Изменение содержания школьного образования как фактор изменения его качества.
статья по географии (9 класс)

Логинова Татьяна Вячеславна

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Начиная с конца 80-х годов 20в. постепенно нарастала  неудовлетворённость общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиями и ожиданиям. И это было обусловлено устаревшей направленностью системы школьного образования на формирование в основном узкопредметных образовательных результатов и репродуктивным характером образовательного процесса.  Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения  по отдельным учебным предметам. В связи с этим назрела необходимость создания  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. эти вопросы  рассматриваются в статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Изменение содержания школьного образования как фактор изменения его качества.

Введение новых ФГОС как один из факторов изменения его качества.

         Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Начиная с конца 80-х годов 20в. постепенно нарастала  неудовлетворённость общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиями и ожиданиям. И это было обусловлено устаревшей направленностью системы школьного образования на формирование в основном узкопредметных образовательных результатов и репродуктивным характером образовательного процесса.  Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения  по отдельным учебным предметам. В связи с этим назрела необходимость создания  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

          Разработанный Федеральный государственный образовательный стандарт  второго поколения ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и  прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими  универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Выдвинуты новые требования к результатам, структуре и условиям образовательного процесса.

         

         Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике? И я думаю, что учителя согласные с этими утверждениями теоретически,  на практике столкнулись и испытывают трудности.

    Поэтому, важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС  является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.           

- основополагающие  идеи ФГОС имеют положительные моменты, при условии их доработки и соответствующем материально-техническом оснащении;

 -  психологическая перестройка работы учителя и его восприятия процесса обучения;

-  негативным показателем является переутомляемость, возбудимость, ухудшение здоровья при такой нагрузке, как у учителя,  так и у ребенка.  В деятельности учителя главным отрицательным моментом называется – увеличение документации.

 - вызывают проблемы вопросы контрольно-оценочной деятельности. При традиционном обучении оценивание рассматривалось как способ осуществления текущего контроля учебных достижений школьников. Оно проводится учителем и предполагает регулярную проверку и оценку письменных и устных ответов ученика. ФГОС предполагает, что полученная информация используется для корректировки преподавания или определения индивидуальных особенностей школьников, организации учебных групп и дифференциации учебных задач;

- невладение или слабое владение пятиклассниками формами взаимодействия и проектной деятельностью, навыками коллективного планирования;

- учёт индивидуальных творческих достижений учащихся (накопительная система оценивания).

Рекомендации:

1. обмен опытом, наработками учителями, работающими в пятых классах;

2. организация мастер-классов в пятых классах по  предметам

Логинова Т. В., учитель географии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность – как один из факторов изменений в управлении воспитательным процессом

 Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, а наша   с вами задача, дорогие коллеги, - м...

Содержание школьного образования и развитие детской одаренности

Современное школьное образование не в полной мере удовлетворяет запросам одаренных и способных детей, поэтому появляется потребность в дополнительном образовании...

Исследовательский проект: Приспособленность птиц зимой в связи с изменением климата и воздействием антропогенного фактора

Исследовательский проект: Приспособленность птиц зимой в связи с изменением климата и воздействием антропогенного фактора выполнен группой учащихся под руководством учителя....

Работа в режиме инноваций как фактор изменения качества образования

Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как преподавателю - предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные ...

Школа и общество. Модернизация содержания школьного образования в условиях реализации социального заказа

В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества.Состояние образования в Ро...

Ситуационная задача на уроках математики как один из ресурсов обновления содержания школьного образования.

В материале рассмотрена модель ситуационной задачи, а также приведены примеры ситуационных задач....

Мастер-класс "Пути повышения качества формирования ЕНГ. Изменение содержания урочной и внеурочной деятельности"

Важной составной частью функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освое...