Урок обобщения знаний «Южные материки»
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Александрова Галина Ивановна

Урок  обобщения знаний "Южные материки" проводится в форме игры. Игру можно проводить в одном классе и на географическом вечере между классами. Количество конкурсов можно менять в зависимости от времени, которым располагаем. Болельщики не только выслушивают ответы, но и сами принимают участие в игре.Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом за счет организации общения и коллективной работы.  В процессе игры ученики проявляют заботу друг о друге, оказывают помощь и поддержку. Взаимный контроль способствует развитию самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obobshcheniya_yuzhnye_materiki.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения знаний «Южные материки»

Цели:

  • обобщить и закрепить  знания о Южных материках;
  • развивать познавательные и творческие навыки у учащихся;
  • формировать умения работать в коллективе;
  • повышать интерес к предмету.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Форма урока: урок – игра «Географический бой».

 Оборудование: физическая карта мира, атласы, компьютер, презентация.

Подготовительный этап.  За две недели до игры ребятам дают задание:

1. подобрать занимательные вопросы для викторины;

2. подобрать материал – загадки, кроссворды для географической газеты;

3. определить состав команд (5-6 человек), капитанов, выбрать название команды, девиз, эмблему;

Ход игры:

Учитель – ведущий представляет жюри и знакомит с правилами игры:

1. за правильный полный ответ команде присуждается 1балл; за неполный ответ – 0,5 балла;

2. за нарушение дисциплины, подсказку, выкрики – жюри имеет право снять 2 балла.

1 конкурс «Право выбора» -  команды крутят  «волчок», выбирают материк и номер вопроса.

Африка.

1. Где могла быть произведена такая запись?

«Определение показало, что мы находимся на грани двух полушарий, примерно в 500 км от Индийского океана. На юге возвышался величественный потухший вулкан. солнце сегодня было в зените и серебристая снежная шапка веками плавилась под лучами Солнца». (г. Кения)

2. Значительная территория этого государства, расположенного к востоку от одноименного с ним озера, находится в большой зависимости от его режима. Для этого озера, не имеющего стока, характерно непостоянство размеров и очертаний берегов.

Почему? О каком государстве и озере идет речь7  (Чад)

3. Чем объясняется возникновение в юго-западной части  Африки пустыни? Назовите ее. (Намиб)

Австралия.

1. Это самая большая постройка, созданная на Земле живыми существами, представляет собой огромную полосу, протянувшуюся на 2000 км у восточного побережья материка. Полоса, достигающая в ширину 150 км и круто обрывающаяся в море, сложена из остатков самих строителей.

О каком сооружении идет речь?

2. Эти растения удивительны тем, что выполняют роль естественных насосов. Высаженные в заболоченных районах, они способствуют быстрому осушению. Из-за ценной древесины и способности к быстрому росту их разводят почти во всех странах субтропических и тропических поясов. Что это за растение? Назовите их родину. (Эвкалипты. Австралия)

3. Тело жирного щенка со шкурой, которая ему заметно велика, между пальцами лап перепонки, на голове – клюв, хвост как у бобра, а передние лапы – барсучьи, у самца на задних лапах петушиные шпоры, которые выделяют яд. Какое это животное? (Утконос)

Антарктида.

1. Кто и на каких судах открыл Антарктиду? ( Ф.Беллинсгаузен и М. Лазарев. Восток, Мирный).

2. Что такое стоковые ветры и как они образуются?

3. Назовите путешественника, который первым достиг южного полюса.

Южная Америка.

1. Почти на 1000 км тянется узкой полосой эта область. Уродливые кактусы, да изредка мелкорослые кустарники покрывают ее однообразную поверхность. «Земным адом» часто ее называют. В среднем здесь выпадает не более 50 мм осадков, да и то не ежегодно.

как называется эта область? (Атакама)

2. Лохматое животное со страдающим выражением морды, смирившись со своей неподвижностью, висит на дереве вниз головой целыми часами. Назовите его. (Ленивец)

3. Об одном из уголков земного шара пишут следующее: «…человек, попавший в эти леса, дважды испытывает острую радость: в первый день, когда ослепленный их сказочным богатством, он думает, что попал в рай, и в последний день, когда на грани безумства он, наконец, удирает из этого зеленого ада».

О каком уголке природы идет речь? (Амазония, сельва)

2 конкурс «Знатоков»

Каждому игроку команды ведущий задает вопрос. Если все игроки команды ответят правильно, команда получает одно очко дополнительно (6+1=7). На обдумывание дается 15 секунд.

1 команда:

!)  что такое сельва?

2) вулкан в Антарктиде?

3) полюс холода Земли?

4) что такое Гондвана?

5) горы в Австралии7

6) самый высокий водопад в мире?

2 команда:

1) самая полноводная река на земле?

2) как называют пересыхающие русла рек в Австралии?

3) наивысшая точка Африки?

4) самое «тучное» дерево планеты?

5) центральная станция полярников в Антарктиде?

6) что такое гевея?

 3. конкурс «Капитаны - вперед»

1. Капитанам предлагаются карточки с названиями 10 географических объектов. Задание: кто быстрее и правильно  покажет на карте.

2. Капитаны получают пакетики: 1- с зернами кофе, 2- с порошком какао.

Задание: Назовите растение, которое дает эти плоды, его родину, районы выращивания, как используется.

4 конкурс «Что лишнее?»

1 команда:                                                           2 команда:

1) Конго,Ньяса, Нил                                   1) ехидна, лама, утконос

2) Эфиопия, Эквадор, Чад                        2) Чили, Венесуэла, Гана

3) Каир, Каракас, Сантьяго                       3) Мельбурн, Кейптаун, Сидней

4) Танганьика, Эйр, Парана                      4) Титикака, Моракайбо, Дарлинг  

5) Аххагар, Игуасу, Анхель                        5) Мадагаскар, Тасмания, Намиб

5 конкурс – видеоконкурс.

Команды рассматривают  предлагаемые им слайды, называют, что на них изображено, на каком материке находятся, например природные зоны, водопад, растения, животные, народы и др.

В конце игры подводятся итоги. Пока подводятся итоги, болельщики  команд задают вопросы друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок - деловая игра "Южные материки"

В познавательной географической игре "Южные материки" закрепляются умения применять полученные ранее знания, навыки пользования справочной и другой литературой, а главное учащиеся в игре ...

Презентация к уроку в 7 классе "Ошибки Жюля Верна. Обобщение по Южным материкам"

Это презентация к уроку-проекту "Ошибки Жюля Верна". Материал подобран на осове романов "Таинственный остров", "Пятнадцатилетний капитан", "Дети капитана Гранта"....

Урок-обобщение по теме "Материки и океаны" для 7 класса "Кругосветная регата"

В целях повторения  и проверки знаний о материках и океанах; в целях развития творческих способностей, познавательной активности путем правильного применения знаний в нестандартной ситуации предл...

Конспект урока "Обобщение знаний по теме Южная Америка

Материал поможет в игровой форме выявить знания учащихся о материке Южная Америка, расширить познавательную активность учащихся, сформировать умение правильно оценивать свои возможности....

Урок по географии «Южные материки», 7-й класс

Урок может быть проведен в  7 классе и составлен согласнот требованиям  ФГОС....

Урок: Обобщение знаний по теме: «Материки южного полушария».

         Это материалы к обобщающему уроку по данной теме. Урок проводится в форме игры - игра по станциям. Объект игры - материк южного полушария. Учащиеся работают по...