Разработка урока по теме "Современное состояние и перспективы сельского хозяйства Республики Тыва"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Холбен Сылдысмаа Робертовна

План-конспект урока в 8-ом классе по курсу Географии Тувы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:«Современное состояние и перспективы развития

 сельского хозяйства в республике Тыва»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с современным состоянием сельского хозяйства республики Тыва.
  2. Познакомить учащихся с отраслевым составом сельского хозяйства и их географией размещения.
  3. Продолжить формировать умение анализировать статистические данные, таблицы и делать на основе произведенного анализа обобщения и выводы.

Требования к подготовке учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • называть основные отрасли сельского хозяйства;
  • показывать на карте размещение основных сельскохозяйственных культур и объяснять географию их размещения.

Новые понятия и представления:

  1. сельскохозяйственные угодья;
  2. земледелие;
  3. животноводство;

Средства обучения: учебное пособие для 9 класса «География Республики Тыва», К.О.Шактаржик, А.Ч.Кылгыдай и др., учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений «Экономическая география Республики Тыва» для 8-10 классов, Самбуу А.Д., Дубровский Н.Г.

Методы и формы обучения:словесный (беседа), наглядный (компьютерный), частично-поисковый (опережающие устные сообщения учащихся).

Результаты урока. Опорный конспект, схемы и таблицы в тетради.

Ход урока:

I. Организационный момент

1. Приветствие. Проверка к готовности урока.

Здравствуйте, ребята.Меня зовут Сылдысмаа Робертовна, я учитель географии МБОУ СОШ № 8 г.Кызыла и сегодня у нас открытый конкурсный урок по географии Тувы.

2. Подготовка учащихся к активному сознательному уровню знаний.

Учитель: вы завершили тему “Общая характеристика хозяйства Тувы”, в которой выяснили, что экономика Тувы состоит из разнообразных и непохожих друг на друга, часто взаимосвязанных и взаимозависимых отраслей, составляющих хозяйство страны. Сегодня на уроке начнём знакомиться с главными отраслями экономики более подробно. И самое первое наше знакомство состоится с характеристики сельского хозяйства.

Итак, тема урока:«Современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства в республике Тыва» (записывают в тетрадь тему урока) .Вопросы, которые будут рассмотрены в процессе изучения материала это:

  • главные особенности сельского хозяйства;
  • отраслевой состав сельского хозяйства;
  • география земледелия и животноводства

Дадим объяснение новым понятиям :

  • сельскохозяйственные угодья;
  • земледелие;
  • животноводство;

II. Этап усвоения новых знаний

Учитель: Сельское хозяйство – главная отрасль хозяйства Республики Тыва. Его задача – производство сельскохозяйственной продукции для населения и сырья для отраслей легкой и пищевой промышленности.

Сельское хозяйство - древнейшаяотрасль хозяйства, которую относят к первичному сектору экономики.

Вопрос:ребята,объясните, почему сельское хозяйство относят к первичному сектору экономики?

Ответ:Сельское хозяйство использует “производительные силы природы”  как:

  • почвенное плодородие,
  • солнечный свет и тепло,
  • осадки,
  • естественную растительность (пастбища и сенокосы).

-Молодцы, ребята. Площадь сельхозугодий составляет свыше 4,5 млн. га. Особенностью пастбищных угодий Тувы является возможность использования значительной их части в течение круглого года для выпаса мелкого и крупного рогатого скота, общая численность которого в Туве может достигнуть 2 миллионов голов.

Своеобразие природно-климатических условий республики исторически определило особенности аграрной отрасли. Традиционно-приоритетным является развитие отгонного животноводства. В хозяйствах республики разводится крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи, лошади, птица.

III. Практическая работа.

На карте Тувы отметить 4 сельскохозяйственные зоны Тувы ( в ходе характеристики зон, дети отмечают на карте зоны).

В Туве с учетом разнообразия природных условий сложилась специализация сельскохозяйственного производства на 4 сельскохозяйственные зоны:

1. Центральная межгорная степная зона расположена в хорошо освоенных Улуг-Хемской и Турано-Уюкской котловинах. В эту зону входят Каа-Хемский, Кызылский, Пий-Хемский, Тандинский, Улуг-Хемский, Чеди-Хольский и Чаа-Хольский кожууны. Природные условия зоны благоприятны для развития земледелия и животноводства. Это основная житница республики. Здесь возделывают зерновые, кормовые, овощебахчевые культуры. Хорошо развито животноводство: мясо-молочное скотоводство, овцеводство, птицеводство, коневодство.

