Урок по теме: "Природные зоны Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Шахарьянц Елена Васильевна

Разработка урока географии для 7 класса с применением технологии группового обучения. На уроке учащиеся знакомятся с природными зонами, с типичными представителями флоры и фауны материка  Африка. Устанавливают причинно-следственную связь «климат - растительность - животный мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodnye_zony_afriki.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Тема урока: Природные зоны Африки

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цели:

  • формирование представлений о природе Африки;
  • познакомить учащихся с природными зонами, с типичными представителями флоры и фауны материка  Африка;
  • установить причинно-следственную связь «климат - растительность - животный мир»;
  • развивать умение работать с картами атласа;
  • воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе;
  • развивать чувство взаимопомощи.

Ход урока

Ребята рада приветствовать вас сегодня на уроке.

На протяжении всего занятия, мы будем работать в группах. Будьте внимательны, слушайте друг друга, не бойтесь высказывать свою точку зрения и у нас все обязательно получиться. Желаю всем хорошего настроения на пути познания нашей планеты, ведь она открывает свои тайны тому, кто внимательно всматривается и вслушивается.

Мы совершим путешествие по волшебному, таинственному, экзотическому континенту – Африке. Говорят: кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел кроны зонтичных акации, идущих по Сахаре верблюдов, грациозных львов и огромных слонов, тому трудно будет возвращаться из этого загадочного мира.  

Сегодня мы с вами будем:

Познакомиться с природой Африки, с типичными представителями флоры и фауны материка, установить причины разнообразия природных зон.

Но прежде чем отправиться в путешествие мы  должны подготовится к нему:

Опрос:

  • Когда вы слышите Африка, что представляете?
  • Почему это самый жаркий материк?
  • В чем причина?
  • В каких полушариях находится Африка?
  • Почему её относят к южным материкам?

Найдите и исправьте ошибки: (каждая группа получает карточку с заданием)

Карточка 1.

Африку с востока омывает Тихий океан, наивысшей точкой является вулкан Камерун. Самая маленькая пустыня Сахара расположена на юге материка. Самая длинная река Австралии – Нил, имеет два притока: Белый Нил и Черный Нил.

Карточка 2.

Желтое море омывает Африку с северо-востока, это самый влажный материк на нашей планете. Мыс Игольный  является самой северной точкой материка. Озеро Чад – самое большое по площади в Африке.

Карточка 3.

Африку омывают три океана: Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый. В северной части материка находится Восточно-Африканское плоскогорье. Река Лимпопо дважды пересекает экватор и является самой длиной рекой материка.

Работа с физической картой у доски:

  • Показать, какие океаны и моря омывают Африку;
  • Крайние точки;
  • Экватор, нулевой меридиан;
  • Наивысшая точка;
  • Река Нил;
  • Озеро Виктория

Как вы думаете, что такое природа?

Правильно. И синее небо, и пышная зелень листвы, и бесконечные дали океана. Утренний шепот травы, радостное пение птиц, шум морского прибоя – все это природа, которая вечно живет рядом с человеком.

Природа – это неиссякаемый источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Её не любит невозможно, такую своеобразную, неповторимую, разнообразную и красивую.

А, что мы называем природной зоной? (это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира).

Работа с картой Африки:

Обратите внимание на карту природных зон, чем она отличается от физической. Пользуясь раскраской, определите, какие природные зоны выделяются на материке?

Вот по этим зонам, мы и будем с вами путешествовать. Как любой путешественник мы будем вести путевые дневники:

Природная зона

Климатический пояс

Климат

Почва

Растительный мир

Животный мир

Итак, мы начинаем путешествие, и в этом путешествии я буду вашим проводником.
Представьте, что после длительных скитаний по океану нас вынесло бурей к берегам Африки, и что мы с вами увидели:

«Это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав, бамбука. Душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка»

Где же мы оказались? (В зоне влажных экваториальных лесов)

Группа, которая первая отгадала, и будет работать по этой природной зоне.

 «Стоя спиной к стене экваториального леса, от которого до нас все ещё будут доноситься удушливые испарения, мы, наконец, то выпрямимся во весь рост, и будем вдыхать полной грудью свежий воздух. Это не просто красота, но и богатство! Животный мир под стать богатой флоре. Без особого труда можно сфотографироваться на фоне бегемотов, а если повезет и крокодила».

