Рабочая программа элективного курса "Глобальные социальные проблемы человечества"
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Двинских Тамара Степановна

Мы живем в сложном, быстро изменяющемся и очень хрупком мире. С ростом численности населения нашей планеты, бурным развитием промышленного производства, резко усиливается антропогенный пресс на природу, вызывая порою необратимые изменения в географической оболочке.

Это проявляется в загрязнении окружающей среды, сокращении площади лесов, опустынивании, глобальном потеплении климата и т.д.  Подобные вопросы  относятся к сфере геоэкологии, науки, изучающей реакцию географической оболочки и отдельных ее компонентов на вмешательство человека через его хозяйственную деятельность.

Мною разработана и использована на практике в течении нескольких лет учебная программа курса по выбору в предпрофильной подготовке школьников 9-х классов «Геоэкология и глобальные социальные проблемы человечества».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geoekologiya_i_globalnye.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

            «Рассмотрено»                                        «Согласовано»                                             «Утверждено»

        Руководитель МО                                       Заместитель                                          Руководитель МБОУ

 __________ /Ж.Ю. Черновская/                  руководителя по УР                                       «СОШ № 147»

 Протокол № ______ от                               МБОУ «СОШ № 147»                            _________ /И.В. Шигапов/

 «_____» _____________ 20 ____ г.          ________ /И.Р. Сириева/                                Приказ № ______ от

                                                                   «____» ___________ 20 _____ г.            «____» ___________ 20 _____ г.

Геоэкология и глобальные социальные проблемы человечества

Учебная программа курса по выбору

в предпрофильной подготовке

школьников 9-х классов

Автор (составитель): Двинских Т.С.

учитель географии

I квалификационной категории

Казань, 2011

Пояснительная записка

Мы живем в сложном, быстро изменяющемся и очень хрупком мире. С ростом численности населения нашей планеты, бурным развитием промышленного производства, резко усиливается антропогенный пресс на природу, вызывая порою необратимые изменения в географической оболочке.

Это проявляется в загрязнении окружающей среды, сокращении площади лесов, опустынивании, глобальном потеплении климата и т.д.  Подобные вопросы  относятся к сфере геоэкологии, науки, изучающей реакцию географической оболочки и отдельных ее компонентов на вмешательство человека через его хозяйственную деятельность.

Цель курса:

  • Формирование у учащихся представлений о глобальных социальных проблемах человечества, связанных с изменением окружающей среды; путями их решения;
  • Ознакомление с профессиями, связанными с географическим и экологическим профилем.

Задачи курса:

  • Формирование интереса у учащихся к глобальным социальным проблемам и выработка у них компетенций для решения данных проблем;
  • Развитие практических умений и навыков, необходимых для  анализа географических карт и для работы с контурными картами.
  • Помочь утвердиться в выборе профессии (эколог, геоэколог, географ).
  • Развитие творческих способностей.

Курс рассчитан на 17 часов, в том числе: теоретическая часть – 12 ч, практическая 5 ч. Курс предполагает выработки у учащихся компетентностного подхода в применении полученной информации; формирование экологической культуры.

Формы и методы проведения занятий: лекции, практические работы, проектная деятельность.

Формы контроля: наблюдение учителя, анализ практических работ, кроссворды, защита проектов.

Учебный план

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Возможность столкновения Земли с космическими телами. Проекты по геоэкологии. Познакомить с профессиями: эколог, геоэколог, географ

1

1

2

Землетрясения и вулканизм

2

1

1

3

Атмосфера Земли

1

1

4

Загрязнение атмосферы

2

1

1

5

Озоновые «дыры»

1

1

6

Глобальное потепление климата

1

1

7

Уничтожение лесов

2

1

1

8

Биологическое разнообразие

1

1

9

Проблема пресной воды

1

0,5

0,5

10

Эрозия почв

1

1

11

Проблема голода

1

1

12

Энергетический кризис

1

1

13

Защита проектов

2

2

Всего

17

11,5

5,5

Содержание курса

Тема 1. Введение.

Возможность столкновения Земли с космическими телами. Проекты по геоэкологии. Познакомить с профессиями: эколог, геоэколог, географ. (1ч).

Земля во Вселенной. Солнечная система и ее строение. Возможность столкновения Земли с астероидами и кометами. Последствия подобного столкновения. Проекты по геоэкологии. Требования к проектам.

Тема 2. Землетрясения и вулканизм (2ч)

Географическое распространение вулканов и очагов землетрясений. Цунами. Географические следствия.

Практическая часть:  На контурную карту нанести ареалы распространения вулканов, очагов землетрясений и районы с наибольшей плотностью населения. Сделать анализ карты.

