Технологическая карта урока географии.Влияние климата на жизнь и здоровье человека. 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Шабарова Марина Михайловна

Обобщающий урок в разделе «Климат и погода» (6 урок в разделе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uchebnogo_zanyatiya_2017.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Шабарова Марина Михайловна

Район

Починковский

Место работы

МБ ОУ Байковская ОШ

Должность

учитель

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Обществознание. Предмет «География»

Класс

8

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

 Авторская программа Е. М. Домогацких

Тема учебного занятия

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Влияние климата на жизнь и здоровье человека.

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Обобщающий урок в разделе «Климат и погода» (6 урок в разделе)

Учебная задача

  • Открыть способ …
  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Вовлечь  учащихся  в образовательную ситуацию по установлению связи климата со здоровьем человека.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий.

Обучающиеся получат возможность использовать знания о географических явлениях н в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту.

Цель – способ (метапредметный результат)

Регулятивные УУД: обучающиеся смогут самостоятельно формулировать проблему и пути ее решения;

Познавательные УУД: выявлять причины и следствия влияния климата на здоровье человека, проводить причинный анализ экологической ситуации;

Коммуникативные: корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения в дискуссии.

Обучающиеся получат возможность делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся сформируют представление о значимости современной экологической культуры и ценности здоровья.

Обучающиеся получат возможность для формирования устойчивой жизненной позиции к осуществлению  природоохранной деятельности.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Обучающие умеют анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, умеют анализировать свое мнение и мнение других людей.

Обучающиеся знают неблагоприятные  явления погоды, особенности климата России.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Итоговая презентация авторского продукта группы (схемы, рисунка)  «Пути решения экологической проблемы» с последующей защитой.

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

География: учебник для 8 класса, автор: Е. М. Домогацких, (М.: Русское слово, 2012).

Статья из газеты «АиФ» Бориса Ревича «От жары Россия заболеет»

Атлас 8 класса.

http://www.fcior.edu.ru/card/22439/klimat-rossii-kontrolnye-zadaniya.html

http://www.fcior.edu.ru/card/8641/kontrol-klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-ch-2-uglublennoe-izuchenie.html

Техническое обеспечение

Проектор, ноутбук.


Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Мотивационная беседа.  

Приветствие учителя

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Проверка выполнения домашнего задания, учёт знаний учащихся, повторение пройденного.

 В течение нескольких уроков мы изучали климат нашей страны. Поднимите руки, кто может сказать, что всё знает по данной теме?

Поднимите руки те, кто сейчас стал лучше разбираться в особенностях климата и погоды нашей страны.  Хорошо, это мы сейчас и проверим.

Повторение  теоретических вопросов по климату, используя ЭОР (ОМС-версия)/

http://www.fcior.edu.ru/card/22439/klimat-rossii-kontrolnye-zadaniya.html   - базовый уровень 4 вопроса

http://www.fcior.edu.ru/card/8641/kontrol-klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-ch-2-uglublennoe-izuchenie.html  - углубленный уровень- 3 вопроса.

Изучение вопросов и выполнение теста.

1.3. Создание проблемной ситуации

Ребята,  прокомментируйте, пожалуйста,  высказывание начала  VIII века французского просветителя Шарля-Луи де Монтескьё, : “Власть климата сильнее всех властей”.  Но эта гипотеза, выдвинутая ученым, нуждается в доказательствах или опровержении, поискам которых и будет посвящен сегодняшний урок по теме «Влияние климата на жизнь и здоровье человека ".

 

Предположения учащихся, версии.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Всегда ли нам нравится погода?  / Звучит мелодия песни "У природы нет плохой погоды"/

Как бы нас не убеждала известная всем песня, жизнь показывает, что это не совсем так. Погода и климат определяют многое в жизни человека. Сегодня мы поговорим о неблагоприятных климатических явлениях, о том, как они влияют на жизнь, здоровье и деятельность человека.

Высказывания своего мнения. Любимое и нелюбимое  время года, обсуждение, привидение примеров.

 

.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Как отразится изменение климата на здоровье человека?

