Авторская разработка плана интегрированного урока физики и географии на тему "Атмосферное давление" для 6 класса
план-конспект занятия по географии (6 класс) по теме

Галиева Зиля Ахатовна

Разработка урока изучения нового материала в 6 классе для учителей -смежников подразумевает более полное и подробное изучение новых терминов и понятий, что позволяет лучше понять и запомнить содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atmosfernoe_davlenie.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа№1»

Актанышского района Республики Татарстан

Авторская разработка плана интегрированного урока физики и географии

на тему: «Атмосферное давление»

                                 Учитель географии: Галиева З.А.

 

2013 учебный год

                               

                                           Тема: Атмосферное давление

    Цели урока:

1. образовательные: сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения;

2. развивающие: научить вычислять атмосферное давление с изменением высоты, в ходе решений  задач;

3.воспитательные: продолжить формирование навыков точного и аккуратного выполнения работы.

     Планируемые результаты:

  предметные: уметь решать задачи  по нахождению значений атмосферного давления при различной температуре и на разной высоте и наоборот.

  метапредметные: уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и при изучении других дисциплин.

    Тип урока: интегрированный  урок изучения нового материала.

    Оборудование: барометр-анероид, барометр ртутный, раздаточный материал с задачами.

     Понятийный аппарат: «атмосфера», «температура воздуха», «атмосферное давление», причинно – следственные связи географических явлений (формируется в виде словарно – терминологической работы «Географическая цепочка» вначале урока, продолжается записями в тетради и в словарях, закрепляется при работе с заданиями учебника и решении задач.  

      УМК и использованная литература:

1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008.

2. Атлас. География. Начальный курс. 6 класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2009.

3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «Вако», 2005, 288 с.

4. Дюсамалиева Г.С., Куренева Т.В. География с физическими дополнениями. –

Казань: Печатный Двор, 2004, 186 с.

Ход урока:

   1.Организационный момент:

- Приветствие, постановка задачи - найти ответ на вопрос: «Почему при поднятии в горы человеку становится трудно дышать?»

   2.Ориентировочно-мотивационный этап:

Учитель-географ:

- О том, что при поднятии в гору человеку становится труднее дышать, люди знали с давних времен, но объяснить это явление не смогли. Ребята почему человеку с высотой «не хватает воздуха?»

(ответы: кислорода становится меньше, потому что воздух разрежается.)

- Верно ребята. А какие же изменения и почему происходят с воздухом по высоте? Узнаем из рассказов.

    3.Операционально-исполнительный этап - (познавательные, ком-муникативные УДД).

Учитель-физик:

- При проведении опытов с воздухом великий итальянский ученый Галилео Галилей доказал, что воздух имеет вес. Он взял одинаковые бутылки, одну нагрел на огне и, взвешивая, увидел что нагретая бутылка легче холодной - тем самым пришел к выводу, что воздух имеет вес (4, с.172).

Учитель-географ:

- А ученик Галилея, Эванджелиста Торичелли доказал что воздух, так как имеет вес, давит на земную поверхность, причем при поднятии в гору давление уменьшается (4, с.172).

Учитель-физик:

  • Для этого Торичелли взял закрытую с одного конца стеклянную трубку длиной в 1м, наполнил ее ртутью и поставил открытым концом в сосуд с ртутью (приложение 1).

  При поднятии ртуть в стеклянной трубке опускалась вниз, при движении вниз поднималась (приложение 2).

- Какой возникает вопрос ребята?

( Почему уровень ртути в трубке меняется с высотой?)

Учитель-географ:

- Как вы думаете, что ответил Торричелли?

( ответ: с высотой уменьшается вес воздуха, то есть атмосферное давление с высотой убывает,  потому что толщина слоя атмосферы (воздуха) тоже уменьшается с высотой). (3, с.185)

     объяснение по рис. приложения 2.

- Обратите внимание  на толщину атмосферы и сравните точки А и Д. Где будет наблюдаться большее атмосферное давление? (ответ:в точке Д.)

Учитель-физик:

- Мы живем на «дне» атмосферного океана, поэтому атмосферное давление с высотой уменьшается, а при движении вглубь литосферы атмосферное давление возрастает (приложение3.)

- Почему это происходит?

- Атмосферный воздух, окружающий Землю, не ограничен никакими стенками, но не разлетается по всему пространству космоса. Этому препятствует сила земного притяжения. С другой стороны, при отсутствии теплового движения (Т=0), каждая отдельная молекула газа по законам механики должна была бы падать вниз. Все молекулы газа должны были бы скопиться у поверхности Земли, при котором концентрация молекул воздуха (n)

 у поверхности Земли максимальна и постепенно уменьшается с высотой. Давление воздуха (р) зависит от концентрации.

