Разработка урока по теме "Современное состояние и перспективы сельского хозяйства Республики Тыва"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
План-конспект урока в 8-ом классе по курсу Географии Тувы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennoe_sostoyanie_i_perspektivy_razvitiya_selskogo_hozyaystva_v_tuve.docx | 85.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:«Современное состояние и перспективы развития
сельского хозяйства в республике Тыва»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с современным состоянием сельского хозяйства республики Тыва.
- Познакомить учащихся с отраслевым составом сельского хозяйства и их географией размещения.
- Продолжить формировать умение анализировать статистические данные, таблицы и делать на основе произведенного анализа обобщения и выводы.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- называть основные отрасли сельского хозяйства;
- показывать на карте размещение основных сельскохозяйственных культур и объяснять географию их размещения.
Новые понятия и представления:
- сельскохозяйственные угодья;
- земледелие;
- животноводство;
Средства обучения: учебное пособие для 9 класса «География Республики Тыва», К.О.Шактаржик, А.Ч.Кылгыдай и др., учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений «Экономическая география Республики Тыва» для 8-10 классов, Самбуу А.Д., Дубровский Н.Г.
Методы и формы обучения:словесный (беседа), наглядный (компьютерный), частично-поисковый (опережающие устные сообщения учащихся).
Результаты урока. Опорный конспект, схемы и таблицы в тетради.
Ход урока:
I. Организационный момент
1. Приветствие. Проверка к готовности урока.
Здравствуйте, ребята.Меня зовут Сылдысмаа Робертовна, я учитель географии МБОУ СОШ № 8 г.Кызыла и сегодня у нас открытый конкурсный урок по географии Тувы.
2. Подготовка учащихся к активному сознательному уровню знаний.
Учитель: вы завершили тему “Общая характеристика хозяйства Тувы”, в которой выяснили, что экономика Тувы состоит из разнообразных и непохожих друг на друга, часто взаимосвязанных и взаимозависимых отраслей, составляющих хозяйство страны. Сегодня на уроке начнём знакомиться с главными отраслями экономики более подробно. И самое первое наше знакомство состоится с характеристики сельского хозяйства.
Итак, тема урока:«Современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства в республике Тыва» (записывают в тетрадь тему урока) .Вопросы, которые будут рассмотрены в процессе изучения материала это:
- главные особенности сельского хозяйства;
- отраслевой состав сельского хозяйства;
- география земледелия и животноводства
Дадим объяснение новым понятиям :
- сельскохозяйственные угодья;
- земледелие;
- животноводство;
II. Этап усвоения новых знаний
Учитель: Сельское хозяйство – главная отрасль хозяйства Республики Тыва. Его задача – производство сельскохозяйственной продукции для населения и сырья для отраслей легкой и пищевой промышленности.
Сельское хозяйство - древнейшаяотрасль хозяйства, которую относят к первичному сектору экономики.
Вопрос:ребята,объясните, почему сельское хозяйство относят к первичному сектору экономики?
Ответ:Сельское хозяйство использует “производительные силы природы” как:
- почвенное плодородие,
- солнечный свет и тепло,
- осадки,
- естественную растительность (пастбища и сенокосы).
-Молодцы, ребята. Площадь сельхозугодий составляет свыше 4,5 млн. га. Особенностью пастбищных угодий Тувы является возможность использования значительной их части в течение круглого года для выпаса мелкого и крупного рогатого скота, общая численность которого в Туве может достигнуть 2 миллионов голов.
Своеобразие природно-климатических условий республики исторически определило особенности аграрной отрасли. Традиционно-приоритетным является развитие отгонного животноводства. В хозяйствах республики разводится крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи, лошади, птица.
III. Практическая работа.
На карте Тувы отметить 4 сельскохозяйственные зоны Тувы ( в ходе характеристики зон, дети отмечают на карте зоны).
В Туве с учетом разнообразия природных условий сложилась специализация сельскохозяйственного производства на 4 сельскохозяйственные зоны:
1. Центральная межгорная степная зона расположена в хорошо освоенных Улуг-Хемской и Турано-Уюкской котловинах. В эту зону входят Каа-Хемский, Кызылский, Пий-Хемский, Тандинский, Улуг-Хемский, Чеди-Хольский и Чаа-Хольский кожууны. Природные условия зоны благоприятны для развития земледелия и животноводства. Это основная житница республики. Здесь возделывают зерновые, кормовые, овощебахчевые культуры. Хорошо развито животноводство: мясо-молочное скотоводство, овцеводство, птицеводство, коневодство.
2. Западная горно-степная зона занимает Хемчикскую котловину и крайний юго-запад республики. В этой зоне находятся территории Бай-Тайгинского, Барун-Хемчикского, Дзун-Хемчикского, Монгун-Тайгинского и Сут-Хольского кожуунов. Низкогорный и среднегорный рельеф, высокогорье с богатыми кормовыми угодьями способствуют развитию мясо-шерстного овцеводства, козоводства и мясного скотоводства. Земледелие только в равнинной части, выращивают пшеницу, просо, ячмень и овес, также кормовые культуры.