Чтение текста «От жары Россия заболеет» (статья из газеты «Аргументы и факты»)

Текст кейса: «От жары Россия заболеет»

 «В России, которая на две трети покрыта вечной мерзлотой, проблема глобального потепления стоит в тысячу раз острее, чем в Европе или Америке, – рассказал «АиФ» Борис РЕВИЧ, профессор, доктор медицинских наук. – Разрушение систем водоснабжения и канализации из-за таяния вечной мерзлоты могут вызвать подъем заболеваемости кишечными инфекциями, например, на Чукотке им других арктических территориях России. Потепление климата может стать причиной увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний. Например, в Подмосковье ещё несколько лет назад считалось, что переносчики малярии были полностью уничтожены 60-е гг. XX в. Однако,   начиная с 2002 г. личинки малярийных комаров снова появились в подмосковных прудах. Сейчас по статистике, на столичный регион выпадает 34 % случаев заболеваний малярией в России. Значительно выросла у нас и заболеваемость геморрагической лихорадкой. Это заболевание вызывающее внутреннее кровотечение, фиксируется теперь не только на юге России, но и в Новосибирской области. Ранее эта лихорадка была распространена преимущественно в Африке и на ближнем Востоке. Более 90% взрослых жителей этих регионов имеют иммунитет к вызывающему ее вирусу. Россия же совершенно беззащитна перед этим тропическим заболеванием».

-Разделимся на группы.

-Обсудите текст и выделите  проблемы.

- Каковы проявления проблемы?  

-Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение. Группой составьте кластер («смысловую  гроздь») или рисунок- схему на тему «Глобальные проблемы потепления и пути ее решения»

Читают  2 раза: про себя и вслух по цепочке.

- Проблеме глобального потепления.

- Увеличение случаев заболеваемости человека.

Составление кластера.

Сначала дети выделяют проблемы.

Проблема № 1: Глобальное потепление климата.

Проблема № 2: Рост заболеваемости россиян (проблема 2 рождается проблемой 1)

Проявление проблемы:

а) рост кишечных инфекций

б) рост заболеваемости малярией, клещевым энцефалитом.

в) случаи геморрагической лихорадки

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

«Мозговой штурм»

Вы должны обсудить пути решения проблемы в межгрупповой дискуссии.

Выделите  критерии (признаки идеального состояния системы – то, при котором проблем нет).

Пути решения:

- Совершенствование систем канализации и водоснабжения;

- Разработка новых методов очистки воды;

- Разработка новых способов борьбы с переносчиками заболеваний (клещей, комаров …);

- Создание эффективных вакцин и лекарственных препаратов;

- Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к болезни, в генотип человека;

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Какие меры по снижению теплового эффекта в атмосфере нужно предпринять?

Оформление кластера или рисунка (по выбору), распределение функций в группе во время защиты презентации.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Согласны ли вы с цитатой, которая звучала в начале урока "Власть климата сильнее всех властей"

Защита авторского продукта группы (схемы, рисунка)  «Пути решения экологической проблемы» с последующей дискуссией.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

1. Сегодня на уроке мне понравилось…
2. Меня особенно удивило то, что…
3. До  сегодняшнего урока я думал (думала), что..., а сейчас знаю

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Атмосфера и климаты Земли"

Данный урок проводится в курсе изучения географии 6 класса....

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока по теме: "Климат" 6 класс

Технологическая карта урока по теме: "Климат" в 6 классе....

Конспект урока + презентация + технологическая карта урока по обществознанию "Сфера духовной жизни"

Разработка урока обществознания к учебнику Боголюбова для 8 класса. Представлен подробный конспект, красочная презентация и весь дополнительный материал....

Технологическая карта урока по теме "Климат Аляски" 5 класс

Урок разработан для учащихся 5-х классов и является уроком культуроведения страны изучаемого языка (Culture Corner) по теме “Климат Аляски”. Урок носит коммуникативную направленность и вкл...

Технологическая карта урока английского языка "Климат Аляски" в 5 классе

Тема урока:   «Климат Аляски. Погода. Выбор одежды»  5 «Н» класс  Одинцовская СОШ №17 с УИОПКоммуникативная (деятельностная) цель:  учит...