урок Озера 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Гудкова Татьяна Борисовна

урок ОЗЁРА 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока " Озера и болота". География 6 класс.

Цели урока

Образовательные: Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных сточных озерах. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер по происхождению.

Развивающие: развивать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.

Воспитательные: формировать у обучающихся отношения к озерам как к объекту красоты, пользы, изучения и охраны.

Тип урока (по целям): изучение нового материала.

Методы и формы учебной деятельности: рассказ учителя, сообщения обучающихся, эвристическая беседа, ответы на вопросы учителя, формирование выводов и определений, закрепление.

Оборудование: физическая карта Мира, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран), атласы для 6 класса, учебник  "География. Землеведение"; В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Дрофа, 2016 г.

Структура урока

План

Ход урока:

I. Организационный момент (приветствие обучающихся).

II.Мотивационно - целевой блок:

учитель: На прошлом уроке мы начали изучать раздел внутренние воды. Какой вид мы уже изучили? (Реки).

Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, которые помогут повторить домашнее задание. После чего вы должны будите проверить знание домашнего задания друг у друга (самоконтроль, самопроверка).Слайд 1,

Ответы(Слайд )

Молодцы! Вы довольно таки быстро справились с проверкой домашнего задания.

А сегодня мы изучим с вами следующие виды внутренних вод. Но чтобы понять что это за тема, я предлагаю вам отгадать загадку.

 А теперь послушайте мою загадку.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядят в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядят в него молодые березки.

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды-

В нем все отражается ...

Как это зеркало называется? (озеро)

Это и будет нашей новой темой.

III.Изучение нового материала

- Итак, темой сегодня на уроке будет ? .... (озеро) (Слайд 3)

- Попробуйте сами дать определение, что такое озеро.

Дети дают определение  вслух. Молодцы!

А теперь проверьте себя и дайте более точное определение понятию озеро. Предлагаю поработать в группах и выяснить что же такое озеро, используя учебники различных авторов, которые лежат на столах (каждая группа работает со своим источником).

- Сравните, как определяют это понятие авторы учебника (стр. 155).

 Итак, озеро - это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление называется котловина. От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид озера. (запишите это определение в свои диагностические карты)слайд 5 

На карте вся вода изображена голубым цветом.

Наша планета Земля богата озерами, а с какими озерами вы ассоциируете нашу страну – Россию? (Байкал)слайд 6

Я вам предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет об этом озере. (Видео).

-Какие чувства вызвало у вас это видео?

Обратите внимание, на ваших столах лежит текст – отрывок из литературного произведения «Голубые очи планеты» Муранова, который я предлагаю вам прочитать.

Насколько точно, на ваш взгляд,  писатель передал образ Байкала, и какие образы возникли у вас, при прочтении данного отрывка.

Также знаменитое в нашей стране озеро – Каспийское море слайд 7

Теперь я предлагаю окунуться в мир живописи и посмотреть, как художники изображали в своих работах озера.слайд 8,9

 Слайд 10-13

Виды озер по происхождению. А все ли озера по размерам одинаковые? Посмотрите на карте! (Разные). Разные потому  что они разные по происхождению. Например, озеро Байкал – оно глубокое и вытянутое и относится к тектоническому происхождению.

Виды озер по происхождению

Происхождение озерных котловин

Примеры

Тектонические

Байкал

Титикака

Каспийское

Аральское

Ледниковые

Ладожское

Онежское

Запрудные

Сарезское?(обучающимся на д.з.)

Вулканические

Кроноцкое?(обучающимся на д.з.)

Курильское?(обучающимся на д.з.)

Давайте уточним, что необходимо для образования озера. Озеро образуется в местах с избыточной влажностью в котловинах – углублениях в земной коре.

Также озера делятся на сточные и бессточные. (Слайд). Запишите определения в тетради.

Чем отличается сточное озеро от бессточного?14-15

У вас на столах есть небольшие сообщения о необычных озерах, кто прочитает (слайд 17 чернильное, слайд 18 кастрюля)

Сообщения учащихся об озерах: озеро чернил, озеро – кастрюля.

Спасибо

Еще одно важное свойство озер – наличие или отсутствие соли в воде

Озера бывают-прксные и соленые слайд 19-20

Ребята, как вы думаете, что будет с  озером, если оно начнет заростать, заиливаться? и если из него не будет поступать вода из рек? (Болото)

Правильно, молодцы! Но что же такое все таки болото? слайд 21

Болото – избыточно увлажненный участок земной поверхности с болотистой растительностью и торфом. Запишите.

Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?» Ведь издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы.

В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу. Слайд 22

Вред болот        

-территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;

-опасное место для жизни людей.        

Польза болот

-болото – место обитания птиц;

-на болотах образуется торф;

-на болотах растут ценные ягоды;

-болота дают начало многим рекам;

-на болотах идет очистка воды

Вывод: Болота имеют большое значение. Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды. Ведь болота – прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. Вытекающие из болот ручейки питают крупные реки и озёра. В проливные дожди мхи впитывают лишнюю воду, как губка, и в засушливые годы спасают водоёмы от высыхания. Осушённое болото уже не задерживает талые весенние воды и не может питать водоёмы в летнее время года. Поэтому нередко после осушения болот реки и озёра мелеют. Начинается засуха. Уничтожение болот повлечёт за собой изменения во всей природе планеты. Ведь в природе всё взаимосвязано. В настоящее время 150 болот в России взято под охрану.

Рефлексия.

Ребята, скажите, пожалуйста, с какими источниками информации мы с вами сегодня работали? (карта, рассказ учителя, учебники географии).

Давайте проверим знания полученные на уроке слайд 23

 

  • Объявление оценок учителем
  • за лучшие ответы
  • за сообщения
  • за выполнение практической работы.

Домашнее задание

49, обозначение в контурных картах озер.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Географический диктант 1. Самый низкий уровень воды в реке 2. Внезапный кратковременный подъем уровня воды в реке 3. Ежегодно повторяющийся в определенный сезон подъем уровня воды 4. Граница, разделяющая бассейны рек 5. Река со всеми своими притоками 6. Поведение рек во времени

Слайд 2

Ответы: Межень Паводок Половодье Водораздел Речная система Режим реки

Слайд 3

Озёра. Болота.

Слайд 4

Цель урока 1. Актуализировать знания о реках как составной части гидросферы. Сформировать понятия "озеро", "озерная котловина", "болото", представление о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер. 2. Продолжить формирование умений работать с разными источниками географических знаний; развивать картографическую зоркость. 3. Продолжить экологическое воспитание школьников.

Слайд 5

Озеро – это замкнутое природное углубление на поверхности, заполненное водой. Углубление, в котором находится озеро, называется озерной котловиной

Слайд 6

Озеро Байкал Самое глубокое озеро нашей планеты – 1637м. Содержит 20% пресной воды.

Слайд 7

Самое большое по площади озеро в мире – Самое большое по глубина 1026м. Название «море» получило за большие размеры и сходство воды с морской . в мире – 368 тыс. км 2 Его максимальная глубина 1026м. Самое большое по площади озеро в мире – 368 тыс. км 2 Его максимальная глубина 1026м. Название «море» получило за большие размеры и сходство воды с морской . Название «море» получило за большие размеры и сходство воды с морской . 368 тыс. км 2 Его максимальная глубина 1026м. Название «море» получило за большие размеры и сходство воды с морской . сходст Каспийское море - озеро во воды с морской . Самое большое по площади озеро в мире – 368 тыс. км 2 Его максимальная глубина 1026м. Название «море» получило за большие размеры и сходство воды с морской

Слайд 8

Картина Левитана «Лесное озеро»

Слайд 9

Озеро(Плес)

Слайд 10

Виды озер по происхождению 1. Ледниковое 2 . Вулканическое Ладожское, Онежское Курильское

Слайд 11

Виды озер по происхождению 3. Тектоническое 4 . Остаточное Байкал Каспийское

Слайд 12

Запрудное озеро

Слайд 13

Старичное озеро

Слайд 14

Озера по режиму Сточные Бессточные Озёра , в которые Озера, в которые реки втекают реки впадают, и вытекают но не вытекают

Слайд 15

Схемы сточных и бессточных озер 1 2 3 Сточное сточное бессточное

Слайд 16

Озера Сточные Бессточные Байкал Каспийское Ладожское Балхаш Онежское Чад Гурон Эйр Онтарио

Слайд 17

Чернильное озеро

Слайд 18

Озеро «кастрюля»

Слайд 19

Озера по степени солености Соленые Пресные От 1 0/00 до более 35 0/00 До 1 0 /00

Слайд 20

Самое соленое озеро мира – Мертвое море. (около 270 % о )

Слайд 21

Болото – участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью.

Слайд 22

Значение болот Вред болот -территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве; -опасное место для жизни людей. Польза болот -болото – место обитания птиц; -на болотах образуется торф; -на болотах растут ценные ягоды; -болота дают начало многим рекам; -на болотах идет очистка воды

Слайд 23

Проверим себя? Установите соответствие 1. Озеро – это 2. Болото - это А. участок земной Б. замкнутое природное поверхности, сильно углубление на поверхности, увлажненный и заполненное водой. поросший влаголюбивой р астительностью I II

Слайд 24

Домашнее задание По учебнику: параграф 49; Дополнительное задание: подготовить сообщение об озере (по выбору)

Слайд 25

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Озера" 6 класс

Тема урока: «Озера»Класс:  6Предмет: ГеографияУчитель: Шубина Г.М. Цель:  формирование знаний об озерах,    как  о  виде  внутренних вод (вод суши).З...

Конспект урока «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» 8 класс

Открытый урок по географии  в  8 классе                   Тема: «Озеро Байкал – жемчужина Сиби...

Урок "Озера России.Голубые глаза России" 8 класс

Открытый урок по географии в 8 классе на тему "Озера России.Голубые глаза России" в 8 классе...

Самоанализ урока "Озера" 6 класс

Урок географии проведен в соответствии с программными требованиями по курсу Т.П. Герасимовой....

Технологическая карта урока "Озера и болота" 6 класс

Дидактическая цель: Создать условия для расширения  и углубления  знаний о водах суши – озерах и болотах....

урок , 8 класс. Озера, подзмные воды, многолетняя мерзлта, ледники

Продолжае изучать тему Внутренние воды России...

урок , 8 класс. Озера, подзмные воды, многолетняя мерзлта, ледники

Продолжае изучать тему Внутренние воды России...