Урок по географии «Трудовые ресурсы России» 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Голдырева Елена Валерьевна

Формирование знаний о трудовых ресурсах России.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Визитная карточка урока

Автор: Голдырева Елена Валерьевна, учитель географии

                              МАОУ «Лицей №8» г. Перми

Тема:   ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ

Аудитория:   учащиеся 9-го  класса

Тип урока:  комбинированный

Форма организации работы с учащимися:   групповая

Дидактические материалы:

- резюме соискателей на вакантные должности

- презентация

- адреса сайтов информационных порталов

- справочный материал: 

- Гражданский кодекс РФ

- Трудовой кодекс РФ (ст.42)

- Закон о занятости населения в РФ

- Конституция РФ

Литература для учителя:

Трудовые права несовершеннолетних. Методические материалы для семинаров, тренингов и практик. – Пермь, 2007.

9 класс. Урок по географии

«Трудовые ресурсы России»

Цель: формирование знаний о трудовых ресурсах России.

Задачи:

  • Образовательные:

      - определить особенности понятия «трудовые ресурсы»;  

       -  выявить современные проблемы трудовых ресурсов России (Пермского края)

          и географию  безработицы в стране;

       -  охарактеризовать особенности  занятости несовершеннолетних.

  • Воспитательные: 

-  совершенствовать навыки  рационального общения и коллективной работы,  в    

    процессе   которых создаются условия для оказания помощи и поддержки.

  • Развивающие:

     -   продолжить формирование  информационной и коммуникативной

     компетентностей;

      -   определить траекторию профессионального самоопределения учащихся.

 

Оборудование: «мобильный класс» с подключенным Интернетом, политико-административная карта России; резюме соискателей на вакантные должности; справочные материалы

Ход урока

1. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.     

Используется групповая форма работы:  каждая группа является Кадровым агентством.

Задание: проанализировать резюме людей, желающих устроиться на работу, не требующую специальной квалификации,  и обосновать свой выбор

Каждая группа имеет возможность получения информации из Интернета для обоснования выбора претендента.

Сергеев Александр Викторович

Дата рождения: 03.11.1997

Адрес: 614012, Пермь, ул.Чердынская 16 - 121

Телефон: 228-18-18

Семейное положение: холост

Образование: 8 классов

Специальность: нет

Опыт работы: нет

Знание компьютера: на уровне пользователя

Иностранный язык: не владею

Личные качества: трудолюбив, дисциплинирован

Увлечения: чтение, туризм, техника

Дополнительная информация: не употребляю алкоголь, не курю

Николаев Сергей Иванович

Дата рождения: 15.02.1974

Адрес: 614088, Пермь, ул. Моторостроителей 9-12

Телефон: 229-15-65

Семейное положение: женат

Образование:  среднее специальное

Специальность: учитель физкультуры

Опыт работы:  12 лет

Знание компьютера: на уровне пользователя

Иностранный язык: не владею

Личные качества: ответственен, пунктуален

Увлечения: игра на гитаре, путешествия

Дополнительная информация:  наличие водительских прав

Иванов Николай Петрович

Дата рождения: 18.04.1950

Адрес: 614034, Пермь, ул.Панфилова 10-34

Телефон: 212-06-23

Семейное положение: женат

Образование: среднее специальное

Специальность: маляр

Опыт работы: 35 лет

Знание компьютера: не владею

Иностранный язык: не владею

Личные качества: трудолюбив, дисциплинирован, аккуратен

Увлечения: футбол

Дополнительная информация: наличие водительских прав

Выслушиваются обоснованные мнения  групп  -  выбор соискателя на должность.  Возможна организация дискуссии.  

На основе их выводов и дополнительного справочного материала (информация о трудоспособном возрасте граждан РФ) учащимся предлагается составить схему и дать ей название (прил.).

2. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Какие вопросы необходимо рассмотреть, чтобы раскрыть данную тему?

