урок Великие географические открытия
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Плужникова Татьяна  Стефановна

УРОК ГЕОГРАФИИ В 5-М КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: «ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ»

Цель урока: создать условия для развития творческого мышления обучающихся.

Задачи урока:

- обучающая: познакомить обучающихся с  путешественниками-первооткрывателями и маршрутами их путешествий, научить определять  причины и последствия ВГО;

- развивающая: развитие логического мышления;

- воспитательная: воспитание необходимости ответственности за поступки с точки зрения социальных норм.

Формирование УУД на данном уроке

- предметные:

обучающиеся научатся называть и распознавать на иллюстрациях путешественников – первооткрывателей; показывать на карте маршруты путешествий первооткрывателей; выявлять причины и последствия ВГО для науки  и экономического развития территорий;

- метапредметные:

познавательные - анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; строить логические рассуждения; критически осмысливать текст; преобразовывать информацию из одного вида в другой; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации и анализировать ее;

коммуникативные - отстаивать собственную точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; понимать позицию другого, различать в его речи мнение, доказательство, факты;

регулятивные - выдвигать версии решения проблемы; осознавать конечные результат; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

- личностные:

оценивать с позиции социальных норм поступки других людей.

Способы деятельности на уроке:

- работа с учебником и с дополнительными источниками информации;

- работа с картой;

- устный ответ.

Используемая педагогическая технология:

мозговая атака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок географии в 5 классе704.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по географии 5 класс

Тема: ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ.

Учитель географии МБОУ СОШ №39 Плужникова Т.С.

УРОК ГЕОГРАФИИ В 5-М КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: «ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ»

Цель урока: создать условия для развития творческого мышления обучающихся.

Задачи урока:

- обучающая: познакомить обучающихся с  путешественниками-первооткрывателями и маршрутами их путешествий, научить определять  причины и последствия ВГО;

- развивающая: развитие логического мышления;

- воспитательная: воспитание необходимости ответственности за поступки с точки зрения социальных норм.

Формирование УУД на данном уроке

- предметные:

обучающиеся научатся называть и распознавать на иллюстрациях путешественников – первооткрывателей; показывать на карте маршруты путешествий первооткрывателей; выявлять причины и последствия ВГО для науки  и экономического развития территорий;

- метапредметные:

познавательные - анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; строить логические рассуждения; критически осмысливать текст; преобразовывать информацию из одного вида в другой; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации и анализировать ее;

коммуникативные - отстаивать собственную точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; понимать позицию другого, различать в его речи мнение, доказательство, факты;

регулятивные - выдвигать версии решения проблемы; осознавать конечные результат; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

- личностные:

оценивать с позиции социальных норм поступки других людей.

Способы деятельности на уроке:

- работа с учебником и с дополнительными источниками информации;

- работа с картой;

- устный ответ.

Используемая педагогическая технология:

мозговая атака.

Критерии оценивания:

- выявил необходимую информацию из источников – 1 балл;

- точно нанес на карту маршрут путешествия – 2 балла;

- привел доказательства гипотезы – по 1 баллу за каждое доказательство;

- назвал период (дату) ВГО – 1 балл.

ХОД УРОКА

  1. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Друзья, каждый из нас любит путешествовать. Во время каникул, особенно летних, мы стараемся уехать из дома на морское побережье, в горы, да и просто в гости, например, к бабушке в деревню. Для вас это не только географическое путешествие (вы же перемещаетесь из одного пункта в другой), но и небольшое открытие. Вы открываете для себя новые тропинки в лесу, не изведанные ранее тропы в горах и т.д. Однако, никто из вас не рискнет назвать ваши открытия Великими географическими открытиями.  А вот открытия XV–XVI веков в науке называют Великими географическими открытиями. Какой у вас возникает вопрос?  

Почему географические открытия конца XV века назвали Великими?

Какие у вас будут гипотезы?

Учитель после тщательного разбора проблемной ситуации предлагает обучающимся заполнить таблицу (таблица на доске):

Гипотезы, предложенные обучающимися:

1

2

3

4

Обучающиеся называют гипотезы, учитель заполняет левую часть таблицы, после чего уточняется тема урока «Великие географические открытия».

