Формирование познавательных УУД при изучении темы «Население» на уроках географии.
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Чернышева Юлия Александровна

В статье говорится о роли УУД, в первую очередь познавательных УУД в географическом образовании и конкретно в изучении темы "Население" во всех классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чернышева Юлия Александровна,

учитель географии высшей категории

ГБОУ гимназии № 330

Невского района Санкт-Петербурга

Формирование познавательных УУД при изучении темы «Население»    на уроках географии.

Универсальные учебные  действия представляют собой действия широкой направленности (познавательного, коммуникативного, исследовательского, практического, организационного, оценочного характера), которые могут применяться в различных предметных областях, а также в обычных жизненных ситуациях.

К универсальным учебным действиям, осваиваемым в процессе географического образования, можно отнести:

  • Умение пользоваться географической картой – языком международного общения;
  • Умение пользоваться современными информационными технологиями;
  • Владение научными географическими понятиями;
  • Умение видеть проблемы и ставить вопросы;
  • Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;
  • Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;
  • Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики.

Роль УУД в географическом образовании обучающихся заключается:

  • В обеспечении деятельностного характера организации учебного процесса, т.е. учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы ребенок осознавал все этапы ее осуществления (от целеполагания до рефлексии);
  • В возможности освоения обучающимся  различных видов деятельности (познавательной, организационной, коммуникативной, оценочной, рефлексивной, исследовательской, проектной, практической и т.д.);
  • В раскрытии связей теории с практикой обучения, с жизнью;
  • В обеспечении успешного усвоения географических знаний, формирования умений и навыков;
  • Способствуют личностному и профессиональному самоопределению школьников.

С позиций современных представителей педагогики, психологии и дидактики овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблем.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

 знаково-символические действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы, выдвижение гипотезы;

- проверка гипотетических положений;

- создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Изучение географии, как предмета способствует формированию познавательных универсальных учебных действий:
- овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;
- формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);
- формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры страны и родного края.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий: анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, обобщения материалов.

Познавательные универсальные учебные действия выступают важнейшим компонентом содержания предмета «География».

УУД

Результаты развития УУД

Познавательные (знаково-символические и логические)

Формирование географического мышления как особого способа познания и понимания географического пространства

Познавательные (постановка и решение проблем)

Формирование поискового стиля мышления

Формирование познавательных УУД при изучении темы «Население»

Рассмотрим формирование познавательных УУД на примере изучения темы «Население».

В курсе географии, тема «Население» изучается с 7 по 10 класс (по учебнику: Домогацких Е.М.;  М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2016.):

Класс

Тема

7 класс

Человек – хозяин планеты (4 часа)

8 класс

Природа и человек   (3 часа)

9 класс

Население России   (7 часов)

10 класс

География населения мира (7 часов)

11 класс

Регионы и страны мира (в течение года)


На уроках в 8-9х классах непосредственно речь идет о природе, населении и его хозяйственной деятельности на территории России; знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями народов и мировой культурой, воспитание толерантности к другим народам, компетентности в межкультурном диалоге происходит на уроках в 7 и 10 классах. В 11 классе – сравнение России с другими странами мира.  Эта тема дает огромные возможности для развития всех видов УУД, в том числе познавательных, и огромное поле для творчества на уроках и во внеурочной деятельности.

Например, при изучении темы «Этнический состав населения России», обучающиеся используя различные источники информации (учебник, карты атласа, ресурсы интернета, справочную литературу) составляют характеристику народов  с использованием ИКТ (презентации). В ходе этой работы они находят нужную информацию, анализируют ее, выделяют главное и представляют в виде презентации.

В 10 классе, при изучении темы «Религии мира», у нас в гимназии уже традиционно проходит интегрированный урок географии и обществознания, в ходе которого, обучающиеся выделяют существенные признаки мировых религий; объясняют различия; устанавливают причинно-следственные связи (роль религии в жизни общества – ее влияние на демографическую политику, экономику государств, локальные и региональные конфликты и т.д.),  преобразовывают полученную информацию в виде сообщений, презентаций, видеофрагментов в таблицу.
Сегодня, планируя урок, нужно помнить, что главная задача – не простое изложение учебного материала, а организация деятельности учащихся с различными источниками информации, формулировка познавательных задач и организация их решения. Важнейшим требованием при разработке учебных задач является учет специфики географического образования, которая выражается в особом географическом мышлении, овладении географическим языком, умении использовать различные источники информации и в применении методов географического познания в реальной жизни.

При формировании познавательных универсальных учебных действий  в теме «Население» используются такие географические методы, как описание, сравнительно-иллюстративный, исторический, картографический, статистический и другие.

Примером внеурочной деятельности по теме «Население» является  «Фестиваль сказок народов мира» для 5-7 классов и «Фестиваль народов мира» для   8-11 классов,  основными задачами которых является знакомство обучающихся с историей, культурой и традициями разных народов; развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных уважать человеческое достоинство и индивидуальность.

На мой взгляд, в ходе подготовки и проведения таких мероприятий происходит не только формирование универсальных учебных действий, как познавательных, так и всех остальных видов – личностных, регулятивных, коммуникативных, но и развитие творческого потенциала обучающихся, что является тоже важной составляющей развития личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе по теме: Формирование познавательной рефлексии и действия смыслообразования учащихся на уроке математики по теме «Показательная функция, ее свойства и график» по учебнику А.Г. Мордковичтся первым в данной теме.

Тема «Показательная функция, ее свойства и график» изучается в разделе «Показательная и логарифмическая функции», на изучение которого запланировано 28 часов.  По тематическому планированию это п...

Урок в 11 классе по теме: Формирование познавательной рефлексии и действия смыслообразования учащихся на уроке математики по теме «Показательная функция, ее свойства и график» по учебнику А.Г. Мордковичтся первым в данной теме.

Тема «Показательная функция, ее свойства и график» изучается в разделе «Показательная и логарифмическая функции», на изучение которого запланировано 28 часов.  По тематическому планированию это п...

Из опыта работы "Формирование познавательных действий при изучении географических объектов"

Представлен материал из опыта работы по вопросу "Формирование познавательных действий при изучении географических объектов", доклад, презентация к докладу....

«Реализация деятельностного подхода при изучении темы «Атмосфера» на уроках географии 6 класс»

Деятельностный подход –это обучение при котором знания ученики добывают в процессе собственной учебо-познавательной деятельности .Для реализации деятельностного подхода при изучении темы «Атмосфера»на...

Публикация в сборнике материалов научно-практической конференции с международным участием на тему: Формирование национальных ценностей, по средствам изучение культурного наследия, на уроках географии.

География даёт уникальные возможности не только вооружить учащихся географическими знаниями и умениями, адаптировать к условиям окружающей среды, современного мира, но и воспитывать культуру поведения...

Статья на тему "Формирование познавательного интереса учащихся при выполнении домашних заданий по географии"

Статья о возможных заданиях для повышения интереса к предмету. Из опыта педагогической практики....