Тема урока «Города – Герои на карте России»
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Ермакова Татьяна Олеговна

Цель урока – познакомить  учащихся с  историей, подвигом народа, повлиявшим на становление Городов-Героев  России.

Задачи урока:

Образовательные - знакомство с городами-героями ВОВ

Развивающие -формирование у учащихся умений выступать с научным докладом, защищать свою точку зрения, доказательно рассуждать, анализировать сообщения товарищей, разрешать поставленные задачи.

Воспитательные -развитие мировоззрения, патриотизма, коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pobeda_ne_pridet_sama.doc58.5 КБ
Office presentation icon pobeda_ne_pridet_sama.ppt1008 КБ

Предварительный просмотр:

Программа образовательная система «Школа 2100» Г.С. Камерилова, Л.И. Елховская, О.А. Родыгина География учебник 9 класс

Тема урока «Города – Герои на карте России»

Цель урока – познакомить  учащихся с  историей, подвигом народа, повлиявшим на становление Городов-Героев  России.

Задачи урока:

Образовательные - знакомство с городами-героями ВОВ

Развивающие -формирование у учащихся умений выступать с научным докладом, защищать свою точку зрения, доказательно рассуждать, анализировать сообщения товарищей, разрешать поставленные задачи.

Воспитательные -развитие мировоззрения, патриотизма, коммуникативных навыков.

Средства обучения – карта России, фотографии и видео ВОВ, презентация «Города-Герои» лист мнений.

Урок – конференция.

Класс 9

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Ребята получили опережающее домашнее задание, подготовить мини-доклад о Городах - Героях России

Он с воздуха разнесен…


Он с воздуха разнесен,
Обстрелом с земли изувечен,
Разгромлен... И все-таки он
Незыблем, прекрасен и вечен. 

Мы любим наш город таким —
Суровым, бесстрашным и твердым,
Разбитым, сгоревшим, ночным
И все-таки светлым-и гордым. 

Словам не изменим своим,
Пусть бой беспощаден и страшен.
Наш город! Ты будешь таким —
Просторным, прозрачным, живым,
Прекрасным, как в памяти нашей.

(Е. Долматовский)
 Учитель. – Ребята, я решила начать наш урок с этого стихотворения как вы думаете почему? Какой будет тема урока? Чем на уроке мы будем с вами заниматься?

  1. Начало конференции. Выступающие занимают места в первом ряду. Парты стоят так, чтобы учащиеся сидели лицом ко второму и третьему ряду. На партах стоят таблички со сведениями о городах –героях (название, площадь, численность населения).

Учитель. Здравствуйте, уважаемые участники конференции. Цель обсуждения –познакомится с городами –героями и понять за что эти города были удостоены этим званием. Для того чтобы оформить решение нашей конференции, необходимо составить перечень подвигов городов-героев, а также их потерь,  для этого учащиеся должны поработать с листом мнений. Перед нами будут выступать мэры Городов – Героев. Выступающие знакомятся с регламентом 3 минуты на доклад. Выступления сопровождаются слайдами презентации.

Лист мнений

Город –Герой

Подвиги

Потери

1.

2.

3.

  1. Выступления участников конференции.

Слово предоставляется «мэру» г. Ленинград

Учащиеся слушают доклады, выделяют подвиги и потери и заносят их в тетради, работают с картами атласа.

«Мэр» г. Ленинграда

Блокада Ленинграда — длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня. Привела к массовой гибели людей от голода и холода. Но, несмотря на это, жители Ленинграда героически выстояли, направив все свои силы на борьбу с захватчиками.

Звание присвоено 8 мая 1965 года

«Мэр» г. Москва

Битва за Москву длилась с 30 сентября 1941 по 20 апреля 1942. Ее можно разделить на два периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941) и наступательный (5-6 декабря 1941 — 20 апреля 1942). Звание присвоено 
8 мая 1965 года

Захват Москвы являлся для немецко-фашистского командования задачей первостепенной важности, т.к. именно отсюда осуществлялось руководство боевыми действиями и работой тыла. Наступление на Москву началось в конце сентября 1941 г. Вся страна защищала столицу. Оборонительное сражение было выиграно Советской Армией и народом, а в декабре началось контрнаступление наших войск. Разгром фашистов под Москвой явился началом коренного поворота Великой Отечественной войны.

