«Организация проектной деятельности с учащимися 9-11 классов в процессе обучения географии».
статья по географии (9, 10, 11 класс) на тему

Жалсабон Людмила Владимировна

Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Изменения в преподавании географии, особенно в старших классах, требуют переосмысления не только содержания материала, так как появилась необходимость привлечения большого объема современной информации, но и методики преподавания. Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить организацию учебного процесса. Одним из таких является проектная деятельность, которая способствует совместной работе учителя с учениками для глубокого усвоения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_.docx48.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация проектной деятельности

с  учащимися 9-11 классов в процессе обучения географии».

Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Изменения в преподавании географии, особенно в старших классах, требуют переосмысления не только содержания материала, так как появилась необходимость привлечения большого объема современной информации, но и методики преподавания. Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить организацию учебного процесса. Одним из таких является проектная деятельность, которая способствует совместной работе учителя с учениками для глубокого усвоения знаний.

С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Основу личностного развития учащегося составляет умение учиться, познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Проектная деятельность позволяет воспитать важнейшие черты выпускника школы: нравственно и социально значимые качества, любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. К числу планируемых результатов освоения        основной        образовательной        программы        отнесены:
       • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

•  метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В течение пяти лет работаю над темой: «Организация проектной деятельности

с  учащимися 9-11 классов в процессе обучения географии». При этом ставлю перед собой следующие задачи:

  • Педагогические задачи (метапредметные, предметные, личностные результаты)
  • Практические (реализация компетентностного подхода к результатам обучения)
  • Социальные (удовлетворения какой-либо социальной потребности)

«Проект» - это такая открытая динамичная форма организации и учебной деятельности учащегося, и педагогической деятельности учителя, которая предполагает их выбор и творческие решения». Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного освоения новых способов человеческой деятельности.

Предварительный выбор темы, над которой будут работать ученики, происходит с учетом рекомендаций учителя. Осуществление проектной деятельности возможной лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы.

Использование методов традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные, дистанционные, проектные, исследовательские.

При работе над проектами по географии можно выделить несколько видов проектов:

-исследовательский (имитация научного исследования, обязательно предусматривает эксперимент, данные проект имеет четкую структуру) – реферат, доклад, научная статья).

- реферативно-описательный ориентирован в основном на обработку информации, выявление проблем, не предусматривает экспериментальной проверки.

- творческий (описание творческой деятельности).

Вашему вниманию представлены темы проектов, используемые в урочной и во внеурочной деятельности.

Темы проектов для учащихся 9 класса:

  1. Традиционные отрасли сельского хозяйства Республики Бурятия.
  2. Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.
  3. Народные промыслы моего народа.
  4. Разработка проекта “Селенгинский район – Мекка для туристов ”.
  5. Этническая культура народов Северного Кавказа.
  6. Анализ экологического состояния Селенги и их притоков.
  7. Народные промыслы.
  8. Современные проблемы коренных народов Севера.
  9. Жилища кочевников.
  10. Зачем предприятиям города Гусиноозерска нужны очистные сооружения?
  11. Историко-культурные памятники нашего района
  12. История картографии
  13. История компаса
  14. История открытия Северного морского пути
  15. Как адаптироваться сельскому жителю в крупном городе?
  16. Как улучшить здоровье и повысить уровень жизни населения моего района?
  17. Как человек меняя среду обитания, меняется сам?
  18. Каким может быть проект возрождения сельских поселений Центральной России?
  19. Лесопромышленный комплекс России, проблемы его развития.
  20. Минеральные ресурсы России, география и проблемы использования .
  21. Непризнанные государства. Общие особенности и проблемы.
  22. Нужны ли иностранные инвестиции промышленности России?
  23. Особенности расселения населения в России .
  24. Оффшорные зоны как результат мировой глобализации.
  25. Почвы моего района, их хозяйственное использование.
  26. Сравнительная характеристика морей России.
  27. Стоит ли России сокращать армию и военные расходы до американских?
  28. Страны с переходной экономикой – Россия, Восточная Европа, Китай. Сравнительная характеристика.
  29. Что лучше: жить на пособие по безработице или заниматься нелюбимой работой?

