Доклад на тему: «Использование картографического материала на уроках географии в коррекционной школе VIII вида».
статья по географии по теме

Татаринцева Ирина Владимировна

Карта – уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости в определенной проекции, показывающее размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты.

 

         Географическая карта является объектом и средством обучения.

В качестве объекта она обладает рядом свойств:

- геодезической основой (полюса, меридианы, экватор, параллели, градусная сетка, тропики, полярные круги и др.);

- математической основой (именованный, численный или линейный масштаб);

- набором условных знаков и цветов (в зависимости от вида и назначения карты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad._rabota_s_kartoy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Алексеевская школа-интернат VIII   вида»

Доклад на тему:

«Использование картографического материала   на  уроках географии  в коррекционной школе VIII   вида».

                                                                               Составлен

                                                                      учителем        географии,

                                                                    истории и обществознания                                                                  

                                                                        Татаринцевой И. В.

Алексеевка 2014 год.

        Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида предусматривает овладение обучающимися умениями работать с картографическим материалом.

        В 6 классе:

- дети должны научиться читать планы местности,

- знать условные цвета и знаки географической карты;

- ориентироваться по плану, на карте и на глобусе;

- показывать на карте объекты, указанные в программе;

- обозначать их на контурной карте;

- сопоставлять расположение изучаемых объектов на физической карте России  и карте полушарий.

        В 7 классе:

- показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической и карте природных зон;

- находить и показывать географические объекты, наносить их названия на контурную карту;

- давать элементарное описание природы, пользуясь планом и картами.

        В 8 и 9  классах:

- определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;

- находить на политической карте изучаемые государства, их столицы, переносить названия на контурную карту;

- анализировать удобство географического положения страны.

        Карта – уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости в определенной проекции, показывающее размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты.

        Географическая карта является объектом и средством обучения.

В качестве объекта она обладает рядом свойств:

- геодезической основой (полюса, меридианы, экватор, параллели, градусная сетка, тропики, полярные круги и др.);

- математической основой (именованный, численный или линейный масштаб);

- набором условных знаков и цветов (в зависимости от вида и назначения карты).

        Карта также является средством наглядности и источником получения знаний.

Работа с картой развивает пространственное воображение и зрительную память.

Обучающимся необходимо овладеть умениями:

1.   Понимать карту – определять, какую информацию можно получить.

2. Читать карту – извлекать информацию и давать характеристику определённых объектов.

3.  Знать карту – по памяти знать и находить взаимное расположение объектов (географической номенклатуры).

Для овладения обучающимися умением понимать карту нужно:

  1. дать её название, указать вид карты;
  2. объяснить способы изображения (то есть, нужно рассмотреть и проанализировать условные знаки и цвета);
  3. объяснить с помощью примерных заданий, какую информацию можно извлечь.

Виды карт.

По назначению:

1. Научные.

2. Учебные.

3. Справочные.

По способу использования.

1. Настенные.

2. Настольные (в том числе и атласы для школьников).

3. Карманные.

4. Контурные.

По охвату территории.

1. Карта мира и полушарий.

2. Карты материков и океанов.

3. Карты государств и регионов.

4. Топографические карты (города, местности…)

По масштабу.

1. Крупномасштабные.

2. Среднемасштабные.

3. Мелкомасштабные.        

По  содержанию.

1. Комплексные.

2. Общегеографические.

3. Тематические.

        Картографические наглядные пособия можно разделить на группы по частоте использования на уроках. Есть карты, которые используются на нескольких уроках при изучении какой-либо темы. Это карты материков, России. Есть и такие, которые используют на одном уроке. Это, как правило, отраслевые карты (климатическая и др.). К числу наиболее часто используемых, относится физическая карта мира.

        Приёмы изучения расположения объектов – запоминания географической номенклатуры.