Тема 3. Атмосфера Земли (1ч).

Строение и состав атмосферы. Биогенное значение газов. Увеличение содержания углекислого газа в атмосфере. Парниковый эффект.

Тема 4. Загрязнение атмосферы (2ч).

Виды загрязнения атмосферы. Образование кислых осадков. Кислотные дожди и их воздействие на окружающую среду.

Практическая часть: на контурной карте мира показать районы распространения кислотных дождей. Сравнить районы их развития с экологической картой мира и картой  преобладающих ветров. По итогам работы написать объяснительную записку.

Тема 5. Озоновые «дыры» (1ч).

Происхождение озона. Озоновый экран в атмосфере и его значение. Разрушение озона. Озоновые «дыры»

Тема 6. Глобальное потепление климата (1ч)

Причины потепления и его региональные проявления.

Тема 7. Уничтожение лесов (2ч)

Леса – легкие нашей планеты. Значение лесов в поддержании баланса атмосферных газов. Причины сокращения лесов. Опустынивание.

Практическая часть: на контурную карту мира нанести районы, подверженные в той или иной степени опустыниванию. Написать объяснительную записку к карте, отразив ней причины опустынивания (природные и антропогенные).

Тема 8. Биологическое разнообразие (1ч).

Понятие «биологического разнообразия» и его уровни: видовое, генетическое разнообразие сообществ и экосистема. Ключевые виды.

Тема 9. Проблема пресной воды (1ч).

Происхождение воды и ее свойства. Гидросфера и ее структура. Запасы пресной воды. Охрана водных объектов.

Практическая часть: Экскурсия на водный объект.

Тема 10. Эрозия почв (1ч).

Основные типы почв и их плодородие. Гумус. Ветровая и водная эрозия почв. Деградация почв. Почвозащитные мероприятия.

Тема 11. Проблема голода (1ч).

Урбанизация. Сокращение пахотных угодий. Интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства. Рискованное земледелие.

Тема 12. Энергетический кризис (1ч).

Энергетические ресурсы. Исчерпаемость традиционных видов энергетического сырья: нефти, газа, угля и др.

Тема 13. Защита проектов (2ч).

 

Тезаурус

Геоэкология – наука о взаимодействии географических (природно-территориальных комплексов, геосистем), биологических (биоценозов, биогеоценозов, экосистем) и социально-производственных систем (природно-хозяйственных комплексов, направленных на антропогенные процессы экологической  дестабилизации и опустошения земель) разработку рекомендаций по рациональному природопользованию и охране природы.

Биологическое разнообразие – это все многообразие форм жизни на Земле в виде миллионов видов растений и животных, микроорганизмов с их наборами генов и сложных экосистем, образующих живую природу.

«Дыра» озоновая – значительное пространство в озоновом экране стратосферы с заметно пониженным (до 50%) содержанием озона.

Кислотные дожди – осадки в твердой и жидкой фазах, подкисленные (число рН ниже 5,6) из-за растворения в атмосферной влаге промышленных выбросов (SO2, NOx, HCE и др.).

Опустынивание – потеря местностью (естественное исчезновение или уничтожение) сплошного растительного покрова с невозможностью его самовозобновления, которое иногда возможно при ликвидации постоянного антропогенного пресса.

Парниковый эффект – защитное свойство атмосферы в процессе лучистого обмена Земли с Мировым пространством. Атмосфера достаточно хорошо пропускает к земной поверхности коротковолновую солнечную радиацию, но длинноволновое излучение земной поверхности ею почти полностью поглощается.

Литература:

  1. Алексеев В.П. Очерки зоологии человека.-М.: Наука, 1993, 423 с.
  2. Зайцев Г.Е. Маслов С.А., Рубайло В.П.  Кислотные дожди и окружающая среда.-М.: Химия, 1991, 142с.
  3. Зубаков В.А. XXI – сценарий будущего: анализ последствий глобального экологического кризиса. СПб, ГМТУ, 1995, 255с.
  4. Ливчак И.Ф., Воронов Ю.В., Стрелков Е.В. Охрана окружающей среды.- М.: Колос 1995, 265с.
  5. Лосев К.С. Вода.-Л., Гидрометеоиздат, 1989,271с.
  6. Миллер Т. Спешите спасти планету.-М.: Прогресс – Плангея, 1994, 336с.
  7. Феймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь справочник.-М.: Мысль, 1990, 638с.
  8. Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование.-М., Дрофа, 2003, 215с.
  9. Уорнер С. Загрязнение воздуха: источник и контроль.-М.: Мир 1996, 640с.
  10. Яковлева Н.В. Проектная деятельность учащихся.-Волгоград, «Учитель 2008,140с
  11. Макарова Т.Н. Макаров В.А. Аттестация педагогических работников в образовательных учреждениях. Завуч для администрации школ., №4,2005, с.91-93

Приложение

Требования к оформлению проектов

«Проект – это такая открытая и динамическая форма организации учебной деятельности учащегося и педагогической деятельности учителя, которая предполагает их выбор и творческие решения.»[1]

Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует учащихся не на интеграцию фактических знаний, а на приобретение и применение новых знаний для активного освоения новых способов человеческой деятельности.