Учитель каждому обучающемуся дает кейс (большой конверт или файл), укомплектованный материалами для подтверждения или опровержения гипотез. В кейсах материалы о пяти путешественниках, краткая историко-географическая справка о ВГО, задания практикума. Каждый обучающийся получит кейс с информацией об одном из пяти путешественников.

Учитель знакомит обучающихся с персоналиями (презентация).

   

  1. Поиск решения.

Учитель инструктирует обучающихся, как работать с кейсами.

Работая с источниками информации (кейсы + учебник), обучающиеся  проводят исследование одного из путешествий. Определяют, можно ли его считать Великим географическим открытием. По истечении определенного периода времени учитель просит подняться тех учеников, у кого в кейсе была информация о Марко Поло (5 человек). Они доказывают или опровергают предложенные ранее гипотезы и заполняют (учитель может оказать помощь) левую часть таблицы. Таким образом, анализируются путешествия всех предложенных учителем первооткрывателей.

После того, как вся таблица будет заполнена:

План

Марко Поло

Афанасий Никитин

Христофор Колумб

Васко да Гама

Фернан Магеллан

1.

2.

3.

4.

обучающиеся начинают обсуждение результатов работы.

–  С какими трудностями столкнулись путешественники? Какими качествами должны обладать люди-путешественники для таких целей? 

- Определите причины, по которым путешественник отправился в путь.

- Выявите последствия его открытий.

 

III. Самостоятельное применение знаний.

Практическая работа с контурной картой по заданиям практикума в кейсах. Контурные карты есть у каждого обучающегося. Но, определенной категории обучающихся учитель может дать карту, на которой уже нанесены маршруты путешествий. Ученику нужно будет лишь распознать маршруты путешественников и отметить их в легенде карты.

ΙV. Итог урока.

Группа критиков (выбраны по желанию)  определяют достоверность гипотез названия географических открытий Великими. Оценивают степень достижения целей урока.

 V. Обсуждение урока.

– Чему мы сегодня научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

VI. Оценка работы на уроке и домашнее задание.

Работа с учебником А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля», п.7.

Работа с электронным приложением к уроку (тренажер и практикум к п.7)

 

__________________________________________________________________

 

СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА

ЧАСТЬ №1.

Бартоломеу Диаш
первым из европейцев обогнул Африку с юга
в поисках морского пути в Индию. Дата путешествия 1487 – 1488гг.

Год рождения предположительно 1450. Диаш был дворянского происхождения, находился в ближнем окружении короля. В юности изучал астрономию и математику в Лиссабонском университете, учился в школе мореплавателей в Сагрише. Он с юности участвовал в морских экспедициях. В одном из плаваний разыгралась буря, и Диаш пропал без вести, он погиб в море как подобает настоящему мореходу и первооткрывателю. Португальский мореплаватель, корабли которого обогнули южную оконечность Африки,   он установил большой деревянный крест на берегу Африки и вынужден был повернуть назад. Самый южный выступ Африки Диаш назвал мысом Бурь. За этим мысом его корабли вошли в воды Индийского океана. Но Бартоломеу Диашу пришлось на этом закончить свое путешествие: измученная бурями команда потребовала возвращения на родину. После доклада Бартоломеу Диаша о результатах плавания португальское правительство распорядилось назвать южный мыс Африки не мысом Бурь, а Доброй Надежды — надежды достигнуть Индии и других стран Востока морским путем.

ИЛИ

Христофор  Колумб – итальянец, который случайно открыл Новый Свет

Родился осенью 1451 года в Генуе. В 1465 году поступил на генуэзский  флот,  получил тяжёлое ранение. До 1485 года плавал на португальских судах, занимался торговлей, самообразованием и составлением карт. Три четверти жизни Колумб провёл в плавании. С 1492 по 1504 года Колумб совершил четыре путешествия в Америку. Колумб  решил доплыть до Индии западным путём, так как считал, что путь вокруг Индии был долог  и опасен. А если Земля-шар, то если пересечь Атлантический океан, можно достичь Индии.12 октября 1492 года Колумб и его команда увидели Землю, они были уверены, что это Индия, поэтому местных жителей  назвали индейцами. Колумб до конца своих дней был уверен, что побывал в Индии. А 1492 год принято считать годом открытия Америки. Название новой части света произошло от имени итальянского путешественника Америго Веспуччи. Тяжело больной он последние годы провёл в Севилье в Испании, умер 20 мая 1506 года, но современники не заметили его смерти. В 1540 году император Карл V решил исполнить его предсмертное желание, останки Х.Колумба отвезли на остров Эспаньола (сейчас Гаити). В 1898 году после изгнания испанцев, прах мореплавателя  вернули в Севилью.

