Конспект урока: "Географический рисунок расселения и хозяйства Европы" 11 класс
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему

Географический рисунок хозяйства в Европе существенно отличается от других регионов мира. Урок проводится в виде групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geograficheskiy_risunok_rasseleniya_i_hozyaystva_evropy.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Географический рисунок расселения и хозяйства Европы.

Цель урока: изучение географического рисунка расселения и хозяйства стран Зарубежной Европы.

Задачи урока:

- рассмотреть главные особенности географического рисунка расселения и хозяйства Зарубежной Европы, выявить причины его формирования;

- развивать познавательную самостоятельность, творческие способности, продолжить формирование географических умений: анализировать карты, статистические материалы, составлять схемы; продолжать формирование общеучебных умений: анализировать текст, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать, составлять краткие характеристики;

-воспитывать культуру общения, способствовать проявлению интереса к совместной деятельности, вызвать заинтересованность к коллективной работе (работе в группах)

Планируемые результаты:

Знать: особенности географического рисунка расселения и хозяйства стран Зарубежной Европы.

Уметь: применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за социально-экономическими процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;сопоставлять географические карты различной тематики;

Техническое обеспечение урока:

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):атласы 10 класс, учебник,  раздаточный материал, распечатанный материал «Политическая карта Европы» на магнитной доске.

Ход урока

  1. Организационный момент - 1 мин
  2. Изучение нового материала – 24 мин

- Обратите ваше внимание на доску. Подумайте, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (на магнитной доске  «Политическая карта Европы» (формат А3), термин «Географический рисунок хозяйства»). Учащиеся определяют тему урока и ставят задачи.

- Верно, тема нашего занятия «Географический рисунок  расселения и хозяйства Зарубежной Европы».

«?»: - Как вы думаете, что такое географический рисунок хозяйства? Из каких показателей складывается географический рисунок хозяйства? (Учащиеся формулируют определение, корректировка учителем).

Географический рисунок хозяйства – это расположение городских и промышленных районов, сельскохозяйственных зон, рекреационных территорий, крупных транспортных магистралей.

Географический рисунок

Моноцентрический (одноцентровый)                 Полицентрический (многоцентровый)

Географический (или пространственный) рисунок хозяйства в Европе существенно отличается от других регионов мира. У него две главные специфические черты. Во-первых, освоенность территории. В Европе почти нет неосвоенных районов. Во-вторых, относительно небольшая территория и высокий уровень развития хозяйства обусловили хозяйственное единство Европы. Не случайно часто говорят о едином экономическом пространстве региона от Атлантики до Урала.

В процессе исторического развития географический рисунок европейского хозяйства менялся и все более усложнялся. На определенных этапах развития главными в экономическом отношении были различные территории: происходила смена лидеров в европейской хозяйственной иерархии. На протяжении последних двух тысяч лет (н. э.) было несколько специфических периодов, которые оставили свой след в современном пространственном рисунке европейского хозяйства.

В начале нашей эры основной «центр тяжести» европейского хозяйства концентрировался на юге региона, в Средиземноморье. Во времена Римской империи именно вокруг Средиземного моря были сосредоточены главные хозяйственные очаги. Чем дальше от побережья, тем менее развитым было хозяйство. Хозяйственной периферией в то время были такие территории, как современная Англия, Германия и Скандинавия.

В период раннего феодализма (V—X вв.) самым экономически развитым было Франкское государство. В его границы входили территории многих современных стран. Земледельческое франкское государство было первым классическим феодальным образованием в Европе. Помимо земледелия франки занимались и животноводством, особенно было распространено свиноводство. В то время свиней обычно держали круглый год в лесу, на подножном корму.

В период развитого феодализма (XI—XIV вв.) хозяйственная деятельность опять перемещается к морю. Развитие ремесел, а позднее и торговли, дали приморским территориям солидное преимущество. В отличие от времен Римской империи большое значение имели не только южные, но и северные моря. На юге самыми мощными были городские республики Северной Италии (Венеция, Генуя, Флоренция). На севере наиболее развитыми и богатыми были прибрежные районы Балтийского и Северного морей. Ганзейский союз объединил большинство торговых городов Балтики и Северного моря.

