Проектирование диагностической работы по оценке метапредметных результатов на уроках географии в 5 классе
статья по географии (5 класс) на тему

Герасимчук Татьяна Алексеевна

Статья написана в соавторстве с Вшивковой Л.Н. В статье предприняты попытки к разработке диагностической работы на определения уровня сформированности метапредметных результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx111.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование диагностической работы по оценке метапредметных результатов на уроках географии в 5 классе

Вшивкова Л.Н., Герасимчук Т.А., учителя географии

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №1»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В связи с этим перед системой образования встаёт задача разработки диагностики личностных и метапредметных результатов[1].

Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности[2].

Но стандарты имеют существенный недостаток. В нынешней его версииметапредметную деятельность предлагается свести к универсальной учебной деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным общеучебным деятельностям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке и т.п.

В результате метапредметность образовательных результатов для большинства учителей осталась малопонятным требованием. Метапредметные образовательные результаты учеников теперь предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы. Но как это делать, стандарты не сообщают.

В ходе проведения Августовской конференции работников образования города Абакана в 2014 году в работе секции «Ресурсы повышения качества естесвеннонаучного образования школьников» учителями географии были спроектированы варианты диагностической работы по оценке  метапредметных результатов начального курса географии. В рамках практического занятия  были разработаны задания на оценку предметных и метапредметных планируемых результатов обучения в 5-х классах в соответствии с требованиями ФГОС ООО. 

Диагностическая работа по географии была сориентирована на содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты, используемые в Абакане в 5-х классах.

Разработка диагностики включала следующие этапы:

  • планирование итоговой работы;
  • разработка заданий;
  • конструирование проверочной работы;
  • разработка рекомендаций по оценке заданий и работы в целом;
  • подготовка инструкций по проведению работы.

Содержание диагностической работы по метапредметным умениям определялось Кодификатором метапредметных умений для основного общего образования, который составлен на основе раздела Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования [3].

Задания диагностической работы охватывали практически все разделы курса географии и в соответствии с планируемыми результатами обучения  были ориентированы на проверку аналитических умений учащихся работать с различными источниками географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач (интерпретировать географическую информацию, содержащуюся в одном или нескольких источниках; умение интегрировать географическую информацию из предлагаемых источников; умение обобщать географическую информацию с целью определения тенденций и закономерностей изменения свойств географических объектов и явлений во времени и в пространстве; умение осмысливать и оценивать географическую информацию); умение сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств; умение проводить простейшую классификацию изученных географических объектов, процессов и явлений; умение использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни (Приложение 1).

Задания для диагностики можно выбрать из разных источников: учебник, задания ПИЗА, дидактический материал, интернет, придумать самостоятельно (Приложение 2).

По результатам диагностики можно определить три уровня овладения  учащимися спектром проверяемых  метапредметных умений — высокий, средний и низкий.

При этом важно обеспечить получение информации о достижении обучающимися по следующим уровням:

- Каждому действию в ключе оценивания соответствует определённый балл. Сумма баллов за задание переводится в 100-балльную шкалу. Каждое задание показывает овладение каким-то действием. Соответственно по каждому действию можно сказать, на какую долю (%) оно продемонстрировано учеником (сформировано у него).

- Описание этого состояния словами – это качественная оценка.

- Цифра в виде % по данному действию – количественная отметка.

Для мониторинга сформированности предметных и метапредметных результатов нами были разработаны следующие уровни сформированности УУД.

  • Ниже базового уровня – 0-50%
  • Базовый уровень – 51-70%
  • Повышенный уровень «хорошо» – 71-84%
  • Повышенный уровень «отлично» – 85-100%

Диагностика – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные  условия для достижения качественного образовательного результата. Результаты диагностики дают возможность учителю:

  • скорректировать собственную деятельность и содержание процесса обучения;
  • определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;
  • увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося;
  • неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого обучающегося.

Для получения информации об образовательных достижениях школьников по географии используют специально разработанные диагностические  работы, позволяющие получить достаточно полную и объективную информацию о состоянии подготовки обучающихся по предмету.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.

2. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).

