Изучение новой темы
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна

Экономическая география представляет собой одно из крупнейших направлений географической науки (наряду с физико-географическими дисциплинами и картографией).

1.1.1. Объект и предмет экономической географии

Экономическая география (ЭГ), социально-экономическая, общественная география - комплекс научных дисциплин, составляющий обществоведческий блок географии в целом. Будучи по основным параметрам наукой общественной, она относится к совокупности географических наук, поскольку изучает экономические и социальные процессы и явления в территориальном,географическом аспекте.

Основными критериями географичности любого исследования мы будем считать триединство: территориальность, комплексность и картируемостъ синтезируемой экономико-географическойинформации (по Н. Н. Баранскому).

Экономическая география может быть отнесена как к общественным наукам (т к. она изучает общество в его географическом измерении), так и к естественнонаучным (т. к. относится к географическим наукам). Экономическая география,основываясь на законы развития общества, а также на законы природы, занята анализом и прогнозом территориальных взаимодействий в системе «природа - население - хозяйство».

Объект ее исследований - территориальная организация общества (ТОО)1. Предметом исследования ЭГ служит антропогенная (техногенная) сфера оболочки Земли (географической среды) с теми или иными пространственными структурами, которые обусловлены взаимодействием общества и природы (ноосфера В. И. Вернадского). Более конкретным предметом служит пространственная структура населения, природопользования и хозяйства, складывающаяся под влиянием географического (территориального) разделения труда на различных иерархических уровнях - от локального и регионального до глобального.

В центре внимания экономической географии (ЭГ) находятся территориальные системы производительных сил: процессы их формирования, функционирования, управления,

взаимопроникающее и взаимодополняющее влияние природных и антропогенных сред геосферы.

Экономическая география описывает преимущественно массовые (а не единичные) явления. И лишь в исключительных случаях - некоторые наиболее значимые уникальные явления.

Экономическая география является неотъемлемой частью комплексной географии, обеспечивая решение следующих видов практических задач: 1.

Разрешение вопросов о пространственно- временных категориях явлений; 2.Решение проблемных вопросов разного иерархического территориального уровня в рамках любой политико-экономической системы; 3.Решение задач об обществе с привлечением начал комплексной, в т. ч. физическойгеографии; 4.«Трехмерное» видение процессов и их комплексная интерпретация; 5.Подготовка специалистов (в ВУЗах), мыслящих пространственными категориями об экономических, социальных и политических процессах.

Термин «экономическая география» введен в научный обиход в России М. В. Ломоносовым в 1761 г.

Экономическая география изучает также размещение и развитие производительных сил в тесной связи с природно- экологическими условиями (производительные силы включают два фактора: рабочую силу и средства производства - предметы и орудия труда).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon egp_rk.doc667.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочный план по предмету экономическая и социальная география Казахстана

Класс: 9

тема урока: Экономико-географическое положение  Казахстана.

Цель: Ознакомить учащихся с ЭГП Казахстана.

Задачи:

  • образовательная — определить  предмет изучения экономической и социальной географии Казахстана. Определить особенности ЭГП республики. Познакомить учащихся с терминологическим словарем по предмету.
  • развивающая - Совершенствовать умения работать с текстом учебника, атласом.
  • воспитательная - Способствовать воспитанию чувства гордости за страну, патриотизм.

Основные термины и понятия: экономико-географическое положение

Ожидаемые результаты: Знать  экономико-географическое положение на карте мира, строй, территорию, административно-территориальное деление.

Уметь  работать с учебником, картами,  таблицами, объяснять значение экономического потенциала, влияние положения на  хозяйственное развитие страны. Определять  экономико-географическое положение.

Оборудование: Физическая карта Казахстана, учебники, атласы, политико-административная карта Казахстана, компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями.

Тип урока:   вводный урок, изучение новой темы

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель напоминает детям требования к уроку, поведению на уроках, правила ведения тетрадей, контурных карт, с критериями выставления оценок.

- Мы будем знакомиться с населением и экономикой своей Родины. Каждый из вас скоро будет частью экономики Казахстана. Необходимо понимать проблемы страны и вашей местности, научиться находить пути их решения. Каждый гражданин должен знать свою страну, отличие своей малой родины от других территорий. Казахстан живёт в эпоху перемен. Перемены касаются экономики, условий жизни и работы людей. Сейчас они касаются ваших родителей, а через несколько лет вам придётся решать проблемы страны.

  1. Изучение  новой темы:

Родина моя - Казахстан!

Там лазурное небо и снежные горы,

Бескрайних полей золотые просторы.

Закаты как в сказке и звездные ночи,

Рассветы ясны как красавицы очи.

Там вольные ветры и быстрые реки,

Яркое солнце, широкие степи.

Манящие тайной святые озера

И лоз виноградных витые узоры…

Виктория Запуниди «Моя Родина – Казахстан»

Мы с вами приступаем к изучению экономической и социальной географии Казахстана.

- Что же изучает данная дисциплина? (ответы учащихся. Учитель записывает на доске все понятия, что называют ученики,  далее выделяется главное).

Изучает размещение населения и хозяйства, т.е. территориальную организацию жизни общества, понятия, теории, методы исследований.

Экономическая и социальная география делится на 2 ветви – экономическую и социальную.  Ученики с помощью учителя анализируют схему.

Казахстанская общественная география появилась в конце 1920-х годов. В наши дни ее представляют С.Р.Ердавлетов, Ш.М.Надыров.