 «Мэр» г. Новороссийск

В конце июня 1942 г. началась битва за Кавказ, и на пути захватчиков встал город Новороссийск. 19 августа начались бои за город. Осада Новороссийска продолжалась 393 дня. Бойцов поддерживали корабли Черноморского флота, но на дальних подступах к городу долго удержать врага не удалось. В сентябре бои начались в самом городе. Но прорыв в Закавказье через Новороссийск не произошёл: противник перешёл к обороне. После разгрома фашистов под Сталинградом инициатива перешла к русским войскам, но отогнать врага удалось только за рубежи «Голубой линии». На плацдарме в 30 кв. км (Малая земля) сосредоточились 17 тыс. армии,21 орудие, 74 миномёта, 86 пулемётов – 225 дней шла героическая битва за Малую землю. 16 сентября 1943 г. взаимными усилиями десантников, ВВС Черноморского флота и армией Новороссийск был освобождён.

Героическая оборона Новороссийска длилась в период с 19 августа 1942г по 26 сентября 1942 года. Звание присвоено14 сентября 1973 года.

«Мэр» г. Волгоград

(Сталинград) стоял на пути фашистов, стремившихся броском к Волге отрезать плодородные и богатые ресурсами южные районы страны. Сталинградская битва вошла в историю как самое крупномасштабное и великое сражение времен Великой Отечественной войны. Она продолжалась 200 дней и ночей, в результате чего враг потерял 1,5 млн. человек и был вынужден повернуть вспять.

 «Мэр» г. Тула

Указом Президиума Верховного Совета СССР  от 7 января 1976 г. Тула  названа Городом-Героем.С самого начала войны Тула была форпостом Москвы. В конце октября 1941 г. танковые дивизии гитлеровцев начали атаку города, но захватить Тулу им не удалось. Тогда они обошли город с востока и юго-востока, но это не принесло им победы, наоборот, сдержало силы, направленные на захват Москвы. Воины и бойцы народного ополчения сделали Тулу неприступной крепостью для фашистов. Героическая оборона Тулы помогла защитить Москву, облегчила положение на Брянском фронте. В декабре 1941 г. войска Западного фронта разгромили ударную танковую группировку фашистов и ликвидировали угрозу Москве.

«Мэр» г. Мурманск

29 июня 1941 г. начались активные бои на Севере страны. Немцами была разработана операция «Зильберфукс» («Серебристая лисица»), в результате которой   враг должен был захватить Мурманск, Полярный и Архангельск. Операция  рассчитывалась как молниеносная. Но наши войска и флот начали ожесточённое сопротивление и ни на одном направлении не уступили врагу. Несколько месяцев шла борьба за Заполярье. К осени 1941 г. линия фронта  за Полярным кругом стабилизировалась и не менялась уже до 1944 г., когда началось победное наступление наших войск.

«Мэр» г. Смоленск

Первый налёт гитлеровской авиации на город был 24 июня 1941 г., а затем бомбёжки города стали систематическими. Смоленск был, как и в Отечественную войну 1812 г в борьбе с французской армией Наполеона, в направлении главного удара фашистских войск – Москвы. План фашистов был следующим: окружить советские войска на западных рубежах Двины и Днепра  и овладеть городами Орша, Смоленск, Витебск, чтобы открыть путь к Москве. 10 июля 1941 г. началось Смоленское сражение, которое продлилось до 10 сентября. И днём и ночью шли бои в Смоленске, который героически защищался силами армии и жителей города. Но в ночь на 29 июля  наши войска оставили город. В Смоленске фашисты установили жестокий оккупационный режим, создали несколько лагерей и гетто. Началась подпольная и партизанская война. Два года и три месяца Смоленск горел в огне войны. 25 сентября 1943 г. город был освобождён советскими войсками.

Оборона Смоленска длилась с 10 июля 1941 по 5 августа 1941.  Звание присвоено 
6 мая 1985 года.
 

«Мэр» г. Керчь

С октября 1941 г. город подвергался нападению фашистской авиации, а в середине ноября был захвачен врагом. В декабре 1941 г. в результате десантной операции в город вошли советские солдаты, а в мае 1942 г. снова захвачен фашистами. В Аджимушкайских каменоломнях вели мужественную борьбу не только солдаты, но и партизаны, подпольщики, жители города и даже дети.11 апреля 1944 г. на горе Митридат поднялось победное знамя – Керчь была освобождена.