3. Южная полупустынная зона расположена южнее хребтов Восточный и Западный Танну-Ола и нагорья Сенгилен. В эту зону входят Овюрский, Тес-Хемский и Эрзинский кожууны. В силу засушливого климата, ограниченностью посевных земель и отсутствием плодородных черноземных почв здесь в основном развито животноводство (овец, коз, КРС, лошадей и верблюдов).
4. Восточная горно-таежная зона, в пределы которой входят Тоджинский, Тере-Хольский кожууны и частично Каа-Хемский и Пий-Хемский кожууны. Основная отрасль – оленеводство, охотничье-промысловое хозяйство.
Таким образом, специализация сельскохозяйственных зон и хозяйств зависит от природных условий и местонахождения хозяйства.
Учитель: Сельское хозяйство состоит из 2-х взаимосвязанных отраслей. Это животноводство и земледелие.
Животноводство- главная, традиционная отрасль населения Тувы. Удельный вес его продукции в валовой продукции сельского хозяйства значительно превышает и составляет 80 %. Основная специализация животноводства - преимущественно овцеводство и мясо-молочное скотоводство, козоводство и коневодство. В тундре разводят оленей, в горах - яков, на юге, в полупустыне, - верблюдов. Продукцией животноводства (мясо, молоко, молочные продукты, яйца) обеспечивается население, а сырье (шерсть, шкуры) вывозится за пределы и частично перерабатывается на местных промышленных предприятиях отраслей легкой и кожевенно-обувной промышленности.
В составе животноводства ведущее место принадлежит овцеводству, козоводству, мясному скотоводству и коневодству.
Табл.1 Поголовье скота и птицы по категориям хозяйств(на 1 января; голов).
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Сельскохозяйственные организации(включая подсобные и малые) | |||||
Крупный рогатый скот | 17541 | 17201 | 16834 | 17036 | 16936 |
Свиньи | 2128 | 1936 | 1471 | 1203 | 1216 |
Овцы и козы | 321215 | 331446 | 343987 | 333876 | 328419 |
Лошади | 9199 | 11966 | 13087 | 13227 | 14481 |
Птица | 15599 | 72778 | 8310 | 110 | 52 |
Хозяйства населения | |||||
Крупный рогатый скот | 112431 | 112431 | 115451 | 119127 | 116713 |
Свиньи | 23581 | 23123 | 25857 | 17419 | 14915 |
Овцы и козы | 599373 | 599168 | 623535 | 646122 | 641798 |
Лошади | 24105 | 25960 | 27147 | 28402 | 27828 |
Птица | 16832 | 15417 | 13925 | 15116 | 13425 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства ииндивидуальные предприниматели | |||||
Крупный рогатый скот | 8699 | 8034 | 11496 | 14331 | 17010 |
Свиньи | 1045 | 1324 | 1232 | 1310 | 1699 |
Овцы и козы | 111673 | 99970 | 138292 | 154521 | 184338 |
Лошади | 5083 | 5383 | 8245 | 11377 | 14390 |
Птица | 1323 | 256 | 215 | 378 | 335 |
Сельскохозяйственные угодья занимают до 28% территории республики. Растениеводство. Выращивают пшеницу, ячмень, рожь, овёс, просо, картофель, овощи, кормовые.
Табл.2 Посевные площади сельскохозяйственных культур
по категориям хозяйств(гектаров)
| 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
| Сельскохозяйственные организации | ||||
Посевная площадь | 15211 | 19956 | 18700 | 20338 | 20138 |
Зерновые культуры | 11709 | 13600 | 13455 | 13537 | 14044 |
Картофель и овощебахчевые | 463 | 432 | 368 | 280 | 254 |
Кормовые культуры | 2939 | 5924 | 4877 | 6521 | 5460 |
| Хозяйства населения | ||||
Посевная площадь | 5298 | 5622 | 5781 | 6033 | 6008 |
Зерновые культуры | 2530 | 2734 | 2820 | 2979 | 3079 |
Картофель и овощебахчевые | 2712 | 2824 | 2906 | 3000 | 2875 |
Кормовые культуры | 57 | 64 | 55 | 54 | 54 |
| Крестьянские (фермерские) хозяйства | ||||
Посевная площадь | 1184 | 2201 | 1885 | 4439 | 6538 |
Зерновые культуры | 1056 | 1777 | 1809 | 2729 | 4052 |
Картофель и овощебахчевые | 51 | 59 | 38 | 79 | 120 |
Кормовые культуры | 77 | 366 | 38 | 1631 | 2366 |
Табл.3 Производство основных продуктов животноводства
| 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
| Хозяйства всех категорий | ||||
Скот птица на убой (в убойном весе), тыс. тонн | 11,1 | 11,9 | 11,6 | 12,0 | 12,1 |
Молоко, тыс. тонн | 59,0 | 60,7 | 62,2 | 62,1 | 62,6 |
Яйца, тыс. шт. | 2139 | 2628 | 6769 | 1941 | 2251 |
Шерсть (в физическом весе), тонн | 1213 | 1298 | 1275 | 1379 | 1400 |
| Из них сельскохозяйственные организации (включая подсобные и малые) | ||||
Скот птица на убой (в убойном весе),тыс. тонн | 1,9 | 2,0 | 2,3 | 2,6 | 2,5 |
Молоко, тыс. тонн | 5,5 | 4,7 | 4,9 | 4,8 | 4,7 |
Яйца, тыс. шт. | 22 | 214 | 4627 | 9 | 138 |
Шерсть (в физическом весе), тонн | 327 | 331 | 315 | 355 | 330 |
Исследования пастбищ в Туве, проведенные Фондом дикой природы показали, что на территории республики наблюдается устойчивая тенденция к потеплению климата, что на фоне перевыпаса скота приводит к их деградации. Сельское хозяйство Тувы может оказаться под угрозой из-за нерационального использования ресурсов пастбищ. Многие экосиситемы, где концентрируется поголовье крупного рогатого скота (в местах стоянок юрт, кошар, на берегах рек и озер) находятся в «стрессовом» состоянии. Тем не менее, при соблюдении правил выпаса скота, восстановление средне-деградированных степных экосистем, по сведениям ученых, происходит за три - четыре года при любых климатических условиях.
