Личностно-ориентированное образование в процессе обучения игры на фортепиано.
статья по музыке на тему

Кабанова Юлия Петровна

В данной статье рассмотрены некоторые моменты личностно-ориентированной модели образования в процессе освоения музыкального искусства как фактора формирования успешной личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno_1.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное образование в процессе обучения игры на фортепиано

Learner-centered approach education in the process of teaching piano playing

Кабанова Ю. П.

МБОУ Гимназия №7, г. Красноярск, Красноярский край, Россия.

Kabanova Y. P.

Municipal Education Agency. Gymnasium №7. Krasnoyarsk.

В данной статье рассмотрены некоторые моменты личностно-ориентированной модели образования в процессе освоения музыкального искусства как фактора формирования успешной личности, владеющей ключевыми компетентностями современного человека.

The article considers some aspects of a learner-centered approach model of education in the process of musical art mastery as a factor of a successful personality possessing key competencies of a modern person formation.

Музыкальное образование – это процесс овладения и присвоения человеком музыкальной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

В настоящее время в России идет становление новой системы воспитания и образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

  • от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
  • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно – волевой регуляции.

Непрерывный процесс развития образования побуждает меня к поиску новых вариантов в  решении проблем воспитания детей с позиции культуры. Музыкальная культура теснейшим образом связана с общим культурным наследием и прогрессивным развития человечества.

Важнейшими задачами музыкального образования становятся:

  • создание условий для эффективного взаимодействия ученика и учителя, атмосферы доверия и открытости;
  • преобразование образовательной среды для возникновения мотивации учащихся к сознательному восприятию образцов музыкальной культуры;
  • создание условий для формирования эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;
  • создание условий для формирования осознанного отношения к музыке;
  • формирование музыкально – практической компетентности, подразумевающей овладение основными навыками и средствами музыкальной выразительности в процессе исполнения музыки;
  • использование новых педагогических технологий в проведении занятий разного типа, направленных на развитие личности ребенка;
  • использование специальных заданий и технологий для формирования у учащихся способностей и умений видеть и осознавать через явления культуры целостную картину мира.

Исходя из вышеизложенного, моя педагогическая деятельность строится на основе гуманистического подхода, который признает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

В своей практике я предоставляю каждому ученику возможность создания собственной образовательной траектории освоения музыкального искусства. Опираясь на индивидуальные качества и способности, ученик выстраивает свой образовательный путь. При этом развивается не только ученик, но и программа его образования, которая составляется и корректируется в ходе деятельности самого ученика. Ученик оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний.  Моя педагогическая деятельность основана на позиции личностно – ориентированной модели образования (ЛОМО).  Дети на занятиях могут находиться в разных исполнительских позициях:

1-я позиция – « исполнитель думающий »

Работа исполнителя в этой позиции определяется двумя задачами. Первая – понимать произведение так, как понимал его композитор, увидеть его «глазами» автора. Вторая задача – выработать свою точку зрения, согласиться с автором или поспорить.

2-я позиция – « исполнитель – критик »

Понимание исполнителем музыкального произведения невозможно без оценки. Исполнитель учится строить свои суждения о музыкальном произведении, характеризуя его форму и структуру, средства музыкальной выразительности, замысел автора. Часто позиция «исполнителя» сливается с позицией «критика». Работа «критика» нередко становится преобладающей, особенно в ситуациях непонимания, которые возникают в любом диалоге.

3-я позиция – « исполнитель – композитор »

Детское творчество является главным условием развития исполнителя. Собственный «композиторский» опыт обогащает исполнителя, заставляет внимательнее вслушиваться в музыкальные произведения, раскрывать авторские замыслы и секреты, заставляет работать в новой позиции «исполнителя – теоретика».

4-я позиция – «исполнитель – теоретик »

Создавая свои творческие работы, ученики опираются на теоретические сведения, полученные в процессе музыкально-исследовательской деятельности. Они понимают, что жанры музыкальных произведений строятся по определенным законам. Но теоретические знания вводятся не традиционным методом, не сообщаются в готовом виде, а добываются учениками в процессе учебного диалога, в процессе исполнения, слушания, понимания и работы над музыкально-художественным материалом индивидуально, в парах, в группах.

