статья "Надпредметная и предметная понятийная работа на уроках географии"
статья (география) по теме

Цибко Елена Владимировна

Образование  должно тяготеть к движению и развитию. Именно образование, призвано восстановить общекультурные ценности, возродить культуру  мира.  Поэтому, в современных условиях становится актуальной интеграция не только на предметном, а прежде всего на философском и особенно на методологическом, то есть надпредметном уровне.  Выделяют  три основных стратегичес­ких направления интеграционного подхода на качественно новом уровне...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Надпредметная и предметная понятийная работа на уроках географии

Цибко Елена Владимировна
заместитель директора по УВР, учитель географии, МБОУ ООШ № 21 (основная)", г. Анапа, Краснодарский край 

Общество в целом тяготеет к цивилизации, к ее пользе. Образование же по своей глубинной сути должно тяготеть к движению и развитию. Именно образование, призвано восстановить общекультурные ценности, возродить культуру целостного видения мира,  выдвинуть на передний план смысл жизни, а не средства жизни.  Поэтому, в современных условиях становится актуальной интеграция не только на предметном, а прежде всего на философском и особенно на методологическом, то есть надпредметном уровне. Можно выделить три основных стратегических направлений интеграционного подхода на качественно новом уровне:

1. Экологизация образования: переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных   процессов.

2. Интеграция образования на основе усиления роли деятельностного компонента содержания образования, объединившей  все ветви образования: естественно-научную, гуманитарную, художественно-эстетическую и   практическую

3.Соотношение новых, фундаментальных целей в содержании образования, которые составляют основу новой, современной программы «Модернизация образования».

 Действие этих стратегических направлений  и положено в основу формирования содержания образования в школе. Модернизацию образования предполагается осуществлять следующим образом:

Разработка деятельностного содержания образования.

Выделение основных образовательных линий и культурных способов и приемов  мышления и деятельности, освоение которых приводит к появлению у человека способностей к познанию и преобразованию мира.

Принципы построения  содержания образования:

          Принцип гуманизации  предполагает утверждение непреходящей ценности общекультурного наследия человечества, внимание к историческим ценностям, его вклад в развитие науки, культуры, литературы и искусства.

Принцип экологизации предполагает развитие чувства ответственности и уважения к индивидуальности каждого уголка Земли. Думается, что преподавание точных наук, таких как естествознание, география, история должно сопровождаться разработкой отдельных экологических подтем в курсах или пронизывать всю структуру программы.

Принцип историзма  требует от программ направленности на создание у учащихся представления о единстве развития литературных, философских, биологических, географических наук.

Принцип междисциплинарной интеграции применим к смежным наукам, координации курсов на основе этого принципа. Здесь можно говорить о двух уровнях – интеграция внутри самого предмета, интеграция внешняя, предполагающая передачу выходящих из рамки предмета отдельных элементов в другие курсы вплоть до создания междисциплинарных курсов.

Принцип системности  предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении.

Принцип увлекательности является одним из  важных принципов в школьном образовании. Если курс не завоюет души учеников, преподается бесстрастно, то сама по себе великолепная информация не оставит сколько-нибудь заметного следа. Материал уроков (лекций, семинаров, практических задач) должен быть доступен учащимся.

Принцип дифференциации  предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей к работе по различным направлениям изучаемых наук.

Построение программ на основе этих принципов возможно только при условии признания уникальности и неповторимости индивидуальности преподавателя и ученика, сохранения индивидуальных различий учащихся.

             Формирование новой практики общего образования предполагает определение  принципов разворачивания содержания образования, как в рамках отдельных учебных предметов, так и при переходе от предмета к предмету. Здесь должен решаться вопрос о структурировании содержания и установлении определенных отношений между разными учебными предметами. Обучаемым может  передаваться не только содержание самих учебные предметов, но и сам принцип развертывания учебного содержания. Именно это отношение рефлексивного поглощения одних структур учебного содержания другими и будет заключаться в основу разработки логики свертывания деятельного содержания образования  и выступать в качестве основного принципа интеграции разнообразных учебных предметов.

Важнейшее ключевое значение для формирования деятельностного содержания образования в школе имеют курсы интегративного содержания (типа "Экология и диалектика", "Экология и научно - технический прогресс» и другие), которые призваны:

 -Сформировать целостную картину мира;

 -Критическое отношение к жизненному опыту;

 -Заложить ценностную основу суждений и оценок.

Наряду с традиционными предметами предлагается введение обновленных курсов интегративного характера, облегчающих условия введения разных элективных курсов. Например, уже разработаны курсы географии с астрономией, географии с химией и многие другие. Наиболее высоким интегрирующим потенциалом обладают такие обновленные курсы, как "Окружающий мир", "Природоведение", "Естествознание", "Экология" и т.п.  

Таким образом, речь идет о создании гибкой системы учебных курсов и элективных курсов, наиболее отвечающей требованиям деятельностного подхода, развивающей содержание образования. Включение в содержание образования элективных курсов способствует интеграции нового типа - это рефлексивно-инструментальная интеграция различных областей знаний и предметных моделей действительности.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: 

-создается образовательное пространство, способствующее динамичному развитию  личности каждого ребенка,

-формируются общечеловеческие ценности,

-создается пространство экологического мышления, способствующего собственному развитию с учетом развития будущих поколений.

Основными результатами инновационной деятельности по вопросам надпредметного обучения являются:

-существенный рост профессиональной компетентности сотрудников школы;

-повышение возможностей школы по реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся на основе вариативного содержания образования и технологического подхода к его реализации.

-обеспечение успешности ребенка в образовательном пространстве и в социуме;

-достижения высокого качества обучения, уровня освоения знаний и сформированности у учащихся ключевых компетенций – способностей целеполагания, социального действия, коммуникации, обеспечивающих конкурентоспособность, умение решать проблемы и умение работать с информацией;

-готовность обучающихся к продолжению образования и включению в трудовую деятельность;

-степень реализации каждым учеником права на получение образования в соответствии с его индивидуальными способностями и интересами;

-сформированность у ученика  позиции активного члена общества, способного самоопределяться и вырабатывать свою позицию в вопросах строительства жизненной и образовательной траектории;

-обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья и готовность к здоровому  образу жизни;

И как следствие этих факторов:

-успешная социализация выпускников в послешкольной жизни.

Требования к результатам  освоения основных образовательных программ включают в себя все группы результатов – предметные, надпредметные, метапредметные, личностные – для каждой ступени обучения и являются обязательной составной частью всех видов общеобразовательных программ: общеобразовательной программы трех ступеней школьного образования, примерных учебных программ, программ развития универсальных учебных действий, комплексных программ воспитания, образовательных программ общеобразовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы на уроках географии (региональный компонент)

На уроках при изучении географии Республики Татарстан, молодые учителя испытывают трудности при распределении заданий для самостоятельной или практической работы на уроках. Я предлагаю работы, которые...

Организация групповой работы на уроках географии.

Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а...

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Самостоятельные работы на уроках географии...

Презентация "Практические работы на уроках географии"

Практическая работа - это общее название разных по образовательным целям учебных работ по географии с обязательным представлением учащимися результатов работы....

Практические работы на уроках географии

   Повысить уровень самостоятельной позновательной деятельности учащихся....

Из опыта работы "Формы организации дифференцированной и индивидуальной работа на уроках географии"

Формы организации дифференцированной  и   индивидуальной работа на уроках географии...

Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»

1.      Введение 2.      Виды практических работ по географ 3.      Общие требования к организации практических раб...