Ситуация усугубляется тем, что смена пастбищ на сегодня в Туве почти не осуществляется, так как пастбищеоборотвозможен только при использовании территорий, не принадлежащих определённому хозяину.
Основными задачами для будущего сельского хозяйства Республики Тыва авторы анализа считают: усиление внимания к отгонному животноводству – основе жизнеобеспечения населения Тувы; соблюдение системы ротации пастбищ, сезонности кочевок; регулирование поголовья скота с учетом ресурсов пастбищ; выращивание однолетних и многолетних трав с целью улучшения кормовой базы, уменьшения падежа скота от бескормицы; введение в практику использования оросительных систем для полива сенокосных угодий, пастбищ, водопоев.
Жёсткие природно-климатические условия Тувы, которые характеризуются засушливым и холодным климатом, диктуют свои условия и сельскохозяйственному производству.
IV. Закрепление изученного материала
Географический диктант:
1.Основой земледелия служит:
- зерновое хозяйство
- технические культуры
- овощеводство и садоводство.
- Важнейшей культурой зернового хозяйства Тувы является:
- рис
- пшеница
- овес.
3. Продолжите предложение: Задачей сельского хозяйства является…
4. Основная отрасль специализации сельского хозяйства – это…
5. Перечислить сельскохозяйственные зоны Тувы.
Вывод урока: Сельскохозяйственное производство зависит от природных условий, поэтому в нашей стране земледелие имеет четко выраженный сезонный характер .
- Основой растениеводства Тувы служит зерновое хозяйство, а его важнейшей культурой является пшеница.
- Для растениеводства и животноводства республики характерна зональная специализация, то есть выращивание и разведение в каждой природно-хозяйственной зоне определённого набора сельскохозяйственных культур и скота.
V. Рефлексия
Мы рассмотрели все вопросы, которые поставили перед изучением темы.
- какой вопрос урока вам показался интересным?
- что вызвало затруднение?
- какие моменты урока вы бы исключили?
- что бы вы хотели узнать более подробно?
- Домашнее задание:
1. Повторение изученного материала по теме $ 13, стр.48 /стр.74
2. Прочитать произведение ЧоодуКара-Куске «Аъткатураскаал», выяснить название ходов лошади.
3. Прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Найти из художественной литературы знаменитых лошадей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики "Агрегатные состояния вещества"
Разработка урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества" в 8 классе. Урок обобщения и систематизации знаний. УМК: С.В. Громов, Н.А. Родина....
План урока"Учебная речевая деятельность по теме «Сельское хозяйство и промышленность Великобритании»
План урока по иностранному языку...
6 класс Открытый урок по математике. (Урок интегрирован с темой предпринимательства в сельском хозяйстве) Тема: Все действия с обыкновенными дробями.
Аннотация.Воспитание у школьников любви и уважения к сельскохозяйственному труду и сельскохозяйственным профессиям, готовности трудиться в сельском хозяйстве прививается в процессе изучения предметов ...
Разработка урока по истории Казахстана на тему:«Астана – столица Республики Казахстан».
Цели: познакомить детей с историей и культурой нашей столицы, вызвать у детей интерес к прекрасному городу нашей страны, воспитать чувство восхищения и гордости за ст...
Методическая разработка урока для коррекционной школы по теме :"Фермерское хозяйство"5 класс.
АннотацияДанный урок проводится в 5-м классе коррекционной школы VIII вида, по теме: «Фермерское хозяйство»Цели работы: Сформировать представление о фермерском хозяйстве, познакомить обучающихся с про...
Разработка урока-обобщения в 8 классе по теме "Хозяйство России"
На уроке используется презентация в формате SMART Notebook (к сожалению, загрузить презентацию не удалось). Если кто-то заинтересовался разработкой данного урока, напишите, презентацию обязательно выш...
Урок по сельхозтруду "Дорога в страну сельского хозяйства"
Сельское хозяйство относится к первичной сфере хозяйственной деятельности человека. Эта отрасль играет в жизни человека огромную роль. Она подставляет продукты питания, обеспечивает пищевую, легкую, к...