3. Барабанов В.В. Инструментарий для оценки качества образования обучающихся 5-х классов  по географии в соответствии с ФГОС - http://www.myshared.ru

Приложение 1


Кодификатор планируемых результатов обучения и структура работы

Код

Планируемые результаты обучения

Число заданий

1.1.1.

Умение использовать различные источники географической информации (картографические, ……..) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач

2

1.2.1

Умение интерпретировать географическую информацию, содержащуюся в одном или нескольких  источниках

3

1.3.1

Умение интегрировать географическую информацию из предлагаемых источников

1

1.4.1.

Умение обобщать географическую информацию с целью определения тенденций и закономерностей изменения свойств географических объектов и явлений во времени и в пространстве

1

1.5.1

Умение осмысливать и оценивать географическую информацию

1

2.1.1

Умение сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств

1

2.1.2

Умение проводить простейшую классификацию изученных географических объектов, процессов и явлений

2

2.2.1

Умение использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни

3


Приложение 2

Диагностическая работа по географии

5 класс

1.1.1. Умение использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Вращение Земли вокруг своей оси.

Земля вращается вокруг своей оси, поворачиваясь к Солнцу то одной, то другой стороной. То, что продолжительность суток, то есть полного оборота планеты вокруг своей оси, составляет примерно 24 часа, известно всем. Как и то, что суточное вращение задает ритм бодрствования и сна всем обитателям нашей планеты.

С суточным движением Земли связано одно исключительно важное обстоятельство. Вы ведь, наверное, слышали внимание на то, что школьный глобус насажен на подставку не вертикально, а под некоторым наклоном. Это не заводской брак. Так оно и есть на самом деле, ведь глобус – это очень точная модель земного шара. То есть ось вращения Земли немного наклонена к плоскости земной орбиты. Если быть точным, то угол, образованный земной осью и плоскостью орбиты, составляет 66,5º.

1. В каком направлении вращается Земля вокруг своей оси?

2. Какая единица времени принята как основная? Какова её продолжительность?

Ответ. 1. С запада на восток или со стороны Северного полюса – против часовой стрелки, а со стороны Южного полюса – по часовой стрелке.

2. Сутки, 24 часа.

1.2.1.Умение интерпретировать географическую информацию, содержащуюся в одном или нескольких  источниках

Прочитай текст и ответь на вопросы.

Древние греки славились как искусные мореплаватели и отважные путешественники. К 800 году до Рождества Христова они уже в совершенстве ориентировались в Средиземном море, освоили его и основали там более 100 колоний. Они первыми пытались вести записи о вновь открытых путях с практическими указаниями для мореходов и составлять географические карты, автором первой из которых считался Анаксимандр (6 век до нашей эры). Имеется свидетельство о том, что между 350 и 320 годами до нашей эры греческий мореплаватель и астроном Пифей плавал по Атлантическому океану далеко на север, доходя до берегов Норвегии.

В 4 веке до нашей эры Александр Македонский двинулся в поход против персов и дошёл до Индии. Его сопровождали учёные, фиксировавшие все события и наблюдения. Столь грандиозных исследований до тех пор ещё не предпринималось. И лишь ранняя смерть Александра Македонского в 323году до Рождества Христова помешала дальнейшим открытиям.

1. Назови имя греческого путешественника плававшего по Атлантическому океану далеко на север.

2. Мог ли Пифей во время своих плаваний пользоваться географическими картами? Дайте обоснование вашего ответа.

3. Можно ли назвать Александра Македонского первым исследователем Индии?

Ответ. 1. Пифей.

2. Да, так в 6 веке до нашей эры появились первые карты, а Пифей плавал в 4 веке до нашей эры, который был раньше.

3. Нет, т.к. его смерть помешала этим открытиям.

1.3.1. Умение интегрировать географическую информацию из предлагаемых источников

Воздушная оболочка прослеживается на расстоянии 1000 км от поверхности Земли. Нижний слой называется тропосферой, он распространяется до высоты 10 – 18 км. Выше до высоты 55 км находится стратосфера.  На высоте 20 – 22 км расположен слой, защищающий нашу планету от губительных солнечных лучей. Выше стратосферы располагаются верхние слои атмосферы (термосфера и мезосфера). Составьте схему «Строение атмосферы», используя текст.