Учащиеся: - определить особенности понятия «Трудовые ресурсы»

                     - выявить проблемы трудовых ресурсов  

 На основе схемы организуется совместное выведение понятия.

Трудовые ресурсы – население, способное работать в хозяйстве страны.

Учитель: С какими проблемами   сталкиваются трудовые ресурсы в России (в Пермском крае) в настоящее время? Каковы возможные пути их решения?

Учащиеся:  - безработица  

                - низкий уровень заработной платы  в большинстве отраслей хозяйства

                - неравномерность распределения трудовых ресурсов по территории страны        

                   (работа с    картой)

                - качество трудовых ресурсов  

                      - нарушение действующего законодательства в отношении труда молодежи,  

                        прежде всего  несовершеннолетних

Источники информации по теме: (в качестве справки)

- Гражданский кодекс РФ

- Трудовой кодекс РФ (ст.42)

- Закон о занятости населения в РФ

- Конституция РФ

3. Этап закрепления знаний.

         С целью определения возможного рынка труда для несовершеннолетних в Пермском крае учащимися проводится мониторинг местных СМИ  с объявлениями о предлагаемых вакансиях (используются  средства связи и Интернет  для уточнения информации по заинтересовавшим  предложениям):

  • Информационный портал Федеральной службы по труду и занятости (общероссийский банк вакансий)

             http://www.trudvsem.ru

  • Работа, обучение в Перми (газеты "Вакансии сегодня", "Новости Пермского образования")

             www.ve.perm.ru

             www.vakansy.com

  • Вакансии, резюме, обучение (газета "Работа и услуги в Пермском крае")

             www.ru.perm.ru

  • Вакансии, обучение, резюме (газета «Работа для Вас. Пермский выпуск»)

             http://www.perm.rabota.ru/

  • Сайты по трудоустройству

             www.rosrabota.ru

             59.ru/job/

www.rabota.ru

www.rezume-bank.ru

www.job.ru

www.superjob.ru

www.zarplata.ru

  • Молодежный информационный центр г.Перми

            http://www.ypic.perm.ru

 

Задачи данного вида работы:         

  1. изучить наличие и  уровень подходящих вакансий
  2. определить сферы деятельности и  потенциальных работодателей  
  3. выявить нарушения трудовых прав несовершеннолетних (если учащиеся владеют данной информацией или существует возможность поработать с источником)

Предполагаемый результат:

- Несоответствие уровня предлагаемых  вакансий потребностям несовершеннолетних

- Нарушения действующего законодательства в отношении труда несовершеннолетних

Вывод:

Необходимо выстраивание   маршрута  для профессионального самоопределения

 

Учитель:  Смогли ли мы ответить на  все вопросы, которые обозначили для рассмотрения в данной    теме?

Ответы учащихся.

Рефлексия: Учащимся предлагается оценить урок по трем позициям:

  • Интерес к  содержанию
  • Значимость урока
  • Активность позиции ученика

Интересно                      7   6    5    4     3     2    1     0                   Не интересно

Полезен урок                 7   6    5    4     3     2    1     0                   Бесполезен урок

Я был активен                                                                                Я был не активен

на уроке                                                                                           на уроке                        

                                        7    6   5    4     3     2     1    0        

 

 

4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

 Домашнее задание:

-  выучить схему «Трудовые ресурсы России»;

- спроектировать траекторию профессионального самоопределения (обоснование выбора    будущей профессии; указание учебных заведений, в которых возможно  ее получение; предполагаемые места работы, предположение возможных рисков в данной траектории).  