2. Западная горно-степная зона занимает Хемчикскую котловину и крайний  юго-запад республики. В этой зоне находятся территории Бай-Тайгинского, Барун-Хемчикского, Дзун-Хемчикского, Монгун-Тайгинского и Сут-Хольского кожуунов. Низкогорный и среднегорный рельеф, высокогорье с богатыми кормовыми угодьями способствуют развитию мясо-шерстного овцеводства, козоводства и мясного скотоводства. Земледелие только в равнинной части, выращивают пшеницу, просо, ячмень и овес, также кормовые культуры.

3. Южная полупустынная зона расположена южнее хребтов Восточный и Западный Танну-Ола и нагорья Сенгилен. В эту зону входят Овюрский, Тес-Хемский и Эрзинский кожууны. В силу засушливого климата, ограниченностью посевных земель и отсутствием плодородных черноземных почв здесь в основном развито животноводство (овец, коз, КРС, лошадей и верблюдов).

4. Восточная горно-таежная зона, в пределы которой входят Тоджинский, Тере-Хольский кожууны и частично Каа-Хемский и Пий-Хемский кожууны. Основная отрасль – оленеводство, охотничье-промысловое хозяйство.

Таким образом, специализация сельскохозяйственных зон и хозяйств зависит от природных условий и местонахождения хозяйства.


Учитель: Сельское хозяйство состоит из 2-х взаимосвязанных отраслей. Это животноводство и земледелие.

Животноводство- главная, традиционная отрасль населения Тувы. Удельный вес его продукции в валовой продукции сельского хозяйства значительно превышает и составляет 80 %. Основная специализация животноводства - преимущественно овцеводство и мясо-молочное скотоводство, козоводство и коневодство. В тундре разводят оленей, в горах - яков, на юге, в полупустыне, - верблюдов. Продукцией животноводства (мясо, молоко, молочные продукты, яйца) обеспечивается население, а сырье (шерсть, шкуры) вывозится за пределы и частично перерабатывается на местных промышленных предприятиях отраслей легкой и кожевенно-обувной промышленности.

В составе животноводства ведущее место принадлежит овцеводству, козоводству, мясному скотоводству и коневодству.

Табл.1 Поголовье скота и птицы по категориям хозяйств(на 1 января; голов).

2010

2011

2012

2013

2014

Сельскохозяйственные организации(включая подсобные и малые)

Крупный рогатый скот

17541

17201

16834

17036

16936

Свиньи

2128

1936

1471

1203

1216

Овцы и козы

321215

331446

343987

333876

328419

Лошади

9199

11966

13087

13227

14481

Птица

15599

72778

8310

110

52

Хозяйства населения

Крупный рогатый скот

112431

112431

115451

119127

116713

Свиньи

23581

23123

25857

17419

14915

Овцы и козы

599373

599168

623535

646122

641798

Лошади

24105

25960

27147

28402

27828

Птица

16832

15417

13925

15116

13425

Крестьянские (фермерские) хозяйства ииндивидуальные предприниматели

Крупный рогатый скот

8699

8034

11496

14331

17010

Свиньи

1045

1324

1232

1310

1699

Овцы и козы

111673

99970

138292

154521

184338

Лошади

5083

5383

8245

11377

14390

Птица

1323

256

215

378

335

Сельскохозяйственные угодья занимают до 28% территории республики. Растениеводство. Выращивают пшеницу, ячмень, рожь, овёс, просо, картофель, овощи, кормовые.

Табл.2 Посевные площади сельскохозяйственных культур
по категориям хозяйств
(гектаров)

 

2009

2010

2011

2012

2013

 

Сельскохозяйственные организации

Посевная площадь

15211

19956

18700

20338

20138

Зерновые культуры

11709

13600

13455

13537

14044

Картофель и овощебахчевые
культуры

463

432

368

280

254

Кормовые культуры

2939

5924

4877

6521

5460

 

Хозяйства населения

Посевная площадь

5298

5622

5781

6033

6008

Зерновые культуры

2530

2734

2820

2979

3079

Картофель и овощебахчевые
 культуры

2712

2824

2906

3000

2875

Кормовые культуры

57

64

55

54

54

 

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Посевная площадь

1184

2201

1885

4439

6538

Зерновые культуры

1056

1777

1809

2729

4052

Картофель и овощебахчевые
культуры

51

59

38

79

120

Кормовые культуры

77

366

38

1631

2366

Табл.3 Производство основных продуктов животноводства

 

2009

2010

2011

2012

2013

 

Хозяйства всех категорий

Скот птица на убой (в убойном весе), тыс. тонн

11,1

11,9

11,6

12,0

12,1

Молоко, тыс. тонн

59,0

60,7

62,2

62,1

62,6

Яйца, тыс. шт.

2139

2628

6769

1941

2251

Шерсть (в физическом весе), тонн

1213

1298

1275

1379

1400

 

Из них сельскохозяйственные организации (включая подсобные и малые)

Скот птица на убой (в убойном весе),тыс. тонн

1,9

2,0

2,3

2,6

2,5

Молоко, тыс. тонн

5,5

4,7

4,9

4,8

4,7

Яйца, тыс. шт.

