Ценностно-смысловой потенциал содержания образования по географии в соответствии с ФГОС.
методическая разработка по географии по теме

Орёл Валентина Юрьевна


Методическое объединение учителей естественно-математического цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tsennostno-smyslovoy_potentsial.ppt1.07 МБ
Microsoft Office document icon tsennostno-smyslovoy.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Ценностно - смысловой потенциал содержания образования по географии в соответствии с ФГОС". 1 Орёл В.Ю.-учитель географии МБОУ КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ ООШ

Слайд 2

Зачем нужен новый образовательный стандарт? 2

Слайд 3

Зачем нужен новый образовательный стандарт? Современная парадигма образования переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» № 3

Слайд 4

Понимание изменений в содержании образовательной программы по географии № 4

Слайд 5

География будет относиться к общественно-научным предметам. (раньше география относилась к естественным наукам). 1.В содержательной части произошло усиление комплексного подхода к изучению территории, гуманитарной и экологической составляющих. В методологической части произошел переход к новым педагогическим технологиям освоению деятельностного и компетентностного подходов. 2.В числе обязательных источников географической информации теперь присутствуют ресурсы Интернета. И З М Е Н Е Н И Я В С О Д Е Р Ж А Т Е Л Ь Н О Й Ч А С Т И. № 5

Слайд 6

Три уровня главной цели школьной географии. формирование научной картины мира; приобретение школьниками знаний и умений; воспитание и всестороннее развитие личности. № 6

Слайд 7

Новая концепция предмета «география» Изменились цели предмета. Место в учебном плане. Основная задача – интеграция школьной географии в единый предмет. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем № 7

Слайд 8

учитель ученик Транслирует информацию Получает готовую информацию Традиционная Система обучения Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Обучение в соответствии С требованиями ФГОС Осуществляет поиск, выбор, анализ и систематизацию информации Изменение роли участников педагогического процесса (учитель-ученик). № 8

Слайд 9

Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОC. 9

Слайд 10

Предметные результаты освоения ООП основного общего образования Предметная область Общественно-научные предметы включает изучение курсов: История России. Всеобщая история Обществознание География 10 10

Слайд 11

Характерные черты системы школьного географического образования На первый план в содержании географического образования выходит системно - деятельностный подход 11

Слайд 12

Универсальные учебные действия Метапредметные образовательные результаты представляют собой различные универсальные учебные действия учащегося (т. е. такие, которые могут использоваться в любой деятельности и в любых видах социальной практики и гарантируют успешную социализацию молодого человека в обще­стве), обеспечивающие его способность к самостоятельному освоению новых компетенций, включая и умения организовать сам процесс своего обучения вместе с постоянной самооценкой его результатов. 12

Слайд 13

Какие же новации характерны для современной школы? Чем они отличаются от традиционного подхода к обучению географии? Традиции Новации Высокий научный уровень содержания предмета, преобладание знаниевой парадигмы, соответствующей ведущей дидактической функции нашего предмета. Переход от знаниевой парадигмы (ЗУН) к системно-деятельностной, перенос центра тяжести на формирование УУД (универсальных ученых действий). География была отнесена к циклу естественнонаучных дисциплин. География отнесена к циклу гуманитарных дисциплин. Место географии в учебном плане средней школы с 6 по 10 класс (при 2-х часах в неделю, кроме 7 кл., на географию отводилось 3 ч) – 374 ч. Место географии в основной школе – с 5 по 9 класс, общий объем часов – 272, но в 5 и 6 классах география изучается 1 час в неделю. В старшей школе география относится к числу предметов по выбору. Наличие одной-двух линий параллельных учебников. Большое число (от 10 и более) параллельных учебников. Большая роль краеведческого принципа, реализация его в природной среде, в работе на местности. Преобладание работы в электронной среде, замена реальной территории виртуальным пространством. Большое внимание педагогике сотрудничества «учитель ученик», коммуникативному, личностному общению. Перенос центра тяжести в общении в виртуальную среду: электронный журнал, дистанционное изучение отдельных вопросов и т.д. Проверка ЗУН устно и письменно, большой объем работы с картами, в том числе и контурными; внимание к развитию мышления, речи, умениям объяснять причинно-следственные связи между компонентами и явлениями. Преобладание тестового контроля на разных этапах, в том числе и на итоговом – ГИА и ЕГЭ. № 13

Слайд 14

№ 14

Слайд 15

№ 15

Слайд 16

№ 16

Слайд 17

17 Переосмысление роли учителя в образовательном процессе.

Слайд 18

В чем состоит ценностно-смысловой потенциал содержания образования по географии в соответствии с ФГОС? № 18 выше перечисленные направления в методике преподавания являются наиболее важными в современных условиях организации обучения географии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы. Они и представляют собой ценностно-смысловой потенциал содержания образования по географии в соответствии с ФГОС.



Предварительный просмотр:

Слайд№1.Тема моего выступления «Ценностно-смысловой потенциал содержания образования по географии в соответствии с ФГОС.

Слайд№2. Основной вопрос, который возникает – «Зачем нужен новый образовательный стандарт?

Слайд №3  Советское образование было одним из лучших в мире. Однако со времен СССР многое изменилось, и старые подходы уже не выдерживают требований нового времени.

1. ФГОС - это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось наше образование.