ИЛИ

Васко да Гама – первый европеец морем дошёл до Индии.

Дата путешествия 1497 – 1499 гг.

Родился, по разным сведениям, в 1460 или в 1469 году, в семье было пятеро сыновей, он был третьим. Род мореплавателя был заслуженным и древним. Знания по навигации, астрономии и математике Васко получил в Эворе. С ранней юности участвовал в морских сражениях. Через 10 лет после путешествия Диаша отправились в путь четыре корабля под командованием  португальца Васко да Гама. Несмотря на трудности, его корабли обогнули мыс Доброй Надежды. На восточных берегах Африки они обнаружили торговые и военные поселения арабов. Экспедиция дошла до Индии до города Каликут, а в 1499 году вернулась в Португалию с грузом пряностей. Плавание продолжалось два года и два месяца.Васко много раз был в Индии, слыл там жестоким и кровожадным завоевателем, но навести порядок так и не смог, заразился малярией и умер 24 декабря 1524 года. Его похоронили на родине, в монастыре Жеронимуш.

ИЛИ

Фернан Магеллан совершил первое кругосветное путешествие.

Дата кругосветного путешествия 1519-1522гг.

Родился в провинции Трашуш Монтеш, северная Португалия, весной 1480 года. Он сын мэра города, в 12 лет он становится пажом при дворе короля Иоанна II в Лиссабоне. Продолжает образование в географии и астрономии. В 20 лет впервые побывал на море. В 1510 году получил чин капитана. В 1511 году участвовал в битве Азамор в Марокко, был тяжело ранен. В 1514 году он поменял гражданство, предложил свои услуги испанской королеве, изменил  имя - Фернандо Магеллан, переезжает в Севилью - крупнейший испанский порт, откуда 10 августа 1519 года отправляется в кругосветное путешествие.20 октября 1519 года пять кораблей с экипажем 234 человека покинули испанские берега. Переплыв Атлантику, флотилия двигалась на юг, вдоль побережья Южной Америки, долго искали пролив, соединяющий Атлантику с Южным морем (так называли Тихий океан).Наступила зима, мятеж на кораблях, один из кораблей потерпел крушение, один корабль с водой и провиантом вернулся назад. 21 октября 1520 года флотилия достигла узкого пролива, Магеллан назвал его проливом Всех Святых, Магеллановым его назовут позднее. На трёх кораблях они выходят в Южное море, почти четыре месяца море было спокойным, Магеллан назвал его Тихим океаном. Но кончились вода и продовольствие, началась цинга, команда умирала. В марте 1521 года флотилия подошла к Филиппинским островам, где погиб Ф.Магеллан.
                                                         
ИЛИ

Афанасий Никитин

В 1466 году Афанасий Никитин с купцами решил поехать торговать в Ширван. Ширванское ханство лежало на юго-западных берегах Каспийского моря. Снарядив два корабля, Никитин со своими товарищами поплыл в Нижний Новгород, где, дождавшись посла, двинулись вниз по Волге. У Астрахани имущество купцов было разграблено отрядами татар. Далее проплыв через Каспийское море, Афанасий благополучно достиг Дербента. Почти целый год провел он в Ширванском ханстве, после чего он отправился в Баку, а затем в Персию (г. Чапкаур). Двигаясь по древнему караванному пути, Никитин дошел до Бендер-Абаса на берегу Персидского залива, а оттуда отправился в г. Ормуз, лежащий на острове у входа в залив. Здесь Никитин пробыл целый месяц. 9 апреля 1469 года поплыл в Индию через Аравийское море. Высадился он в городе Чауле (южнее современного Бомбея). Отсюда начались его почти трехлетние странствия по стране. Афанасий побывал во многих городах нагорья Декан. Два месяца он прожил в Джуннаре. В начале 1472 года из приморского города Дабула Никитин отправился в обратный путь. В октябре 1472 года он достиг города Тробзона. Договорившись с моряками, Никитин переправился на берег Крыма. Корабль зашел в Балаклаву, затем в Гурзуф и закончил плавание в Кафе (Феодосия), где он встретил русских купцов и отправился с ними на родину. В дороге, недалеко от Смоленска, Никитин умер в конце 1472 г.