«Мэр» г. Севастополь

Город одним из первых принял удар врага: немецкие бомбы были сброшены на него 22 июня 1941 г. Захватчики планировали овладеть городом сходу, но город был под крепкой защитой войск Приморской армии и Черноморского флота. Оборона Севастополя длилась 250 дней. Город буквально ушёл под землю: там были школы, детские сады, госпитали, ремонтные мастерские и заводы. Враг предпринимал несколько наступлений на город, но они оканчивались поражением. Осаждённый город был связан с тылом только через море.2 июля 1942 г. немецкая армия начала новое наступление, которое продолжалось 5 суток. Защитники города сражались насмерть. И только после приказа Ставки Верховного Главнокомандования оставили город. Окончательно Севастополь был освобождён 9 мая 1944 г.

  1. Обсуждение.

Учитель. Уважаемые мэры и учащиеся, прошу вас участвовать в обсуждении.

Как вы думаете чем заслужили звание города –герои?

Почему так важно помнить о подвигах жителей этих городов?

Учитель. Предлагаю поучаствовать в состязании, в котором мы проверим , насколько хорошо вы знаете города-герои. Откройте пожалуйста свои атласы.

1. Город-Герой расположенный на берегу реки Волга. (Волгоград, Сталинград)

2. Город-Герой стоявший на пути фашистов к Москве. (Смоленск, Тула)

3. Жители этого Города-Героя вели свою борьбу в каменоломнях.(Керчь)

5. Город-Герой северный порт страны. (Мурманск)

6. Этот город вел битву за Кавказ.(Новороссийск)

7. Этот город был в блокадном кольце 872 дня. (Ленинград)

8. Захват этого города являлся для немецко-фашистского командования задачей первостепенной важности, т.к. именно отсюда осуществлялось руководство боевыми действиями и работой тыла. (Москва)

9. Битва  в этом городе вошла в историю как самое крупномасштабное и великое сражение времен Великой Отечественной войны. (Сталинград. Сталинградская битва)

10. Города- Герои первые принявшие удар врага 22 июня 1941 года (Брест, Киев, Севастополь)

  1. Подведение итогов конференции.

Учитель. Уважаемые мэры, сегодня мы с вами познакомились с городами-героями. Когда в июне 1941 г. фашистская Германия обрушила на наш страну всю мощь своего удара, на ее пути могучим бастионом встал каждый советский город. В них шла героическая борьба буквально за каждый квартал, за каждую пядь земли, что морально и физически изматывало противника. Особо отличившимся городам за массово проявленное мужество и героизм их защитников впоследствии было присвоено высокое звание «Города-героя». Просмотр кинофильма «Под небом России».

Учитель. Ребята, предлагаю вам найти своих родственников Героев Великой Отечественной войны на сайте ПОДВИГ НАРОДА http://www.podvignaroda.mil.ru

Никто не забыт, ничто  не забыто…

  1. Домашнее задание. Подготовить презентацию на тему «Города-Герои» Брест, Одесса, Минск.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Он с воздуха разнесен... Он с воздуха разнесен, Обстрелом с земли изувечен, Разгромлен... И все-таки он Незыблем, прекрасен и вечен. Мы любим наш город таким — Суровым, бесстрашным и твердым, Разбитым, сгоревшим, ночным И все-таки светлым-и гордым. Словам не изменим своим, Пусть бой беспощаден и страшен. Наш город! Ты будешь таким — Просторным, прозрачным, живым, Прекрасным, как в памяти нашей. (Е. Долматовский)

Слайд 2

Города - герои УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВС СССР ОТ 08.05.1965 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ ОТЛИЧИЯ ЗВАНИИ "ГОРОД ГЕРОЙ" ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР УКАЗ от 8 мая 1965 года ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ ОТЛИЧИЯ - ЗВАНИИ "ГОРОД - ГЕРОЙ" Президиум Верховного Совета СССР постановляет: Утвердить Положение о высшей степени отличия - звании "Город - Герой"