XV—XVII вв. — эпоха позднего феодализма и Великих географических открытий. Европа «повернулась» в сторону Атлантики, оставив в «экономической тени» и Средиземноморье и Балтику. Произошла смена лидеров. На европейскую авансцену выдвигаются страны Пиренейского полуострова — Испания и Португалия, более всего выдвинутые к Атлантике. Другие лидеры — Англия и Нидерланды, отставая от Пиренейских стран по колониальным захватам, развивают свое хозяйство — мануфактуру, торговлю, финансовую сферу. Приток золота и серебра из американских колоний подорвал производство в Испании и Португалии.

В XVIII—XIX вв. развитие промышленности происходило в первую очередь в районах, хорошо обеспеченных природными и трудовыми ресурсами. В среднеевропейских государствах и России формируются настоящие промышленные районы, сложившиеся к середине XIX в. Это самые старые в мире индустриальные районы (В то время сложились такие крупные промышленные районы Европы, как Рур, Средняя Англия, Силезия, Центральная Россия, Урал, Донецко-Приднепровский.). Именно тогда были заложены основы современной географии европейского хозяйства. Главные в экономическом отношении территории — это изначально индустриальные районы.

В первой половине XX в. больших изменений в географии хозяйства не произошло. Происходило дальнейшее усиление старых индустриальных районов. Главное изменение было связано с усилением экономического потенциала Советского Союза в результате мощной социалистической индустриализации. Однако территориальных сдвигов это не вызвало, так как индустриализация охватила опять-таки старые промышленные районы. Единственным исключением стало Поволжье, где нефтяная промышленность и машиностроение сформировали практически новый крупный район.

В «экономической тени» по-прежнему оставалась большая часть Восточной Европы, которой отводилась роль «санитарного кордона» между Советским Союзом и остальной Европой.

Образование группы социалистических государств на востоке Европы после второй мировой войны и индустриализация ранее отсталых европейских городов создала новый, довольно крупный экономический очаг в Европе.

В настоящее время в европейской экономике наибольшее значение имеют несколько ареалов. Их условно можно назвать западно-, центрально- и восточно-европейскими. В их границах сосредоточена основная часть промышленной и нематериальной сферы. Таков современный пространственный рисунок европейского хозяйства — три ареала концентрации экономики, причем два из них объединяются вместе с прилегающими территориями в так называемое «европейское экономическое ядро».

Европейский хозяйственный рисунок можно увидеть и на примере экономических центров и главных направлений международных экономических связей. «Центр тяжести» европейского хозяйства размещен на западе региона и охватывает небольшую часть Европы, образуя главную европейскую экономическую ось, протягивающуюся от Глазго до Рима.

В границах европейского экономического ядра происходит формирование новых хозяйственных центров Европы, получивших наименование «еврогородов», т. к. они работают на всю Европу и их значимость давно перешагнула государственные границы.

Практическое задание (практическая работа) на формирование учебных действий

Составление картосхемы «Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы», выделение «центральной оси» развития региона и районов: высокоразвитых, старопромышленных, отсталых аграрных, нового освоения.214

- Предлагаю поработать сегодня в группах для достижения целей и задач урока. Каждая группа получит свое задание и инструкцию. В конце работы каждая группа представит свой конечный результат, итогом которого будет оформление современного рисунка хозяйства Европы на копии «Политическая карта Европы» на доске (результаты сравнения отразить на карте в виде прямоугольника, в пределах которого высокая концентрация хозяйства).Время работы 15 мин

1 группа:Цель: Изучение «Центральная ось» развития Европы

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице 197-198
  2. Проанализируйте полученную информацию.
  3. Выделите факторы формирования современного географического рисунка Европы
  4. Составьте схему «Центральная ось развития Европы» на основе данного материала
  5. Оформите схему на формате А3 для презентации
  6. Выберите выступающего из состава группы