Темы исследовательских проектов по географии 10 - 11 класс

  1. Агроклиматические ресурсы моего района.
  2. Агропромышленный комплекс республики: современное состояние, проблемы и перспективы развития.
  3. Антропогенные катастрофы в природе.
  4. Взаимосвязь рельефа и природы родного края. Природопользование.
  5. Влияние географических особенностей на национальные символы страны.
  6. Влияние географического положения на жизнь людей нашего района.
  7. Влияние многолетней мерзлоты на окружающую среду.
  8. Влияние положения женщины в обществе на демографическую ситуацию в стране.
  9. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние почвы.
  10. Влияние цветовой гаммы города на здоровье его жителей.
  11. Внутренние воды нашей республики.
  12. Географическая грамотность учащихся нашей школы
  13. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
  14. Географические названия нашей республики
  15. Географические проблемы урбанизации (на примере нашего края).
  16. География достоверная и невероятная. Научность и художественный вымысел.
  17. География международного туризма.
  18. Демографическая политика и права личности.
  19. Демографическая проблема.
  20. Демографическая ситуация в нашей стране.
  21. Демографическая ситуация в нашем районе.
  22. Задачи управления пространственными системами и проблемы геокибернетики.
  23. Землетрясение — могучая сила
  24. Значения учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере для развития географии.
  25. Исследование современного туризма
  26. Историко-географические и социально-экономические особенности развития нашей области в гербах.
  27. Историко-географические факторы в гербовых символах городов и районов нашей республики.
  28. Каким вы видите демографический портрет планеты к концу 21 века?
  29. Какими возможностями для увеличения производства продуктов питания обладает современная наука?
  30. Куда следует направить капиталовложения общества, чтобы сохранить планету и цивилизацию?
  31. Легенды как способ изучения истории и географии родного края.
  32. Легкие нашей планеты.
  33. Минералы нашего района.
  34. Мир камня и живое прошлое Земли (на примере горных пород и окаменелостей)
  35. Мир топонимов: прошлое в настоящем
  36. Мировые города – главные центры активности мирового сообщества.
  37. Насколько правомерно проведение демографической политики? Не ущемляет ли она права личности?
  38. Непризнанные государства. Общие особенности и проблемы.
  39. Нетрадиционные источники получения энергии.
  40. Нефть — природное богатство.
  41. Нефть и газ.
  42. Нефть и ее роль в жизни человека
  43. Особо охраняемые территории мира.
  44. Остров Ольхон – туристический центр или заповедная территория.
  45. Перспективы развития туризма на Байкале.
  46. Политическая карта мира. Этапы формирования. Международные конфликты.
  47. Почему Европа была и остаётся главным районом международного туризма?
  48. Почему именно Атлантический океан стал «великим путём мировой торговли»?
  49. Праздники, традиции, обычаи народов мира.
  50. Проблемы переселенцев в России и мире.
  51. Солнечная энергетика, проблемы развития
  52. Сравнительная характеристика современного вулканизма Исландии и Камчатки.
  53. Страны СНГ.

Приведены три сокращенных варианта проектов, выполненные учащимися в разное время.

Приложение №1

Межпредметный реферативно-исследовательский проект

«Микрогосударства Зарубежной Европы»

Тип проекта: реферативно-исследовательский

Участники: ученики 10 классов.

Учебные предметы: география, история.

Цель: создание информационного справочника «Страны мира»; знакомство с микрогосударствами Зарубежной Европы, их значением в экономико-историческом развитии всего европейского региона.

Среди более 230 стран мира, разных по площади, гигантов, больших и средних, особую группу представляют страны малышки – микрогосударства или карлики. Больше всего таких государств в Зарубежной Европе. Площадь их порой не превышает 2-3 км2 , а население чуть более двух тысяч человек. И все же это государства, имеющие значительный вес в мировом экономическом обществе.

Андорра

Страна расположена на юго-западе Европы, на восточных склонах Пиренейских гор между Францией и Испанией. Общая площадь страны 468 кв.км. Андорра занимает выгодное географическое положение. Она связующее звено во франко-итальянских торговых отношениях.