Знакомство учащихся с учебником. (Содержание учебника делится на три части. I часть – Общая экономико-географическая характеристика Казахстана. II часть – География экономических районов Казахстана. III часть – Казахстан в современном мире).

Сегодня мы с вами начинаем изучение I раздела.

Вспомните, что такое географическое положение.

(положение к экватору и нулевому меридиану океаном, климатическим поясом)

- Сегодня мы изучаем географическое положение Казахстана.

Запишите тему урока: “Экономико-географическое положение Казахстана”.

План темы:

1)        Казахстан и мир:  наш географический адрес

2)        Территория: величина и организация

3)        Экономико-географическое положение: плюсы и минусы

Определим вместе с вами географический адрес нашей страны.

- На каком материке и в каком регионе находится Казахстан? (Евразия, Центральная Азия)

К тому же центр Евразии находится в Казахстане. Об этом путника извещает гранитная пирамида с соответствующей надписью на казахском, русском и английском языках). Она расположена в урочище Жидебай, недалеко от мемориального комплекса «Абай - Шакарим» (Восточно-Казахстанская область.)

 Наш континент – это половина государств земного шара, в них сосредоточены 2/3 человечества и 3/5 мировой экономики. Здесь расположены страны гиганты по территории.

- Какие? (Россия, Китай).

- Назовите страны Центральной Азии и их столицы. Определите по рис.8 место Казахстана по площади, численности населения и размерам производства.  (по площади и размерам производства – 1, по населению - 2)

 Площадь Казахстана 2724,9 тыс. км. кв. по величине территории Казахстан занимает 9 место в мире. Крупная территория – важное преимущество Казахстана.

– Назовите два главных  плюса крупной территории для сельского хозяйства.

Но обустройство большой территории требует значительных усилий.

- Какие трудности возникают при большой территории страны?

 Расходы на дальнейшие перевозки увеличивают себестоимость продукции. Строительство транспортных путей, освоение природных ресурсов стоят очень дорого. Затраты нередко превышают объемы производства целых отраслей.

 Административно-территориальное деление . (Анализ схемы  на доске)

 Важная  характеристика страны – ее географическое положение.

- Вспомните, что значит определить физико-географическое положение? Почему изучение природы какого-либо региона начинается с его географического положения?

Для развития хозяйства большое значение имеет экономико-географическое положение. ЭГП- это место страны на экономической карте мира.

Чтение текста учебника с. 21. Оценить ЭГП, значит определить ее положение относительно: 1)главных центров мировой экономики. 2)соседних стран. 3)международных транспортных путей.

ЭГП может быть выгодным и невыгодным.

Ученики чертят в тетради схему, с помощью учителя выявляют положительные и отрицательные черты.

«+» ЭГ положения РК

«-» ЭГ положения РК

Центральное, транзитное положение

Граничит с развитыми экономическими районами (Россия и Китай)

Размещен на транзитных трассах

Большие запасы минеральных ресурсов

Горные хребты на юге

Отсутствие выхода к Мировому океану        

- Какое положение у Казахстана? (внутриконтинентальное).  Но 2000 км его границ проходят по Каспийскому морю.

- Назовите Прикаспийские государства. Какие преимущества стране дает прикаспийское положение?

- Итак, что же такое экономико-географическое положение? (ответы учащихся).

Экономико-географическое положение – это место страны на экономической карте мира.

        IV.Закрепление.

Несколько учащихся работают по карточкам, остальные выполняют задания.

Задания:

  1. География в цифрах: 2724,9; 9; 5; 14; 86; 3000; 1650; 13994; 7591; 2; 4

2)  Определите  области, обозначенные цифрами,

    Самую большую и самую маленькую по площади области, область с  самым большим числом соседей.

     3)  Какие области имеют контуры, помеченные буквами?

Описание: C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\ПозКарта_Акмолинская_область.png       Описание: C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\14.png          Описание: C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\uko-russian-1.jpg

А – Акмолинская, В – Мангистауская, С – Южно-Казахстанская.

        V.Итог.

Важным для ЭГП является использование территории Казахстана для грузов из Китая в Россию и Европу, из России в страны  Азии.  ЭГП не остаётся неизменным: меняются отношения между странами, прокладываются новые дороги (мировоззренческие идеи). Неизменно лишь географическое положение.

VI. Выставление оценок

VI.Запись и разъяснение домашнего задания.(§ 1, вопросы после параграфа.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порядковые числительные (6 кл.). Изучение новой темы с использованием технологии развивающего обучения.

Индивидуальный подход и развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроке русского языка по изучению новой тему осуществляется при помощи технологии развивающего обучения. Каждый ребенок, усвоив ...

Изучение новой темы: "Промышленный переворот в Англии"

Маршрутный лист содержит вопросы и задания , направленные на активную самостоятельную работу учащихся 7 классов. Вопросы и задания соответствуют материалу учебника Дмитриевой О.В.  Новая история ...

Презентация к уроку изучения новой темы в 10 классе по теме "Жиры"

Презентация к уроку изучения новой темы в 10 классе по теме "Жиры"...

Использование на уроке русского языка при изучении новой темы приема предварительной коррекции

Данная статья поможет учителям русского языка в работе с обучающимися, имеющими проблемы при написании слов...

урок изучение новой темы

Конспект урока...

урок изучение новой темы

Конспект урока...

Технологическая карта изучения новой темы Тема: “Hobbies: let’s talk about music”

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.Цель: формирование ключевых языковых компетенций.Задачи:1. Практическая:Понимать основное содержание несложных аутентичных текст...