При работе над проектами по географии можно выделить несколько видов проектов:

  • Исследовательский (имитация научного исследования, которая обязательно предусматривает эксперимент, данный проект имеет четкую структуру) может быть представлен в виде: реферата, доклада, научной статьи.
  • Реферативно-описательный, ориентирован в основном на обработку информации, выявлению проблем по данной тематике, которые не предусматривает экспериментальной проверки полученных данных.
  • Творческий (описание творческой деятельности).

Проект должен иметь определенную структуру, которая включает набор обязательных и необязательных элементов.

Обязательные элементы:

  • Титульный лист
  • Оглавление
  • Введение
  • Основная часть документа
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Необязательными элементами являются:

  • Перечни условных обозначений, сокращений и терминов
  • Приложения

Оглавление включает: введение, наименование всех глав, их разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименования), заключение, список используемой литературы, приложения (при их наличии). Строки оглавления заканчиваются указанием номеров страниц, на которых расположено начало соответствующего раздела рубрикации.

Введение должно содержать краткую оценку состояния, исследуемого вопроса, проблемы и актуальность выбранной темы, цели и задачи исследований, объекта и предмета исследований, оценку практической значимости результатов.

В основной части приводят данные, раскрывающие суть темы, результаты выполненной работы.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненных исследований и оценку решений поставленных задач.

В приложения могут быть включены:

- таблицы вспомогательных цифровых данных

- иллюстрации вспомогательного характера (в виде рисунков, графиков, диаграмм, схем и т.д.)

Работа должна быть логически выдержана. В ней соблюдаются единство стиля изложения и обеспечение орфографической, синтаксической, стилистической грамотности.

Примерные темы проектов:

  1. Погода и климат.
  2. Современный состав воздуха в атмосфере.
  3. Парниковые газы в атмосфере. Парниковый эффект.
  4. Проявление глобального потепления.
  5. Проблемы озона. Истощение озонового слоя. Озоновые «дыры». Последствия.
  6. Минеральные ресурсы.
  7. Топливно-энергетические ресурсы. Топливный кризис.
  8. Сельскохозяйственные ресурсы.
  9. Эрозия почв.
  10.  Кислотные дожди.
  11.  Водные ресурсы. Проблема простой и питьевой воды.
  12.  Климатические ресурсы.
  13.  Агроклиматические ресурсы.
  14.  Воздействие человека на биологическое разнообразие.
  15.  Сохранение биологического разнообразия.

                     Геоэкология и глобальные социальные проблемы человечества.

Двинских Т.С.  Учитель географии I квалификационной категории СОШ №147 Авиастроительного района г.Казани.

Мы живем в сложном, быстро изменяющемся и очень хрупком мире. С ростом численности населения нашей планеты, бурным развитием промышленного производства, резко усиливается антропогенный пресс на природу, вызывая порою необратимые изменения в географической оболочке.

Это проявляется в загрязнении окружающей среды, сокращении площади лесов, опустынивании, глобальном потеплении климата и т.д.  Подобные вопросы  относятся к сфере геоэкологии, науки, изучающей реакцию географической оболочки и отдельных ее компонентов на вмешательство человека через его хозяйственную деятельность.

Мною разработана и использована на практике в течении нескольких лет учебная программа курса по выбору в предпрофильной подготовке школьников 9-х классов «Геоэкология и глобальные социальные проблемы человечества».

Цель курса:

  • Формирование у учащихся представлений о глобальных социальных проблемах человечества, связанных с изменением окружающей среды; путями их решения;
  • Ознакомление с профессиями, связанными с географическим и экологическим профилем.

Задачи курса:

  • Формирование интереса у учащихся к глобальным социальным проблемам и выработка у них компетенций для решения данных проблем;
  • Развитие практических умений и навыков, необходимых для  анализа географических карт и для работы с контурными картами.
  • Помочь утвердиться в выборе профессии (эколог, геоэколог, географ).
  • Развитие творческих способностей.