 2) ФГОС -это поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит переход от принципа «образование на всю жизнь» -  к принципу «образование через всю жизнь»

Слайд№4. Очень важно понимание изменений в  содержании образовательной программы по географии и в чём  состоят  эти изменения.

Слайд №5 ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса в преподавании географии. Согласно ФГОС основной образовательной школы, в содержательной части произошло усиление комплексного подхода к изучению территории, гуманитарной и экологической составляющих.

В методологической части произошел переход к новым педагогическим технологиям, освоению деятельностного и компетентностного подходов. В числе обязательных источников географической информации теперь присутствуют ресурсы Интернета.

География будет теперь относиться к общественно-научным предметам. (раньше география относилась к естественным наукам).

Слайд №6.  На современном этапе цель школьной географии  имеет три уровня: 1) формирование научной картины мира; 2) приобретение школьниками знаний и умений; 3) воспитание и всестороннее развитие личности.

Слайд №7. Изменились цели школьной географии, меняется и концепция предмета «география». Произошла интеграция школьной географии. Деление предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый предмет. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем. На первый план в содержании географического образования выходит деятельностная составляющая.

Слайд №8. Несколько иная методическая задача стоит теперь перед учителем географии. Она выражается в практической направленности обучения.

1.Согласно прежним ГОСам:

Учитель------Транслирует, т.е. сообщает информацию ученикам;  

ученик--------Получает готовую информацию.

2. Согласно ФГОСам:

Учитель------Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде.

Ученик--------Осуществляет поиск, выбор, анализ и систематизацию

информации, а затем применяет  ее в проектах, в практических работах.  

Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни.

Слайд №9. Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОC.

Слайд № 10. География включена в область общественно-научных предметов вместе с историей и обществознанием. Такой предмет как природоведение (естествознание) в составе федерального компонента в 5 классе не предусмотрен новым стандартом, поэтому в 5 классе изучаются систематические курсы географии и биологии. Таким образом, курс "География. Землеведение" изучается в течении двух лет (по одному часу в неделю).

Слайд №11. ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения  на предметном и метапредметном уровнях.

Слайд№12. Так же разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования. Начать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования значения географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны  понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний.

Слайд №13 

ИТАК: Какие же новации характерны для современной школьной географии?

Ранее  Традиционно (было)

Теперь Новации (стало)

1. Высокий научный уровень содержания предмета, преобладание знаниевой парадигмы (установки), соответствующей ведущей дидактической функции нашего предмета.

2.Наличие одной-двух линий параллельных учебников.

3.Большая роль краеведческого принципа, реализация его в природной среде, в работе на местности.

4.Большое внимание  уделялось педагогике сотрудничества «учитель              ученик», коммуникативному, личностному общению.

5.Проверка ЗУН устно и письменно, большой объем работы с картами, в том числе и контурными; внимание к развитию мышления, речи, умениям объяснять причинно-следственные связи между компонентами и явлениями.

1. Переход от знаниевой парадигмы (ЗУН) к системно-деятельностной, перенос центра тяжести на формирование УУД (универсальных ученых действий).

2.Большое число (от 10 и более) параллельных учебников.

3.Преобладание работы в электронной  среде, замена реальной территории виртуальным пространством.

4.Перенос центра тяжести в общении в виртуальную среду: электронный журнал, дистанционное изучение отдельных вопросов и т.д.

5.Преобладание тестового контроля на разных этапах, в том числе и на итоговом – ГИА и ЕГЭ.

Слайд №14. Что изменилось в содержании учебников?

1. Уменьшилось количество терминов;

2. Уменьшилось количество дат;

3. Увеличилось количество исторических текстов;

4. Увеличилось количество иллюстраций.

Слайд №15. Что изменилось в методическом аппарате учебников?

1. Увеличилось число вопросов в тексте

2. Увеличилось число вопросов, направленных на установление логических связей, на сравнение, выявление общего.

Слайд №16. Что должен учитель изменить в себе для работы по ФГОС?

1. Перейти от преподавателя, организующего учебный процесс в соответствии с поставленными им целями и задачами к наставнику, помогающему   построить учебный процесс  наиболее оптимально.

Слайд №17. Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе, а именно:

Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока.

Слайд №18. Все, выше названные  направления в методике преподавания  являются наиболее важными в современных условиях организации обучения географии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы. Они-то и представляют собой ценностно-смысловой потенциал содержания образования по географии в соответствии с ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к результатам обучения и освоения содержания по курсу географии в условиях введения ФГОС ООО»

Данная презентация предназначена для учителей географии: при подготовке к работе, выступлении с данной темой на методическом объединении, педсовете и т.д.  В ней раскрываются требования к результ...

Конструкт урока по географии в соответствии с ФГОС на тему:" Особенности рельефа России"

В конструкте  отражены  цели,задачи урока и планируемые результаты:предметные,метапредметные,личностные.На каждом этапе урока деятельность учителя и ученика....

«Реализация потенциала содержания образования в целях духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе»  

Презентация о средствах (тексты, пословицы и поговорки, крылатые выражения и слова назидания, стихи, опорные схемы, творческие работы учащихся) формирования и воспитания духовно-нравственных качеств у...

«Реализация потенциала содержания образования в целях духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе» (Из опыта работы)

Доклад раскрывает  тему духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе...

Организация и содержание сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС ДО

Организация и содержание сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС ДО...

Организация и содержание сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС ДО

Организация и содержание сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС ДО...