Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Рассыльщикова Оксана Александровна

Рабочая программа по географии. 5 класс. ФГОС. УМК - И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5_klass.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа по учебному предмету «География» для 5 класса разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса  (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении  федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»).
  • Приказ Минобрнауки России №253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Санитарно-эпидимиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189)
  • Примерные программы по учебным предметам. М., Просвещение, 2011 год. Серия «Стандарты второго поколения».
  • Примерная программа по предмету «География» (базовый уровень) – серия «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы - М., Просвещение, 2010 год).
  • Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.-М.: Дрофа, 2012.- 409с.
  • Учебно – методического комплекса:
  • Учебник. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный  курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г. (Федеральный перечень: ФГОС, 2011  рекомендовано (№ 939. Приложение 1)
  • Рабочая тетрадь.  Н. И. Сонин, С. В. Курчина. География. Начальный курс. 5 класс.  Рабочая тетрадь М.: Дрофа. 2018г.      
  • Методическое пособие. И.И.Баринова. География. Начальный курс. 5 класс.
  • Атлас. География» 5 класс.   М.: Дрофа. 2016 г.      
  • Контурные карты. География» 5 класс.   М.: Дрофа. 2016 г.      

       При изучении учебного предмета «География» в 5 классе решаются следующие задачи:

  • знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к этому предмету;
  • формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Учебный предмет «География» в 5 классе состоит из пяти  разделов:

  1. что изучает география;
  2. как люди открывали Землю;
  3. земля во Вселенной;
  4. виды изображений поверхности Земли;
  5. природа Земли.

Разделы рабочей программы ученого предмета «География» включают следующие основные образовательные идеи:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «География» в 5 классе  на уровне основного общего образования

Личностным результатом обучения географии в 5 классе основной школы является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации учеников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

        Метапредметными результатами изучения курса «Географии» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

•        самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Формирование ИКТ-компетентности учащихся

Создание графических объектов

Выпускник научится:

• создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

• создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;

Коммуникация и социальное взаимодействие

Выпускник научится:

• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;

Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании

Выпускник научится:

• строить математические модели;

Моделирование, проектирование и управление

Выпускник научится:

• проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности

Ученик научится:

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

 • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Ученик научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Ученик научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Работа с текстом: оценка информации

Ученик научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • объяснять, для чего изучают географию;
  • использовать различные источники географической информации;
  • называть основные способы изучения Земли;
  • анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
  • по результатам наблюдения находить и формулировать зависимости

и закономерности;

  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений;
  • строить простые планы местности;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;
  • описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
  • описывать представления древних людей о Вселенной;
  • называть и показывать планеты Солнечной системы;
  • описывать уникальные особенности Земли как планеты;
  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
  • работать с компасом;
  • ориентироваться на местности;
  • называть и показывать по карте основные географические объекты;
  • наносить и правильно подписывать географические объекты;
  • приводить примеры форм рельефа;
  • объяснять особенности строения рельефа суши;
  • описывать погоду своей местности;
  • объяснять значение ключевых понятий.
  • формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам
  • изменения окружающей среды;
  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению

природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации

человека к условиям окружающей среды.

Содержание учебного  предмета «География» в 5 классе

Раздел 1. Что изучает география (2 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • приводить примеры географических объектов;
  • описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
  • называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками  

(астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

  • объяснять, для чего изучают географию.

Раздел 2. Как люди открывали Землю (3 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

  1. Практическая работа №1. «Географические открытия древности и Средневековья»

Практическая работа №2. «Важнейшие географические открытия»

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
  • приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Раздел 3. Земля во Вселенной (6 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • описывать представления древних людей о Вселенной;
  • называть и показывать планеты Солнечной системы;
  • приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
  • описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (6 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практическая работа №3. «Ориентирование по компасу»

Практическая работа №4. «Построение простейшего плана местности»

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
  • работать с компасом;
  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

Раздел 5. Природа Земли (18 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

УМК курса:

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

3.География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).

4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.

Программа составлена из расчета учебной нагрузки 1 час в неделю,35 часов в год.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМА УРОКА

Кол-во

часов

Дата

Примечание

план

факт

1 четверть

Раздел 1. Что изучает география? (2 часа)

1

Мир, в котором мы живем. Науки о природе

1

2

География-наука о Земле. Методы географических исследований.

1

Раздел 2. Как люди открывали Землю (3 ч)

3

  1. Географические открытия древности и Средневековья. Практическая работа №1. «Географические открытия древности и Средневековья»

1

4

Важнейшие географические открытия Практическая работа №2. «Важнейшие географические открытия».

1

5

Открытия русских путешественников.

1

Раздел 3. Земля во Вселенной (6 ч)

6

Как древние люди представляли себе Вселенную. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Современные исследования космоса.

1

7

Соседи Солнца.  Планеты-гиганты и маленький Плутон

1

8

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

1

9

Мир звёзд

1

2 четверть

10

Уникальная планета- Земля

1

11

Обобщение тематических знаний и тест по темам: « Что изучает география?», «Как люди открывали Землю», «Земля во Вселенной».

1

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (6 ч)

12

 Стороны горизонта. Ориентирование на местности.

1

13

План местности. Условные знаки. Горизонтали.

1

14

Глазомерная съёмка. Ориентирование на плане местности. 

Практическая работа №3. «Ориентирование по компасу»

1

15

Географическая карта. Легенда карта. Изображение неровностей земной поверхности на карте. Практическая работа №4. «Построение простейшего плана местности»

1

16

Градусная сеть. Определение сторон горизонта на географ.карте

1

17

Обобщение тематических знаний. Тест по темам «Ориентирование на местности, на плане, на карте», «Виды изображения поверхности Земли».

1

Раздел 5. Природа Земли (18 ч)

18

Как возникла Земля.

1

3 четверть

19

Внутреннее строение Земли. Литосферные плиты.

1

20

Землетрясения и вулканы

1

21

Путешествие по материкам. Рельеф Земли. Горы и равнины.

1

22

Обобщение тематических знаний и тест «Строение Земли».

1

23

Вода на Земле

1

24

Мировой океан.

1

25

Воды суши

1

26

Реки

1

27

Обобщение знаний и тест по теме «Вода на Земле».

1

28

Воздушная одежда Земли.Состав и значение атмосферы.

1

4 четверть

29

Движение воздуха. Ветер (бризы, муссоны)

1

30

Облака. Явления в атмосфере.Беспокойная атмосфера.

1

31

Погода. Климат

1

32

Обобщение знаний и тест по теме. «Воздушная одежда Земли»

1

33

Живая оболочка Земли.Почва-особое природное тело.

1

34

Человек и природа.

1

35

Промежуточная аттестация. Итоговый тест.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...