Курс рассчитан на 17 часов, в том числе: теоретическая часть – 12 ч, практическая 5 ч. Курс предполагает выработки у учащихся компетентностного подхода в применении полученной информации; формирование экологической культуры.

Формы и методы проведения занятий: лекции, практические работы, проектная деятельность.

Формы контроля: наблюдение учителя, анализ практических работ, кроссворды, защита проектов.

При рассмотрении темы «Возможность столкновения Земли с космическими телами» рассматриваются вопросы: Земля во Вселенной. Солнечная система и ее строение. Возможность столкновения Земли с астероидами и кометами. Последствия подобного столкновения.

Например, учащиеся узнают, что люди боялись появления комет. Предполагалось, что кометы появлялись неспроста, они предшествовали различным бедствиям, которые обрушивались на людей: войнам, голоду, наводнениям и т.п. Комет боялись потому, что не могли найти достаточно понятного и логичного объяснения этому явлению. Современные астрономы и даже любители астрономии, занимающиеся исследованием небесных тел, могут рассказать о природе и поведении комет  довольно много: откуда появляются кометы, чем объясняется их необычный облик и даже предскажут, когда и где можно будет наблюдать какую-нибудь из них.

Столкновения Земли с кометой – вот чего стали бояться люди. Но прогресс в этой области не стоит на месте. Постоянно совершенствуются существующие и появляются новые проекты исследования комет и защиты Земли от космической угрозы.  

В разделе « Географическое распространение вулканов и очагов землетрясений. Цунами. Географические следствия» учащиеся узнают, что стихийные действия сил природы, пока еще не в полной мере подвластные человеку наносят экономике и населению огромный ущерб.

Учащиеся выполняют практическую работу: на контурную карту наносят ареалы распространения вулканов, очагов землетрясений и районы с наибольшей плотностью населения. Делают анализ карты.

 В разделе «Атмосфера земли. Загрязнение атмосферы» рассматриваются вопросы: 

-Строение и состав атмосферы. Биогенное значение газов. Увеличение содержания углекислого газа в атмосфере. Парниковый эффект.

-Виды загрязнения атмосферы. Образование кислых осадков. Кислотные дожди и их воздействие на окружающую среду.

Практическая часть: на контурной карте мира нужно показать районы распространения кислотных дождей. Сравнить районы их развития с экологической картой мира и картой  преобладающих ветров. По итогам работы написать объяснительную записку.

          По теме «Озоновый слой-проблема XXI века» учащиеся узнают- что слой озона удивительно тонок. Если бы этот газ сосредоточить у поверхности Земли, то он образовал бы пленку лишь в 2-4мм толщиной (минимум- в районе экватора, максимум- у полюсов). Однако и эта пленка надежно защищает нас, почти полностью поглощая опасные ультрафиолетовые лучи. Без неё жизнь сохранилась бы лишь в глубинах вод (глубже 10м) и в тех слоях почвы куда не проникает солнечная радиация. Обнаружено, что в течении многих лет озоновый слой претерпевает небольшое, но постоянное ослабление над некоторыми районами земного шара, включая густонаселенные районы  Северного полушария. Над Антарктикой обнаружена обширная «озоновая дыра». Разрушение озона происходит из-за воздействия ультрафиолетовой радиации, космических лучей, некоторых газов: соединений азота, хлора и брома, фторхлоруглеродов (фреонов). Деятельность человека, приводящая к разрушению озонового слоя, вызывает наибольшую тревогу. Поэтому многие страны подписали международное соглашение, предусматривающее сокращение производства озоно-разрушающих веществ.

Очень актуальная тема «Глобальное потепление климата» вызывает большой интерес у учащихся. Рассматриваются причины потепления и его региональные проявления.

По теме « Уничтожение лесов» рассматриваются вопросы:

-Леса – легкие нашей планеты. Значение лесов в поддержании баланса атмосферных газов. Причины сокращения лесов. Опустынивание.

Практическая часть: на контурную карту мира нужно нанести районы, подверженные в той или иной степени опустыниванию. Написать объяснительную записку к карте, отразив ней причины опустынивания (природные и антропогенные).

В теме «Биологическое разнообразие» рассматриваются вопросы:

-Понятие «биологического разнообразия» и его уровни: видовое, генетическое разнообразие сообществ и экосистема. Ключевые виды. В разделе: «Проблемы пресной воды» рассматриваются вопросы: Происхождение воды и ее свойства. Гидросфера и ее структура. Запасы пресной воды. Охрана водных объектов.

Практическая часть: Экскурсия на водный объект.

