Урок "Преодоление отсталости стран мира"
план-конспект урока по географии (11 класс) по теме

Тарасевич Дина Ивановна

Представлен конспект урока с использованием кейс-метода. Урок рассчитан на 2 часа и предполагает большую работу учащихся с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ur_2003.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс

Урок «Преодоление отсталости слаборазвитых стран мира –

глобальная проблема человечества»

Цели урока:

                       учиться работать в группах, распределяя обязанности, организовывая совместную деятельность; учиться бесконфликтному общению, готовности вести диалог; формировать коммуникативные компетентности в общении с одноклассниками; формировать осознанное, уважительное отношение к другому человеку и народам мира

                      развивать критическое мышление; развивать умения работать с текстом, формулировать и обосновывать свою позицию, защищать ее;

                  определить особенности слаборазвитых стран, место данной проблемы среди глобальных проблем человечества, наметить возможные пути решения данной проблемы.

Оборудование:  раздаточный материал со статьей, политическая карта мира, средства для оформления проекта

Тип урока: урок изучения нового

Место урока:  урок предлагается учителем к изучению в теме «Африка», т. к. большинство слаборазвитых стран находятся в этом регионе, а количество часов на изучение глобальных проблем слишком мало.

Ход урока

1 этап

    На данном этапе целесообразно пользоваться презентацией «Глобальные проблемы человечества. Проблема преодоления отсталости стран, ее место среди глобальных проблем»

        Сегодня, когда  глобализация – это состоявшийся факт, все больше мы говорим о глобальных проблемах человечества.  Специфика глобальных проблем заключается в том, что они имеют ряд общих признаков:

         носят общемировой характер, т.е. затрагивают судьбы и интересы всего человечества;

        угрожают  человечеству серьезным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью человеческой цивилизации как таковой);

        нуждаются в срочном и неотложном решении;

        взаимосвязаны между собой;

        требуют для решения совместных действий всего мирового сообщества.

???вопрос:  Какие вы можете выделить глобальные проблемы?

        К глобальным стали относить:

проблему сохранения мира, предотвращения ядерной войны, разоружения;

продовольственную;

природных ресурсов (рассматриваемую часто как две разные проблемы – энерге-

тическую и сырьевую);

экологическую;

демографическую;

преодоления отсталости и бедности и др.

По мере развития человеческой цивилизации могут возникнуть и уже возникают новые проблемы. Так, к разряду глобальных стали относить проблему освоения и использования ресурсов Мирового океана, проблему мирного освоения космоса, терроризма, урбанизации и т.д.

???вопрос: Назовите регионы мира, которые мы уже изучали?

                   Какой регион нам предстоит изучить? (Африка)

                Почему же начался урок с глобальных проблем человечества?  Какая связь между регионом Африка и глобальными проблемами?

                   О какой из проблем мы сегодня поговорим более  подробно?

2 этап

Итак, тема урока –  «Преодоление отсталости стран мира»

        Изменения, произошедшие в 90-ые гг позволяют говорить о смене приоритетов в глобальных проблемах. Если в 70-е – 80-е гг главной считалась проблема предотвращения ядерной войны, то сейчас на первое место одни специалисты ставят экологическую проблему, другие – демографическую, а третьи – проблему бедности и отсталости. Вопрос приоритетности проблем имеет не только научное значение, но и практическое. По разным оценкам, ежегодные затраты на решение должны составлять не менее 1 трлн. долларов, или 2,5% мирового ВВП.

???вопрос: Правомерно ли говорить, что проблема бедности и отсталости стран влечет за собой многие другие, свой ответ обоснуйте.

???вопрос: Сформулируйте, какие же цели мы поставим сегодня на урок.

                     (Рассмотреть особенности  бедных и беднейших стран мира, пути преодо-

                     ления отсталости)

3 этап

Группам необходимо определить, по каким направлениям они будут работать:

«Особенности слаборазвитых стран»

1. Рассмотрев текст, определите особенности слаборазвитых стран, сгруппируйте их по общим признакам

2. Приведите аргументы, которые доказывают, что данные особенности характерны для этих районов.

«Пути преодоления отсталости стран»

1. Рассмотрите текст, опишите возможные пути преодоления отсталости.

2. укажите, какие из этих путей реализуются уже сейчас. Какие пути можите предложить Вы.

Группы работают по раздаточному материалу, после предоставляют проект

4 этап

Проект групп по проблеме «Особенности слаборазвитых стран», где указываются особенности стран и приводятся доказательства (аргументы) по пунктам

задание: сопоставить список особенностей со списком Лакоста «Особенности развивающихся районов», который был составлен в 80-ые годы XX века.

  Что из этого списка не соответствует сегодняшней действительности?

  Какие особенности мы можем добавить к уже имеющимся, в начале XXI века.