Политический строй

     В Андорре главенствует парламентская демократия под протекторатом Франции и Испании. Президент Франции и епископ Урхельский (Испания), представленные своими наместниками-викариями, являются главами государства Андорра. Наместников назначают на 3-х летний срок. Президент Исполнительного совета – глава правительства, который избирается Генеральным Советом Долин на 4-летний срок. Парламент – Генеральный Совет Долин состоит из 28 депутатов.

Население Андорры

По численности населения Андорра занимает одно из последних мест в мире. По статистическим данным число жителей этого карликового государства в пределах 80 тыс. человек. Причем число самих андоррцев находится в пределах 1/3. К остальным жителям национальным группам страны относятся испанцы, а также португальцы и французы, общая численность которых уступает количеству представителей испанского этноса примерно в 2 раза. Религия – католическая. (99,1% верующих).

Андорра – зимний курорт

Андорра – уникальный зимний курорт для любителей лыжного спорта. Желающие могут менять район катания ежедневно. В Андорре насчитывается большое количество крупных горнолыжных курортов, которые ежегодно готовы принимать сотни туристов.

Структура хозяйства Андорры

Андорра-ла-Велья является не только политическим, но и финансовым центром княжества. Несмотря на то что благоприятный горный климат и высокое качество инфраструктуры позволяют стране занимать ведущие позиции на рынке туристических услуг, значительный доход в экономику страны приносит ее статус международного офшора. Именно по этой причине в Андорре разместились офисы крупных международных корпораций, банки и международные организации. В столице проводятся международные спортивные соревнования, привлекающие тысячи участников и зрителей. Однажды Андорра-ла-Велья даже претендовала на проведение Олимпийских игр, но ее заявка не была принята. Развитие сельского хозяйства в Андорре ограничено тем, что лишь 2 % земель пригодны для обработки. В этой отрасли занято менее 1 % населения. Выращивается картофель и табак (им заняты 20 % сельскохозяйственных земель), в небольшом количестве — ячмень и рожь. Большую часть продуктов питания приходится импортировать. Зато в стране традиционно было развито животноводство. Разводят овец (основной источник шерсти), коз и крупный рогатый скот.

Ватикан

Географическое положение

Государство, расположенное на территории столицы Италии – Рима (на холме Монте-Ватикано). Общая площадь 0,44 км2 Длина границы с Италией 3,2 км. На территории Ватикана сосредоточены величайшие сокровища мировой культуры, которые привлекают многих туристов, паломников из различных стран мира.

Государственный строй

Ватикан — абсолютная теократическая монархия, управляемая Святым Престолом. Сувереном Святого Престола, в руках которого сосредоточены абсолютная законодательная, исполнительная и судебная власть, является папа римский, избирающийся кардиналами на пожизненный срок. После смерти Папы и во время конклавa вплоть до инаугурации нового Папы его обязанности исполняет камерленго.

Население Ватикана

Население Ватикана составляет около 800 человек, из которых свыше 450 имеют ватиканское гражданство, тогда как остальные имеют разрешение на временное или постоянное проживание в Государстве без предоставления им гражданства.

Около половины граждан Ватикана живут не в Государстве, но в других странах, прежде всего по служебным мотивам (это касается особенно дипломатического персонала). Приобретение и утрата ватиканского гражданства, разрешение на пребывание на территории Ватикана и формальности, касающиеся доступа на эту территорию, регулируются особыми нормами, принятыми в соответствии с Латеранскими соглашениями.

Папа Римский

Ри́мский па́па — в международном праве — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти. Ему помогают кардиналы и легаты. Покой и неприкосновенность Папы охраняют гвардейцы.

Экономика

Основные источники доходов Ватикана — туризм и пожертвования католиков. Работают в Ватикане в основном итальянцы. Граждане Ватикана в основном служат церкви. Доходы (по данным 2003 года) составили 252 миллиона долларов США, расходы — 264 миллиона. Бюджет Ватикана — 310 миллионов долларов США. Ватикан входит в еврозону с 1999 года. Как любое другое государство, официально входящее в еврозону, Ватикан имеет собственный дизайн аверса монет: на нём изображается портрет правящего (на момент чеканки) папы римского.

Приложение №2

Межпредметный реферативно-исследовательский проект

«Народные промыслы моего народа»

Автор проекта:

Дугаржапова Чимита

Учебные предметы: география, история, МХК, ИЗО

Введение

У каждого народа есть своя история, самобытная и неповторимая культура, которая характеризует не только уклад жизни, традиции, но и отражает суть народа.

Актуальность

Главное для моего народа, для бурят является сохранение, изучение самобытной нашей бурятской культуры, особенно это актуально в год культуры, объявленный в нашей стране.

Объект исследования

Национальная культура бурятского народа

Предмет исследования

Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство

Цель работы

Формирование представления о декоративно - прикладном творчестве бурятских мастеров.

Задачи

1.Ознакомление с основными видами народных промыслов.

2.Развитие интереса к народному искусству бурят.

Вступление

С древних времен плели буряты тары - коврики из конского волоса или из меха животного, делали музыкальные инструменты, украшали и шили одежду, изготовляли обувь, бытовые предметы, строили дома без гвоздей, были кузнечные работы, резьба по дереву, плетение, теснение, шитье и вышивка. При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, камня, металла - создавались произведения искусства. Для бурятского орнамента характерен мотив, называемый бараньим рогом, его употребляли как одностороннее украшение. Либо как удвоенный завиток, повторяемый в крестовидных и ромбовидных фигурах

Основная часть

Кузнечное ремесло

Наиболее древним ремеслом являлось кузнечное. В бурятских преданиях часто упоминаются белые - специалисты по цветному металлу и черные - специалисты по железу кузнецы. Они делали орудия охоты и военного снаряжения, предметы быта и котлы для варки пищи, ножи, топоры, серпы, лопаты, ножницы для стрижки овец. В кочевых районах большое значение имело производство подков, удил, стремян, пряжек и прочих принадлежностей конской сбруи. Буряты переняли от курыкан высокое мастерство кузнечного искусства. Многие их них были прекрасными мастерами и настоящими ювелирами. Сохранились ножи, украшения для седел и другие вещи, сделанные необычайно искусно.

Основным приемом работы кузнецов была и остаётся ковка. В рабочем инвентаре кузнецов: горн, наковальня, различные молоты, зубила, пробойники, буравы, напильники, паяльники. Свои инструменты кузнецы делали сами.

 Кузнецы-ювелиры делали, главным образом из серебра, украшения для женской одежды, головных уборов, нагрудные украшения, а так же браслеты, кольца, различные серебряные накладки на сбрую и вооружение. Для отделки женских украшений в отдельных случаях использовали кораллы - маржан, бирюзу, сердолик, топаз и другие камни

При изготовлении ювелирных изделий применялись такие приемы, как насечка, чеканка, штамповка, гравировка, скань, чернь, серебрение и золочение. Гравировку делали стальными стержнями с заточенным концом. Небольшими пластинами с серебряной насечкой украшались пояса, огнива, седла, наседельники, а так же колчаны и налучники.

У забайкальских бурят-буддистов в дацанах были люди, специально занимавшиеся отливкой буддийских икон-статуэток и других предметов культа. Испокон веков кузнечное дело у бурят имело огромное значение. Мастера-дарханы пользовались огромным уважением среди сородичей, работа их, сопровождавшаяся выполнением многих обрядов, представлялась неким таинством, большинство секретов передавалось по наследству, исключительно  по отцовской линии и только посвященным.

Люди, не имеющие кузнечного происхождения, не могли быть кузнецами - они умирали или в его семье были несчастья. Кузнецам-дарханам  присваивалось божественное происхождение, а их кузнечные инструменты и металл, считались священными.

Бурятские кузнецы  делились на «түмэршэ дархан» - мастер по железу, «мүнгэшэ дархан» - мастер по серебру и «алташа дархан» - мастер по золоту. Кузнечная работа была только летом, в зимнее время они не могли работать, так как у них не было постоянных горных и железных наковален, а ковали на каменных наковальнях, и все инструменты были простые: железные могли работать только в летнее время, когда становились на более или менее продолжительную стоянку, на одном месте. Зимой, переходя с одного места на другое, невозможно было носить с собой громоздкие инструменты – железные молоты, клещи, меха.

Обработка кожи и войлока

Обработка кожи и войлока, распространенная у кочевого и полукочевого населения, носила домашний характер. Из войлока делались покрышки для юрт, подстилки для сидения на полу, мешки для хранения соли и пр. Кожа использовалась для изготовления одежды, обуви, сбруи и сосудов для молочных продуктов.

При обработке кожи, прежде всего, соскабливалась шерсть, ножом или косою. После этого кожа смазывалась закваской из ржаной муки, а в процессе обработки - маслом или костным мозгом. Мелкие кожи мяли в руках, а мездру очищали скребком.

           Для выделки кож крупного рогатого скота и лошадей, употребляли массивные кожемялки - эригулгэ. Она состояла из вертикальной оси, к которой приставлялись две выдолбленные колоды. На ось между колодами навертывалась кожа, затем обе колоды связывались вместе и вращались вокруг оси. При вращении кожа размягчалась. При изготовлении войлока шерсть сильно взбивалась палками и раскладывалась слоем в 6-7 см. толщиной, затем, обильно политая водой, она накручивалась на деревянный вал. В кочевых восточных районах вал с войлоком обертывался сверху кожей и обвязывался веревками. На концы вала надевали короткие деревянные трубки с прикрепленной к ним веревкой, привязанной другим концом к седлу лошади. Вал катался по степи до тех пор, пока не был готов войлок. У западных бурят вал обертывался посредине веревкой, концы которой держали женщины. По мере натягивания веревки вал перекатывался из стороны в сторону, валяя шерсть. Выделка кожи считалась женской работой, и ею занималась каждая хозяйка. Процесс обработки начинался с подготовки сухой кожи: ее размягчали, смачивая молоком или сагааном, разведенным на молоке. Намокшую кожу свертывали по длине мездрой внутрь; один конец рулона привязывали к небольшому колу, к свободному концу прикрепляли рукоятку, палку сантиметров тридцати длиною. Держась за нее обеими руками начинали крутить и вытягивать кожу. Кожа вытягивалась в длинный жгут, который постепенно свивался вдвое. Скрученную кожу прикрепляли к колу и оставляли на час. Описанную процедуру повторяли через каждый час, в течение пяти-шести дней. Эта первоначальная обработка называлась хатюулдаха. Потом овчинку снимают, расправляют, смазывают тем же составом и опять крутят. После трехкратного повторения этой процедуры овчину моют водой и сушат. Затем, после сушки, производят эльгэдэлгэ- обработку печенью. Для этого вареную печень разминают в молоке до тех пор, пока не исчезнут даже самые маленькие кусочки. Намазав овчину печеночной кашицей, ее свертывают и оставляют. Через два-три дня расстилают и начинают обрабатывать хэдэргэ. Хэдэргэ - это специально сделанная полоска железа, одна сторона которой чуть заострена наподобие лезвия, но так, чтобы не могла резать. Хэдэргэ насаживается тупой стороной на деревянный стержень. Женщина садится на землю, вытянув ноги, берет на колени овчину, один ее конец кладет на носок, а второй ногой прижимает. Потом берет оба конца хэдэргэ и, захватывая большими пальцами овчину, ведет на себя хэдэргэ. Одним и тем же движением она мнет и растягивает овчину. Работа эта производится в несколько приемов. В результате овчина вытягивается и становится мягкой и гладкой. После такой операции ее скоблят старой, совершенно притупившейся косой, сдирая шелуху с мездры. Было два вида кожемялок. Одна в виде корыта с качающейся ручкой, зазубренной на внутренней стороне. Под эту ручку подкладывали кожу и мяли. Другая большая: две метровой длины плахи с расширением в середине насаживаются на расстоянии почти метра друг от друга на вкопанный в землю столб с щелью. В щель заталкивается несколько кож мездрой наружу. Вокруг столба насажены граненые палки. Мялку крутят с помощью кола, воткнутого в середину. Выделка кожи закончена, можно из нее шить дыгыл, шаровары, унты. Нагольную шубу шили из дубленой овчины. Для этого в круглой ямке глубиной около 40 сантиметров жгут сухой конский помет и сосновые шишки. Над ямкой устанавливается тренога из метровых палок, верхние концы которых связаны. Треногу обвертывают овчиной мездрой внутрь. Овчина подвергается действию дыма в течение двух-трех часов и приобретает бледновато - желтую окраску.

