.


Нацеливание учащихся на изучение нового курса.

Записывают тему, число.

Записи темы и числа на доске.

Фронтальная.

Постановка целей урока.

.


 Цели изучения темы.

Информация о новой  теме.

Формирование целей урока.

Мета – план..

Фронтальная.

Индивидуальная.

Беседа.

Вопросы.

Проверка домашнего задания

Проверить усвоение пройденной темы

Задает вопросы

Ответы на вопросы

Фронтально-индивидуальная

Диалог.

Вопросы

Изучение нового материала.

А) Знакомство с мета - планом












Б).

Медленные вертикальные движения земной коры..




В).

Виды залегания горных пород.






Знакомство учащихся с новыми понятиями, процессами. происходящими в земной коре.





Знакомит с мета – планом изучения темы.








Консультант














Объяснение части материала.Консультант.





Записывают план в тетрадь.











Изучение нового материала. Ответы на вопросы.




Изучение нового материала. Зарисовка схемы в тетради.





Мета – план.

.






Материал учебника, карта.





Схема  в учебникеМатериал учебника





Фронтально














Индивидуальная работа.









Индивидуальная работа.





Самостоятельная работа в тетради..












Самостоятельная работа..







Самостоятельная работа





План в тетради.Вопросы.













Записи в тетради

Вопросы.







Схема  в тетради

Вопросы.

Закрепление полученных знаний

Закрепить знания, полученные на уроке.

Организует ребят на работу с вопросами учебника. Стр.41, вопросы 1, 3, 6 стр. 49

Ответы на вопросы.

Таблицы в тетради, схемы на доске.

Фронтальная работа.

Беседа

Вопросы

Итоговый

Подведение итогов урока, рефлексия.

Формирует умение

делать выводы и проводит рефлексию

Делают выводы по уроку и оценивают урок.

Мета – план, таблицы и схемы на интерактивной доске.

Индивидуальная.

Фронтальная

Диалог.

Вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Движения Вертикальные Горизонтальные земной коры

Слайд 2

Горст - выступы, в результате поднятия участков з.к. Грабен - глубокие впадины, в результате опускания участков з.к. Вертикальные движения

Слайд 3

Разрывы в земной коре Смятие в складки Горизонтальные движения

Слайд 4

(медленные - в млн.лет) Движения земной коры Волновые Колебательные Складчатые

Слайд 5

Изгиб поверхности земли пологими волнами Волновые

Слайд 6

Подъем континентов и уменьшение частей океанов Колебательные

Слайд 7

Требуется боковое сжатие. Складки возникают путем соскальзывания с поднимающихся участков Складчатые

Слайд 8

I этап складчатые II этап глыбовые III этап Складчато – глыбовые Этапы горообразования Срединный хребет п-ва Камчатка Верхоянский хребет Саяны, Алтай

Слайд 10

Сила землетрясений по 12-бальной шкале Баллы Характеристика землетрясений Не ощущается . Отмечается только специальными приборами. Очень слабое. Ощущается только очень чуткими домашними животными и некоторыми людьми в верхних этажах зданий Слабое. Ощущается только внутри некоторых зданий, как сотрясение грузовика.

Слайд 11

Умеренное. Слышны скрип половиц, балок, звон посуды, дрожание мебели. Внутри здания сотрясение ощущается большинством людей.

Слайд 12

Довольно сильное. В комнатах чувствуются толчки, как от падения тяжелых вещей. Хлопают двери. Лопаются оконные стекла, качаются люстры и мебель, останавливаются настенные часы. Качаются тонкие ветки деревьев. Ощущаются многими людьми и вне зданий. Сильное. Качается тяжелая мебель, бьется посуда, падают с полки книги, иногда трескается штукатурка, разрушаются только очень ветхие здания. Ощущается всеми людьми. Очень сильное. Разрушаются плохо построенные и ветхие дома. В крепких зданиях появляются небольшие трещины, осыпается штукатурка. Изменяется уровень воды в колодцах. В реках и озерах мутнеет вода. Иногда наблюдаются оползни.

Слайд 13

Разрушительное. Деревья сильно раскачиваются, часть их ломается, разваливаются прочные ограды, падают фабричные трубы. Разрушаются многие крепкие здания. На почве появляются трещины. Опустошительное. Дома разрушаются. Появляются значительные трещины. Уничтожающее. Разрушаются хорошо построенные деревянные дома и мосты, крепкие здания и даже фундамент. Разрываются водопроводные и канализационные трубы. Повреждаются насыпи, плотины и дамбы. Возникают оползни и обвалы, трещины и изгибы в почве. Из рек и озер выплескивается вода.

Слайд 14

Катастрофа. Почти все каменные постройки разваливаются, разрушаются дороги, плотины, насыпи, мосты. Образуются широкие трещины со сдвигами. Сильная катастрофа. Разрушаются все сооружения. Отдельные предметы подбрасываются при толчках. Преображается вся местность. Изменяются русла рек. Образуются водопады. На поверхности грунта видны земляные волны.

Слайд 15

Сейсмически активные зоны планеты

Слайд 16

Правильны ли утверждения? Да Нет Земная кора находится в постоянном движении.

Слайд 17

Для равнинных районов характерны землетрясения и разломы. Правильны ли утверждения? Да Нет

Слайд 18

Главная причина движения земной коры — это процессы, происходящие внутри Земли. Правильны ли утверждения? Да Нет

Слайд 19

Правильны ли утверждения? Да Нет В результате вертикальных колебаний образуются горсты, грабены или разломы.

Слайд 20

...Я был свидетелем землетрясения силой 4—5 баллов. Эпицентр находился на глубине 10 км, а на поверхности образовались трещины шириной до 1 м, обвалы, разрушилось большинство зданий. Повсюду слышался гул. На обломках можно было встретить домашних кошек. Деревья лежали с выдернутыми из земли корнями... Найди ошибки в тексте и объясни их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Движение земной коры."

Урок составлен по ФГОС  ( с учетом развития УУД на уроках географии)...

План- конспект урока географии по теме «Движение земной коры. Землетрясение». 6 классЦель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы. Задачи: • Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», се

Цель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы.Задачи:Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», сейсмические пояса «сейсмограф»;Выяснит...

Урок географии по теме «Строение земной коры. Землетрясения»

Урок географии по теме «Строение земной коры. Землетрясения»Класс: 5Урок № 4 в составе темы "Литосфера"Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о строении земной коры, видах её ...

Презентация + конспект урока по теме "Движение земной коры"

Презентация и технологическая карта урока географии в 5 классе к учебнику Дронова...

Урок географии по теме "Ресурсы земной коры"

Способствовать формирования представления о составе полезных ископаемых на территории нашей страны....

Урок географии в 5 классе по теме «Движение земной коры»

Урок географии на тему «Движения земной коры. Землетрясение» предназначен для 5 класса с использованием системно - деятельностного подхода. Данная разработка ориентирована на УМК  А.И...

Урок географии в 5 классе по теме «Движение земной коры»

Урок географии на тему «Движения земной коры. Землетрясение» предназначен для 5 класса с использованием системно - деятельностного подхода. Данная разработка ориентирована на УМК  А.И...