Формирование познавательных УУД при изучении темы «Бактерии» в 5 классе
учебно-методический материал на тему

Лихачева Наталья Степановна

Выступление на районной конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud.docx29.4 КБ
Файл uud.pptx1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательных УУД при изучении темы «Бактерии» в 5 классе.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного  пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности происходит через формирование УУД.

Универсальные учебные действия (УУД)

 - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД можно подразделить на :

личностные;

познавательные;

регулятивные;

коммуникативные.

•        Личностные  УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т.е. самопознание и самоопределение  осознание смысла учения, формирование нравственно – этических целей.

•        Регулятивные УУД – обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

Их можно представить в виде логической цепочки: целеполагание – гипотезирование – планирование -  контроль – коррекция – оценка (саморегуляция).

•        Коммуникативные  УУД подразумевают планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

•        Познавательные  УУД обеспечивают общеучебный комплекс компетенций.

Общеучебные компетенции включают в себя:

постановку познавательных целей;

определение методов информационного поиска;

структурирование знаний;

работа с источником информации;

создание алгоритма деятельности.

Логические компетенции включают в себя:

анализ;

синтез

установление причинно – следственных связей;

обобщение, выводы.

Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий.

В блоке познавательных УУД выделяется группа общеучебных универсальных действий, первое из которых - формулирование цели. Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Дети должны сами  поставить цель урока.

Не менее важным УУД является – обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники.

По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения биологии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника:

найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...;

уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);

поставь вопросы к данному абзацу;

составь суждение по тексту параграфа...;

выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;

расскажи по опорным словам (разверни информацию);

заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...;

создай таблицу (сверни информацию) по ...;

составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);

составь набор понятий темы...;

составь предложения по теме используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”, “если, то”;

зашифруй понятия темы ... в символы, систему или последовательность символов;

составь разные предложения с одним и тем же понятием ....

Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами.

Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.

Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы.

Алгоритм составления схемы:

Запишите тему, выделите ключевые слова.

Найдите основные разделы текста, дайте им названия.

Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).

Приведите примеры.

Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий: 

“найди отличия”;

“на что похоже?”;

поиск лишнего;

“лабиринты”;

“логические цепочки”;

хитроумные решения;

Игровая мозаика- ученик получает конверт с разрезанными рисунком объекта. За определенное время ему необходимо сложить мозаичный рисунок и рассказать соседу по парте о данном объекте.

составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;

работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)

составление и распознавание диаграмм;

работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).

Формирование познавательных УУД на разных этапах урока . Тема «Бактерии» в 6 классе.

1. Мотивация к учебной деятельности

Посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они?

Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях?

Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?

Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?

УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

2. Формулирование темы урока, постановка цели

В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих “зверушек” он нашел и в зубном налете.

Что же это за существа?

Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?

Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?

Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.

УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

3. Изучение нового материала

Рассмотрите микропрепараты клетки растений и клетки бактерии. Сравните клетки растений и бактерий. В чем их отличие?

Найдите определение в учебнике, как называются клетки, в которых отсутствует ядро?

Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему?

УУД: Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников.

На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы).

Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер:

УУД: использование знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму

В 1 г почвы – 3 млрд. бактерий

В 1 г воды – 6 тысяч бактерий

Почему их так много?

Показываю фрагмент фильма  “Размножение бактерий”

Сделайте вывод о способе и скорости размножения бактерий.

УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.

Задание: прочитайте 2 абзац на стр. 41 и подумайте:

Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических веществ?

Откуда получают органические вещества остальные бактерии?

Как называются эти бактерии?

Закончите схему:

УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях

В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но, как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры, нестерильные условия.

Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий?  

Анимация “Спорообразование у бактерий”

Сделайте вывод о значении спор в жизни бактерий и запишите его в тетрадь.

УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний.

4. Контролирующее задание.

Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.

Бактерии называют микроорганизмами, потому что...

Бактерии, имеющие округлую форму называются...

Клетки, в которых отсутствует ядро...

Бактерии размножаются путем...

Бациллами называют бактерии, у которых...

Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических...

Соотнести определения с изученными терминами и понятиями:

А) автотрофы

Б) гетеротрофы

В) сапротрофы

Г) паразиты

Д) цианобактерии

Е) аэробы

Ж) анаэробы

З) прокариоты

И) эукариоты

К) фотосинтез

1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро

2) Бактерии, которым для дыхания необходим кислород

3) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро

4) Бактерии и другие организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ

5) Бактерии, способные к фотосинтезу

6) Бактерии, которым не нужен кислород для жизнедеятельности.

7) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества

8) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала.

9) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ, нанося им вред

10) Процесс образования органических веществ из неорганических, который происходит с участием хлорофилла под влиянием солнечного света.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я...