Обработка шерсти. Обычно овец стригли в июне. После стрижки шерсть сушили в течение нескольких дней, разложив ее на одеяла, старых дыгылах, брезенте. Потом ее обрабатывали и делали войлок. Наметив день для обработки шерсти, хозяева оповещали соседей с просьбой принять участие в работе. Собранные у соседей овчинные одеяла расстилают на земле шерстью вниз, на каждое из них кладут по охапке шерсти. По обеим сторонам одеял, друг против друга, садятся два человека, каждый берет в руки по два прута- hабаа, и начинают взбивать шерсть. Эти орудия для обработки шерсти делали из ивовых прутьев длиною около метра, толщиною в палец, тщательно очистив их от кожуры и сучков. Оба напарника одновременно ударяют по шерсти правой и левой рукой попеременно. Одеяло с шерстью называлось дэбшээри. Смотря по количеству собравшихся людей, образовывались пять, шесть, а то и с десяток дэбшээри. Примерно через полчаса шерсть становилась чистой и пушистой. Тогда ее расстилали на одеяле и равняли палками. Рыхлый слой шерсти уплотняли, затем образовавшееся полотно закручивают жгутом и относят в сарай. Каждая пара проделывает несколько таких операций. После завершения работы полагалось угощение мясным обедом, которому предшествовало общее чаепитие. Для катания войлока приглашали несколько мужчин. Коровью или конскую шкуру, вымоченную в воде в течение одного или двух дней, расстилают на земле вверх мездрой, на нее стелют брезент или мокрый холст, затем накладывают ровным слоем шерсть, посыпают травой и сбрызгивают водой. Когда шерсть промокнет насквозь, ее с брезентом накатывают на гладко выструганный деревянный вал длиною два с половиною - три метра, диаметром 8-10 сантиметров. Скатанный брезент с шерстью туго обвязывают веревкой. На оба конца деревянного стержня вала надевают деревянные кольца с прицепленными к ним веревками. Подъезжают два человека верхом на двух конях в хомутах. Им подают концы веревок с продетыми в них hабаа, они вдевают эти hабаа кончиками в ушко гужей, а другие концы берут в руки и трогаются с места. За ними катится вал. Всадники делают пять-шесть рейсов на расстоянии двух-трех километров, после этого войлок готов. Некоторые хозяева катали один войлок, другие- десять и более. Бывало и так, что два-три хозяина вместе делали один войлок. Это, конечно, были бедняки. Вся работа по обработке шерсти и производству войлока выполнялась сообща, с помощью родственников и соседей. Дружная коллективная работа создавала у всех приподнятое настроение.

Заключение

Культура бурят представляет собой очень интересную самобытность. История бурятских ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть и в народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили они, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу особенно для детей. В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. Его произведения разнообразны: от маленькой брошки, сувенирной фигурки - игрушки, до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции. Последнее десятилетие по-разному отразилось на развитии того или иного промысла бурят. Однако одной из характерных черт этих лет явился огромный интерес к народным традициям.

 

Приложение №3

Проект на тему: Селенгинский район – «Мекка» для туристов.

Тип проекта: реферативно-исследовательский

Участники: ученики 9-10 классов.

Учебные предметы: география, история,информатика.

Цель проекта: углубленное изучение своей местности с целью оценивания туристко- рекреационных ресурсов для привлечения туристов и отдыхающих.

Данный проект может быть организован учителем при изучении последнего раздела курса «География России» - «География  Селенгинского района». Проект ориентирован на самостоятельную, исследовательскую деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, творческих областей.

Задачи:

- определить рабочие группы и распределить в них обязанности

-ознакомить с письменными рекомендациями

- определить  критерии оценки и результатов

- утвердить индивидуальные планы участников группы

- выбрать источники информации

- собрать данные для изучения определенных объектов, входящие в туристко-рекреационный  маршрут

-определить варианты развития туризма на территории района

- представить результаты своего исследования, презентация

Ожидаемые результаты проекта

1.Оценка туристко-рекреационного потенциала территории

2.Создание информационно-справочного и картографического обеспечения туристской деятельности

3.Освещение в СМИ

4.Создание маршрутов историко-культурного, этно-экологического, научно-исследовательского содержания с установкой аншлагов

5.Прогнозирование на спрос и популярность тематических экскурсий

Краткое описание проекта

Суть проекта состоит в качественной оценке о целесообразности открытия туристко-рекреационного маршрута и привлечения инвестиций в развитие туризма на территории Селенгинского района.

