Урок географии в 10 классе "География транспорта Мира. Сухопутный транспорт"
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Булгакова Лариса Адольфовна

Урок географии в 10 классе "География транспорта Мира. Сухопутный транспорт"  расчитан на 1 час. Урок включает проверку домашнего задания по теме:"Сельское хозяйство Мира", работа по новой теме ведется по микрогруппам. Первая группа делает сообщение о транспорте и транспортной системе из материалов 9 класса, вторая группа - рассказывает о значении транспорта и различиях транспортной системы в развитых и развивающихся странах, третья - делает сообщение о сухопутных видах транспорта, а четвертая - об экологических проблемах сухопутного транспорта. Итог урока подводится в форме синквейна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии по теме:

"География транспорта Мира. Сухопутный транспорт".

10-й класс

Цели и задачи:

Обучающие: 

  • развивать представления об отраслях Мирового хозяйства;
  • развивать умения характеризовать по основным параметрам Мировую транспортную систему, ее проблемы и перспективы развития;
  • сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях в странах разного типа;
  • сформировать знания о географии основных видов транспорта.

Развивающие: 

  • развивать у учащихся умение выделять главное, существенное при работе с текстом в изучаемом материале; анализировать и обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли;
  • развивать умение работать во времени и в группах;
  • развивать творческие способности учащихся и познавательный интерес;
  • развивать умение выполнять задания аналитического характера;
  • развивать умение работать с тематическими картами, с различными источниками информации.

Воспитательные:

Продолжить формирование системы нравственных отношений:

а) формировать у учащихся уважительное отношение к мнению других учеников;

б) формировать у учащихся таких личностных ценностей, как желание узнавать новое о своей Родине, воспитание чувства ответственности за ее настоящее и будущее, чувства патриотизма.

В ходе урока у учащихся развиваются следующие умения:

Учебно-управленческие: 

  • определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи;
  • самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами;
  • оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами.

Учебно-информационные умения: 

  • умение работать с письменными и устными текстами;
  • умение работать с картографическими источниками информации.

Учебно-логические умения: 

  • определять компоненты изучаемого объекта;
  • осуществлять качественное и количественное описания компонентов объекта;
  • осуществлять классификацию на основе установления признаков объекта.

Оборудование:

«Политическая карта Мира», атлас для 10 кл., картосхемы, презентация PowerPoint, видеофрагмент «Транссибирская магистраль. Байкал», физминутка, набор технологических карт для каждой группы

Ход урока

1. Организация начала урока.

Приветствие учителя.  Проверка готовности к уроку.

- Добрый день, ребята. Сегодня мы проводим необычный урок, у нас   много гостей – все они учителя географии, работающие в школах нашего района. Давайте поприветствуем их аплодисментами. Спасибо! Присаживайтесь.

Настраиваемся на плодотворную интересную работу, чтобы и вам было интересно и на вас было приятно смотреть со стороны.

Итак, мы начинаем!!!

2. Проверка домашнего задания

- какую большую главу  мы изучаем?

- какую отрасль изучали на предыдущих уроках?

Перед вами лежат тесты. Подпишите их и приступаем к работе, на выполнение 10 минут

(самопроверка в парах, ответы слайд №2)

Сдайте тесты

3.Актуализация знаний

- Ребята, давайте, на мгновение представим себя игроками передачи «Что? Где? Когда?» Вот вам вопрос от телезрителей: Первые упоминания об этом предмете  встречаются в Месопотамии в 4-м тысячелетии до н.э. Изображения этого изобретения (3000 г. до н.э.) найдены в Междуречье в шумерском городе Урук. Изобретение этого предмета повлияло на развитее  всех отраслей мирового хозяйства»

Через одну минуту вы должны сказать, что же за предмет лежит в черном ящике и какая отрасль хозяйства была основана  на данном изобретении?

Молодцы вы правильно ответили: это действительно колесо? А отрасль – Транспорт

Давайте сформулируем тему нашего урока: «География транспорта Мира. Сухопутный транспорт»

Запишите тему в тетради.

Историческая справка: Предшественником колеса можно считать известный до этого деревянный каток, который подкладывался под перемещаемый груз. Первоначально колесо представляло собой деревянный диск, насаженный на ось и зафиксированный клином. Во 2-м тысячелетии до н.э. конструкция его совершенствуется: появляется колесо со спицами, ступицей и гнутым ободом. Позднее, в 1-м тысячелетии до н.э. кельтами для увеличения прочности колёс своих колесниц стали применять металлический обод, который затем в транспортных машинах был заменен резиновыми шинами для амортизации.

4. Подготовка к активной УПД на основном этапе урока.

Исходя из огромной значимости транспорта, сегодня на уроке мы должны: (слайд №5)

1. Знакомство с мировой транспортной системой.

2. Значение транспорта, его место и роль в мировой экономике.

3. Особенности транспорта в странах разного типа.

4. Характеристика сухопутного транспорта.

5. Экологические проблемы сухопутного транспорта

Цели закреплены на доске в виде плаката.

Тема для вас не новая, мы говорили о транспорте России в 9 классе, но довольно обширная. Для того чтобы достичь все намеченные цели, мы будем работать по группам.

Я уверена, что мы справимся со всеми поставленными задачами самым лучшим образом. Если что-то не получится – ничего страшного, учтем наши недочеты в будущей работе. Итак – приступаем!