  1. Произнесение названия и показ его на карте.
  2. В то время, когда учитель показывает объект на большой настенной карте, обучающиеся обязательно должны найти его на карте атласа. Если кто-то из детей испытывает затруднения, то учителю следует подойти и показать объект индивидуально.
  3.  «Представление номенклатуры». Для этого можно написать название на доске, предложить детям записать его в тетрадь, нанести на контурную карту.
  4. Прочному запоминанию помогает рассказ интересного факта об объекте (например: Тихий океан получил своё название из-за того, что во время плавания Ф.Магеллана стояла безветренная (тихая) погода, но на самом деле характер океана очень бурный (тайфуны, цунами…). Также, можно обратить внимание на сходство формы объекта с чем-либо: полуостров Сомали – «Африканский рог». Обучающиеся и сами способны увидеть сходство, если им чуть-чуть в этом помочь (На какое животное похож остров Новая Гвинея? Где у него «голова»?).
  5. Проговаривание названия хором (тихо). При этом, следует обратить внимание на ударение в слове. Если называние объекта вызывает сложности у детей с ограниченными возможностями здоровья, то можно разделить слово на слоги и предложить потренироваться в произнесении (например: Ан-тар-кти-да, А-зер-бай-джан).
  6. «Убыстренный показ» тех же объектов, но в более быстром темпе. Следует помнить, что возможности памяти у детей ограничены. Поэтому не следует, на одном уроке знакомить обучающихся со слишком большим объёмом географической номенклатуры.
  7. Показ обучающимися объектов на настенной карте:

  А) по вопросам учителя;

  Б) по вопросам остальных обучающихся (взаимоопрос);

  В)  самостоятельно или по списку объектов.

*Работа с настенной картой зачастую вызывает затруднения у обучающихся, так как им сложно охватить вниманием всё пространство карты. Обычно, объекты на карте атласа дети находят без труда, а выходя к объёмной настенной карте, ориентируются по ней намного медленнее.

8.  Нанесение названий объектов на настенную контурную карту.

9.  Нанесение названий объектов на интерактивную карту, либо использование интерактивных тестов.

10. Игровое задание «Узнай по описанию».

                Последние из предложенных приёмов (7-10) могут быть использованы для закрепления знаний и для проверки их на следующем уроке.

        Обучение детей чтению карты  проводится с опорой на план характеристики географического объекта  в совокупности с подробными инструкциями по составу действия. В них особенно нуждаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

        Например, в 9 классе, изучая государства Евразии, обучающиеся овладевают умением давать характеристику географического положения страны. Вот подробный алгоритм их действий:

- найти территорию на карте;

- определить, на каком материке страна расположена;

- в какой части материка, пересекается ли экватором, тропиками, линиями полярных кругов (что позволяет сделать предположения о климатических условиях территории);

- определить, есть ли выход к морям, океанам (Каким? Как можно использовать ресурсы морей?);

- определить, с какими странами граничит изучаемое государство (что позволит сделать предположения о приоритетных направлениях во внешней политике и экономике).

         Перечисленные действия, обучающиеся способны осуществить, используя только политическую карту. Для подтверждения предположений и получения дополнительной информации желательно воспользоваться и другими тематическими картами.

        Географические карты закономерно рассматривать как наглядные образно-знаковые модели. Им присущи основные черты моделей вообще:

-отвлечение от целого для исследования части – конкретной территории, конкретных явлений и процессов;

- упрощение, состоящее в отказе от учёта множества характеристик и связей и в сохранении некоторых, наиболее существенных;

- обобщение, имеющее в виду выделение общих признаков и свойств, и др.

 Эти абстракции способствуют более глубокому познанию явлений, изображаемых на картах.

        Географические карты – незаменимое по своей наглядности и лаконичности средство для хранения, передачи и получения новой информации о нашей планете и её отдельных частях – суше и океанах, об их географических условиях и естественных богатствах, о населении, экономике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII вида»

Реферат является методическим материалом для учителей коррекционной школы 8 вида по формированию навыков чтения у учащихся....

Доклад на тему «Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»

Доклад на тему: "Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения"....

Обобщающий урок по теме "Ягодные кустарники" в 6 классе коррекционной школы VIII вида

Урок проводился в 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Ягодные кустарники».  Тип урока: систематизация , обобщение знаний и способов деятельности. Цель урока: обобщение знаний учащихся...

тест по теме "Площадь. Меры площади" 8 кл коррекционной школы VIII вида

Контрольные задания по теме "Площадь. Меры площади"  для учащихся 8 класса коррекционной школы  VIII  вида....

статья "Возможности использования технологии интегрированного обучения в коррекционной школе VIII вида в достижении личностных результатов обучающихся"

Статья раскрывает возможности использования технологии интегрированного обучения в формировании БУД учащихся с умственной отсталостью....

Использование информационных технологий в условиях коррекционной школы VIII вида

Статья предназначена для учителей коррекционных школ 8 вида...