Приложение  

                                 

СОСТАВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

                                               НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

Дети до 16 лет                                                                                 Население старше

                                                                                                          трудоспособного возраста

                                                                    Население

                                                    в трудоспособном возрасте

                                                          нетрудоспособное

                                                                 население               трудоспособное

                                                                                                     население          

                                                                                                                                 работающие

                                                                                                                                 пенсионеры

                                                                            с 14 лет

                                                           ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

                                                                                      (ТЕМА УРОКА)                              

      Занятые в личном хозяйстве               учащиеся                   экономически   активное

                                                                                                                           население                                                                                  

     

                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                    Работающее  население                           безработные

Сергеев Александр Викторович

Дата рождения: 03.11.2000

Адрес: 614012, Пермь, ул.Чердынская 16 - 121

Телефон: 228-18-18

Семейное положение: холост

Образование: 8 классов

Специальность: нет

Опыт работы: нет

Знание компьютера: на уровне пользователя

Иностранный язык: не владею

Личные качества: трудолюбив, дисциплинирован

Увлечения: чтение, туризм, техника

Дополнительная информация: не употребляю алкоголь, не курю

Николаев Сергей Иванович

Дата рождения: 15.02.1974

Адрес: 614088, Пермь, ул. Моторостроителей 9-12

Телефон: 229-15-65

Семейное положение: женат

Образование:  среднее специальное

Специальность: учитель физкультуры

Опыт работы:  12 лет

Знание компьютера: на уровне пользователя

Иностранный язык: не владею

Личные качества: ответственен, пунктуален

Увлечения: игра на гитаре, путешествия

Дополнительная информация:  наличие водительских прав

Иванов Николай Петрович

Дата рождения: 18.04.1950

Адрес: 614034, Пермь, ул.Панфилова 10-34

Телефон: 212-06-23

Семейное положение: женат

Образование: среднее специальное

Специальность: маляр

Опыт работы: 35 лет

Знание компьютера: не владею

Иностранный язык: не владею

Личные качества: трудолюбив, дисциплинирован, аккуратен

Увлечения: футбол

Дополнительная информация: наличие водительских прав


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель географии Голдырева Е.В. МАОУ «Лицей №8»

Слайд 2

Население России СОСТАВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ Население моложе трудоспособного возраста Население в трудоспособном возрасте Население старше трудоспособного возраста Нетрудоспособное население Трудоспособное население Работающие пенсионеры ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ Занятые в личном подсобном хозяйстве Учащиеся Экономически активное население Работающее население Безработные

Слайд 4

Обрабатывающие производства Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Оптовая и розничная торговля, услуги ремонта Гос.управление и обеспечение военной безопасности Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Образование Здравоохранение и предоставление социальных услуг Предоставление коммунальных и прочих услуг Всего по стране

Слайд 7

Информационный портал Федеральной службы по труду и занятости (общероссийский банк вакансий) http://www.trudvsem.ru Работа, обучение в Перми (газеты "Вакансии сегодня", "Новости Пермского образования") www.ve.perm.ru www.vakansy.com Вакансии, резюме, обучение (газета "Работа и услуги в Пермском крае") www.ru.perm.ru Вакансии, обучение, резюме (газета «Работа для Вас. Пермский выпуск») http://www.perm.rabota.ru/ Сайты по трудоустройству www.rosrabota.ru 59.ru/job/ www.rabota.ru www.rezume-bank.ru www.job.ru www.superjob.ru www.zarplata.ru Молодежный информационный центр г.Перми http://www.ypic.perm.ru

Слайд 8

выучить схему «Трудовые ресурсы России»; спроектировать траекторию профессионального самоопределения (обоснование выбора будущей профессии; указание учебных заведений, в которых возможно ее получение; предполагаемые места работы, предположение возможных рисков в данной траектории).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии 8 класс.Тема: Почвенные ресурсы России.

8 класс почвенные ресурсы россии.Конспект урока....

Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 КЛАСС

Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы...

Конспект урока по географии Минеральные ресурсы России 8 класс

Представлен теоретический метериал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала....

Урок на тему "Биологические ресурсы России. Охрана биологических ресурсов"

При изучении нового материала (при помощи параграфа в учебнике) заполнить логически-опорный коспект....

Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»

В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...