Урок географии(ФГОС) по теме "Население"
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Миненок Вероника Владимировна

Рассматриваем вопросы численности населения мира, темпы рождаемости, смертности, воспроизводства населения. Решаем задачи на определение естественной убыли населения. пытаемся прогнозировать демографическую ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_naselenie.docx50.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Население мира. Численность и воспроизводство населения».

Цель: Способствовать усвоению знаний о численности и воспроизводстве населения мира.

Задачи:

1. Организовать деятельность учащихся по изучению численности населения мира, процессов             воспроизводства через отработку навыков работы с разными источниками географической информации. Способствовать формированию умения вести наблюдения за процессами в жизни и объяснять их.

2. Содействовать формированию деятельностных, коммуникативных навыков.

3. Создать условия по формированию навыка самооценки на основе критерия успешной деятельности.

Оборудование: политическая карта мира, географические атласы, контурные карты, статистические материалы.

Этапы

урока

Содержание урока

Примечание

1 этап

Мотивация учебной деятельности.

- Напомните мне, пожалуйста, как называется курс географии в 10 классе? (Экономическая и социальная география мира.)

- Что означает слово «социальная»? (Изучает население.)

- Разместите в правильной последовательности следующие понятия: «природа», «хозяйство», «население». («природа», «население», «хозяйство»)

-Объясните предложенную последовательность.

- Из сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии необходимо.

- Тема урока: Население.

- Подобную тему мы уже изучали, или она совсем новая для нас?

- Какие понятия мы будем использовать, изучая эту тему?                           ( Численность населения, естественный прирост, миграции и т.д.)

2 этап

Актуализация.

Демонстрируются половозрастные пирамиды развивающейся страны (Индия) и развитой страны (Германия).

- Как вы думаете, какая из пирамид отображает структуру населения Индии, а какая Германии? 

3 этап

Выявление места и причины затруднения.

-Что мы должны знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Численность возрастных групп в сравнении, процессы рождаемости и смертности.)

-Давайте уточним, какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке, чтобы решить проблему? (Численность населения мира, темпы рождаемости, смертности, воспроизводства населения.)

4 этап

Построение проекта выхода из затруднения.

- Начинаем с численности населения.

- Какие источники информации помогут нам в работе?                                 ( Статистические материалы, атласы и т.д.)

- С помощью, каких приемов можно обрабатывать информацию?               ( Строить графики, диаграммы,  сравнивать результаты и т.д.)

5 этап

Реализация

построенного проекта.

Работа в группах.

I группа:

- Составьте диаграмму регионов – лидеров по численности населения по данным в учебнике.

- Укажите место России в этом списке.

II группа:

- Постройте график динамики численности населения земного шара с начала нашей эры и объясните высказывание. « Зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности населения земного шара».

                                годы

0

400

800

1200

1600

2000

Численность населения (в млн. чел.)

230

230

230

305

440

6000

Стр.62, табл.2.

Стр.62, рис.10.

6 этап

Первичное закрепление.

- Рассчитайте, сколько лет понадобилось для увеличения численности населения на каждый миллиард  (начиная с 1830 года).

-О чем говорят эти цифры? Запишите ответ в тетради. (3-4 предложения).

Выступление уч-ся:

Вопрос о том, сколько населения живет в мире кому – то может показаться праздным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся  к 18 веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Пети. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, т. к. в то время численность населения была в 2 раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках. Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения?

(Перепись населения).

- Мы разобрали вопрос о численности населения мира. Оцените индивидуальную работу в группах.

- Как вы думаете, почему в 20 веке произошел такой скачок в росте численности населения? ( Улучшение качества жизни).

- Какие государства по уровню развития должны давать основной прирост населения? (Развитые).

- Давайте посмотрим на диаграмму.

   

- Мы правы?

- Как вы думаете, что нужно знать, чтобы объяснить выявленное противоречие? (Процессы воспроизводства населения).

- Вспомните формулу воспроизводства населения.

 Р – С = ЕП

7 этап

Самостоятель-ная

работа с проверкой по  эталону.

Работа в тетрадях ( в парах).