План научного исследования.

1.        Обосновать актуальность выбранной темы

2.        Постановка цели и конкретных задач исследования

3.        Определить объекты и предметы исследования

4.         Выбор методов (методики) проведения исследования с описанием его процесса.

5.         Обсуждение результатов исследования

6.         Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Проект состоит из 3 этапов: поисковый, практический, контрольный.

Поисковый этап заключается в изучении литературных источников по историческому прошлому и природно-ресурсному потенциалу, далее следует определение целей, формулирование задач, опрос и анализ общественного мнения. Практический этап предполагает собой практические работы на местности: съемка местности, картографирование,  сбор и систематизация  материалов (факты, результаты), подбор иллюстрации, обобщение и отбор объектов, входящие в туристско-рекреационный маршрут, промежуточные отчеты, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта, консультация со специалистами, установка аншлагов с описанием объектов. Контрольный этап заключается в оформлении полученных результатов,  их анализе с последующей презентацией, доработке проекта с учетом замечаний и пожеланий, подготовка к публичной защите проекта. Подведение итогов.

План мероприятий по реализации проекта

 - Поиск и систематизация информации об истории освоения, о природе своего края

 - Изучение общественного мнения (анкетирование, опрос)

 - Консультация с экспертами по сопровождению реализации проектов развития туристко-рекрационных особых экономических зон  

 - Оценка туристко-рекреационного потенциала территории

 - Освещение результатов в средствах массовой информации

 - Презентация

 - Рефлексия

Перспективы развития проекта

Проект имеет перспективу, так как имеет развитие в системе многоуровневого профессионального образования по подготовке кадров для индустрии района и гостеприимства.

Изучение туристко-рекреационнго потенциала окрестностей села Новоселенгинск с последующим созданием на территории культурно-исторического комплекса «Селенгинская россыпь» способствует:

- продвижению в районе и в республике международных образовательных стандартов на базе Международного конгресса профессионального туристского образования и ведущих мировых школ по туризму и гостеприимству;

- формирует систему статистического учета, обработки и анализа статистических данных по туризму;

- способствует развитию концепции регионального туристского маркетинга на территории Бурятии.

Для обеспечения материально-технического обеспечения данного проекта требуется оборудование всех школьных кабинетов. Финансирование за счет администрации школы, администрации  поселения «Новоселенгинское», дирекции дома-музея купца Д.Д. Старцева, частных предпринимателей.

         Оценка качества выполнения проекта оценивается экспертами, учителями, участниками проекта, родителями, населением села.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения физике

В данной презентации (с интерактивным слайдом №5) рассмотрена поэтапная работа над проектом с указанием формируемых УУД на каждом этапе при обучении физике., что приводит к пониманию проектной де...

Особенности организации проектной деятельности в условиях МШДО (Муниципальной школы дистанционного обучения).

Дистанционная форма обучения позволяет в достаточной мере реализовать основные положения модульного обучения через самостоятельную, творческую деятельность учащихся, организацию самоконтроля. В статье...

Мастер-класс "Организация проектной деятельности с учащимися старших классов, имеющих трудности в подготовке к ЕГЭ"

Одной из задач, стоящих перед каждым учителем, является подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные на его взгляд методы, формы и техно...

Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения

В работе рассмотрены: -Характеристика метапредметных результатов обучения математике; -Роль проектов в формировании универсальных учебных действий; -Примеры работы над проектами, выполняемыми уче...

Методический семинар на тему "Опыт организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов по созданию литературных атласов»

Методический семинар на тему "Опыт организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов по созданию литературных атласов»...

Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"

Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся 5-9 классов

Методические рекомендации содержат описание системы организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов и алгоритм работы над учебным проектом, включающий  в себя этапы разработки проекта, по...