ЧАСТЬ №2

Причины великих географических открытий. Особое место в процессе зарождения рыночных отношений занимали Великие географические открытия (конец XV-XVII век), благодаря которым удалось установить новые торговые пути, вовлечь в мировой хозяйственный оборот огромные ресурсы других стран и континентов. Гибель феодализма и переход к капитализму в Европе ускорили Великие географические открытия. К ним принято относить крупнейшие открытия XV-XVIвв., главными из которых были открытие Америки и морского пути в Индию вокруг Африки. Иными словами, это было открытие европейцами заокеанских земель в определенных исторических условиях. Поэтому не следует к ним относить, например, путешествия викингов в Америку или открытия русских землепроходцев. Можно назвать несколько факторов, непосредственно послуживших толчком для Великих географических открытий. Прежде всего, это были трудности, с которыми столкнулись европейские страны в торговле с Востоком. В XIII--XV веках все кратчайшие торговые пути туда были перекрыты: турки захватили Балканы и Ближний Восток, арабы -- Северную Африку, Русь находилась под гнетом монголо-татарского ига. И если арабские купцы все-таки соглашались выступать в качестве торговых посредников, правда, при этом, взвинчивая цены на восточные товары в 8--10 раз, то на турецкой территории торговые караваны просто подвергались грабежу и разбою. Венецианские и генуэзские купцы пытались самостоятельно торговать с Востоком, но это еще больше повышало цены. Европейские потребители восточных товаров в лице монархов и их окружения, крупных феодалов, богатых горожан уже привыкли к заморской продукции и не могли смириться с сокращением ее объемов. Поэтому западноевропейские купцы стали искать пути (и прежде всего морские) в Индию, которая была символом всех восточных стран и их богатств. Другой причиной Великих географических открытий стала острая нехватка в Западной Европе денежных металлов -- золота и серебра. Торговля с Востоком, куда перекачивалось золото, требовала постоянного пополнения денежных запасов, а имеющиеся рудники в Испании и Германии уже изрядно истощились. Термин «жажда золота» означал нехватку драгоценных металлов не только в качестве средства накопления богатств нарождающейся буржуазии, но и в качестве средства обращения. Немаловажным фактором, способствовавшим Великим географическим открытиям, было формирование в Европе сильных абсолютистских монархий, которым требовались огромные средства для поддержания пышного двора, наемной армии и которые могли снарядить крупные морские экспедиции. Деньги на эти походы кроме государства давало и купечество, надеявшееся в скором времени освоить новые торговые пути и рынки. Католическая церковь тоже благословляла такие завоевания, желая получить дополнительные земли, немалые доходы, а также новых верующих. Неизбежный для данного периода процесс дробления феодальных поместий приводил к появлению в европейских странах многочисленных авантюристов, стремившихся любой ценой захватить богатство и земли на далеких континентах. Так, испанские и португальские дворяне-идальго, презиравшие все виды деятельности, кроме военной, были готовы ради этого к любым походам. Вслед за дворянами в рискованные и опасные экспедиции устремлялись крестьяне, мечтавшие избавиться отличной зависимости и нищеты. Не следует забывать, что к XV веку в Европе имелись и научно-технические предпосылки, сделавшие возможными дальние морские экспедиции. В этот период появились принципиально новые корабли: венецианские нефы грузоподъемностью до 900-- 1000 т, генуэзские караки (до 1500 т) и др. Но главным достоинством новых кораблей была их парусная оснастка, которая была несравненно эффективнее, чем у небольших судов, ходивших по Средиземному морю. Лучшим кораблем тех лет считалась каравелла с тремя мачтами, пригодная для плавания в океанах. Благодаря гораздо большему количеству и удачному расположению парусов каравеллы были значительно устойчивее при штормах, обладали более высокой скоростью, могли идти нужным курсом при любом направлении ветра. Их трюмы вмещали большие запасы продовольствия и воды, необходимые для длительного плавания. В это время на кораблях стали использоваться новые навигационные приборы (компас, астролябия), которые позволяли ориентироваться в открытом море. Были разработаны подробные лоции различных водных бассейнов, появились корабельные рули, якоря и пр. Стали изготавливаться вполне достоверные карты (так называемые портоланы), где были обозначены контуры побережий и находящиеся там порты. Но, пожалуй, самым главным фактором была победа новых взглядов на форму Земли. Геоцентрическую теорию Птолемея, господствовавшую в течение многих веков, заменила античная идея о том, что Земля имеет форму шара. Также получила распространение гипотеза флорентийского астронома Паоло Тосканелли о возможности доплыть до Индии, если отправиться в западном направлении. Первым в мире эту идею взялся осуществить генуэзец Христофор Колумб, служивший испанской короне. Он отправился на поиски Индии через Атлантический океан, в результате чего в 1492 году была открыта Америка. Следует подчеркнуть, что основной целью Великих географических открытий являлись не столько научно-познавательные устремления европейцев, сколько их экономические потребности, т.