2) Больше всего мне понравилось...

3)  Самым интересным сегодня на уроке было...

4)  Самым сложным для меня сегодня было...

5) Сегодня на уроке я почувствовал

6) Сегодня я понял...

7) Сегодня я научился...

8) Сегодня я задумался....

9) Сегодняшний урок показал мне

10)  На будущее мне надо иметь в виду

УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. В большей степени на этом этапе урока формируются коммуникативные, регулятивные и личностные универсальных учебных действий.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Список литературы.

  1. ФГОС нового поколения. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова, 2-е издание- М.: 2010г.

2. III педагогический марафон “Новой школе – новое качество” часть 4 ФГОС ООО: Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии. Пособие для учителя, Петропавловск-Камчатский, П-К, 2012 г – 82 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование познавательных УУД на уроках биологии

Слайд 2

Универсальные учебные действия способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 3

УУД

Слайд 4

Постановка познавательных целей; определение методов информационного поиска; структурирование знаний; работа с источником информации; создание алгоритма деятельности Анализ; Синтез; Установление причинно-следственных связей; Обобщение, выводы

Слайд 5

Задания для диагностики и формирования познавательных УУД “найди отличия”; “на что похоже?”; поиск лишнего; “лабиринты”; “логические цепочки”; хитроумные решения; Игровая мозаика- составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта; работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.) составление и распознавание диаграмм; работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).

Слайд 6

Мотивация учебной деятельности Формулирование темы урока, постановка цели Изучение нового материала Контроль знаний Рефлексия Формирование познавательных УУД на разных этапах урока

Слайд 8

В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих “зверушек” он нашел и в зубном налете.

Слайд 10

Формы бактериальных клеток Кокки (шарик) Диплококки (2 шарика) Бациллы (палочки) Вибрионы (в виде запятой) Спириллы (спираль) Стрептококки (цепочки) Стафилококки ( виноградная гроздь)

Слайд 11

Закончи предложение Бактерии называют микроорганизмами, потому что... Бактерии, имеющие округлую форму называются... Клетки, в которых отсутствует ядро... Бактерии размножаются путем... Бациллами называют бактерии, у которых... Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических...

Слайд 12

А) автотрофы Б) гетеротрофы В) сапрофиты Г) паразиты Д) цианобактерии Е) аэробы Ж) анаэробы З) прокариоты И) эукариоты К) фотосинтез 1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро 2) Бактерии, которым для дыхания необходим кислород 3) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро 4) Бактерии и другие организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ 5) Бактерии, способные к фотосинтезу 6) Бактерии, которым не нужен кислород для жизнедеятельности. 7) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества 8) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала. 9) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ, нанося им вред 10) Процесс образования органических веществ из неорганических, который происходит с участием хлорофилла под влиянием солнечного света.

Слайд 13

Рефлексия 1) А вы знаете, что сегодня на уроке я... 2) Больше всего мне понравилось... 3) Самым интересным сегодня на уроке было... 4) Самым сложным для меня сегодня было... 5) Сегодня на уроке я почувствовал 6) Сегодня я понял... 7) Сегодня я научился... 8) Сегодня я задумался.... 9) Сегодняшний урок показал мне 10) На будущее мне надо иметь в виду

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков УУД при изучении темы « Решение текстовых задач , 7-9 кл.»

Анализ темы " Решение текстовых задач" в 7-9 классах с точки зрения развития  у учащихся навыков УУД. В каждом параграфе разобраны по одной задаче, есть эталон для выполнения обязательного миниму...

Из опыта работы "Формирование познавательных действий при изучении географических объектов"

Представлен материал из опыта работы по вопросу "Формирование познавательных действий при изучении географических объектов", доклад, презентация к докладу....

Открытый урок по теме "Бактерии" 6 класс

Разработка открытого урока по теме "Бактерии" 6 класс...

Формирование познавательных УУД при изучении темы «Население» на уроках географии.

В статье говорится о роли УУД, в первую очередь познавательных УУД в географическом образовании и конкретно в изучении темы "Население" во всех классах....

Статья "Формирование этнокультурной компетенции при изучении темы "Имя прилагательное" в 6 классе"

Этнокультурная компетенция является важной составляющей в формировании  и развитии  личности. В статье описаны темы и виды учебной деятельности на уроках русского языка в 6 классе при изучен...

«Формирование познавательного интереса при изучении новых предметов» геометрия 7 класс

Данная  работа проводится во 2 четверти текущего учебного года, может быть проведена как по учебнику Л.С.Атанасяна, так и по учебнику А.В.Погорелова. К началу декабря обучающиеся ознакомились с п...

Формирование познавательного интереса к изучению биологии через организацию исследовательской деятельности учащихся

1. В современных условиях все  более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению   жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен...