Личностно-ориентированный подход в обучении географии
статья по географии (11 класс) на тему

В последние годы в школах проводится большая работа в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения, а также и воспитания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход в обучении географии

Учитель географии высшей

Категории Жаркова О.С.

МАОУ «Лицей № 3 им. А.С. Пушкина»

Самая большая на Земле
роскошь — это роскошь
человеческого общения.
А.Сент-Экзюпери

В последние годы в школах проводится большая работа в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения, а также и воспитания школьников.

В основе личностно-ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Начав использовать в своей работе элементы личностно — ориентированного обучения на уроках географии, я в своей деятельности опираюсь на личность ребенка, его жизненный опыт, индивидуальность. Естественно, возникает проблема, как выявить индивидуальность и субъективный опыт каждого ребенка в образовательном процессе. Личность ребёнка — главная ценность и основной объект заботы учителя. Это педагогическая идея является основной в системе моей работы.

Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечает, что его цель — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Эти цели и средства организации личностно-ориентированного урока мною конкретизируются в зависимости от возрастных, психологических особенностей учащихся, назначения урока, его тематического содержания. Важно, чтобы каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. Все это заключается в следующем:

  • чаще поощрять за правильные решения вопроса, тактично поправлять ошибки;
  • создавать условия для самостоятельного получения знаний учащимися;
  • создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха;
  • организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;
  • заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.

Учитель призван создавать условия для развития и саморазвития личности ученика. Это по силам лишь тем педагогам, которые способны не только передавать знания учащимся, но и побуждать потребность в общественно-полезной деятельности, содействовать развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовной, нравственной сфер личности.

В условиях дистанционного обучения взаимодействие между субьектами обучения опосредуется техническими средствами: экраном телевизора монитором. Дистанционное обучение представляет собой большие возможности для передачи знаний учащимся. Применения дистанционных форм обучения ориентирует педагога на самообразование.  Среди мотивов, определяющих выбор учителем дистанционного обучения на основе телекоммуникаций, одно из первых мест занимает желание следовать за  учеником, сопровождать его в виртуальном пространстве.

Образовательная активность личности педагога и ученика является показателем их творческой самореализации,  инициирует работу в сети. Сетевое взаимодействие позволяет формировать культуру общения ,  развивает личность ученика. Особенно это важно для детей инвалидов. Главными целями дистанционного  обучения детей инвалидов ,это создание условий для своевременного использования получаемых знаний и умений для повышения эффективности обучающегося процесса и всестороннего развития личностных качеств.

Дистанционное обучение позволяет обеспечить ученика качественным образованием , развить его внутренний и духовный мир .Посредством сети Интернет  получать более глубокие знания .Образовательный  процесс в телекоммуникационной компьютерной среде для детей (особенно для детей-инвалидов), должен строиться как система гибкого взаимодействия ученика с учителем и другими учащимися посредством компьютера. Эта система преследует не только образовательные цели  но и развитие личностных качеств ученика.

Актуальным является использование дистанционного обучения  для учащихся ,которые выбрали такую форму обучения, как экстернат, а также для детей пропускающих занятия по причине болезни. Ученик пропустивший 1- 2 недели выпадает из образовательного процесса и восполнить знания он может только через дополнительные занятия с учителем, либо через самостоятельное освоение  пропущенного материала .ДО могло бы возместить этот материал в системе образования.

Курс экономической и социальной географии России   имеет большое значение в развитии личности учащихся. А реализовать эту сложную задачу мне позволяют различные виды деятельности: лекции, семинары, практикумы, творческие и самостоятельные работы, зачёты, презентации, рефераты, опережающие задания и разноуровневые задания, работа с одаренными детьми, со слабоуспевающими учащимися. Высшей формой проявления личностно-ориентированного обучения является работа над научным проектом, подготовка к олимпиаде. При подготовке к конференциям мы с учениками общаемся посредством интернета.

Практическую работу по теме: «Население России» учащиеся выполняют на основе работы с различными источниками информации: учебником, атласами, газетами, справочниками, энциклопедией. В течение урока практикума учащиеся в группах выполняют задания, используя при этом предложенные мной инструктивные карточки. В каждой карточке есть задания для устной работы (анализ карт, таблиц, диаграмм, пирамид, рисунков, текста ученика) и работы в тетрадях (построение графиков, заполнение таблиц). В течение 30 минут учащиеся самостоятельно работают в группах. После этого каждая группа выступает по своему вопросу у доски. Остальные в это время слушают выступления, могут задавать вопросы и обязательно делают записи в тетради. Оцениваю каждого ученика группы индивидуально. И так как одной из целей личностно-ориентированного обучения является развитие личности учащихся на основе личного опыта, то данная деятельность дает хороший результат.

Реализовать сложные задачи по развитию личности школьника (наряду с другими условиями) позволяет лекционная система обучения. Лекционные занятия практикую редко, но считаю, что для старшеклассников такая форма работы крайне важна.

Умение слушать необходимо каждому человеку в любых жизненных ситуациях, и этому необходимо учить. Слушание лекции — это сложный творческий процесс, к которому учеников начинаю готовить, постепенно увеличивая время на объяснение и рассказ, давая при этом определенные задания с учетом возраста и подготовки школьников.

Мною разработаны памятки для учащихся, как обучиться слушать лекцию, рекомендации учащихся для работы на семинарских занятиях.
Слушать лекцию — это значит, понимать содержание, запоминать, выделять главное в содержании краткими записями, составлять план, графический конспект. Проведение лекций приводит, как правило, к перегруппировке материала.

Так, в 9 классе практикую уроки-лекции по теме «Характеристика хозяйства Казахстана».
Особое место в личностно-ориентированном обучении в моей практике занимает уроки в форме семинара.
Семинар — такая форма обучения, при котором источником информации являются сами ученики. На семинаре в результате предварительной работы над программным материалом решаем задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. По уровню познавательной активности школьников выделяют традиционные и проблемные материалы.

На традиционном семинаре высокая самостоятельность активность наблюдается лишь у тех детей, которые выступают с сообщениями и у обсуждающих их, поэтому я отдаю предпочтение проблемным семинарам. Проблемные семинары дают возможность каждому ученику отстаивать свою точку зрения, принимать решения. Так, например, в классе, рассматривая тему «Городское и сельское население», выношу на обсуждение следующие вопросы дискуссионного плана:

Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов? Урбанизация — благо или зло для планеты? Согласны ли вы с утверждением, что к 2030 году в Казахстане более 90% населения будут жить в сельской местности?

При личностно-ориентированном обучении развитию познавательного интереса способствуют применяемые мной на уроках географии игровые технологии. Игра — это такой вид деятельности, который направлен на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление в ученическом коллективе. Так при обобщении темы «Топливно-энергетический комплекс» провожу игру «Что? Где? Когда?» Содержание и методика проводимых мной занятий ставит своей целью сформировать личностно-ориентированное направление в обучении, а это значит нестандартное мышление, умение выбирать существенное в содержании, делать выводы и обобщения. Учащиеся с удовлетворением участвуют в игре. При выполнении заданий учащиеся уточняют факторы размещения, сырьевую базу, характеристику месторождений. При данной форме проведения урока проявляется индивидуальная особенность учащихся в непринужденной обстановке, созданный в ходе игры.

Каждый ребенок в силу наследственности имеет определенный набор задатков, которые у него и должны развиваться в процессе обучения, но определенная социальная среда обитания подростка позволяет раскрыться не всем задаткам.

Кроме этого, ряд индивидуальных черт характера — любознательность, трудоспособность, усидчивость и многие другие, дифференцируют учеников еще больше. И, наконец, такие житейские вещи, как доход и экономические возможности семьи, разделяют детей и по степени доступности географической информации. Использую личностно-ориентирующую технологию, обучение на основе полного усвоения с дифференциацией по степени обученности учащихся. В целях обеспечения определенного уровня овладения знаниями, умениями, навыками, а также самостоятельности в учении мною разработаны разноуровневые задания, практические работы. Карточки 3-х уровневого контроля. Первый блок вопросов на репродуктивном уровне, ответы на которые легко найти в текстах учебника. Это в основном понятия, например в 9-ом классе отраслевой состав межотраслевого комплекса, факторы их размещения и другие вопросы. Второй блок вопросов — творческого поискового уровня. Как правило, формулировка начинается со слов: «Почему…?», «Сравните…», «Каковы причины возникновения…?», «Что общего…?" и т. п. Приведу лишь некоторые.

В чем вы видите различие между понятиями «трудоемкое» и «металлоемкое» машиностроение. Приведите подтверждающие примеры. Третий блок — вопросы на проблемном уровне. Как, по мере хозяйственного развития Восточного Казахстана углублялись экологические проблемы Алтая?

Такие задания помогают мне не только выявить уровень знаний учащихся, но и уровень их мыслительной способности, готовность класса к уроку «Деловая игра», «Урок — дискуссия» и т. д. Таким образом, личностно-ориентированное обучение направлено не только на усвоение знаний и формирование умений, но и на воспитание личности, способной к творческой и самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

Личностно-ориентированный подход в обучении географии.

   Личностно ориентированый подход в обучении решает такую цель, поставленную перед образованием, как подготовить граждан, которые могут ставить и достигать собственные це...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство осуществления личностно-ориентированного образования в процессе обучения биологии.

Презентация и тезисы  одного из направлений работы со школьниками . находящимися на обучении в форме "экстерната."...

Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.

Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...

Личностно-ориентированное образование в процессе обучения игры на фортепиано.

В данной статье рассмотрены некоторые моменты личностно-ориентированной модели образования в процессе освоения музыкального искусства как фактора формирования успешной личности ребенка....

Личностно-ориентированный подход в обучении географии

Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обесп...

«Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения географии»

laquo;Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения географии»...