2 группа:Цель: Изучение высокоразвитых районов Европы

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице 198-200
  2. Выявлять особенности заселения и истории хозяйственного освоения территории Зарубежной Европы.
  3. Проанализируйте полученную информацию
  4. Выделите лидирующие отрасли экономики и экономические центры высокоразвитых районов Европы.
  5. На основе полученной информации определите географию высокоразвитых районов Европы, оформите в контурной карте
  6. Выявлять проблемы и перспективы социально-экономического развития региона.
  7. Выберите выступающего из состава группы

3 группа:Цель: Изучение старопромышленных районов Европы

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице 200-201
  2. Выявлять особенности заселения и истории хозяйственного освоения территории Зарубежной Европы.
  3. Проанализируйте полученную информацию
  4. Выделите главный фактор для размещения старопромышленных районов и отрасли специализации хозяйства
  5. На основе полученной информации оформите карту «География старопромышленных районов Европы».
  6. Выявлять проблемы и перспективы социально-экономического развития региона.
  7. Выберите выступающего из состава группы.

4 группа:Цель: изучение отсталых аграрных районов Европы.

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице 201.
  2. Выявлять особенности заселения и истории хозяйственного освоения территории Зарубежной Европы.
  3. Проанализируйте полученную информацию.
  4. Выделите экономические проблемы аграрных районов и их причины.
  5. Предложите пути решения этих проблем.
  1. На основе полученной информации определите географию аграрных районов Европы, оформите в контурной карте
  2. Выявлять проблемы и перспективы социально-экономического развития региона.
  3. Выберите выступающего из состава группы.

5 группа:Цель: изучение районо Нового освоения Европы

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом учебника на странице 199, 201.
  2. Проанализируйте полученную информацию.
  3. Определите отрасли специализации для районов нового освоения Европы.
  4. Определите круг экологических проблем районов Нового освоения
  5. Нанесите на контурную карту район Нового освоения Европы
  6. Выявлять проблемы и перспективы социально-экономического развития региона.
  7. Выберите выступающего из состава группы.

Выступление групп –10 мин. В результате работы групп у каждого учащегося в тетради краткие записи сделанные группами, на доске - «Современный рисунок хозяйства Европы».

1.Наиболее яркими примерами высокоразвитых районов, которые концентрируют новейшие отрасли промышленности, инфраструктуру, науку, культуру, сферу услуг, могут служить столичные регионы Большого Лондона и Большого Парижа.

Фишки для любознательных. Интересные факты про Париж

1.В парижском метро пассажиры самостоятельно должны открывать и закрывать двери в вагонах. Кроме того, в парижском метро (которое имеет небольшую глубину) не объявляют названия станций, а у турникетов вы не найдете служащих метрополитена – это своеобразная система самообслуживания.

2.Французы очень ревностно относятся к своему языку. В 1994 году был принят специальный закон, который регламентирует нормы по употреблению английских слов. Ряд новых терминов и понятий был введен лингвистами Франции специально для замены тех, появление которых было обусловлено новыми зарубежными научными разработками и развитием технологий. Жители Парижа более чем уверены, что их родной язык ничем не хуже английского и довольно часто делают вид, что не знают английского вообще.

Найдите подобные интересные факты про Лондон с помощью интернета и расскажите другой части класса про них. Для выполнения задания ученики делятся на несколько команд (количество таких групп определяется учителем в зависимости от количества учеников и компьютеров в классе).

Учитель рассказывает, почему Париж и Лондон считаются крупнейшими промышленными центрами.

   2.  Ни в одном другом регионе мира нет такого количества старопромышленных районов с преобладанием базовых отраслей, как в зарубежной Европе. Наиболее крупные из них возникли на базе каменноугольных бассейнов. Но и среди таких районов особенно выделяется Рурский, который на протяжении многих десятилетий по праву считается индустриальным сердцем Германии.