е. желание найти кратчайшие и безопасные пути в Индию (и вообще на Восток), а также геополитические задачи захвата новых земель и создания там колоний. В ходе этих открытий произошло перемещение торговых путей на Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Долгое время народы Европы жили, не совершая далеких морских путешествий, но вдруг у них возникла тяга к открытию новых земель, и практически одновременно были открыты и Америка, и новый путь в Индию. Такое "вдруг" не бывает случайным. Существовали три главные предпосылки открытий. В XV в. турки, завоевав Византию, перерезали торговый путь из Европы на Восток. Поток восточных товаров в Европу резко сократился, а европейцы без них обойтись уже не могли. Надо было искать другой путь. Недостаток золота как денежного металла. И не только потому, что золото утекало на Восток. Все больше денег требовало экономическое развитие Европы. Главным направлением этого развития был рост товарности хозяйства, рост торговли. Добыть золото надеялись в тех же восточных странах, которые, по слухам, были очень богаты драгоценными металлами. Особенно Индия. Марко Поло, который там побывал, рассказывал, что там даже крыши дворцов сделаны из золота. "Золото искали португальцы на африканском берегу, в Индии, на всем Дальнем Востоке, -- писал Ф. Энгельс, -- золото было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан; золото -- вот чего первым делом требовал европеец, как только он вступал на вновь открытый берег". Правда, золото имело своих хозяев, но это не смущало: европейцы того времени были людьми отважными и не стесненными моралью. Для них было важно добраться до золота, а в том, что они смогут его отобрать у хозяев, они не сомневались. Да так и получалось: команды небольших кораблей, которые, с нашей точки зрения, были просто большими лодками, захватывали порой целые страны. 3. Развитие науки и техники, особенно судостроения и навигации. На прежних европейских судах нельзя было идти в открытый океан: они шли или на веслах, как венецианские галеры, или под парусом, но только если ветер дул в корму. Ориентировались моряки в основном по виду знакомых берегов, поэтому уходить в открытый океан не решались. Но в XV в. появилось судно новой конструкции -- каравелла. Она имела киль и такое парусное оснащение, которое позволяло двигаться и при боковом ветре. К тому же, кроме компаса, к этому времени появилась и астролябия -- прибор для определения широты. Значительные успехи к этому времени были сделаны и в географии. Возродилась античная теория шарообразности Земли, и флорентийский географ Тосканелли утверждал, что до Индии можно добраться, двигаясь не только на восток, но и на запад, вокруг земли. Правда, при этом не предполагалось, что на пути встретится еще один континент.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=26308

ЧАСТЬ №3

        

ЧАСТЬ №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Великие географические открытия выпускников кадетских корпусов"

Этот урок посвящен русским первооткрывателям-выпускникам кадетских корпусов. Построен на сообщениях учащихся и презентации....

Презентации к уроку "Великие географические открытия выпускников кадетских корпусов"

К уроку "Великие географические открытия выпускников кадетских корпусов" я подготовила несколько презентаций.Представляю некоторые из них:1. Как воспитывали русского офицера.2. Колчак А.В.3. Чок...

Урок "Великие географические открытия"

Разработка урока по Новой истории "Великие географические открытия". 7 класс....

Конспект урока "Великие географические открытия"

Конспект урока "Великие географические открытия"...

тема урока "Великие географические открытия"

Тема урока "Великие географические открытия" 6 класс.Урок -игра.Образовательно-воспитательные задачи урока направлены на систематизацию знаний о роли великих  путешественников в формиро...

Урок " Великие географические открытия"

Конспект урока " Великие географические открытия" 5 класс....