- Рассчитайте воспроизводство населения в разных регионах мира, используя таблицу

Регион

Рождаемость

Смертность

Северная Америка

13

8

Латинская Америка

21

6

Зарубежная Европа

9

11

СНГ

13

13,5

Зарубежная Азия

21

8

Африка

37

14

Австралия и Океания

17

8

- Распределите регионы в представленной таблице.

Естественная убыль или естественный прирост до 12 человек на 1000 жителей.

Естественный прирост выше 12 человек на 1000 жителей.

- Сравните показатели рождаемости, смертности, ЕП.

Естественная убыль или естественный прирост до 12 человек на 1000 жителей.

Естественный прирост выше 12 человек на 1000 жителей.

Сев. Америка (13-8=5)

СНГ (13-13,5=-0,5)

Австралия и Океания

(17-8=9)

Зарубежная. Европа (9-11=-2)

Латинская. Америка (21-6=15)

Африка (37-14=23)

Зар. Азия (21-8=13)

- Перед вами 2 разных типа воспроизводства населения (I тип и  IIтип)

                      I тип

                     II тип

Сев. Америка (13-8=5)

СНГ (13-13,5=-0,5)

Австралия и Океания

(17-8=9)

Зарубежная. Европа (9-11=-2)

Латинская. Америка (21-6=15)

Африка (37-14=23)

Зар. Азия (21-8=13)

-В контурной карте отметьте красным цветом страны, которые относятся к I типу, а желтым ко II типу воспроизводства.

- Для каких стран характерен I тип воспроизводства?,  II тип воспроизводства?

- В каких странах доля детского населения больше?

- Пожилого населения?

- Проверьте выполненное задание в контурной карте по эталону, оцените себя.

Стр.63

 рис 13

 рис14

8 этап

Включение в систему знаний и повторение.

Мы живем в России. Какие демографические процессы характерны для нашей страны? ( Снижение рождаемости, увеличение смертности и т.д.).

- В последнее время в науке и практике все большее значение приобретают показатели, характеризующие не только количество, но и качество населения.

Это сложное понятие, включающее экономические, социальные , культурные, экологические и др. условия жизни людей.

Цифры, характеризующие Россию не утешительны:

  •   1 место по числу абортов,
  •   2 место по числу разводов
  •   2место по количеству убийств             (на 1000 чел)
  •   2 место по количеству заключенных  (на1000 чел)
  •   100 место по продолжительности жизни.

- Есть ли у России будущее?

- Конечно!!!!!!!!!!!!!!

- Вы, наше будущее. Вы будущие родители!

- Сколько детей вы бы хотели иметь в ваших семьях? Напишите на карточках. Мы их поместим на доску. «Будущее 10 класса».

- Давайте посчитаем. Когда в будущем вы будете принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните наш урок и сделаете правильный выбор.

9 этап

Рефлексия

учебной

деятельности

Какие задачи ставили на урок?

- Смогли решить?

- Молодцы!

- Оцените свою деятельность на уроке.

Домашнее задание:

Миниисследование:

Составить столбчатую диаграмму, показывающую количество детей в семье вашей прабабушки, в семье бабушки,  в вашей семье.

-Демографы, анализируя процессы рождаемости и смертности,  заметили существенные изменения за последние 200 лет. Что же произошло? Ответ на этот вопрос дает теория демографического перехода.

Выполнить в тетради.

Стр. 64 – 66

рассказать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии (ФГОС) в 5 классе по теме "Ориентирование"

Технологическая карта урока с приложением....

Конспект урока по географии ФГОС 7 класс

Конспект урока с технологической картой и презентацией по теме "Южно-Африканская республика" 7 класс.ФГОС...

Статья на тему "Регулятивные УУД на уроках географии". ФГОС.

Данная статья покажет Вам, как в современной школе на уроках географии можно формировать регулятивные универсальные учебные действия....

Конспект урока по географии, ФГОС в 5 классе "Форма и размеры Земли"

Конспект урока географии в 5 классе составленный по принципу системно-деятельностного подходаТема урока: «Форма и размеры Земли», раздел  II: «Земля во Вселенной», ур...

Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга".

Урок практикум.  Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...

Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Природа Центральной России".

Интегрированный урок - практикум по географии. ФГОС.  Разработан совместно с  учителями   МОБУ СОШ № 2: химии - Орешкиной Галиной Петровной и биологии - Применко Галина Иванов...