22

214

4627

9

138

Шерсть (в физическом весе), тонн

327

331

315

355

330

Исследования пастбищ в Туве, проведенные Фондом дикой природы показали, что на территории республики наблюдается устойчивая тенденция к потеплению климата, что на фоне перевыпаса скота приводит к их деградации. Сельское хозяйство Тувы может оказаться под угрозой из-за нерационального использования ресурсов пастбищ. Многие экосиситемы, где концентрируется поголовье крупного рогатого скота (в местах стоянок юрт, кошар, на берегах рек и озер) находятся в «стрессовом» состоянии. Тем не менее, при соблюдении правил выпаса скота, восстановление средне-деградированных степных экосистем, по сведениям ученых, происходит за три - четыре года при любых климатических условиях.
Ситуация усугубляется тем, что смена пастбищ на сегодня в Туве почти не осуществляется, так как пастбищеоборотвозможен только при использовании территорий, не принадлежащих определённому хозяину.
Основными задачами для будущего сельского хозяйства Республики Тыва авторы анализа считают: усиление внимания к отгонному животноводству – основе жизнеобеспечения населения Тувы; соблюдение системы ротации пастбищ, сезонности кочевок; регулирование поголовья скота с учетом ресурсов пастбищ; выращивание однолетних и многолетних трав с целью улучшения кормовой базы, уменьшения падежа скота от бескормицы; введение в практику использования оросительных систем для полива сенокосных угодий, пастбищ, водопоев.

Жёсткие природно-климатические условия Тувы, которые характеризуются засушливым и холодным климатом, диктуют свои условия и сельскохозяйственному производству.

IV. Закрепление изученного материала

Географический диктант:

1.Основой земледелия служит:

  • зерновое хозяйство
  • технические культуры
  • овощеводство и садоводство.
  1. Важнейшей культурой зернового хозяйства Тувы  является:
  • рис
  • пшеница
  • овес.

3. Продолжите предложение: Задачей сельского хозяйства является…

4. Основная отрасль  специализации сельского хозяйства – это…

5. Перечислить сельскохозяйственные зоны Тувы.

Вывод урока: Сельскохозяйственное производство зависит от природных условий, поэтому в нашей стране земледелие имеет четко выраженный сезонный характер .

  • Основой растениеводства Тувы  служит зерновое хозяйство, а его важнейшей культурой является пшеница.
  • Для растениеводства и животноводства республики характерна зональная специализация, то есть выращивание и разведение  в каждой природно-хозяйственной зоне определённого набора сельскохозяйственных культур и скота.

V. Рефлексия

Мы рассмотрели все вопросы, которые поставили перед изучением темы.

  • какой вопрос урока вам показался интересным?
  • что вызвало затруднение?
  • какие моменты урока вы бы исключили?
  • что бы вы хотели узнать более подробно?
  1. Домашнее задание:

 1.  Повторение изученного материала по теме $ 13, стр.48 /стр.74

2. Прочитать произведение ЧоодуКара-Куске «Аъткатураскаал», выяснить название ходов лошади.

3. Прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Найти из художественной литературы знаменитых лошадей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики "Агрегатные состояния вещества"

Разработка урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества" в 8 классе. Урок обобщения и систематизации знаний. УМК: С.В. Громов, Н.А. Родина....

6 класс Открытый урок по математике. (Урок интегрирован с темой предпринимательства в сельском хозяйстве) Тема: Все действия с обыкновенными дробями.

Аннотация.Воспитание у школьников любви и уважения к сельскохозяйственному труду и сельскохозяйственным профессиям, готовности трудиться в сельском хозяйстве прививается в процессе изучения предметов ...

Разработка урока по истории Казахстана на тему:«Астана – столица Республики Казахстан».

Цели: познакомить детей с историей и культурой нашей столицы, вызвать у детей интерес к прекрасному городу нашей страны, воспитать чувство     восхищения и гордости за ст...

Методическая разработка урока для коррекционной школы по теме :"Фермерское хозяйство"5 класс.

АннотацияДанный урок проводится в 5-м классе коррекционной школы VIII вида, по теме: «Фермерское хозяйство»Цели работы: Сформировать представление о фермерском хозяйстве, познакомить обучающихся с про...

Разработка урока-обобщения в 8 классе по теме "Хозяйство России"

На уроке используется презентация в формате SMART Notebook (к сожалению, загрузить презентацию не удалось). Если кто-то заинтересовался разработкой данного урока, напишите, презентацию обязательно выш...

Урок по сельхозтруду "Дорога в страну сельского хозяйства"

Сельское хозяйство относится к первичной сфере хозяйственной деятельности человека. Эта отрасль играет в жизни человека огромную роль. Она подставляет продукты питания, обеспечивает пищевую, легкую, к...