Слайд 3

ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ ОТЛИЧИЯ - ЗВАНИИ "ГОРOД-ГЕРОЙ“ Высшая степень отличия - звание "Город - Герой" присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. 2. Высшая степень отличия - звание "Город - Герой" присваивается Указом Президиума Верховного Совета СССР. 3. Городу, удостоенному высшей степени отличия - звания "Город - Герой": а) вручаются высшая награда СССР - орден Ленина и медаль "Золотая Звезда"; б) выдается Грамота Президиума Верховного Совета СССР. 4. Орден Ленина, медаль "Золотая Звезда" и Грамота Президиума Верховного Совета СССР вручаются Президиумом Верховного Совета СССР представителям трудящихся города, удостоенного высшей степени отличия - звания "Город - Герой". 5. Орден Ленина, медаль "Золотая Звезда" и Грамота Президиума Верховного Совета СССР хранятся в исполнительном комитете городского Совета народных депутатов. 6. На знамени города, удостоенного высшей степени отличия - звания "Город - Герой", изображаются орден Ленина медаль "Золотая Звезда". 7. В городе, удостоенном высшей степени отличия - звания "Город - Герой", устанавливается обелиск с изображением ордена Ленина, медали"Золотая Звезда" текстом Указа Президиума Верховного Совета СССР.

Слайд 5

Лист мнений Город-Герой Подвиги Потери 1. 2. 3. 4.

Слайд 6

Москва Битва за Москву длилась с 30 сентября 1941 по 20 апреля 1942. Ее можно разделить на два периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941) и наступательный (5-6 декабря 1941 — 20 апреля 1942)

Слайд 7

Ленинград Блокада Ленинграда — длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.

Слайд 8

Новороссийск Героическая оборона Новороссийска длилась в период с 19 августа 1942г по 26 сентября 1942 года.

Слайд 9

Керчь В годы Великой Отечественной войны Керчь стала ареной жестоких сражений между советскими и германскими войсками. Линия фронта четырежды проходила через Керчь.

Слайд 10

Сталинград Сталинградская битва (17 июля 1942 — 2 февраля 1943) — боевые действия советских войск по обороне города Сталинграда и разгрому крупной стратегической немецкой группировки в ходе Великой Отечественной войны. Является крупнейшей сухопутной битвой в ходе Второй мировой войны, которая стала переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу.

Слайд 13

Мурманск С началом войны в городе сразу начали формироваться истребительные батальоны и народное ополчение. На подступах к Мурманску жители города в считанные дни построили четыре линии обороны.

Слайд 14

Севастополь Севастополь - это город, для которого война началась на 40 минут раньше, чем для всего Советского Союза. Севастопольский оборонительный район к началу Великой Отечественной войны был одним из самых укреплённых мест в мире.

Слайд 15

Тула Тульская оборонительная операция — была проведена с 24 октября 1941 года по 5 декабря 1941 года. Операция сыграла важную роль в стабилизации линии фронта на южных подступах к Москве

Слайд 16

Смоленск Оборона Смоленска длилась с 10 июля 1941 по 5 августа 1941

Слайд 19

ПОДВИГ НАРОДА http://www.podvignaroda.mil.ru Основными целями проекта являются увековечение памяти всех героев Победы, независимо от звания, масштабов подвига, статуса награды, военно-патриотическое воспитание молодежи на примере военных подвигов отцов, а также создание фактографической основы для противодействия попыткам фальсификации истории Войны. На 8 августа 2012 г. в банке данных содержится информация о 12 670 837 награждениях.

Слайд 20

Никто не забыт, ничто не забыто…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии "Климатическая карта России" 8 класс

Конспект урока по географии, 8 класс. По учебнику под редакцией А.И. Алексеева, линия "Полярная звезда". Тема урока "Климатическая карта России". Куроку есть приложение - презентация....

План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

Это интегрированный урок географии и литературы.   На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...

Тема урока: Отрочество героя в главах повести «Детство Темы». Испытания в жизни подростка. Теория на уроке: Поступки героев и их характер.

Данный урок проводится в 6-ом классе, технология - проблемно-диалогическая, что позволяет повысить активность учащихся и активизировать их мыслительные процессы. Технологическая карта урока моставлена...

Конспект урока "Определение по физической карте России и Владимирской области основных форм рельефа"

Конспект урока-практикума в 6 классе по разделу "Краеведческий модуль"...

Урок по географии "Города-герои на карте"

70-летию ВОВ посвящаетсяУрок для учащихся 6 класса...

Тема урока: Города Эллады подчиняются Македонии.

Цели: - объяснить причины упадка Греции, которые в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией;  сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филипп...

Города-герои на карте страны

Сформировать у учащихся представление о городах-героях и их размещении на карте России....