Где же мы оказались? (В зоне саванн)

«Это бесконечная равнина с жарой, пылью и жаждой. Не видно ни одного человека, над выжженными солнцем просторами царит мертвая тишина»

Где же мы оказались? (В зоне пустынь)

Как вы узнали?

Начнем путешествие! Но каждая группа будет путешествовать по своей зоне. А потом мы будем между группами делиться своими знаниями.

Каждая группа получает таблицу и план работы:

  • название природной зоны;
  • климатический пояс;
  • характеристика климата (количество осадков, средние температуры);
  • почвы.

Работа с картами атласа, заполнение таблицы (работает вся группа)

Природная зона

Климатический пояс

Климат

Почва

Выступление одного представителя от группы, все остальные обсуждают ответы и заполняют каждый ученик свою таблицу.

Экваториальный лес

В каком климатическом поясе находится, какие климатические условия характерны?
В экваториальном климатическом поясе:

  • высокая температура в течение всего года; 
  • равномерное выпадение большого количества осадков (1000-2000мм/г);
  • отсутствие сухого сезона;

Какие почвы формируются в данной зоне?

Красно - желтые ферраллитные неплодородные почвы. 

Почему почвы  неплодородные?
Потому что питательные вещества смываются водой из- за обильных осадков.

Экваториальные  леса называют гилея и они  имеют  несколько ярусов.  Они вечнозеленые,  деревья  сбрасывают листья  не сразу,  а постепенно. Верхний ярус образуют фикусы, пальмы и др., достигающие высоты  35-50 м.  Под  этими  великанами  в  несколько ярусов растут деревья меньшей высоты и менее требовательные к свету (папоротники, бананы, кофейное дерево). Деревья переплетены лианами. На ветвях селятся растения,  которые  могут  получать  влагу  и  питание из воздуха. Экваториальный лес – родина многих ценных растений. Например, эбеновое дерево (имеют древесину черного, темно-зеленого цвета), красное дерево, железное.

 Показ фигурок из розового дерева.

Животный мир тесно связан с растительным миром,  и если экваториальные  леса это непроходимая чаща, то к чему животные должны приспособиться?

Многие животные экваториальных лесов обитают на  деревьях. Кроме  птиц,  грызунов  и  насекомых, на деревьях  живут многочисленные обезьяны. 
К наземным  обитателям относятся кистеухие свиньи, мелкие копытные. На лесных опушках и у  берегов  водоемов встречаются карликовые бегемоты, родственники жирафов — окапи, крупный хищник этого леса -  леопард. Во всех ярусах леса распространены муравьи, термиты.

И так следующим этапом путешествия является зона саванн.

В каком климатическом поясе находится, какие климатические условия характерны?
Субэкваториальный климатический пояс:

  • весь год достаточно высокая температура;
  • выделяется два сезона года: сухой и влажный;
  • господствуют ЭВМ – летом и ТВМ – зимой;
  • основная черта – ярко выраженная сезонность, поэтому саванна имеет два цвета: ярко зелёный в сезон дождей и буро-желтый в сухой сезон.

Какие почвы формируются в данной зоне?

Красные ферраллитные (Плодородные, органические вещества накапливаются в сухой сезон).

Эта зона занимает слишком большую территорию, основная черта саванн – ярко выраженная сезонность. Саванна имеет два цвета: ярко зеленый в сезон дождей и буро-желтый в сухой период. Саванна, от испанского слова «сабана», что значит дикая, первобытная равнина. Трава высокая (слоновая трава, высотой 3,5 м. в сухой период ее поедают только слоны), встречаются и деревья:

  • баобаб, живёт до 5000 лет, его высота-25 метров, в охвате, ствол до 45 м. Только 20 человек, взявшись за руки, могут его охватить. В сухой период он стоит без листьев, в стволе накапливается влага, расходуемая во время засухи.
  • зонтичная акация. Её листья мелкие, расположены ребром к солнцу, поэтому под ним не найти тени.

Самым крупным в саванне является слон, его масса - 5 тонн, рост 3,5 м, а длина туловища до 5 м.Жирафы самые высокие, их рост 6 м., на вид неуклюжие, но они бегают быстрее лошади. Самая крупная птица – страус, рост 3  м., масса до 90 кг. Яйцо весит столько, сколь весит 40 куриных яиц, а самая маленькая красивая нектарница.Из хищных - птица-секретарь. Птица марабу встречается тоже только в Африке. Она необыкновенно прожорлива, селится недалеко от деревень, поедая пищевые отходы, является как бы «санитаром».Самый воинственный – носорог. Даже слон избегает встречи с ним. Зебры живут только в Африке. Укусы цеце не причиняют вреда зебре, поэтому в некоторых районах их приручают и используют вместо лошадей.  