Ребята вы накануне урока получили творческие задания и работали в группах и сегодня мы продолжим эту работу. Наши группы: «Эксперты», «Знатоки», «Статистики», «Экологи»(слайд №6)

Начать лучше с повторения основных положений, знакомых нам из 9-го класса. И тут нам поможет

 1 группа. У ребят было задание   “Опираясь на учебник 9 класса, выбрать на ваш взгляд, самое главное и существенное из темы транспорт России”. 

Результатом их работы явилась своеобразная “подсказка” или «шпаргалка»  под номером 1.

Задание классу: Возьмите из приготовленных для вас материалов лист 1. Прослушайте выступление ребят, вспомнив пройденный ранее материал.

Выступление учащихся 1 группы.

Первая группа свое выступление закончила. Спасибо! Я полагаю, что ребята с заданием справились, а мы вспомнили материал, необходимый нам в дальнейшей работе.

Заполните пожалуйста Лист №1 (проверка  на доске «шпаргалка)

5. Усвоение новых знаний.

Теперь переходим к изучению новой темы “География транспорта мира”.

Второй группе было предложено раскрыть содержание главы “Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства”.

Ребята приготовили шаблон №2, который вам надлежит заполнить в ходе их выступления .

Выступление учащихся 2 группы.

А теперь давайте вместе проверим правильность заполнения шаблона (через   компьютер слайд № 11-13). Если есть ошибки или недочеты, исправьте их, а в помощь вам шпаргалка №2

В ходе выступления 2 группы мы узнали:

  1. о значении транспорта;
  2. об основных различиях между транспортом экономически развитых и развивающихся стран.
  3. О влиянии НТР на развитие транспорта

Отметить эти цели на плакате. Дать качественную характеристику деятельности группы.

6. Супер физминутка

Вместе с веселым юношей делаем движения, разминаемся и улыбаемся.

7. Отрасли Транспорта. Сухопутный транспорт.

Третьей группе предложено познакомить вас с основными видами сухопутного транспорта.

Приготовьте листы под номером 3 “Основные виды транспорта”. В ходе выступления ребят третьей   группы  вам предстоит выполнить различные виды работ: показать по атласу называемые объекты, вписать страны-лидеры по основным видам транспорта. Пользуйтесь таблицами на экране (слайды № 19-21. Будьте внимательны!

Выступление учащихся 3 группы. 

  1. Автомобильный транспорт.
  2. Железнодорожный транспорт.
  3. Трубопроводный транспорт.

Рассказ ученика «Панамериканское шоссе» (показать на карте), слайд №22

Рассказ ученицы «Транссибирская магистраль» (показать на карте), слайд №23

Видеофрагмент «Транссибирская магистраль. Байкал»

Историческая справка:

Подсказка «Шпаргалка»№3.

  1. Обеспеченность легковыми автомобилями.
  2. Различные конфигурации ж\д.
  3. Главные выводы к теме “Транспорт России”.

Закончила свое выступление 3 группа. Спасибо!

Дать качественную характеристику деятельности группы.

Четвертая группа «Экологи» познакомит нас с  экологическими проблемами связанными с этими видами транспорта.

  1. Экологические проблемы автомобильного транспорта
  2. Экологические проблемы ж/д транспорта
  3. Экологические проблемы трубопроводного  транспорта
  4. Транспорт будущего (слайд № 25-27)

Закончила свое выступление 4 группа. Спасибо! Шпаргалка №4

Дать качественную характеристику деятельности группы.

В ходе интересных и объемных сообщений учеников   4 группы  мы узнали об основных экологических проблемах  сухопутного транспорта, его географии и особенностях, т.о. достигли еще одной намеченной цели.

 8. Закрепление знаний

Завершая  разговор на сегодняшнем уроке о транспортной системе и видах сухопутного транспорта, но не заканчивая всей темы, давайте повторим основные понятия:

Транспортная система –

Транспортный узел –

Виды транспорта –

Грузооборот –

Пассажирооборот –

Контейнеризация –

Фрахт –

Страны – лидеры по длине ж/д сети, трубопровода

Основные экологические проблемы

 Как видите, мы справились поставленными целями.

 Теперь давайте посмотрим, как мы сможем реализовать выполненные цели.

Составим синквейн по нашей теме

Слайд №28-29

 .9. Итог.

В ходе урока мы познакомились с транспортом мира, выполнив все намеченные цели.

Дать качественную характеристику деятельности класса, выставить отметки.

 Ребята, вы сегодня плодотворно поработали, все группы будут оценены и получат хорошие отметки

6. Домашнее задание. Слайд №30

-  Стр. 150-153

 -  Уметь показать Транссибирскую ж\д магистраль и Панамериканское шоссе.

Учитель: Наш урок закончен. Благодарю вас за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Транспорт России. Роль и значение сухопутного транспорта.

Цели урока: изучить транспортную систему РФ, выявить влияние различных видов транспорта на окружающую среду,выявить достоинства инедостатки каждлго вида транспорта....

Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт

Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт...

Подборка материалов к уроку географии в 9 классе.Транспорт России. Виды транспорта.

Подборка материалов к уроку географии в 9 класса по теме "Транспорт России". Урок является первым в разделе «Инфраструктурный комплекс»  курса  географии России 9 класс «Население и хозяйств...

Урок географии в 9 классе по теме « Транспорт России».

Урок географии в 9 классе по теме« Транспорт России»....

Урок географии по теме "Население мира: народы, религии, страны"

Формирование понятий «демография», «этнос», «этнография», «языковая семья»,  «религия»,  «плотность населения», «...

Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"

Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"...

Конспект урока географии "Современная политическая карта мира"

В материале представлен конспект урока географии....