Личностно-ориентированный подход в обучении географии
статья по географии на тему

 

Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno-orientirovannyy_podkhod_v_obuchenii_geografii.doc44.97 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Морозова Галина Александровна,

учитель географии МБОУ Крюковская СОШ

Чеховского муниципального района Московской области

Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Особенности личностно-ориентированного подхода:

Рис.1 Особенности личностно-ориентированного подхода:

К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие:

  1. индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

  1. личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
  2. самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрывающий свои возможности и способности;
  3. самовыражение -  процесс и результат развития и про­явления индивидом присущих ему качеств и способностей;
  4. субъект - индивид или группа, обладающие осознан­ной творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
  5. субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
  6. Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
  7. выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
  8. педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением

 Принципы личностно – ориентированного  подхода:

  • Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально  приобретенных возможностей.
  • Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести(постичь) свой образ.
  • Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей.
  • Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
  • Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствова­нию и самостроительству своего «я».
  • Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего старой педагогике насильственного формирования личности ребенка.

Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как

Рис. 2 Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода

Уроки географии дают учителю широкие возможности для реализации принципов и технологических приемов личностно-ориентированного подхода, особенно в  следующих формах:

  1. индивидуальная работа;
  2. групповая работа;
  3. фронтальная;
  4. дифференцированная работа;
  5. творческие задания по выбору;
  6. самостоятельная работа;
  7. обучение сотрудничеству;
  8. метод проектов и исследований;
  9. разно уровневое обучение;
  10. создание ситуации успеха.

    Правила личностно-ориентированного образования:

  • Формы организации учебно-воспитательного процесса не должны наносить ущерба здоровью детей.
  • Поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям.
  • Принципиально, но доброжелательно обсуждать неудачи.
  • Помогать обнаруживать ошибки.
  • Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка.
  • Формировать положительную самооценку ребенка. Оказывать помощь в развитии собственного «Я» в процессе обучения.
  • Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты.
  • Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении. Развивать познавательные стратегии учащихся.
  • Безусловно понимать, принимать,  любить ребенка доброй, но требовательной любовью.
  • Искренне радоваться каждому успеху ребенка.
  • Предоставлять ребенку возможности для самоутверждения.
  • Постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят его видеть.
  • Учитывать состояние и настроение ребенка.
  • Слушать ребенка очень внимательно, демонстративно отложив в сторону самую срочную работу.
  • Крепко удерживать учебно-воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии.
  • Получать удовольствие от общения с детьми.
  • Разговаривать с детьми так, как они хотят, чтобы с ними разговаривали.

      Литература:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика 1999. -192 с.
  2. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.
  3. Лежнева Н.В. Урок в личностно - ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.
  4. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. –М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
  5. Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.
  6. Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127
  7. Савченко Т.Л. Личностно-ориентированный подход к образованию в условиях перехода на новые образовательные стандарты  [Электронный ресурс] – Режим доступа   http://www.scienceforum.ru/2013/270/3250  Студенческий научный форум
  8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

Личностно-ориентированный подход в обучении географии.

   Личностно ориентированый подход в обучении решает такую цель, поставленную перед образованием, как подготовить граждан, которые могут ставить и достигать собственные це...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство осуществления личностно-ориентированного образования в процессе обучения биологии.

Презентация и тезисы  одного из направлений работы со школьниками . находящимися на обучении в форме "экстерната."...

Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.

Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...

Личностно-ориентированное образование в процессе обучения игры на фортепиано.

В данной статье рассмотрены некоторые моменты личностно-ориентированной модели образования в процессе освоения музыкального искусства как фактора формирования успешной личности ребенка....

Личностно-ориентированный подход в обучении географии

В последние годы в школах проводится большая работа в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения л...

«Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения географии»

laquo;Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения географии»...