Особенности слаборазвитых стран

(возможные особенности, которые можно выделить по тексту)

        1.  низкая доля в пр-ве общемирового национального продукта

             полное или почти полное отсутствие обрабатывающей промышленности

                крайне низкий уровень развития производительных сил

                узость отраслевого состава хозяйства

             ведущее значение минерально-сырьевых отраслей

             доиндустриальная структура энергобаланса и слабость электроэнергетики

            слабое развитие инфраструктуры

        2. голод, недоедание

        3. высокая детская смертность, недостаток медицинской помощи

        4. большое число неграмотных

            низкий образовательный уровень

        5. малое потребление энергоресурсов

        6. огромная внешняя финансовая задолженность, которая продолжает расти

        7. кризисное состояние с/х

                 высокая доля экономически активного населения, занятого в с/х

            низкий уровень оснащения с/х, недостаточное использование минеральных ре-

                сурсов

        8. неконтролируемый рост населения, отсутствие жилья

        9. гиперурбанизация

        10. низкий доход на душу населения

        11. возрастание экологических проблем

        12. милитаризация экономики

        13. ограниченное участие этих стран в создании и использовании мирового научно-

                   технического потенциала

        14. несоблюдение прав человека

        15. негативное отношение стран «третьего мира» к развитым странам, требо-

                  вание  пересмотра существующего миропорядка

Особенности развивающихся районов (список Лакоста)

  1. недоедание, голод;
  2. безграмотность, массовые эпидемии, высокая детская смертность;
  3. истощение или неиспользование природных ресурсов;
  4. высокий процент рабочих рук, занятых с/х с низкой производительностью труда на одного человека;
  5. низкий процент населения, живущего в городах;
  6. раздутый и паразитирующий третичный сектор экономики;
  7. низкий валовый продукт на душу населения;
  8. высокий уровень безработицы и неполной занятости, эксплуатация детского труда;
  9. слабо развития промышленность;
  10. большая зависимость экономики и общества в целом от иностранного капитала и помощи;
  11. ярко выраженное социальное неравенство;
  12. быстрый рост населения;
  13. слабая структурированность экономики и общества.

5 этап

Проект группы по проблеме «Преодоление отсталости слаборазвитых стран» и характеристика каждого из направлений.

Возможные направления решения проблемы отсталости по тексту

1. Экономическая помощь развитых стран

                                  внешний долг растет, проценты по кредитам постоянно возрастают

    Предоставление адресных  инвестиций, частные инвестиции – прямые и портфельные, банковские займы

                                  коррумпированность и просто воровство, неэффективность исполь-

                                  зования получаемых стредств  

   Списание долга у особенно слаборазвитых стран, который растет постоянно

2. Ошибки экономической политики самих стран

                                 которые не умеют правильно использовать эти кредиты

3. Увеличить долю промышленного потенциала большинства стран, развивать обрабатывающую промышленность – индустриализация, постиндустриализация

4. Ввести современные средства ведения  с/х, в том числе и достижения «зеленой революции», преобразование аргарных отношений

                        не стоит так уж полагаться на «зеленую революцию», т.к. растения и

                        животные, производство и урожайность которых увеличиваются, не

                       рассчитаны на страны Африки, Лат Америки и Азии, а являются тради-

                       цинными для Европы и Сев Америки и не пользуются спросом в выше

                       названных регионах. Так Индия провела «зеленую революцию» и теперь

                       является экспортером зерна, тк это не традиционная пища Азии.

5. Разработка эффективных национальных стратегий, опирающихся на внутренние ресурсы

6. Реформа образования, здравоохранения

    Подготовка педагогических и научно-технических кадров

7. Проведение рациональной демографической политики, стимулирование проблем занятости.

8. Замена традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание древесины, различного рода органики), которые ввиду низкой их эффективности не позволяют существенно повысить производительность труда в промышленности, на транспорте, в сфере услуг, в с/х.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индия - крупнейшая развивающая страна мира

Этот урок проводится в форме семинара -игры. Обучающиеся лучше запоминают учебный материал...

Показатели уровня социально – экономического развития стран мира

Презентация на тему " Показатели уровня социально - экономического развития стран мира"...

Проектная деятельность на уроках географии.Проект "Страны мира"

Курс “Экономическая и социальная география мира” 10 класса является завершающим этапом в изучении школьной географии. При его прохождении возникают трудности разного характера и некоторые из них можно...

Оценочные практические самостоятельные работы по географии 10 класса по темам "Государственный строй стран мира", "Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира".

Оценочные практичекие работы по географии 10 класса по темам "Составление систематизирующей таблицы "Государственный строй стран мира", "Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира " ...

Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"

Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"...

Внеклассное мероприятие по английскому языку для 9-11 классов «Россия – отсталая страна. Нам нечем гордиться. / Россия – великая держава – у нас есть повод для гордости».

Цель внеклассного мероприятия- способствовать развитию навыков коммуникативной деятельности обучающихся во внеклассной деятельности. Данное мероприятие способствовало развитию навыков поиска и отбора ...

Многообразие стран мира. Практическая работа «Сравнение и характеристика стран мира».

Создать условия для применения знаний и умений при выполнении практической работы....