Пустыни

В каком климатическом поясе находится, какие климатические условия характерны?

Тропический климатический пояс:

  • высокая температура воздуха (50º-60º);
  • минимальное количество осадков (до 100 мм/год).

Какие почвы формируются в данной зоне?

Пустынные тропические почвы (мало органических веществ, из-за бедноты растительного покрова).

Кораблем пустынь является верблюд. Без воды африканский одногорбый верблюд может оставаться без воды 4-5 дней. В его желудок вмещается до 100 литров воды. Встречаются антилопы, газели, которые приспособились к жизни в пустыне. Есть и хищники – гиены, шакалы, гепарды, лисицы. Так же есть черепахи, ящерицы, змеи. Есть и ядовитые скорпионы.

Не вся часть пустыни покрыта песком, большая часть покрыта камнями. При помощи ветра камни могут превращаться в красивые каменистые фигуры (показ каменистых фигур из Сахары).

Песчаные бури – самумы.

Мы завершили свое путешествие по Африке:

  • В каких природных зонах мы с вами побывали?
  • Что больше всего вам понравилось?
  • В какой из природных зон, вам жарче всего было? А в какой было сильно влажно?
  • Слон может проживать в экваториальном лесу?  Почему?

Создание таблицы: Причины разнообразия природных зон материка.

Природная зона

Климатический пояс

Причины образования

Экваториальный лес

Экваториальный

Много тепла и влаги круглый год

Саванна

Субэкваториальный

Смена сухого и влажного сезонов года

Пустыня

Тропический

Высокие температуры

Вывод: причиной разнообразия природных зон материка является разнообразие климатов.


Работа между группами по вопросам.

Проверим, насколько вы были внимательны в нашем путешествии:

1. Распределите по трем зонам:

Лианы, вельвичия, жираф, горилла, оазис, пальмы, баобаб, лев, верблюд, колючки, смена сезонов, длинные корни, антилопы, ярусность.

2.  Разгадайте кроссворд:

  • типичное растение саванн 
  • самое высокое животное зоны саванн 
  • самая большая птица на Земле 
  • копытное животное саванн 
  • самая маленькая птица Африки
  • полосатое животное саванн. 

3. Загадки:

Полосатая как зебра,
А трусливая как заяц.
На зверей не нападаю,
Только падалью питаюсь (Гиена)

Я - растенье древний житель,
Я в саваннах долгожитель (Баобаб)

Я - птица чемпион по бегу.
Меня не обогнать атлету (Страус)

Вам жажду утолить хочу
И от болезней полечу (Алоэ)

Рефлексия:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я понял, что…
  5. теперь я могу…
  6. я почувствовал, что…
  7. я приобрел…
  8. я научился…
  9. меня удивило…
  10. мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8 классе по теме: "Природно- хозяйственные зоны России"

Урок обобщения и систематизации по теме "Природно-хозяйственные зоны России"...

Урок по теме "Природные зоны Африки" 7 класс

Конспект урока в 7 классе по теме "Природные зоны Африки"  - урок усвоения новых знаний. Форма урока виртуальное путешествие с элементами проектной, игоровой деятельности. На уроке использовались...

Презентация к уроку по теме: "Природные зоны Северной Америки" 7 класс

Презентация  урока изучения нового материала. В презентации дан план проведения урока, таблицы для заполнения учениками в процессе урока.Картинки с изображением представителей животного  и р...

Урок на тему «Природные зоны Африки»

Разработка урока предназначена для использования на уроках географии  в 7 классе в общеобразовательной школе....

Урок по теме "Природные зоны Африки". 7 класс.

Урок, раскрывающий особенности компонентов природных зон Африки (природные условия, почва, флора, фауна). Разработан по технологии развития критического мышления....

Урок по теме "Природно-хозяйственная зона степь"

Методическая разработка урока по теме "Природно-хозяйственная зона степь"  с использованием графических способов визуализации информации и ИКТ....

Урок по теме "Природные зоны Африки"

Технология развития критического мышления...