Р = n к Т.

   Из этого следует, что по мере подъема над уровнем Земли и уменьшения концентрации  молекул воздуха будет также уменьшаться и атмосферное давление(4, с.175).

Учитель-географ:

- Следует отметить, что стеклянная трубка барометра (прибор для измерения давления) с высотой в 1м разделена на 1000 частей. Чему равна 1 часть?

(ответ: 1мм.)

  • Значит атмосферное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба (мм. рт. ст.)

по записи на доске делается запись в тетрадях:

  • На уровне моря на параллели 45 градусов широты при температуре воздуха 0 градусов нормальным будет атмосферное давление 760мм.рт.ст.
  • На каждые 10,5м - атмосферное давление понижается на 1мм.рт.ст.

пониженное

нормальное

повышенное

740, 730

760

780, 795

- Как вы думаете для нашей территории 760мм- это нормальное давление?

(ответ: нет.)

  • Почему?

(ответ: потому что наша местность находится в 56 градусах северной широты в 180м высоты над уровнем моря.)

  • Хорошо, а можно ли найти нормальное атмосферное давление для нашей местности? (ответ: да.)
  • Каким образом?

( ответ: если на каждые 10,5м атмосферное давление понижается на 1мм, то от 760 мм нужно отнять 18 мм (высота180м) и получится 742мм - 743мм. Это и есть нормальное атмосферное давление для нашей территории).

  • Ртутный барометр носить с собой неудобно, да и вредно. Поэтому изобрели безопасный барометр-анероид. При изменении давления металлическая коробка меняет размеры, это передается по пружине к стрелке записывающей атмосферное давление (1,с.115). Барометр – прибор измеряющий атмосферное давление (запись в словарях).

Учитель-физик:

  • Ребята, а как изменяется воздух при понижении температуры, при повышении?

(ответ: становится тяжелым и наоборот, потому что изменяются свойства вещества.)

  • В каком случае давление будет высоким: при высокой температуре или при низкой?

(ответ: при низкой температуре.)

Учитель-географ:

- Выходит что величина атмосферного давления зависит от температуры воздуха, а значит и от сезонов года. Летом при высоких температурах наблюдается пониженное давление, а зимой при низких температурах давление будет повышенным.

  • Ну как ребята, справились мы с задачей урока? Нашли ответ на вопрос: «Почему кислорода становится меньше с высотой?»

(ответ: потому что воздух разрежается по мере удаления от земли и  давление падает.)

   4.Рефлексивно-оценочный этап – регулятивные и личностные УДД.

  В форме соревнования при решении задач по теме. Учащимся раздаются задачи и листки со схемой игры «Покоряй вершину». При решении каждой задачи учащиеся продвигаются вперед  и таким образом покоряют вершину горы знаний этого урока.  

   решение задач (в тетради с устными обсуждениями):

1.На вершине горы  высотой 3,5км барометр показал 720мм.рт.ст. Каково давление у подножия?

2.Летчик поднялся на высоту 2км. Каково давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750мм.рт.ст.?

3.Высота вашего населенного пункта - 2000 м над уровнем моря. Высчитайте атмосферное давление на данной высоте.

4.На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм. рт. ст. Найти глубину шахты.

5. Какова высота горы, если у ее подножья атмосферное давление 765 мм. рт. ст.?

6.Как можно определить высоту небоскреба с помощью барометра.

   Выставляются оценки.

    5.Итоговый этап:

- И так, вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали?

(ответ: атмосферное давление - сила, с которой воздух давит на земную поверхность, с высотой  давление уменьшается, барометр -прибор для измерения давления).

Домашнее задание:

  • 38 параграф, задачи №2,3,4
  • придумать по одному вопросу по теме:

какие изменения в природе может вызвать атмосферное давление?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...

Интегрированный урок физики - математики - географии в 7-8 классах "Вода в жизни человека"

Урок проводится  учителями предметниками и занимает 2 часа. Материал рассчитан на учащихся как 7 так и 8 классов, это может быть внеурочное занятия для двух классов сразу. На уроке используется и...

Интегрированный урок физики и географии "Северный ледовитый океан"

Интегрированный урок для 7 класса. Содержит закрепляющие задания по теме "Северный ледовитый океан", задания по физике на определение давления на глубине, силу Архимеда, условия плавания тела....

Методическая разработка открытого интегрированного урока (физика и информатика)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 63 городского округа Тольятти      Конспект открытого интегрированного урока по...

Разработка открытого интегрированного урока физика +география : " Самая удивительная жидкость"

Урок позволяет проанализировать,расширить и закрепить знания о роли воды в природе и жизни человека,полученнык на уроках физики и геграфии....