 В разделе «Эрозия почв» рассматриваются вопросы:

-Основные типы почв и их плодородие. Гумус. Ветровая и водная эрозия почв. Деградация почв. Почвозащитные мероприятия.

Учащиеся узнают, что почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы Земли. Именно почвенная оболочка определяет многие процессы, происходящие в биосфере. Важнейшее значение почв состоит в аккумулировании органического вещества, различных химических элементов, а также энергии. Почвенный покров выполняет функции биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора различных загрязнений. Если это звено биосферы будет разрушено, то сложившиеся функционирование биосферы необратимо нарушится.

Рассматривается важная  глобальная социальная проблема голода. Вопросы:

-Урбанизация. Сокращение пахотных угодий. Интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства. Рискованное земледелие.

Продовольственная проблема является одной из самых важных для современного общества, требующих экстренного решения. По различным оценкам в мире голодает и недоедает от  0,8 до 1,2млрд. человек, подавляющее большинство из которых проживает в развивающихся странах. Продовольственная проблема имеет глобальный характер и в силу своей гуманистической значимости, и в силу своей тесной взаимосвязи со сложной задачей преодоления социально-экономической отсталости бывших колониальных и зависимых государств.

По теме: «Энергетический кризис» рассматриваются вопросы: 

-Энергетические ресурсы. Исчерпаемость традиционных видов энергетического сырья: нефти, газа, угля и др.

После прохождения данного курса учащиеся убеждаются, что на рубеже второго и третьего тысячелетия нашей эры перед народами и странами, несмотря на различие их политического строя, экономического развития, религиозных убеждений, во весь рост  встали общие проблемы. От них зависит сохранение цивилизации, возможность самого существования людей. Человечество осознало, что размеры и ресурсы нашей планеты ограничены, что усиливающееся загрязнение окружающей среды вредит здоровью нынешнего и может сделать невозможной жизнь последующих поколений.

Все вместе эти проблемы являются глобальными. Они называются так потому, что затрагивают интересы всех без исключения народов и стран мира, все его регионы, все акватории Мирового океана. И решать эти проблемы можно лишь усилиями всех землян, всех государств больших и малых. Настала пора формирования нового мышления, позволяющего перейти от противоборства к объединению усилий для решения глобальных проблем.

Литература:

  1. Алексеев В.П. Очерки зоологии человека.-М.: Наука, 1993, 423 с.
  2. Зайцев Г.Е. Маслов С.А., Рубайло В.П.  Кислотные дожди и окружающая среда.-М.: Химия, 1991, 142с.
  3. Зубаков В.А. XXI – сценарий будущего: анализ последствий глобального экологического кризиса. СПб, ГМТУ, 1995, 255с.
  4. Ливчак И.Ф., Воронов Ю.В., Стрелков Е.В. Охрана окружающей среды.- М.: Колос 1995, 265с.
  5. Лосев К.С. Вода.-Л., Гидрометеоиздат, 1989,271с.
  6. Миллер Т. Спешите спасти планету.-М.: Прогресс – Плангея, 1994, 336с.
  7. Феймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь справочник.-М.: Мысль, 1990, 638с.
  8. Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование.-М., Дрофа, 2003, 215с.
  9. Уорнер С. Загрязнение воздуха: источник и контроль.-М.: Мир 1996, 640с.
  10. Яковлева Н.В. Проектная деятельность учащихся.-Волгоград, «Учитель 2008,140с
  11. Макарова Т.Н. Макаров В.А. Аттестация педагогических работников в образовательных учреждениях. Завуч для администрации школ., №4,2005, с.91-93


[1] Яковлева Н.В. Проектная деятельность учащихся.-Волгоград, «Учитель» 2008,140с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по экологии «Экологические проблемы Амурской области»

Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов. Элективный курс предназначен для учеников 9 классов, перед которыми стоит проблема выбора дальнейшего профиля обучения.Цель: Формирование...

Элективный курс "Глобальные проблемы человечества" 10 класс

Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для учащихся 10(11) класса, базируется на знаниях физической и экономической географии основной школы, способствует расшире...

элективный курс «Социальные проблемы населения Сибирского федерального округа"

программа элективного курса «Социальные проблемы населения Сибирского федерального округа» предназначена для обучающихся 9-х классов. Целью данного элективного курса – является расширение и углубление...

элективный курс «Социальные проблемы населения Сибирского федерального округа"

программа элективного курса «Социальные проблемы населения Сибирского федерального округа» предназначена для обучающихся 9-х классов. Целью данного элективного курса – является расширение и углубление...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС

laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество"  для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...

Алкоголизм и социальные проблемы человечества(презентация)

Алкоголизм и социальные проблемы человечества(презентация)...