5.

Ответ.

5.

1.4.1. Умение обобщать географическую информацию с целью определения тенденций и закономерностей изменения свойств географических объектов и явлений во времени и в пространстве

Характеристики

Признаки

Природные условия

Температура января -300С, а июля+100С, много снега

Растения

Ягель

Животные

Олени

Занятия человека

Оленеводство

Определите  природную зону на основании вышеприведенных признаков.

Ответ. Тундра

1.5.1. Умение осмысливать и оценивать географическую информацию

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

«При ориентировании на местности без карты необходимо определить стороны горизонта. Вначале определяют направление – восток-запад; после чего, став лицом на запад, определяют направления, соответствующие другим сторонам горизонта».

Ответ. При ориентировании на местности без карты необходимо определить стороны горизонта. Вначале определяют направление север - юг; после чего, став лицом к северу, определяют направления, соответствующие другим сторонам горизонта.

2.1.1. Умение сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств

Землю по её внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением?

Ответ. Внутреннее строение Земли трехслойное, как у яйца (скорлупа – земная кора, белок – мантия, желток – ядро).

2.1.2.Умение проводить простейшую классификацию изученных географических объектов, процессов и явлений

1.Какие горные породы из перечисленных относятся к магматическим, а какие – к осадочным? Базальт, галька, гипс, гравий, гранит, мрамор, гнейс, песок.

Ответ. Магматические – базальт, гранит.

Осадочные -  галька, гипс, гравий, песок.

2. Определите, для какой из оболочек Земли характерно каждое из перечисленных  явлений? Заполните таблицу:

Вулканизм, гроза, мираж, половодье, землетрясение, град, цунами.

Литосфера

Гидросфера

Атмосфера

Ответ.

Литосфера

Гидросфера

Атмосфера

вулканизм

цунами

гроза

землетрясение

половодье

мираж

град

2.2.1. Умение использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни

1. Каждый день перед школой Оксана смотрит на висящий за окном термометр и говорит родителям о том, какая на улице температура. На рисунке показан вид термометра в один из дней. Что Оксана должна была сказать родителям в этот день? Выбери верное утверждение:

termometr

1.Сегодня оттепель, всего два градуса ниже нуля.

2.Сегодня хорошая погода, двадцать градусов тепла.

3.Одевайтесь теплее, на улице двадцать градусов мороза.

4. На улице сильный мороз, температура ниже сорока градусов.

Ответ. 3.

2. Какие мандарины вкуснее и полезнее в мае месяце, выращенные в Марокко или в Аргентине? Почему?

Ответ. Мандарины вкуснее и полезнее  в мае месяце из Аргентины, т.к. в южном полушарии в мае – поздняя осень.

3. На левом или правом берегу реки вы стоите, если смотрите по направлению течения, а река находится справа от вас?

Ответ. На левом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Примеры заданий для проверки и оценки  метапредметных результатов обучения на уроках математики...

Оценка метапредметных результатов на уроках физической культуры

Варианты листов оценки метапредметных результатов на уроках физической культуры. Листы 1, 2...

Диагностическая работа по математике метапредметных результатов (на конец 5 класса)

Диагностическая работа по математике метапредметных результатов   (на конец 5 класса)...

Оценка метапредметных результатов на уроках математики"

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые напр...

Оценка метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

Тьюторская модель индивидуализации§- цели образования проектируются в контексте реализации принципов индивидуализации, вариативности, ориентации на деятельность;§- содержание общего образова...

Диагностическая контрольная работа по оценке метапредметных результатов (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД) по немецкому языку в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО (конец учебного года)

Диагностическая работа направлена на определение уровня сформированности метапредметных результатов обучения по программе ФГОС ООО в 5 классе....

Диагностическая контрольная работа по оценке метапредметных результатов (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД) по немецкому языку в 5 классе (стартовая диагностика).

Диагностическая работа направлена на определение уровня сформированности метапредметных результатов обучения по программе ФГОС ООО в 5 классе в начале учебного года....