Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Рассыльщикова Оксана Александровна

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_6_klass.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая программа учебного предмета «География материков и океанов» в 6 классе  составлена на основе  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об  утверждении федерального государственного образовательного основного общего образования»)
  3. Приказ министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
  4. Примерные  программы  по учебным предметам.  География. 5-9 классы.  М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения)
  5. Авторская рабочая программа « Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С.В. Курчина.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013.

Авторы-  И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин .

Цель изучения курса географии в 6 классе: заложить основы географического образования учащихся. Задачи:

 - показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

 - приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;

- показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств

•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ

культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а так-

же на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

•формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,

общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

•формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

•формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню

экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

•осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной

жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Мета предметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий(УУД)

Регулятивные УУД

•самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

•выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

•составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

•работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

•в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД

•анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

•выявлять причины и следствия простых явлений;

•осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

•строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

•составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

•преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

•определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД

•самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

•в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

•учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность

своего мнения и корректировать его;

•понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство

(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

•уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

•объяснять, для чего изучают географию;

•использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;

•анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;

•по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

•составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

•строить простые планы местности;

•моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;

•различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

•создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

•описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

•называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

•называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

•показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

•описывать представления древних людей о Вселенной;

•называть и показывать планеты Солнечной системы;

•приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

•описывать уникальные особенности Земли как планеты;

•находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

•работать с компасом;

•ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

•называть и показывать по карте основные географические объекты;

•наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

•приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

•объяснять особенности строения рельефа суши;

•описывать погоду своей местности;

•объяснять значение ключевых понятий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

•сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;

•сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней;

•адаптации к условиям проживания на определенной территории;

•самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Содержание программы

Введение – 2 часа. 

География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса. Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.

Раздел I. Виды изображений поверхности Земли

План местности – 8 часов.

Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями. Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы. Использование планов местности в практической деятельности человека.

Географическая карта-9 часов

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря. Использование географических карт в практической деятельности человека.

Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки.

Литосфера-8 часов

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др. Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры. Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности. Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали. Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека. Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека. Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана. Особенности рельефа своей местности.

Гидросфера-10 часов

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы. Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана. Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.

Атмосфера-9 часов

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Определение средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).5 Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды. Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Биосфера-3 часа

Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане. Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие со става почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности. Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки. Природные комплексы. Тема Раздел 3. Население Земли-3часа

Общая численность населения Земли. Основные человеческие расы; равенство рас. Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку. Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские. Государства на карте мира.

География Брянской области-16 часов.

Учебно-методический комплекс (УМК):

1. География. Начальный курс. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова - М.: Дрофа, 2016.

2. География. Начальный курс. 6 класс .Рабочая тетрадь. Автор Т.А. Карташева, С.В.Курчина- М.: Дрофа, 2017.

3. Атлас. Начальный курс географии 6 класс с комплектом контурных карт. Автор Т.П.Герасимова М.: Дрофа, 2016.

Программа составлена из расчета учебной нагрузки 2 часа в неделю,70 часов в год.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Примечание

план

факт

1 четверть

Введение-2 часа

1

Открытие, изучение и преобразование Земли.

1

2

Земля-планета Солнечной системы

1

Виды изображений поверхности Земли-17 часов

План местности-8 часов

3

Понятие о плане местности.

1

4

Масштаб.

1

5

Стороны горизонта. Ориентирование.

1

6

Практическая работа №1 «Определение направлений и азимутов по плану местности»

7

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

1

8

Составление простейших планов местности.

1

9

Практическая работа №2 «Составление простейшего плана местности»

1

10

Обобщающий урок по теме «План местности»

Географическая карта-9 часов

11

Формы и размеры Земли.

1

12

Географическая карта.

1

13

Градусная сеть на глобусе и карте.

1

14

Географическая широта.

1

15

Географическая долгота. Географические координаты.

1

16

Практическая работа №3 «Определение географических координат на карте»

1

17

Изображение на физических картах высот и глубин.

1

18

Обобщающий урок по теме «Географическая карта»

1

19

Контрольная работа по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1

2 четверть

Строение Земли. Земные оболочки-30 часов

Литосфера-8 часов

20

Земля и ее внутреннее строение.

1

21

Движения земной коры. Вулканизм.

1

22

Рельеф суши. Горы.

1

23

Равнины суши.

1

24

Практическая работа №4 «Определение по карте географического положения гор, равнин. Составление схемы различий гор и равнин по высоте»

1

25

Рельеф дна Мирового океана.

1

26

Практическая работа №5 «Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)»

1

27

Повторение и обобщение знаний по теме «Литосфера»

1

Гидросфера-10 часов

28

Вода на Земле.

1

29

Части Мирового океана. Свойства вод океана.

1

30

Движение воды в океане.

1

31

Практическая работа №6 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы»

1

32

Подземные воды.

1

33

Реки.

1

3 четверть

34

Практическая работа №7 «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли»

1

35

Озера.

1

36

Ледники.

1

37

Повторение и обобщение знаний. По теме «Гидросфера»

1

Атмосфера-9 часов

38

Атмосфера: строение, значение, изучение.

1

39

Температура воздуха.

1

40

Практическая работа №8 «Построение графика хода температуры воздуха, вычисление средней температуры»

1

41

Атмосферное давление. Ветер.

1

42

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

1

43

Погода и климат.

1

44

Причины, влияющие на климат.

1

45

Практическая работа №9 «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды»

1

46

Повторение и обобщение знаний по теме «Атмосфера»

1

Биосфера. Географическая оболочка-3 часа

47

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

1

48

Природный комплекс.

1

49

Практическая работа №10 «Составление характеристики природного комплекса»

1

Население Земли-3 часа

50

Население Земли.

1

51

Человек и природа.

1

52

Промежуточная аттестация по курсу географии 6 класса.

1

4 четверть

География Брянской области-16 часов

53

Физико-географическое положение области.

1

54

Население и города.

1

55

Особенности геологического строения.

1

56

Горные породы и полезные ископаемые.

1

57

Рельеф. Практическая работа «Описание геологического строения Брянской области»

1

58

Особенности климата. Сезоны года.

1

59

Особенности погоды. Практическая работа «Составление характеристики климата региона»

1

60

Реки, озера и искусственные водоемы. Практическая работа «Составление описания реки или озера области»

1

61

Болота и подземные воды. Практическая работа «Составление описания источника расположенного в районе»

1

62

Почвы. Практическая работа «Составление характеристики природного комплекса района»

1

63

Растительный мир.

1

64

Животный мир.

1

65

Естественные и антропогенные ландшафты.

1

66

Охраняемые природные объекты и территории.

1

67

Современная экологическая обстановка.

1

68

Тестирование по разделу «География Брянской области»

1

69-70

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...