Во время наших занятий могут возникнуть различные виды диалогового общения:

  • диалоги эмоционального удивления;
  • диалоги – размышления;
  • диалоги точек зрения;
  • диалоги – исследования;
  • диалоги – понятия и т.д.

Например, работа детей в позиции «исполнитель думающий»: любое музыкальное произведение для начинающего исполнителя воспринимается как огромная бездна звуков. И чтобы понять музыкальное произведение, ребенок полностью включается в сложную психическую деятельность, так как надо перевести эти звуки в условную музыкальную «картину мира», созданную композитором. А затем необходимо включить в работу свое понимание авторского замысла. И начинается творческий процесс мыслительной деятельности. Исполнитель как будто сам превращается в композитора, становится «соавтором» изучаемого музыкального произведения. Каждый исполнитель вступает в диалог с автором через музыкальное произведение и начинает работать по модели:

Композитор          Музыкальное произведение          Исполнитель

Особенности организации мной образовательно-воспитательного процесса:

  • Гибкий учебный план;
  • Преобладание творческих и продуктивных заданий.
  • Формирование смыслов и целей познавательной деятельности.
  • Задания следуют в логике возрастающей креативности, расширяют зону ближайшего, перспективного развития для всех учеников.
  • Отсутствие классно-урочной системы: индивидуальные занятия.
  • Малый состав групп для занятий (7-10 чел.).
  • Разновозрастные группы детей.
  • Выбор собственной образовательной траектории.
  • Индивидуальный подход.

Новации метода заключаются  

  • в целевой ориентации детей;
  • в характере взаимодействия педагога и ученика, их позиции в ходе воспитательно-образовательного процесса.

Ожидаемые результаты:

  • реализация потенциальных возможностей ребенка;
  • активность моих учеников в преобразовании мира
  • через участие в социальных проектах;
  • выход учащихся на уровень выступлений  
  • общественно значимых конкурсов и фестивалей;
  • участие в научно-практических конференциях, интеллектуальных играх.

Я убедилась, что дети глубоко чувствуют и эмоционально переживают авторский замысел, способны оценить прекрасное и осудить негативное; они смеются и грустят, сочувствуют и негодуют, удивляются и переживают услышанное. Их внутренний мир полон эмоций. Это помогает мне глубже понять и раскрыть детские души, пробудить их фантазию, обогатить эмоционально-чувственную сферу каждого ребенка. Создание условий, при которых осуществляется музыкальное воспитание школьников через создание образовательного пространства, где будут использованы различные формы, методы работы с детьми будет способствовать формированию личности, владеющей ключевыми компетентностями современного человека.

Литература

  1. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и перспективы. // Педагогика. М.: 1996.  №4., с. 23-27.
  2. Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // вопросы психологии. – 1999. - №2., с. 35.
  3. Рабочая концепция одаренности. – М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1998. – с. 96.
  4. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М.: ACADEMA, 1999. – с. 288.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано

Обучение учащихся навыкам, умениям  играть разные музыкальные произведения (полифония, крупная форма, пьесы, этюды) музыкально, эмоционально, с тщательным   слуховым контролем....

План-конспект урока "Полифонический слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано"

В материале открытого урока говорится о развитии полифонического слуха у учащихся в младших классах ДШИ, ДМШ,  показано применение практических методов работы....

Методическое сообщение : "Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано"

Эта  работа  посвящена  развитию  слуха  у  учащихся  в классе  специального  фортепиано....

Методическая разработка «Музыкальные способности: музыкальность и её развитие у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано»

Данная разработка необходима для работы с учащимися младшего школьного возраста для обучения игре на фортепиано....

Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения игре на фортепиано.

Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения игре на фортепиано. Актуальность использования информационных технологий в занятиях музыкой....

использование компьютерных технологий в процессе обучения игре на фортепиано

Во время занятий музыкой использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего, - это повышение интереса к обучению и к учебно-познавательной деятельности, усвоение учебного...

Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано

Обучение игре на фортепиано, как и на любом инструменте, прежде всего является обучением музыке. Оно не соответствует этой цели, если педагог ограничивается тем, что учит читать ноты и развивает у уче...