В зарубежной Европе есть еще немало довольно отсталых, преимущественно аграрных районов. Яркий пример такого рода - Юг Италии, который занимает 40% территории страны, концентрирует более 35% населения и только 18% занятых в промышленности. Доход на душу населения здесь почти в два раза ниже, чем на Севере.

Интересные факты:

   3.  Учитель рассказывает о  влиянии международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства.

Рецензирование работ групп.

  1. Закрепление изученного материала – 8 мин

Фронтальный опрос:

1) О каком городе Зарубежной Европе идет речь? На гербе данного города изображен серебристый кораблик с надписью «Его качает, но он не тонет»

2) О каком районе Зарубежной Европы идет речь?

А)В данном районе возникла экологическая катастрофа, так как буквально море нашпиговано буровыми платформами, здесь находится крупное месторождение газа –Слохтерен -

Б)В данном районе концентрируются новейшие отрасли промышленности, инфраструктура, наука, культура, сфера услуг -

В) Индустриальное сердце Германии

Г)Данный район перепрофилировался с сельского хозяйства, здесь построены крупные металлургические, нефтехимические комбинаты, которые работают на привозном сырье -

3) Продолжите:

А) «Главная улица Европы» - …, почему?...

Б) «Западные ворота» города Рура…

В)Бывшая сточная канава Европы - …

Г) Для разработки газового месторождения…в районе нового освоения (Северное море), была построена гигантская буровая платформа, данная платформа превосходит Эйфелеву башню

Д)В столице данной страны размещается более 700 международных политических, экономических и общественных организаций, среди них ЮНЕСКО, Международная торговая палата, Международное энергетическое агенство, Международная организация криминальной полиции (Интерпол). О каком городе идет речь?....

V. Закрепление, подведение итогов, рефлексия - 3 мин

Задает учащимся вопросы: «Достигли ли мы поставленной цели урока? Какой вывод из всего изложенного можно сделать?»

В результате практической работы вы выявили типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, учились анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы и таблицы, давать краткую характеристику отраслям. Вы работали в малых группах, учились делать совместные выводы, принимать общие решения. Вы повторили необходимые понятия и термины и выполняли задания по изучения нового материала. В ходе практической работы вы делали закрепление нового материала - заполняли таблицы, формулировали выводы.

Ученики, слушая ответы одноклассников, делали записи в тетради, оформляли таблицы и схемы.

В итоге, мы пришли к общему выводу, что четвёртка стран: ФРГ, Великобритания, Франция, Италия имеет самый высокий уровень развития, многоотраслевую структуру хозяйства, сформировавшую территориальную структуру и активно участвуют в интеграционных процессах. Каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке, свою активность в работе в группе, анализирует, что у него получилось, а в чём были затруднения.

Выставление и комментирование оценок.

VIII. Домашнее задание – 1 мин

Проанализируйте записи, сделанные на уроке, с.218-221


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Географический рисунок расселения и хозяйства"

Презентация позволяет более углубленно изучить  данный материал. Содержит слайды новейших, старых, депрессивных районов и раойнов нового освоения. Урок расчитан для учащихся 11 классов. Применим ...

конспект урока Географическое положение Африки 7 класс

Конспект урока 7 класс  Географическое положение Африки Учитель МОУ СОШ №1 Коротицкая Л.Ю....

План конспект урока "Географические координаты" 6 класс

Работа посвящена закреплению и систематизации знания и умения по определению географических координат по карте и глобусу с героями фильма "Остров сокровищ", с использованием интерактивной доски....

конспект урока "Географическое положение Африки" 7 класс

Урок практикум по теме "ГП Африки" Первый урок по теме "Африка"...

Конспект урока "Географическое положение Южной Америки. История исследования" 7 класс ФГОС

Данный урок географии в 7 классе относится к разделу «Материки планеты Земля». Курс географии рассчитан на 70 часов в учебный год (т.е. 2 часа в неделю).Цель занятия: создание условия для активной поз...